Покажите, как надо делать правильно
Все дети обожают лазить по деревьям. И ничего тут ужасного нет. Это и тренировка вестибулярного аппарата, и физическая сноровка. А вот объяснить, что такое сухая ветка и как она предательски может обломиться, как слазить, а не слетать с дерева - это уже наши заботы. Конечно, запретить легче, тем более если у вас есть печальный опыт из своего детства, каково это - падать и получать травмы, но кроме деревьев есть заборы, брёвна, стройки и помойки с очень привлекательным для детворы хламом. (И если вы твёрдо уверены, что в «подозрительные места» ваша детка не сунется никогда и ни за что, - плохо вы знаете детей.)*
В большом магазине рабочие то ли забыли, то ли зачем- то оставили высокую лесенку- стремянку. Она блестела всеми своими ступеньками прямо посреди торгового зала, и взрослые покупатели обходили её стороной, а мелкие - кто цапал пальчиками, кто подныривал. И вдруг одна девица лет 4- 5 подвела маму заручку, сказала «ага?» и полезла вверх по ступенькам. Мама стояла внизу, мельком поглядывала на дочку и преспокойно болтала с подругой. (Ведь она- то видела, как недавно по этой лестнице лазал объёмный рабочий, и понимала: значит, стоит лестница надежно, а лазить и цепляться ребёнок её явно умел.)
Как пчёлки на мёд, со всех сторон немедленно притянулись к этой лестнице все другие «магазинные» дети. И начался маленький содом. Детвора умирала от зависти и визжала: им тоже хотелось туда, наверх и повыше, мамы грозились, и запрещали, и ахали, и оттаскивали детей, и шумливо поругивали «эту непутёвую мать».
Мы не о том, права или не права была мама (в смысле культуры), мы о другом. О том, как любят вмешиваться случайные зрители. И что делают они это чаще всего не от благих побуждений, а просто потому, что «так не положено», а «положено этак». Водить за ручку - пожалуйста, давать нагоняи - пожалуйста; бегать и прыгать, шуметь и смеяться громко - нельзя. Нельзя, зацепившись ногами за крепкую ветку, висеть вниз головой. Нельзя пробежаться по лужам (даже если брызги не задевают других). Нельзя раскачаться на качелях до самого верха (даже если качели крепки и надёжны). Нельзя... впрочем, кто позволяет своим детям тренироваться так, нестандартно - тот знает.
Если вы хотите дать ребёнку расти и развиваться, вам придется научиться противостоять общественному мнению. Трафаретам, привычкам, правилам давней давности, мнению каких- то прохожих, которым до всего есть дело.
Легче согласиться с воплями из подворотни, лучше- думать своей головой. Но думать придётся или заранее, или о последствиях. Кстати, и ребёнку тоже не помешает учиться сначала думать, а потом делать (лазить, прыгать, бегать, скакать...).
5. Коварное «нет».
Оковарстве «нельзя» мы уже говорили. С «нет» и «не...» дело обстоит ещё хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!
Вот прямо сейчас подойдите к своему чем- нибудь занятому ребёнку и скажите ему (или ей) «Не заходи на кухню...» Можете не сомневаться, что в ближайшие 15 минут ваша детка там объявится. Вы думаете, из вредности? Ничего подобного, его уши ваше «не» пропустили.
Любой запрет наша психика встречает в штыки. И чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через своё собственное «не хочу - не буду».
Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать ещё труднее (хотя бы потому, что они - народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребёнок услышать нас не готов, у него «бананы в ушах». Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее...».
С риторическими вопросами происходит почему- то то же самое: и детей, и даже ваше подсознание они скорее раздражают, потому что на них не требуется ответа. Особенно злятся подростки, когда из- под вашего вопроса выглядывает что- то ехидное и запретительное типа «Я тебе русским языком говорю: до каких пор... ?!».
Что из этого следует?
· Старайтесь строить фразы так, чтоб обойтись без «не», «нет» и «нельзя».
· Избегайте риторических вопросов (особенно когда у вас плохое настроение).
· Будьте осторожно- тактичны со слегка ироничными намёками, это очень часто выглядит как вариант этакого изощрённого подкалывания и тоже сердит, особенно подростков (они и так не уверены в себе).
· А если вам всё- таки приходится говорить «нет», подсластите пилюлю...
Итак, ваша речь должна быть положительна и конкретна, добра, но не иронична.
ТЕСТ ПО ТАБЛИЦЕ
В виде образца мы приводим таблицу с примерами, как мы обычно говорим, обращаясь к детям (левая колонка), и как стоит говорить, если вы хотите, чтоб вас поняли.
Вы можете не просто читать, а провести Тест. Проверьте себя: закройте ладонью правую сторону таблицы и сами переводите все фразы на более понятный (приятный) и позитивный язык.
Как говорим обычно | Как можно сказать лучше |
Не гуляй допоздна | Приходи к полдевятого |
Не ходи через сквер вечером | Через сквер идти в темноте опасно |
Нет, в кино нельзя... | Возьми этот фильм в прокате, и посмотрим на БУИ |
Тебя куда опять понесло на ночь глядя?! | Останься дома, уже поздно |
Ты чего вытворяешь?! | Смотри, банку можно открыть так... |
Смотри, не пачкайся как свинья | Вернёшься грязным - так и знай, постираю и посушу |
Не смей на велосипеде ехать вдоль дороги | На велосипеде катайся только в сквере |
Почему это хорошо работает?
Вы даёте ребёнку инструкцию. Вы хорошие родители: ничего не запрещаете, а лишь направляете своё ненаглядное чудо... Вы даёте прямое указание (подсказку): что ему надо делать, чтоб вы были им довольны. А дети, как существа практичные и романтичные одновременно, вправду любят, когда довольны их родители.
Повторяйте по- разному.
Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в память долговременную, то есть запомнится, и уже надолго.
Информация переходит в долговременную память:
· когда информация яркая, эмоциональная;
· когда человек повторяет её, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: мне пригодится, это важно, помни!
В идеале должно быть так: освоил новый материал, затем - повторять: через три дня, через неделю - через месяц. И повторение должно проходить разными способами: так интереснее и запоминательнее! Об одном и том же - по- разному. Например, о том же опасном мухоморе вы:
· рассказали;
· показали (как гордо он стоит в лесу, как соблазнительно- красиво, но никто из лесных жителей его не ест, даже червяки);
· ответили на вопросы по теме (кратко, без лекций);
· показали в книжке, на картинке;
· сочинили сказку;
· поиграли в «злую колдунью, которая варила мухоморы и...»;
· нарисовали и прокомментировали;
· задали вопрос по подходящему случаю (когда, например, в мультике показывают грибы с красными шляпками) и т. п.
· поговорили и обсудили - и пусть это будет диалог (особенно со старшеклассниками).
Так же - последовательно, постепенно, углубляя и возвращаясь к пройденному - надо говорить и о более сложных вещах. Ребёнок растёт, но правила не меняются. Они лишь
дополняются и расширяются, появятся новые подпункты, новые повороты, но суть одна.
Рассказывайте сказки.
Лучший способ что- то донести до ребёнка - поиграть в это, проживая в игре всяческие сложные ситуации, в которые может попасть маленький человек. Или рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребёнок, может быть, несознательно соотносит с собой.
Глава 6
СКАЗОЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Как обучать ребёнка правилам безопасности по народным сказкам
«Да это же триллер какой- то», - шёпотом, чтоб не разбудить уснувшую в коляске племянницу, сказал сын. И потряс маленькой книжкой. Я посмотрела на обложку. Триллер назывался «Колобок».
А действительно, почему сказки (и песенки, и прибаутки) для самых- самых маленьких такие плохокончающиеся?
И вот что ещё интересно (обращали внимание?): сказки для детей постарше как правило заканчиваются хорошо.
В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают «жить- поживать». А у младенцев- сплошной «караул!». То лиса колобка проглотит, то теремок раз валится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются. Что, наши предки погуманнее не могли что- нибудь придумать или им нравилось детей запугивать? Конечно нет.
Инструкция для родителей
Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чём- то походят на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а как раз для родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен? Вот им- то и объясняется, что будет, если:
· если младенца положить на краю;
· если оставить без присмотра (или оставить ребёнка под присмотром ненадёжных людей);
· если по вашему недогляду «хвостиком заденет», чего задевать не полагается;
· если положить «остывать на окошке» без надзора;
· если сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное для него) место.
Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причём в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас. Ёмкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку - и вы найдёте в ней массу полезных советов- напоминаний по технике безопасности.
МИНИ- ПРАКТИКУМ
В какой сказке?
Попробуйте самим подставить названия сказок к этим вышеперечисленным советам- предостережениям. Заметите в сказках ещё много чего интересного. Например, о том, что опасно оставлять ребёнка без присмотра, говорится в сказках «Колобок», «Гуси- лебеди», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
А в каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестное (неизведанное, незнакомое) место? Какие советы и предостережения даются в них?
Посмотрите на сказочных героев и волшебные приключения с этой точки зрения. Обратите внимание, как часто в сказках повторяется один и тот же мотив. Как вы думаете почему? Может быть, потому, что много раз и по- разному повторённое в голову хорошо западает?
Может быть, вот так, рассказывая и читая сказки и проживая вместе с ребёнком разные ситуации, мы тоже узнаём что- то новенькое о себе? Может быть, отвлекая от сиюминутного быта, сказки и нас, уже выросших из детства, способны вернуть к простым и важным истинам? И выводят - на какой- то иной уровень. И рассказывают - о тех важных истинах, которые мы забываем во взрослой бытовой суете.
Не убегай за край!
А что касается самих детей...
У маленьких детей воображение ещё спит, и потому младенец не будет пока особо переживать за обманутого колобка: он пока не понимает, что «быть проглоченньм» и «умереть», по сути, одно и то же. И не пугает его, что «рожки да ножки» остались, а козлик исчез: так же не существуют предметы для грудничка, когда они исчезают из поля его зрения. Малышу, если честно, поначалу всё равно, что вы там говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос, интонации. Но интонации у вас разные! Но ваш голос настораживает! И маленький ребёнок сначала смутно, потом всё яснее и чётче осознаёт: что- то тут не так. Ребёнок вслушивается, и что- то откладывается в его памяти, и потихоньку- полегоньку он запоминает очень нужные предостережения и правила поведения - правила безопасности. Заранее, до того как придёт пора пугаться. Причём важная для малышей информация подаётся в самой доступной форме - в образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессознательно усвоил (буквально впитал с молоком матери), останется с ним на всю жизнь.
В народных сказках есть чёткая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребёнок.
И малыш впитывает её буквально с молоком матери.
Все мамы - во все времена - поют своим малышам колыбельную «Баю- баюшки- баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок и ухватит за бочок...». Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край.
«Край» - это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за «краем», находится чужая «земля», на которую вторгаться нельзя. Там, за краем, - «серенький волчок» (символ неизведанного и коварного). Это взрослые могут пойти «за край» и с ними ничего не случится, а младенцы должны быть в «серединке», месте освоенном и охраняемом. Коляска, пеленальный столик, кроватка, мамины/папины руки - вот безопасное место для малыша. В доступной форме юному человеку объясняется, что край - это та граница, та неизведанная территория, где всё чужое, чуждое, неведомое. И почему ходить туда одному нельзя. И почему там подстерегает опасность. И как её избежать.
Поэтическая форма помогает ребёнку прочувствовать и усвоить такие понятия:
«край», «своё, надёжное» - «чужое, опасное».
Конечно, со временем «своя» территория начнёт расширяться. Сначала - до размера комнаты, потом - до размера квартиры, «своего» двора... К году малыш встанет на ножки и пойдёт. Но, приближаясь к границе «своего», то есть освоенного пространства (к тому самому краю), малыш насторожится: он уже усвоил - новое (чуждое) обязательно должно быть проверено на наличие «сереньких волчков».
Ну а что случится, если всё- таки зайдёшь за край? Да ещё один, да ещё без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось «в лес погуляти». («Что с ним случилось? Да- да, «остались от козлика рожки да ножки».)
Или из истории про колобка, которому тоже вздумалось...
Такие сказочные «инструкции по безопасности» перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами.
Да и сами малыши удивительно похожи на колобков: так же наивны, доверчивы и самонадеянны. И если их рискованный поступок (например, удрать от мамы или пойти с чужим дядей в интересное место) прошёл без вредных последствий, ждите следующего. Насторожить ребёнка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам - вот чему мы можем научить ребёнка благодаря колобку.
В сказке всё сказано, всё объяснено. Ваша задача - лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети «срисовывают» отношение к чему- или кому- либо с родителей (как мама/папа, так и я). Вот и покажите своё отношение к поступкам беспечного героя. Но - обратите внимание! - никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребёнка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее. Итак, не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению. Помогите ребёнку понять: в чём же ошибка колобка (что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса - ам! - и НЕ проглотила). Что делать, чтоб не пропасть?
Сказки, напевки, колыбельные для младенцев - это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей.
тируем следующее: делать он будет многое, и его творческие
ПРАКТИКУМ