Тема 24. Поэзия и проза Вл. Соловьева
Поэзия. «В тумане утреннем...», «Иммануэль», «Панмонголизм», «Милый друг, иль ты не видишь...», «Если желанья бегут...», «У царицы моей...», «Бедный друг, истомил тебя путь ...», «Под чуждой властью знойной вьюги ...», «Сказочным чем-то повеяло снова...», «Свет с Востока» и др.
Поэма «Три свидания».
Охарактеризуйте основные лирические темы стихов В. Соловьева. Подготовьте анализы отдельных стихотворений. (Примерный план: Что составляет основу лирического сюжета? Какие сферы реальности осваивает лирическое сознание? Каковы структура, композиция, эмоциональный тон стихотворения и характер образности?) Как стихотворения связаны с мироощущением и философией автора?
Проза. «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории...»
1. Диалогичная форма произведения, ее смысл и значение. Роль рассказов и вставных новелл в произведении.
2. Охарактеризуйте участников диалогов, их позиции.
3. Раскройте основное содержание разговоров, их полемический аспект. Как проявляется в произведении антитолстовский пафос? Чьи аргументы убедительнее?
4. Как связана с проблематикой разговоров «Краткая повесть об Антихристе...»? В чем сходство и различие «Краткой повести...» и «Легенды о Великом Инквизиторе»?
Список литературы
Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974; любые другие издания, а также подборки стихов В. Соловьева в сборниках, например: Русская поэзия ХIХ - начала XX в. М., 1987.
Он же. Смысл любви. Избр. произв. М., 1991.
Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. М., 1983.
Тема 25. Концепция любви в творчестве русских поэтов 1880–1890-х годов. Поэтика лирических стихотворений
Самостоятельная работа со стихотворениями С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина, Вл. С. Соловьева, К. Р. (Константина Романова), Мирры Лохвицкой.
Задание 1
Определить доминанту в концепции любви каждого из названных поэтов.
Задание 2
Определить особенности художественной системы каждого поэта в отдельности:
– специфика жанров, структурно-композиционные особенности произведений;
– отношение автора и лирического героя;
– психологический анализ, его формы и место в стихотворении;
– контрасты, гиперболы, гротеск;
– тропы и их функции;
– звукопись, цветопись, музыкальность («романсность») и живописность стиха;
– культурные традиции и «аура»; связь с мифологией, фольклором; религиозной культурой;
– символика и символы;
– «смеховые» символы и приемы (4 типа смеха: юмор, сатира, ирония, сарказм).
Показать, как все эти средства служат выражению концепции любви.
Список литературы
Поэты 1880–1890-х годов / Вступ. ст. Г. А. Бялого. М.; Л., 1964. С. 161–221; 359–397; 539–570 (Сер. «Б-ка поэта»).
Русский сонет. Первая четверть XX века. Петрозаводск, 1991. С. 24–28.
«Мне нужен свет любви твоей...»: Любовная лирика 80-90 годов ХIХ века / Сост., автор вступ. ст. и примеч. Н. В. Пращерук. Екатеринбург, 1992. С. 5–82; 221-262; 313-355.
Апухтин А. Н. Стихотворения / Вступ. ст. Ц. Коварского; Подгот. текста и примеч. Р. А. Шацевой. Л., 1961 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).
Он же. Сочинения: Стихотворения. Проза / Сост. и подг. текста А. Ф. Захаркина; Вступ. ст. М. В. Отрадина; Примеч. Р. А. Щацевой. М., 1995.
Он же. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. М. В. Отрадина. Л., 1991 (Б-ка поэта. Большая серия. 3-е изд.).
Надсон С. Я. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. Т. Я. Бялого; Подг. текста и примеч. Ф. И. Шушковского. М.; Л., 1962 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).
Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / Вступ. ст., сост. и примеч. 3. Г. Минц. Л., 1974 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).
Щенникова Л. П. История русской поэзии 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен. Екатеринбург, 2002.
Тема 26. «Университетский человек» в осмыслении А. П. Чехова
(по повести «Скучная история»)
1.Суждения А. П. Чехова об «университетских людях».
2.Типология ученых в повести «Скучная история».
3.Художественные способы авторской оценки ученого человека
(отношение к науке и к искусству, духовные интересы и развлечения, отношение к молодежи, к проблеме «отцов и детей»).
4.Ученый как личность в творческом труде и семейном быте. Переживание кризиса общественного и личного.
5.Духовно-нравственные искания ученого, их значение в его жизни («общая идея», «личная свобода» и др.).
6.Поэтика повести:
– особенности формы повествования и ее функции. Монолог, диалог;
– авторская позиция и формы ее выражения (композиция, художественная деталь);
– портрет, пейзаж, символика, ассоциации, «метафизические сравнения». Мир вещей и предметов, жест, движение.
Ответы на все вопросы даются со ссылками на текст, с анализом текста.
Ответ на последний (шестой) вопрос студенты готовят по отдельным фрагментам, анализ которых задан на дом (возможны любые отрывки из текста в объеме 1,5–2 стр.; фрагменты могут быть выбраны и самими студентами).
Список литературы
Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1970.
Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.
Кубасов А.В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. С. 210–238.
Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.
Семанова М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.
Тюпа В. Художественность прозы А. П. Чехова. Новосибирск, 1989.
Тема 27. Повести А. П. Чехова «Огни», «Скучная история» и «Черный монах»: философия и поэтика.
1. Повесть «Огни» в контексте развития русской литературы в 1880-е годы. Пароблема определения характера мировоззрения Чехова, его общественной и литературной позиции.
2. Оценка философии пессимизма в повести «Огни». Полемика Ананьева и студента фон Штенберга. Смысл сюжетной новеллы о Кисочке.
3. Символика пейзажа, роль детали в повести. Как раскрываются позиции рассказчика и автора?
4. Проблема поиска «общей идеи», цельного мировозррения в произведениях Чехова об интеллигенции. Смысл кризиса, испытываемого профессором в «Скучной истории». Как соотносится с его жизнью история жизни Кати? В чем вы видите причины несчастности всех героев повести?
5. Проблема «иерархического мышления» (И. Сухих) в повести «Черный монах». В чем состоит «загадка» произведения?
6. Вера и безверие в произведениях Чехова. Какого рода «диагноз» можно поставить магистру Коврину? В чем состоит его «счастье»? Интерпретация образа черного монаха и смысл авторской позиции.