Мужские и женские стереотипы в школе

Традиционные стереотипные представления о мальчиках и девочках, мужчинах и женщинах сохраняются в школьном классе так же, как и в популярных СМИ. "Учителя и родители жалуются, что тендерные представления в школе мало чем отличаются от господствовавших сорок лет назад. Сорок лет? Сорок тысяч лет!" - пишет Лоренс Коэн в своей статье "Охотники и собиратели в школьном классе". Действительно, при всем прогрессе, который наблюдается в изменении отношения и переосмыслении ролей мужчин и женщин, особенно женщин, кажется, что из школы тендерные стереотипы никуда не делись. "Мальчики разрушают, девочки созидают",- пишет доктор Коэн. Он приводит свой диалог с двумя шестилетними детьми, мальчиком и девочкой. "Что ребенку нужно делать, чтобы быть популярным?" Девочка отвечает: "Быть хорошей, предлагать интересные идеи, быть умной". Мальчик говорит: "Пускать ракеты". Мальчиков сверстники ценят за физическое мастерство - кто быстрее всех бегает, кто дальше всех пнет футбольный мяч, кто первым зазвонит в колокольчик на верху каната для лазания,- равно как и за интеллектуальную смелость и остроумие. Мальчики заслуживают одобрение или, по меньшей мере, печальную известность за рискованность. Кто не струсит перейти улицу в неположенном месте? Кто рискнет перепрыгнуть канаву? Кто не побоится поговорить с новым сторожем? Кому не слабо съесть сэндвич с арахисовым маслом, салями и кетчупом? Кто осмелится принесли в школу нож, хотя это строго запрещено? Кому по силам убить прохожего?

Девочки, между тем, зарабатывают уважение созданием и поддержанием отношений, хорошим поведением, дружелюбием, красивой одеждой и аккуратным внешним видом, активностью в классе, выверенной речью, высокими оценками, чтением трудных книг, услужливостью по отношению к учителям. Иными словами, у мальчиков регулярно поощряются - их сверстниками и даже учителями и родителями - те поступки, которые соответствует стереотипу мужского поведения.

Стереотипы предполагают оскорбления, высмеивание и травлю, равно как восхищение и награду. Как только ребенок показывается из-под маски, как только он нарушает старый Мальчишеский кодекс, у него появляются проблемы. Мальчиков, которые ведут себя "как девчонки", назовут нюнями или детками. Мальчики, которые не "могут драться" или не будут драться, окажутся на дне дружеской иерархии в глазах сверстников. Как предупредил меня одиннадцатилетний Дин, "тебе лучше научиться драться. Если ты не умеешь, люди будут вытирать о тебя ноги". И поэтому мальчики закаляют себя, учатся драться, и отказываются от себя в пользу общественных стереотипных представлений о том, как они должны себя вести.

Но как бы ни были властны стереотипы, находится множество ребят, может быть, даже большинство, которые становятся их жертвами. Многие мальчики открыто сочувствуют другим, отказываются от агрессии, когда ситуация выходит из-под контроля, говорят с другими о своих мыслях и эмоциях, принимают самых разных людей с самыми разными поведенческими, физическими и культурными особенностями.

Как им это удается? Многие из них говорят: "Мой друг помог мне выжить". Тринадцатилетний Престон объяснил мне, когда я спросил его, как он противостоит ребятам, которые дерутся и ведут себя агрессивно: "Тут дело не в драках. Все дело в том, чтобы стоять за себя и за своих друзей". Точно так же, как сверстники объединяются в преступную группировку, они могут объединиться и в сопротивлении общественным стереотипам, найти свой собственный путь и избежать насилия. Иными словами, предотвратить насилие поможет привязанность - к друзьям, семье, родителям.

Наши рекомендации