Руководство по жизни
В: Обладает ли психическое какой-либо властью?
Властью? Обычно именно психическое руководит человеком. Он не знает об этом, поскольку не сознает его, но именно психическое руководит человеком. Если он будет очень внимательным, то осознает это. Но большинство людей не имеют об этом ни малейшего представления. Например, когда люди в своем внешнем неведении решают делать что-либо сами, подменяя психическое существо, то все обстоятельства складываются так, что выходит нечто совсем иное, и тогда они начинают кричать, негодовать, бушевать от ярости, сетовать на злой рок, кляня Природу и злую судьбу, жалуясь на несправедливость Бога, или... на все, что угодно (в зависимости от их веры и убеждений). Между тем как большую часть времени как раз эти самые обстоятельства были наиболее благоприятными для их внутреннего развития. И, естественно, если вы попросите психическое обеспечить вам приятную жизнь, заработать кучу — денег, иметь детей, которые служили бы гордостью семьи и т.д., то психическое вам не поможет. Но оно создаст для вас все условия, необходимые для пробуждения в вас потребности соединиться с Божественным. Временами вы строите прекрасные планы, и если они удаются, то вы покрываетесь все более толстой коркой внешнего неведения, глупых мелких амбиций и бесцельной активности. Тогда как получив хорошую встряску и не сумев достичь желанного, столкнувшись с полным нарушением всех ваших планов и ощутив себя совершенно разбитым, вы обретаете шанс оказаться перед открытой дверью, ведущей вас к большей правде и глубине. И если вы хоть немного пробуждены или, но крайней мере, искренни, то, оглядываясь назад, сумеете себе сказать: "А! Я был не прав — это сделала Природа,- — божественная Милость или мое психическое существо". Организует все это психическое существо.
Мать
Если ваше психическое существо достаточно пробуждено, так что может опекать вас, подготавливать ваш путь, то оно способно организовать встречу с тем, что вам поможет, приведет вас к нужным людям, книгам, обстоятельствам; возможно, произойдут разные маленькие совпадения, как будто бы при участии некой доброй воли. Психическое может дать вам указание, поддержку, помочь принять решение и правильно сориентироваться. И как только вы избрали это направление, как только вы решили найти истину вашего существа, как только вы искренне вступили на путь, тогда все, словно сговорившись, пытаются помочь вам продвигаться вперед.
Мать
Когда человек принял неизбежность Пути, все жизненные обстоятельства помогают ему тем или иным образом, чтобы вести по этому Пути. Именно психическое существо внутри человека и божественная Сила свыше используют с этой целью превратности разума и внешних обстоятельств.
Шри Ауробиндо
Некоторые люди говорят, что всей их жизнью управляет не их собственная воля, но есть что-то внешнее, что ставит их в нужные условия, притягивает благоприятные обстоятельства или людей, устраивает все вокруг подходящим образом. Возможно, в своем внешнем сознании они желают чего-то и работают ради этого, но выходит нечто иное. Тогда, годы спустя, они начинают понимать, что случилось именно то, что и должно было случиться. Вы можете ничего не знать о психическом существе внутри вас и тем не менее быть руководимыми им. Ибо для того, чтобы осознать что-то, вы должны сначала допустить, что это существует. Некоторые люди этого не принимают. Я знала людей, которые имели настоящий контакт с психическим существом и даже не подозревали о том, что было, поскольку не имели ни малейшего представления о возможности такого контакта.
Мать
В: Мать, ориентация человека в жизни определяется психическим?
Да. И, как правило, абсолютно неосознанно для человека. Однако именно психическое организует жизнь человека — но только в том, что можно назвать основным направлением, поскольку для вмешательства в детали требуется сознательное соединение внешнего существа, то есть витального и физического, с психическим существом, а этого, как правило, нет. Что же касается внешних деталей... например, один человек спросил меня с недоумением: "Ну, ладно, если именно психическое существо, а то и сам Господь направляет через психическое мою жизнь, то неужели именно Он решает, сколько кусочков сахара мне положить в чай?" Буквально так и спросил. Пришлось ответить ему: "Нет, поскольку психическое не настолько участвует в вашей жизни". Можно сравнить вот с чем: когда вы суете руку в кучу опилок, они принимают форму руки, но делают это не умышленно или сознательно. Работа сознания приводит к тому, что происходит так, как происходит. Не каждая частица решает занять подобающее ей место; но та сила, что движет рукой, организует эти частицы. И так же в случае с психическим существом. Психическое сознание работает в жизни, организуя все ее обстоятельства, но не подбирая умышленно детали; и на самом деле очень мало что подобрано умышленно и сознательно в физической жизни человека. Обычно вот что происходит. Вы спрашиваете кого-то: "Почему ты это сделал?" А он отвечает: "Так уж получилось". И всегда так: "Так уж получилось". По крайней мере в семидесяти пяти случаях из ста. Человек обычно так приводит в движение вещи, что даже не замечает этого. Но если он начинает наблюдать за собой, то видит, что это так. Только очень немногое явилось следствием ясного волевого решения, очень немногое — только то, что человек считает важным, и даже здесь есть много разных вариантов. Слишком велик объем бессознательного, смешанного с физическим сознанием, но мы не замечаем этого, поскольку всегда так живем. Но как только вы начинаете анализировать, вглядываться, изучать, вы ужасаетесь. Сколько раз вы уже сталкивались с одним и тем же. Вы видите, что действовали автоматически, по привычке, иногда, возможно, по выбору; но вот вы внезапно останавливаетесь перед чем-то совершенно незначительным: "Что мне делать: это или то?" Просто так. Можно привести очень простой пример, например... вы едите и спрашиваете себя: "Продолжать есть или хватит?" Как часто вы можете принимать мотивированное и сознательное решение? И вы внезапно осознаете: "Почему я решаю так? Я ничего об этом не знаю" и "Я не знаю; я могу сделать это, сделать то; я могу сделать то, то и то. Но что во мне выбирает?" Обычно вы руководствуетесь ментальными установками. Но если ментальные представления управляют вашей жизнью, то вы живете как автомат, в привычной рутине, которую сами же для себя и создали. И такой случай не единичен. Это происходит тысячу раз в день.
Например, вы общаетесь с кем-то, питаете к нему самые лучшие чувства; и вот вы испытываете некоторые затруднения и хотите сделать самое лучшее из того, что возможно. Если вы действуете спонтанно, то все идет гладко: вы действуете так, что одно следует за другим, без всяких рассуждений. Но вот вы сознательно хотите сделать лучшее... На чем вы будете основывать свой выбор? Какое знание позволит вам решить: "Я должен делать это или я должен делать то, я должен сказать это или я должен сказать то, или мне вообще ничего не нужно говорить", — все бесчисленные возможности перед вами. Как тут быть? И на чем вы будете основывать свое мнение? Если вы посмотрите на это искренне, то обнаружите, что всякий раз вы не знаете.
И только если вы научились заглядывать внутрь себя, обращаться к внутреннему психическому сознанию и позволять ему принимать решения, только тогда вы можете действовать с уверенностью, без сомнений, без вопросов и колебаний. Вы знаете, что нужно, и не сомневаетесь на этот счет; но только в таком случае. Только когда вы позволяете психическому вести вас сознательно и неизменно, только тогда вы обретаете способность поступать правильно; но только в этом случае.
Иначе, если у вас есть привычка изучать и наблюдать и вы пользуетесь ею очень часто, то неизбежно попадете в круговерть мелочей, из которой не сможете выбраться. Вы не хотите жить механически в привычной рутине, вы хотите жить сознательно, используя свою волю. Хорошо, но тогда каждый раз вы сталкиваетесь с проблемой, которую не можете решить — причем чисто физически. Возьмем любую трудность, которая есть в вашем теле — какое-нибудь расстройство, выражающееся в стесненности или недомогании. Это не болезнь, это какое-то недомогание, неудобство — что-то работает не так хорошо, как надо. И если вы не имеете психического знания, которое позволило бы вам сделать то, что нужно и без каких-либо обоснований, если вы хотите подойти к этому разумно, используя то, что вы считаете знанием, тогда... Возьмем случай из медицинской практики, например: "Как мне поступить — применить ту терапию или эту, сменить ли диету, либо употреблять эту пищу или ту?.." Затем вы размышляете. Если вы всегда придерживались очень простых правил, вам легко сделать выбор, но может оказаться, что вы слышали о существовании не только различных средств в самках одной медицинской системы... но и о различных системах медицины: об аллопатии, гомеопатии и тому подобном. Одна система говорит вам об одном, другая — о другом. Одни люди советуют: "Не делай этого, делай то", а другие: "Прежде всего не делай этого, а делай то", и так далее. Вы стоите перед проблемой и спрашиваете себя: "Ну вот, мне столько всего наговорили, но что же мне выбрать? Я не знаю ничего".
У вас есть только одно, что по-настоящему знает — ваше психическое существо. Оно не совершает ошибок, оно немедленно, мгновенно вам подскажет, что делать, и если вы подчинитесь ему без слов, рассуждений и доводов, то сделаете как раз то, что нужно. Иначе... вы теряетесь. И так всегда: что вам следует изучить, а чего не нужно, что делать, каким путем идти? Тогда вступают в игру все возможности, все то, что вы изучали или встречали в жизни, самые разные внушения, идущие к вам отовсюду — все это вертится вокруг вас. И как вы будете решать? Я говорю о людях, абсолютно искренних, не имеющих предвзятых идей, суждений, установленных правил, которым бы они следовали в механической рутине, даже не стремясь узнать истину или считая истиной свои ментальные построения Поэтому все происходит очень просто, человек идет прямо по своему пути, ударяется носом о стену, но не замечает этого до тех пор, пока не расквасит себе нос. Но иначе ужасно трудно.
Именно это имел в виду Шри Ауробиндо, когда говорил, что мы постоянно живем в неведении, и до тех пор, пока разум неведения не будет замещен разумом света, мы не вступим на истинный путь, и что эта замена совершенно необходима, поскольку иначе невозможно полное преображение.
Мать