Концептуальная модель старости
Наше время характеризуется уникальной особенностью: вопреки всем призывам ООН, различных между народных и национальных благотворительных организаций и фондов, конфессий, частных инициатив, общественных организаций рассматривать пожилых и старых людей как членов общества, внесших и вносящих большой вклад в его развитие, повсеместно прослеживается достаточно устойчивая тенденция враждебности к старикам. Все больше в целом мире накапливается зла и ненависти, как будто сбывается предсказание библейского пророка Ездры: «...сколько будет слабеть век от старости, столько будет умножаться зло для живущих. Еще дальше удалится истина и приблизится ложь» (3-я кн. Ездры, 14:16-17).
Концептуальные взгляды мирового сообщества на место и роль пожилых людей нашли свое концентрированное
выражение в документе ООН, озаглавленном "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста"1. Общий смысл этого документа вписывается в контекст устойчивого социального развития, при котором люди старших возрастов рассматриваются как позитивный фактор, а не бремя для общества.
Обеспечение более благоприятных условий для пожилых людей как одна из основных целей устойчивого социального развития, а также проявление особого внимания к их заботам и потребностям как одно из обязательств государств и правительств подтверждены заключительными документами Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 6—12 марта 1995 г.). В частности, подчеркивается необходимость информирования пожилых людей об их правах, в том числе путем предоставления бесплатной юридической помощи, предоставления физического доступа ко всем основным социальным услугам.
Логическую зависимость в понимании проблемы старения и действий по ее разрешению придает установление ежегодного Международного дня пожилых (1 октября) и решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей как "знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни — не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии"1.
Поиск и реализация адекватных мер в поддержку пожилых людей остаются смыслом социальной деятельности на национальном уровне. Среди предлагаемых учеными-геронтологами и социальными антропологами конкретных мер, требующих пересмотра основных концептуальных параметров национальной социальной политики, на наш взгляд, особого внимания заслуживает концепция селективной оптимизации жизнедеятельности пожилых людей с компенсацией социальных амортизаторов.
Из чего она исходит?
Во-первых, когда речь идет о пожилых людях, необходимо различать нормальный, патологический и оптимальный процесс старения.
Во-вторых, необходимо иметь в виду межличностное разнообразие (гетерогенность) пожилого населения.
В-третьих, учитывать гибкость в подходах к потенциальным резервным способностям пожилых людей.
В-четвертых, считаться с возрастными ограничениями в развитии резервных способностей и адаптации к изменяющейся окружающей среде.
В-пятых, принимать во внимание обогащающие теорию и практику, а также компенсирующие возрастные ограничения возможности личных и общественных знаний, включая область новейших технологий.
В-шестых, учитывать возрастные негативные изменения в соотношении парадигмы "обретений и утрат".
В-седьмых, принять во внимание пластичность или гибкость психики пожилого человека.
Стратегия социальной политики при организации социальной работы с пожилыми людьми складывается из трех элементов: селекции, оптимизации и компенсации.
Селекция (или отбор) подразумевает поиск основных или стратегически важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены в связи с возрастом.
В данной посылке речь идет о том, чтобы индивидуальные запросы были приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы индивиду испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную -жизнь.
Оптимизация заключается в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношениях1.
Компенсация состоит в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании новых современных мнемонических техник и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха и т.д.2
Таким образом, если общество будет готово к принятию подобной стратегии социальной практики в отношении пожилых людей, то результативность и общественная полезность все возрастающего числа пожилого населения, без сомнения, умножатся многократно. Речь тогда может идти только о том, как и насколько будет действовать фактор развития общества за счет его пожилых членов. Однако первым и определяющим показателем развития общества станет не количество, а качество.
Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых есть одно, которого нет и не может быть у других. Это — мудрость жизни, знаний, ценностей.
Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества. А в обществе пожилых эта индивидуальная мудрость, возведенная в коллективную, возрастает многократно, придав социальному развитию общества новые качественные характеристики. Ведь мудрость — это не только экономика. Это и политика, и этика, и нравственность. Это созидание нового мира — мира без войн и насилия, мира разума и справедливости. Это — новое качество социального развития — единства развития общества и развития самого человека. Тогда, пожалуй, станут действительной реальностью пророческие слова древнеримского политического деятеля и философа Марка Туллия Цицерона о том, что мощь человеческого разума сможет победить стареющую плоть!
Известный американский психолог Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения. Этот кризис знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Эриксона, основная задача старости — достижение ценности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она тебя свела, как внутренне необходимой и единственно возможной.
Цельность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и невозможности начать все сначала1.
Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Главное — не применять ко всем один и тот же критерий. В то же время важно осознать, что пожилые люди — это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.
Среди немногочисленных публикаций, посвященных своеобразию протекания изменений индивидуально-психологического развития лиц послепенсионного возраста, особенно обращают на себя внимание работы В. В. Болтенко, подкрепленные солидным экспериментальным материалом, полученным на базе исследования лиц, находящихся в домах-интернатах для престарелых.
Согласно его концепции, в их жизни можно выделить ряд последовательных этапов, чередование и длительность которых не зависит от паспортного возраста человека2.
На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с его профессией.
На втором этапе наблюдается своеобразное сужение ценностей человека пожилого возраста за счет выпадания ряда ценностей предыдущего этапа.
На третьем этапа на первое место, как правило, выходит забота о личном здоровье.
На четвертом этапе смысл жизни заключается в сохранении самой жизни. Подавляющая часть активности направлена на самообслуживающий труд по сохранению физического состояния.
И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального порядка (еда, покой, сон и т.п.).
Данный подход к проблемам личностных изменений лиц послепенсионного возраста представляется достаточно интересным. Однако вряд ли его можно считать абсолютным.
Таким образом, когда мы характеризуем господствующий сегодня общественный стереотип старого человека, то выделяем три слоя или аспекта этого понятия. Первый — какое поведение и отношение сами старые люди считают соответствующим своему возрасту и общественной роли; второй — существующее среди людей различного возраста представление о старости; наконец, третий аспект стереотипа, касающегося "третьего возраста", — это некоторые концепции, все еще бытующие в науке (речь идет о психологии), но не подтвержденные современными исследованиями.
Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями, широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной. Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным.
Широкое включение старых людей в жизнь общества позволило бы молодым освободиться от страха перед старостью и видеть в ней естественную фазу своей будущей жизни.
Психологические исследования показывают, что представление о старости меняется вместе с возрастом исследуемых. Наиболее негативно оно у молодых людей, но по мере их приближения к старости это представление "улучшается". Оказывается, что многие старые люди отказываются от прежних интересов и действий не из-за недостатка сил на их выполнение, а из-за боязни показаться смешными. Это еще одно доказательство, подтверждающее тезис, что для поведения стариков решающее значение имеют взгляды, господствующие в данном обществе, а не биологические факторы. С этой точки зрения по-разному видится положений старых людей в различных условиях. По-прежнему труднее всего стареть в деревне. Казалось бы, что там человек может максимально долго продолжать свою работу и ему не грозит необходимость перехода на пенсию, однако нередки случаи, когда ценность человека измеряется исключительно количеством выполняемой им работы, а также размером его имущества. Впрочем, несомненно, что система ценностей, ориентированная на приоритет материального, ни в одном обществе не способствовала уважению к пожилым людям. Гуманистическая основа уважения человеческого достоинства, терпимости к слабости, а также приоритета духовных ценностей позволяет реализовать эти ценности даже в этот драматический период жизни человека.
Выражением схематического подхода к старости и попыткой его научного подтверждения была так называемая "теория неучастия". Сторонники этой концепции утверждали, что старый человек любит известные формы изоляции, что сам уменьшает число контактов с другими людьми. Создатели этой теории считали, что старый человек, чувствующий себя достаточно защищенным, избегает общественной активности, а если и выражает еще желание показаться нужным и полезным, то к такому поведению его склоняет страх.
Вышеуказанные утверждения содержат методологические ошибки. Такие формы поведения старых людей, как разрыв общественных контактов, спад активности, являются следствием действий, которые по отношению к старым людям предпринимает общество, а не выражением внутренних тенденций старости. Общественные стереотипы постоянно отождествляют старость с отстранением человека от выполняемой им социальной роли, с исключением его из сферы активной деятельности. У некоторых людей это может стать причиной усиления активности в тех сферах, которые еще остались (например, в семейной жизни), целью компенсации потерь в других областях деятельности. Однако у большинства старых людей утрата социально значимой роли равнозначна упадку активности. Исчезают задачи и цели, на которые можно было бы направить свою деятельность.
Теории неучастия противоречат результаты исследований, из которых видно, что существует тесная связь между уровнем активности человека и удовлетворенностью сегодняшним положением, а отсутствие активности сочетается с чувством неудовлетворенности и жалобами на свое положение. Подобная связь существует также между активностью и настроением человека. Степень социальной адаптации к пенсионному периоду зависит от того, насколько человек сумел переключиться на новые формы деятельности, отыскать новые сферы и области, в которых он может активно реализовать свою социальную роль.
Предлагаемая модель жизни в старости наверняка нелегка и отходит от стереотипного взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это — стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и свое психическое развитие, о котором никогда не следует забывать. Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определенный ее момент, необходимо всегда видеть в себе и в своем окружении новые ценности и качества. В этом старого человека должны поддерживать окружающие его люди, которые могут помочь ему сделать его старость более счастливой. Сомнительная благотворительная помощь, состоящая в исключении старого человека из общественного окружения и в лишении его активности, наверняка наименее показана человеку.
Творческой старости сопутствует чувство равновесия; и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, пони-j мание, доброта.
"Постареть можно только ради того, чтобы стать бoлее мягким, добрым; я не вижу ни одной ошибки, которую сам бы не мог совершить", — писал Гете. Выражением таких настроений является также спокойный отказ от прежних мечтаний и стремлений, согласие с природой и с самим собой. Примером такого мировоззрения может быть | фрагмент стихотворения Леопольда Стаффа:
"Одно мне дано на короткое время, Тень смерти моей уж меня не страшит. Сквозь вечность уйду, скинув жизни той бремя. Все смертны, и я — так мудрец говорит".
Концептуальные взгляды мирового сообщества на но-1 вую модель старости, место и роль пожилых людей в обществе получили концентрированное выражение в Принципах ООН в отношении пожилых людей "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста", которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году, резолюция 46/91. С учетом более поздних дополнений 18 принципов собраны в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.
Принципы группы "независимость" подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.
Принципы группы "участие" отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.
Принципы группы "уход" затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, возможности пользоваться услугами попечительских учреждений, правами человека и основными свободами в любом социальном учреждении, включая полное уважение достоинртва, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.
Принципы группы "реализация внутреннего потенциала" призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, доступа к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Принципы группы "достоинство" затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от их экономического вклада.
Прослеживается влияние на формирование Принципов ООН подготовленной в рамках Совета Европы Европейской социальной хартии — международного соглашения, отражающего цели и принципы европейской социальной политики и гарантирующего основные социальные права человека. Открытая для подписания 18 октября 1961 года и вступившая в силу 26 февраля 1965 года Хартия предусматривает защиту существенных прав человека, в том числе применительно к пожилым людям. В части I сформулированы в качестве основных прав и принципов право трудящихся и иждивенцев на социальное обеспечение (ст. 12), право каждого человека, не имеющего достаточных средств к существованию, на социальную и медицинскую помощь (статья 13), а также право каждого человека на получение услуг со стороны социальных служб (статья 14).
Соответственно в ст. 12—14 части II Хартии устанавливаются обязательства договаривающихся сторон (правительств государств, являющихся членами Совета Европы) по обеспечению этих прав, в том числе по постепенному выведению системы социального обеспечения на более высокий уровень (п. 3 ст. 12), по предоставлению соответствующей медицинской и социальной помощи (в случае болезни — необходимого ухода) любому лицу, не имеющему достаточных средств к существованию (п. 1 ст. 13), по содействию деятельности или созданию служб, способствующих благосостоянию, развитию и адаптации к социальной среде как отдельных лиц, так и групп общества (п. 1 ст. 14).
Дополнительным протоколом к Европейской социаль- : ной хартии (открыт для подписания 5 мая 1988 года), нацеленным в числе прочего на решение проблемы реального осуществления права лиц пожилого возраста на социальную защиту (ст. 12), устанавливаются обязательства сторон относительно надлежащих мер по созданию им возможности оставаться как можно дольше полноценными членами общества (п. 1 ст. 4), свободно выбирать свой образ жизни и как можно дольше вести независимое существование в привычных условиях (п. 2 ст. 4), а лицам пожилого возраста, проживающим в заведениях для престарелых, — гарантировать оказываемую с соблюдением уважения к личной жизни помощь и участие в определении условий жизни в этих заведениях (п. 3 ст. 4).
Из членства в Совете Европы следует обязательство проводить национальную политику в соответствии с принципами Европейской социальной хартии.
Очевидно, что перечисленные нормы имеют ключевое значение с точки зрения обеспечения достойной жизни пожилых людей, гарантированного предоставления им социальной помощи и услуг. Принципиальное совпадение с ними отдельных записей, включенных в Принципы ООН, несомненно.
Принципы ООН служат воплощению в жизнь фундаментального положения Всеобщей декларации прав человека о том, что "...признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира" (Преамбула), способствует реализации прав каждого на социальное обеспечение (ст. 22), на "...такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи", а также права каждого на обеспечение по случаю наступления старости (ч. 1 ст. 25).