Различное в морали и праве 1 страница
Ш.
Юн ити
UNITY
Закон и право • Москва «2012
УДК 172.2(075.8) ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1 П84
Коллектив авторов:
В.Я. Кикотъ, И.И. Аминов, А.А. Гришин, К. Г. Дедюхин, J1.A. Казанцева,
Н.А. Костиков, А.В. Опалев, С.С. Пылев, А.Р. Усиевич, А.В. Щеглов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Профессиональнаяэтика и служебный этикет: учебник П84для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 559 с.
ISBN 978-5-238-01984-0 Агентство CIP РГБ
Применительно к реалиям современного общества систематизиро-ванно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.
Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.
ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1
ISBN 978-5-238-01984-0
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2011
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ФЗ № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.).
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2011
<-+->
Введение
Деятельность правоохранительных органов всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа правоохранительных органов сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Уже одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан, защиту их прав, свобод и собственности приходится с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает комплекс противоречий как в общественном, так и в индивидуальном сознании.
При этом особое значение приобретает четкая постановка обществом задач для правоохранительных органов, определение их функций и полномочий, возможных и допустимых средств борьбы с правонарушениями. Предоставление обществом сотрудникам правоохранительных органов не только правовой, но и моральной санкции на проведение соответствующей деятельности по охране и защите прав граждан — с использованием властных полномочий — налагает на этих сотрудников высокую ответственность за строгое и точное соблюдение законности и сохранения границ допустимости действий, связанных с выполнением служебных обязанностей. И в этом случае речь идет о нравственных требованиях к поведению сотрудников правоохранительных органов, иначе говоря, о профессиональной этике. Для правоохранительных органов России эта проблема приобрела в последние годы особое значение. Как в условиях роста преступности сохранить и повысить нравственный потенциал сотрудников этих органов ? Как на фоне сложных процессов, происходящих в обществе, добиться осознания каждым борцом за правопорядок своего профессионального и гражданского долга? Какие социально-политические явления оказывают наиболее существенное
влияние на поведение этих сотрудников? Каким должно быть их социально и профессионально детерминированное поведение при выполнении своих служебных обязанностей? Это лишь часть того большого перечня вопросов, имеющих непосредственное нравственное содержание, которые ставит практика правоохранительной деятельности в настоящее и далеко не простое время.
При этом следует признать, что на государственную службу сейчас идут люди, многим из которых в так называемые «лихие 90-е» ни семья, ни школа по объективным причинам не смогли внушить базовые критерии, свойственные социальному общежитию. Многим молодым людям присуща вера в то, что учиться не надо, так как любые дипломы покупаются, получить престижную работу можно лишь за деньги или по знакомству. А жизненный лозунг большинства современных студентов-юристов — «финансовый успех любой ценой», ибо сегодня это единственная гарантия счастливого будущего. Общеизвестно и то, что государственный аппарат, особенно в последнее время, вынужденно черпает свое пополнение из тех слоев общества, которые не способны достичь высот в бизнесе, но желают жить богато. Если к этому добавить, что «поход» в правоохранительные органы за достойным легальным заработком — утопия, а в условиях безработицы любителю красивой жизни податься больше некуда, то остается доход, пусть нелегальный и в силу этого несколько опасный, но в то же время достаточно высокий. Естественно, для лиц, заброшенных таким образом «на поиск денег и чинов» на службу в органы правоохраны, высокий моральный облик — явление, мягко говоря, чуждое.
Поскольку понятие «правоохранительные органы» пока еще не получило ни единого определения, ни отражения в законодательстве (это относится также и к перечню органов), представляется необходимым также рассмотреть вопрос о том, что понимается под правоохранительными органами и какими качественно-правовыми характеристиками они обладают.
В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие — меньшее. Для одних, соответственно их пониманию содержания рассматриваемого вида государственной деятельности, правоохранительными являются только те органы, что непосредственно ведут борьбу с преступностью, для других — те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих — те, которые поддерживают порядок в общественных местах, и т.д.
Введение
Такому разнобою в значительной мере способствуют — наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации — так называемые ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них). Некоторым журналистам и другим далеким от юриспруденции деятелям, активно выступающим с публичными заявлениями, а иногда и авторам учебной литературы, отражающей ведомственные интересы, термин «правоохранительные органы», похоже, кажется весьма привлекательным и облагораживающим. Видимо, поэтому они порой склонны считать такими органами попросту те, к которым по каким-то причинам относятся с симпатией они сами либо руководство соответствующих ведомств. С их подачи среди правоохранительных органов иногда оказываются, например, воинские формирования, государственные учреждения или структуры, охраняющие важных персон и особые объекты, собирающие налоги, разрабатывающие рекомендации для высших должностных лиц государства по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики, отвечающие за обеспечение этих лиц информацией, необходимой для принятия ответственных политических, военных, экономических и экологических решений, и т.д. В некоторых изданиях среди правоохранительных органов упоминаются даже частные охранные фирмы, казачьи войсковые формирования и др.'
Вполне понятно, что такой «нестандартный» подход к определению круга правоохранительных органов признать приемлемым нельзя. В этом деле следует руководствоваться тем, что законодателем в качестве правоохранительного органа выделен специальный субъект правоохранительной деятельности с четко обозначенным его правовым положением, а соответственно:
• определены способ и формы его деятельности, нарушение которых сотрудниками данного органа влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность;
• имеется специально изданный нормативный акт, определяющий место правоохранительного органа в правовом пространстве России и в системе иных государственных органов;
• он обладает хотя бы одной из правоохранительных функций и имеет право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;
См.: Гуненко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 2005. С. 14—15.
• имеется устав, положение или иной правовой акт, определяющий порядок организации функционирования, реорганизации такого органа, структуру и полномочия его членов;
• наличествует специальная символика, атрибутика и т.п., что отличает или выделяет его среди других организаций.
С учетом вышеупомянутых требований, специфики правоохранительной деятельности и ее функций (направлений) к таким органам можно отнести:
1) суды (Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);
2) учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные федеральные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица);
3) прокуратуру;
4) следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроль1);
5) органы и должностные лица, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы, Федеральной службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы исполнения наказаний2;
1 Так сокращенно именуется названное учреждение в Указе Президента РФ от
6 июня 2003 г. № 624 // СЗ РФ. 2003. № 23. Ст. 2198.
2 Наименования перечисленных министерств и федеральных служб даны так,
как это сделано в Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314, а также в Федераль
ном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий
ской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствова
нию государственного управления» от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ // СЗ РФ. 2004.
№ 11. Ст. 945; СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711.
Введение
6) дежурные части, патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные, государственная инспекция безопасности дорожного движения, дорожно-патрульная служба и др. в структуре органов внутренних дел, применяющие в борьбе с правонарушителями административно-правовые, организационные, воспитательные и иные профилактические меры воздействия и др.
Перечисленные органы (учреждения, должностные лица) наделяются государством соответствующими полномочиями, содержатся за счет государственного бюджета, выполняют свои функции от имени государства и должны действовать в интересах как граждан, так и общества в целом. В силу этого их нередко именуют правоохранительными органами государства или государственными правоохранительными органами. Они и несут ответственность за осуществление:
• конституционного контроля;
• правосудия;
• организационного обеспечения деятельности судов;
• прокурорского надзора;
• выявления и расследования преступлений;
• охраны общественного порядка.
Что касается функции оказания юридической помощи, то она осуществляется, как правило, негосударственными организациями либо обладающими соответствующими полномочиями (лицензиями) частными лицами-профессионалами. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура, нотариат и некоторые другие структуры.
Их можно называть правоохранительными органами лишь с большой долей условности — с оговоркой, что они ни в коей мере не входят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том числе защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с использованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьбами об обжаловании действий и решений государственных учреждений и должностных лиц.
В системе всех правоохранительных органов (как государственных, так негосударственных) в силу специфики их деятельности, как известно, правовые средства воздействия, оценки, управления преобладают, а нравственные зачастую присутствуют как сопутствующие. Однако мораль редко бывает нейтральной и находится в этом состоянии весьма ограниченное время. На практике она ак-
тивно «вмешивается» в повседневную службу, стимулируя ее либо препятствуя ее осуществлению. Стимулирующая роль морали проявляется в тех случаях, когда между ею и правовыми нормами нет каких-либо противоречий, когда служебные задачи решаются в соответствии с теми этическими нормами, которые одобряются всеми или большинством членов коллектива. Но мораль может и препятствовать выполнению задач, если при ее постановке не учитывается морально-психологическое состояние личного состава, если сотрудники не представляют моральный смысл предстоящих действий либо предвидят негативные с точки зрения морали их последствия, если руководитель не обладает моральным авторитетом, а коллектив — чувством здоровой солидарности и т.д.
Нельзя не отметить, что моралью руководствуются не только высоконравственные люди, но их антиподы — люди с низкой нравственной культурой и преступники с их ущербной и извращенной моралью. Человек, совершающий противоправные действия или преступления, как правило, морально оправдывает их. Такая позиция создает подобным субъектам условия морального комфорта в тех ситуациях, где морально здорового человека одолевали бы раскаяние, сожаление, стьщ. Эту особенность морали преступных элементов также нельзя не учитывать в профилактической работе и борьбе с преступностью.
Предлагаемый учебник ставит своей целью дать систематизированное изложение нравственных основ правоохранительной деятельности, а также специфики деятельности некоторых правоохранительных служб и учреждений.
Часть
I
Теоретические вопросы профессиональной этики
Глава 1 Научные основы этики
Глава 2 Мораль в системе социальной регуляции
Глава 3 Нравственное содержание правоохранительной
деятельности
Глава 4 История этических установок в деятельности
правоохранительных органов
Глава 5 Духовно-нравственная культура сотрудника
правоохранительных органов и ее формирование
Глава 6 Моральный фактор в правоохранительной
деятельности
Глава 7 Моральный выбор в деятельности сотрудников
правоохранительных органов
Глава 8 Нравственные отношения в служебном
коллективе правоохранительных органов
Глава 9 Этика делового общения
♦
Глава 1 Научные основы этики
1.1. Философия как методологическая основа профессиональной этики. Этика и мораль
Любой человек располагает определенными знаниями об этике и морали на уровне, так сказать, обыденных представлений. Нам же предстоит познакомиться с этикой как с научной теорией. Начнем с основных определений.
Этика (от греч. ethos, лат. ethica — обычай, характер) — область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль во всех формах ее проявления.
Мораль (от лат. mores — характер, нрав, проявляющийся в общении) — форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права мораль носит в основном неписаный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.
Нравственность — практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними1.
Поскольку этика относится к области философских наук, то здесь зачастую приходится прибегать к языку философских категорий, не говоря уже о том, что ее сущность и все основные принципы базируются на философской методологии.
Главной составляющей философской основы этики является диалектический метод познания. Поэтому нам прежде всего следует вспомнить, в чем заключается сущность этого метода и некоторые его принципы, которые имеют к этике непосредственное отношение.
1 Некоторые ученые рассматривают понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы.
1. Научные основы этики
Диалектический метод отличается от так называемого «обыденного» познания (и знания) тем, что он рассматривает каждый объект познания, во-первых, в процессе движения и развития, а во-вторых, во взаимосвязях с другими объектами и учитывает их взаимовоздействие. Это главное. Кроме того, необходимо принять во внимание следующие положения диалектики, сформулированные еще Г. Гегелем:
• абстрактной истины нет, истина — конкретна; и процесс познания есть прежде всего процесс движения «от абстрактного — к конкретному»;
• одноплановьгх явлений не существует, всякое явление представляет собой единство противоположностей (и их борьбу), причем иногда может осуществиться их взаимопереход; применительно к этике в ряде ситуаций то, что воспринималось как зло, начинает рассматриваться как добро, и наоборот;
• всякое количественное изменение, перейдя определенную границу, называемую мерой, придает явлению новое качество1.
Как известно, процесс познания, так же как и его результат —
знание, состоит из двух основных компонентов. Одним из них явля
ется постижение и усвоение свойств и характеристик (в конечном счете сущности) объектов; т.е. предметов и явлений, а также связей между ними, другим — их оценка, т.е. определение их важности, значимости с точки зрения познающего субъекта. Поэтому объект познания предстает для познающего субъекта, с одной стороны, как понятие, а с другой — как ценность. Совокупность понятий и связей между ними являет собой содержание знания, а совокупность оценок — систему ценностей. Коренное отличие этики от других сфер философской науки заключается в том, что ее принципы, категории, нормы и т.д. носят по преимуществу не понятийный, а ценностный, т.е. аксиологический характер (аксиология — наука о ценностях).
Это не значит, что она не содержит позитивных знаний, но знания вырабатываются на основе оценки человеческих отношений и явлений социальной действительности. Главными критериями оценки являются представления людей о том, что есть добро и что есть зло — его антипод. Это основные категории этики и вместе с тем основные критерии морального и аморального, нравственного
1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 2006. Т. IV. С. 264.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
и безнравственного. Такая оценка формируется как обществом, социальным слоем, профессиональным коллективом, и тогда она принимает для познающего индивида объективный характер, так и в определенной степени каждым индивидом, придающим оценке своеобразную индивидуальную окрашенность, которая в философии определяется как субъективный аспект познания.
Таким образом создается общественная и индивидуальная системы нравственных ценностей. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем у каждого человека носят своеобразный, только ему присущий характер, являя собой диалектику объективного и субъективного. В том случае, когда индивид признает приоритет общественной системы ценностей, он легко адаптируется к общественной системе, активно участвует в общественной жизни и одним из его главных мировоззренческих устоев становится принцип коллективизма. В противном случае человек сосредоточивается на своих личных интересах и его главной мировоззренческой установкой становится принцип индивидуализма. Когда «противостояние» общественного и личного, коллективного и индивидуального приобретает ярко выраженный, более того, непримиримый, антагонистический характер, человек «выламывается» из общества, становится диссидентом.
Но в отличие от конкретного индивида общество не представляет собой некоей целостности. Точнее сказать, и представляет и не представляет. С одной стороны, всякое общество существует как целостное образование с едиными принципами общественной организации и управления, с определенными правовыми и иными государственными институтами, с едиными общественными интересами и целями. С другой стороны, общество — это сложный конгломерат людей, занимающих различное общественное положение и соответственно объединенных самыми различными интересами, целями и в силу этого формирующих различные системы ценностей. То есть можно говорить о различных нациях, классах, религиозных конфессиях, социальных слоях, типах культур и, наконец, профессиональных группах. Поэтому наиболее уместно использовать диалектическое соотношение категорий «общее», «особенное» и «отдельное, единичное», где общее — это общесоциальная, общечеловеческая мораль, особенное — моральные принципы и нормы, диктуемые спецификой (если говорить о профессиональной этике) той или иной профессиональной среды (в нашем случае — спецификой служебной деятельности правоохранительных органов вообще), и, наконец, единичное — действующее исключительно в сфере определенной службы. В последнем случае некоторые моральные нормы могут иметь парадоксальный характер — вплоть до
1. Научные основы этики
«противостояния» общечеловеческим нормам морали (например, в оперативно-розыскных службах). Проиллюстрируем это конкретным примером.
Во все времена и во всех странах кража квалифицируется как преступление. Таким образом, на этом — предельно абстрактном — уровне кража выступает как «общее». Двигаясь от абстрактного — к конкретному, мы уясняем, что в различных странах и в разные времена санкции, т.е. формы и степени наказания за виды кражи довольно существенно различались. И если в прежние времена где-то вору отрубали руку или же выжигали на лбу позорное клеймо, то сегодня санкции ощутимо гуманизировались и приняли сравнительно более цивилизованные формы. Этот «разброс» санкций с полным основанием можно обозначить как «особенное». И наконец, квалификация всякой кражи, рассматриваемой на конкретном уровне, т.е. в процессе конкретного судопроизводства, даже в пределах одного и того же законодательства и в один и тот же временной период, в разных судах может получить различную оценку. В данном случае мы имеем дело с «единичным» (или же «отдельным»). Кстати, на этом — предельно конкретном — уровне при вынесении приговора огромную роль играет нравственный фактор, и прежде всего при уяснении мотивации совершения кражи.
Диалектика общего, особенного и отдельного в правоохранительных органах заключается в том, что в конкретных службах, как правило, действуют все три вида моральных принципов и норм. Так, основное содержание профессиональной морали во всех службах правоохранительных органов составляют общечеловеческие моральные нормы. Однако некоторые из них «окрашиваются» своеобразной спецификой. Например, такие моральные качества, как мужество, верность долгу, способность к самопожертвованию, чувство справедливости, здесь выходят на передний план, тогда как в других профессиях на первый план выходят иные моральные качества (скажем, в фармацевтике главным моральным качеством являются точность и аккуратность, ибо именно они играют решающую роль при изготовлении лекарства). Кроме того, здесь действуют, так сказать, «свои» моральные нормы, например обязательность неразглашения информации, имеющей конфиденциальный характер и полученной исключительно в силу возможностей той или иной службы. В своей совокупности такие специфически преломленные общечеловеческие нормы и принципы, присущие только правоохранительной деятельности, относятся к категории особенного. Третья же группа норм, относящихся к категории отдельного, единичного, характерна только для той или иной службы. Как правило, такие
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
«отдельные» нормы формируются в службах, работающих в условиях риска. По своей форме они могут существенно отличаться от общечеловеческих норм морали (например, при реализации оперативных комбинаций, в работе с гражданами, оказывающими сотрудникам органов конфиденциальное содействие и пр.), однако при этом они продолжают сохранять свое моральное содержание. Меняются критерии моральности и аморальности, изменяется система ценностей, но неизменной остается ориентация на социально-нравственный идеал, служение добру, борьбу против зла.
Для того чтобы все это не показалось софистикой, нужно сказать несколько слов о возникновении и эволюции морали. Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. То поведение людей, которое соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное — аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов, что приносит наибольшую пользу. Естественно, эти представления менялись от эпохи к эпохе, и, кроме того, они, как уже отмечалось выше, были различны у представителей разных классов и социальных групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий.
Все это дает нам основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер. Но в конечном счете в ее основе всегда лежит социальная целесообразность.
Таким образом, этика «заимствовала» у философии принцип социально-классового подхода и принцип историзма. На последнем стоит остановиться поподробнее, поскольку XX век, в частности последнее десятилетие, особенно в нашей стране, знаменуются столь бурной моральной «сменой вех», что это многими воспринимается как крушение моральности вообще.
Например, спекуляция всегда рассматривалась как постыдное и недостойное порядочного человека занятие, но та же спекуляция, переименованная в «свободное предпринимательство», стала одной из наиболее престижных профессий (вот яркий пример перехода зла в добро — он, кстати, характерен как для правовой, так и для моральной точки зрения). Рейтинг профессий, вызывавших когда-то наибольшее уважение в обществе, — инженер, учитель, военнослужащий и др. — сегодня набирает минимальное число баллов, а профессии, считавшиеся в прежние времена «незначительными», такие как бухгалтер, юрист, экономист, работник торговли, стали предметом вожделения «юношей, обдумывающих житье».
1. Научные основы этики
Изменились и требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов, причем не только в нашей стране, но и в других наиболее цивилизованных странах. Расширяющаяся демократия, соединенная с растущим всевластием рыночных отношений, постепенно превращает полицию в своеобразную службу сервиса, где результативность служебной деятельности начинает определяться экономическими категориями, и в первую очередь соотношением «цена — эффект». И если прежде главным достоинством сотрудника считалось четкое и точное исполнение приказов вышестоящего руководства, то в настоящее время делается упор на наибольшую эффективность, на результат служебной деятельности, на получение наивысшего качества при наименьших затратах. Следствием этого подхода стало вытеснение «исправного служаки» специалистом с развитым творческим началом, умеющим в необходимых случаях ломать устаревшие служебные стереотипы, способным к деловой, целесообразной самоорганизации своего труда. Поэтому совершенно не случайно такие прежде сравнительно «малозначительные» качества, как культура и нравственная воспитанность, т.е. умение самостоятельно решать служебные задачи и способность «брать на себя», вышли на одно из первых мест и получили статус «важнейших профессиональных качеств» сотрудника правоохранительных органов.
Принцип историзма подводит нас к вышеупомянутому положению диалектики о конкретности истины. Соответственно, отражая конкретное бытие, которое постоянно находится в процессе движения и изменения, сама истина начинает рассматриваться как процесс. Отсюда приходится признать, что на конкретном уровне не существует «вечных» норм этики. Они, во-первых, как уже указывалось, меняются от эпохи к эпохе, а во-вторых, всегда представляют собой диалектическое сочетание истины абсолютной и истины относительной, где абсолютное — абстрактный принцип, а относительное — его понимание людьми определенной исторической эпохи. При этом абсолютное определяет (или, как говорят философы, детерминирует) собой относительное, а относительное обогащает абсолютное.