Система отражения (репрезентации) мира
Наш субъективный внутренний опыт структурируется на основе наших органов чувств. Когда мы думаем или внутренне обрабатываем информацию, мы репрезентуем, перепредставляем ее в терминах системы органов чувств, поскольку это наша единственная связь с внешним миром.
Как известно, существует три канала поступления информации:
1. Визуальный канал (внешняя и внутренняя информация, которая представляет собой комплекс зрительных образов).
2. Аудиальный канал (информация представляет собой комплекс звуков).
3. Кинестетический канал (информация представляет собой комплекс ощущений: вкусовых, осязательных, обонятельных, ощущений тела).
Каждый человек способен принимать и перерабатывать информацию, используя все три канала. Но при этом, как убедительно показано в теории и практике НЛП, у каждого из нас есть один приоритетный канал, через который мы преимущественно воспринимаем, думаем, вспоминаем. Такой канал называют ведущей репрезентативной системой.
Каждому человеку присуща своя модальность (от лат. modus – способ, качественная характеристика ощущений). В соответствии с этим людей условно разделяют на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Внимательно наблюдая за собеседником, можно найти доступ к опыту любого человека.
Мы должны научиться позволять нашим органам чувств служить нам лучше. Способность замечать больше и делать более тонкие различия во всех каналах восприятия может значительно обогатить нашу жизнь и является важным умением во многих областях деятельности.
Общение будет более эффективным, если модальность своего внутреннего процесса Вы способны подстроить под процесс, происходящий в партнере по коммуникации. Способность настраиваться в любой ситуации на аналогичное восприятие своего партнера – это то, что требуется для эффективной коммуникации.
Задача эффективного коммуникатора – быть постоянно в модальности партнера по коммуникации. Необходимо всегда быть готовым сообщить партнеру по коммуникации информацию в такой форме, в которой она понятна ему.
Самое сильное психологическое воздействие оказывают те аргументы, которые пробуждают у слушателей эмоции, вызванные желанием удовлетворить насущные потребности. Суждение, которое понятно аудитории и вызывает определенные эмоции, легче обосновать.
4.7. Читаем по глазам
Плохое взаимопонимание
Хорошее взаимопонимание
Почему мы смотрим друг другу в глаза?
Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к партнеру, –признание собеседника, интерес к нему. Это не только подчеркивает заинтересованность в собеседнике, но и помогает сосредоточиться на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят друг на друга, то отворачиваются, чувствуя, что постоянный взгляд может помешать собеседнику. Американские психологи отмечают, что собеседники обычно смотрят неотрывно прямо в глаза не более 10 секунд.