Особенности развития ощущений у здорового младенца

В процессе психологической диагностики необходимо обратить внимание на развитие ощущений младенца, тонкость и точность которых неразрывно связаны с развитием его движений.

На момент рождения ребенка наблюдается несогласованное движение его глаз, но к концу третьей недели здоровый младенец делает согласованный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируемом предмете. Большинство детей к середине второй недели жизни умеет удерживать в поле зрения движущийся предмет. Например, если поместить яркую погремушку на уровне груди лежащего на спине ребенка (на расстоянии около 40—50 см) и медленно перемещать ее вправо-влево, то нетрудно заметить, как он фиксирует игрушку взглядом. В трехнедельном возрасте ребенок уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, это может быть и лицо взрослого человека. Если приблизиться к лежащему на спине малышу на расстояние 40—50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, то можно увидеть, как малыш тоже замрет, затормозит свои движения, как бы всматриваясь в расположенное перед ним лицо.

Как уже отмечалось выше, прослеживание предмета, движущегося перед глазами младенца, оказывается доступным ему уже на 30-32 день. Движущиеся предметы, особенно яркие и красочные, привлекают младенца больше, чем бесцветные.

К концу первого месяца жизни младенец уже совсем неплохо вла­деет зрительным слежением и движения его глазных яблок становятся намного более плавными и координированными.

Многочисленные данные отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разной формы, величи­ны, цветовых тонов и оттенков. Учеными были разработаны методики обучения детей первых трех месяцев по различению формы, величины и цвета предметов. Один предмет помещался в поле зрения ребенка в тече­ние нескольких дней, пока он не становился для него «старым», привыч­ным. Затем рядом со знакомым объектом помещался другой предмет, который отличался только одним свойством — формой. Предпочтитель­ное рассматривание этого предмета свидетельствовало о том, что младенец обнаружил признак, в данном случае его форму. Исследования пока­чали, что дети трехмесячного возраста отличают такие формы, как прямоугольная и треугольная призмы, квадрат, круг, треугольник.

Исследования различения цвета предметов проводились с двадца­тидневными детьми, которые уже умели следить за передвигающими­ся предметами. Над ребенком, лежащим на спине, помещалась по­гремушка красного цвета, которая приводилась в движение, чтобы привлечь его внимание. Психолог фиксировал время рассматривания ребенком погремушки, которая находилась перед ним в течение трех дней. Затем предъявлялась игрушка такой же формы, но другого цве­та. Время рассматривания новой погремушки также фиксировалось. Оказалось, что при первом предъявлении игрушки красного цвета дети рассматривали ее от 5 до 15 минут, постепенно отводили от нее взгляд и на третий день уже не замечали, проскальзывая взглядом даже в том случае, когда взрослый эту погремушку вращал, качал. При замене знакомой красной игрушки на другой цвет или оттенок дети снова начинали ее подолгу рассматривать (от 5 до 7 минут). Полученные дан­ные позволяют сделать вывод о способности маленьких детей уже в двадцатидневном возрасте различать цветовые оттенки, что значитель­но сложнее, чем различение предметов разного цвета.

Более младшим детям начиная с семидневного возраста предъяв­лялись для слежения за движением кольца разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Кольца переме­щались вправо, влево, вниз, приближались и удалялись. Было уста­новлено, что если ребенок научился следить за перемещающимися предметами, то цвет здесь не играет роли, малыш одинаково хорошо прослеживает кольца любого цвета. Предпочтение при этом отдается не предмету конкретного цвета, а общему сочетанию цветового окру­жения. Было замечено, что в солнечные, ясные дни дети следят за пе­ремещением зеленых и синих предметов. В пасмурные дни более ус­пешно прослеживают желтые предметы.

Исследования величины предметов показали, что дети в возрасте 7—16 дней лучше следят за передвигающимися кольцами диаметром 5—7 см и теряют из поля зрения кольца до 3 и более 10 см, показываемые на расстоянии 70-80 см.

Итак, уже к концу первого месяца жизни у младенцев активно формируется фиксация взора и навык слежения за движущимся объектом, они уже с первых недель их жизни способны тонко различать предметы разного цвета, величины и формы.

Однако движения глазных яблок согласованы не всегда, и у младенца можно наблюдать периодически возникающее сходящееся косоглазие, которое исчезает к концу второго месяца.

Спектр зрительных реакций младенца расширяется к концу первого месяца. К этому времени он начинает активно искать глазами заин­тересовавший его предмет, фиксировать на нем взор, поворачивать голову в его сторону.

На третьем месяце младенец уже сосредоточивает взгляд на пред­мете до 7—10 минут и активно рассматривает его. Его внимание при­влекают уже не только красный, но желтый и зеленый цвета. Если мла­денец плачет, то его уже можно успокоить яркой игрушкой.

В два — два с половиной месяца ребенок начинает фиксировать взор и рассматривать предметы не только в горизонтальном, но и в верти­кальном положении.

Многочисленные исследования показали, что первыми реакция­ми на звук у младенца являются вздрагивание век, рук, непроизволь­ные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок в ладоши около уха младенца. На 10-12день появляется реакция на звук человеческого голоса. Если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, звук погремушки или пения, даже если он исходит не из поля его зрения, способен увлечь ребенка и уже через несколько секунд он успокоится и будет лежать тихо и прислушиваться.

К концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на посторонних звуках станет еще более выраженным, достигая 10— 15 секунд.

В возрасте от полутора месяцев малыш начинает идентифициро­вать локализацию звука в пространстве, ищет его источник. Даже лежа на спине и не видя родителей, он поворачивает головку и глаза к источнику звука. При резких звуках ребенок вздрагивает, замирает, аможет и заплакать.

На третьем месяце младенец уже достаточно быстро находит источ­ник звука, не только лежа на спине, но и в вертикальном положении.

На втором месяце звук может вызвать у младенца торможение даже пищевого рефлекса. Например, младенец замирает, услышав голос матери. Американские психологи провели интересный эксперимент. Младенцы сначала слушали отрывистые или протяжные звуки, а по­том им показывали изображение коротких прерывистых и протяжных линий. После того как младенцы слушали отрывистые звуки, они доль­ше смотрели на прерывистые линии, а после протяжных звуков — на протяжные линии. Эти данные указывают на развитие зрительно-слу­ховых функциональных связей в младенческом возрасте.

К концу первого месяца жизни у младенца вырабатываются услов­ные реакции на запахи. Исследования психологов показали, что пер­вые реакции ребенка на появление матери обусловлены обонятельны­ми ощущениями у ребенка. Ребенок еще зрительно не дифференцирует мать, но уже воспринимает ее по запаху молока.

Очень рано обнаруживаются реакции на тактильные и температур­ные ощущения. Младенец активно реагирует на прикосновение.

К концу первого месяца жизни малыша наблюдаются первые по­ложительные эмоциональные реакции на родительское присутствие. Месячный ребенок уже способен улыбаться матери или отцу в ответ на повторные ласковые обращения к нему. При предъявлении различ­ных конфигураций младенцы предпочитают схематическое восприя­тие человеческого лица всем прочим сложным конфигурациям. Эти данные указывают на то, что биологически зрение младенца уже на­строено на восприятие образа человека, а точнее человеческого лица.

В полтора-два месяца особую чувствительность младенцы прояв­ляют и к человеческой речи. В ответ на обращенную к младенцу речь он «гулит» — издает тихие короткие гласные звуки.

Младенец активно реагирует и на прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофонную пленку. При прослушивании своего голоса ребенок может успокоиться, даже если он только что неудержимо плакал.

В этом возрастном периоде очень важно оценить реакции младен­ца на общение. Если взрослый наклоняется к ребенку, ласково прика­сается и обращается к нему, то в ответ у малыша должна возникнуть реакция сосредоточения: он замолкает, не двигается, внимательно рас­сматривает взрослого, широко раскрывая глаза, а затем появляется улыбка, то есть реакция оживления.

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие претерпевает существенные изменения на втором месяце жизни.

Если до этого времени безусловные рефлексы еще ярко выражены, < то затем они постепенно начинают угасать. Первыми из них (к полутора-двум месяцам) претерпевают обратное развитие рефлекс опоры и рефлекс автоматической ходьбы. Оказавшись на горизонтальной поверхности, ребенок уже опирается не на всю стопу, а лишь на наружный край стопы и при этом он резко выпрямляет ноги. Если его наклонить вперед, то шагового рефлекса уже не наблюдается. Но в случае, когда эти рефлексы выражены в два месяца и позже (у доно­шенного ребенка), то он требует консультации врача-невропатолога. Однако большинство других врожденных рефлексов значительно ослабевают только к концу третьего месяца жизни. Например, хвата­тельный рефлекс угасает приблизительно к двум месяцам.

Сосательный рефлекс не только не ослабевает на втором месяце жиз­ни, но обогащается условными (то есть приобретенными, выработанны­ми) реакциями. Например, малыш начинает производить сосательные движения не только при попадании соска груди или соски в рот, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком. У младенца снижается сгибательный тонус в конечностях и разгибательный в мышцах шеи. Напри­мер, если малыша положить на бочок, он уже не запрокидывает голову. Он начинает гораздо активнее двигаться: периодически разжимает ку­лачки, разводит ручки в стороны, его движения становятся разнообраз­нее. К концу второго месяца малыш начинает приближать руки ко рту, сосать палец, а к трем месяцам — рассматривать свои ручки, потирать глаза и т. д. Это первые проявления развития произвольной моторики — важнейший этап в психомоторном развитии ребенка. В возрасте около двух месяцев младенец, положенный на животик, на некоторое время приподнимает головку, однако удерживает ее недлительно.

К концу второго месяца жизни ребенок начинает активно повора­чивать голову в сторону оказавшегося в поле его зрения яркого пред­мета или в поисках источника громкого звука, то есть активно форми­руются моторно-зрительно-слуховые связи.

На третьем месяце младенец уже уверенно и долго удерживает под­нятую голову лежа на животе, переворачивается с живота на спину. В конце второго месяца поворачивает голову, может разворачивать пле­чи, а затем и туловище.

К концу третьего месяца у здорового младенца начинают образовываться связи между зрением и движением рук. Например, если слу­чайно попавшая в поле зрение рука задерживается перед глазами младенца, он пытается схватить предмет, когда рука и предмет одновременно оказываются в поле его зрения.

В период от 4 до 8 месяцев повышается активность взаимодействия руки и глаза. Координация зрения и хватания является решающим шагом в объективизации предметного мира у младенца и пусковым механизмом в развитии предметно-практических манипуляций.

Наши рекомендации