Нехватка молока
Наиболее распространенная причина перевода детей на смешанное вскармливание — нехватка у матери молока. Это явление как частое, так и абсурдное, поскольку весь опыт выращивания детей у различных народов во все времена, а также выкармливание грудью млекопитающими своих детенышей показывают, что «таково нормальное свойство женской груди — давать молоко всегда, если малышу нужно»1. И, видимо, весь вопрос исчерпывается пониманием этого «нужно».
1 Справочник по детской диететике. Под ред. И.М. Воронцова и А.В. Мазурина. Л., 1980. С. 25. 1 Б.П. Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней. Л., 1990. С. 75. 1 Там же. С. 78.
Каковы же основные причины, приводящие к реальной нехватке молока или позволяющие заключить об этом?
1. Нежелание матери кормить грудью. Несмотря на возможные возражения, это достаточно распространено. Просто чаще всего это выражается не явно, а косвенно, когда кормление грудью рассматривается матерью как обуза, хотя и осознается необходимость этого. Созидающая сила нашей мысли проявляется здесь так же, как и в состоянии ребенка. Организм реагирует на сигналы из глубинных слоев сознания и постепенно прекращает выработку молока. В то же время желание выкормить малыша грудью способно преодолеть многие препятствия.
2. Использование при родах большого количества медикаментов приводит к нарушению гормонального баланса в организме матери, что может, в свою очередь, нарушить многие процессы, связанные с функцией материнства, в том числе и лактацию. Организм матери становится неспособным должным образом реагировать на запросы ребенка, сосущего грудь. Это приводит к быстрому исчезновению молока.
3. Позднее прикладывание к груди после рождения приводит к тому, что не используется критический период, когда отклик материнского организма на сосание груди наиболее оптимален. Срок грудного кормления при этом сокращается.
4. Кормление по режиму и ограничение времени сосания. Это нарушает естественные ритмы материнского организма и не учитывает потребности ребенка. В таких условиях кормление грудью не может продолжаться длительное время.
5. Внушение со стороны медиков, а также родственников, что молока может не хватать. Об этом свидетельствует и множество окружающих мать примеров. В результате — смирение с этим фактом как с неизбежностью и ранний перевод ребенка на смешанное вскармливание. Весьма способствует этому практика контрольных взвешиваний в поликлиниках и разработанные нормы набора ребенком веса, не учитывающие значительные вариации не только индивидуальных особенностей детей, по и количества молока, высасываемого одним и тем же младенцем в разное время.
6. Страхи и волнения матери за состояние ребенка (в том числе и страх за свою неспособность полноценно вскормить его грудью) приводят к изменению состава молока и уменьшению его выработки. Тем не менее именно на внушении множества страхов и опасений основан педиатрический подход к взращиванию ребенка.
1 Б.П. Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней. Л., 1990. С.
7. Раннее введение прикорма ведет к насыщению ребенка, помимо материнской груди, и уменьшению времени сосания. В результате материнский организм не получает запроса на выработку молока и его количество уменьшается. Особенно этому способствует пища из бутылки с соской. Сосать грудь труднее, и ребенок начинает от нее отказываться.
8. Неблагоприятная психологическая атмосфера вокруг матери с грудным младенцем, вызывающая ее нервозность и стрессовое состояние, имеет следствием снижение лактации.
9. Иногда мать, ощущая некоторое сексуальное возбуждение при сосании ребенком груди, считает это ненормальным в силу сложившихся у нее стереотипов и стремится подавить в себе такие чувства. Вместе с этим подавляется и процесс лактации.
10. В некоторые периоды (обычно на втором-третьем месяцах кормления грудью и позже, например, на пятом или шестом) возникает ощущение нехватки молока. Малыш начинает сосать чаще и дольше, опустошая грудь полностью. Именно в это время появляется соблазн ввести прикорм и, как следствие, уменьшается потребность в груди. На самом деле это обычное явление, происходящее из-за периодического запаздывания организма матери в выработке молока. Если продолжать кормить только грудью, то достаточно двух-трех дней, чтобы количество молока возросло и стало соответствовать потребностям малыша.
11. Постоянное прикладывание ребенка только к одной груди ведет к получению материнским организмом сигнала из другой, полной груди, о ее невостребованности и снижению выработки молока.
12. К снижению лактации ведет сосание ребенком соски-пустышки. На этом остановимся особо.
Сегодняшний младенец не мыслится без соски-пустышки. Она стала его атрибутом, таким же, как погремушка. И мало кто из родителей, всовывая в рот ребенку этот кусок резины, задумывается о смысле этого изобретения. А смысл его очень прост — заткнуть малышу рот, избавившись от его назойливых требований материнской груди или родительских рук. Получив резиновый заменитель мамы, ребенок удовлетворяет свою потребность в сосании, погрузившись в некое состояние полудремы, переставая беспокоить родителей.
Мы уже упоминали, что потребность в сосании несколько превышает реальные пищевые потребности ребенка. Это необходимо для стимулирования выработки молока в соответствии с потребно- стями растущего организма. Удовлетворяя эти «излишки» с помощью пустышки, ребенок не осуществляет нужного запроса, что сокращает период грудного вскармливания.
Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако нельзя проводить тождество между материнским соском и пустышкой.
При сосании груди ребенок взаимодействует не только с соском, но и со всем организмом матери. Более того, со всем материнским существом. Акт сосания инициирует в ребенке ряд тончайших процессов, направленных на усвоение не только материнского молока, но и на «переваривание» ее целостного состояния. Для малыша это не просто поглощение пищи, а сложный акт взаимодействия с источником, от которого зависит его жизнь и развитие. Он ест не только ртом, но всем телом и всеми органами чувств. Прикладываясь к груди, ребенок «поглощает» мать целиком и без остатка, вбирает ее в себя, «переваривает» и «усваивает». И благодаря этому учится жизни. Такова природа кормления грудью.
Пустышка также инициирует эти механизмы, вызывая «самоуглубление». Но это «самоуглубление» в пустоту, блаженное забытье, ведущее в никуда, но, несомненно, приятное и, возможно, более желанное, чем реалии внешнего мира.
Для малыша подобные «самоуглубления» имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять потребности суррогатным образом?
Практика показывает, что в течение первых 2—3 недель жизни такое суррогатное удовлетворение естественных потребностей воспринимается малышом как должное. Происходит запечатлевание сосания пустышки как «нормы», «нормального» способа удовлетворения сосательного рефлекса. Однако попытка впервые дать соску малышу уже после этого срока приводит к такому яркому выражению возмущения и обиды, что не оставляет никакого желания подобные попытки продолжать. Малыш не позволяет заменить мать куском резины.
Матери, имеющие опыт воспитания детей с пустышкой и без нее. хорошо видят разницу в поведении детей и их реакциях.
Конечно, бывают случаи, когда ввиду отсутствия у родителей опыта без пустышки обойтись сложно. Например, когда мама на время отлучилась или ребенок слишком беспокойный. Но следует избегать искушения постоянного ее использования, а также стараться заменять пустышку упомянутым выше мусолением.