Невербальные средства общения (21 марта).
Общение (как информационно-коммуникативный процесс) – процесс обмена и информацией с помощью вербальных и невербальных средств для передачи и принятия сообщения.
Информационные каналы:
Звуковой – 40 -45%
Видеоканал – 55-60%
Невербальное общение по средствам неречевых знаковых систем.
Вербальные средства общения:
· лексика
· стилистика
· грамматика
· семантика
· правильность произношения
· ударения
· словоупотребление
· формообразование
· стиль
Невербальные средства общения:
· интонация
· тембр
· ширина зрачка
· пространство
· частота дыхания
· жесты и позы
· осанка
· одежда
· мимика
· контакт глазами
Невербальная коммуникация - это общение по средством неречевых знаковых систем.
Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами
1. Визуальная (мимика, позы, жесты и.т.д.)
2. Акустическая (темп речи, звуковая модальность речи, тональность речи, диапазон, тембр голоса)
3. Тактильная (прикосновение , пожатие рук )
4. Ольфакторная (область восприятия запахов)
Основные функции невербального общении:
1. межличностные отношения
2. чувства и эмоции
3. управление процессами невербального общения
Факторы , которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:
1. Национальная и культурная принадлежность
2. Состояние здоровья
3. Профессия человека
4. Уровень культуры, который влияет на состав жестов.
5. Статус человека, чем выше человек стоит на иерархической лестнице, тем более утончены его жесты.
6. Актерские способности
7. Возраст
8. Сочетание невербальных знаков или элементов пантомимики
Невербальные поступки могут не только дополнять друг друга , но и противоречить.
· подчинены подсознанию
· слабо контролируемы
· информация из этих каналов заслуживает большего доверия, нежели полученная вербальным путем.
Невербальное поведение – социально обусловленная система взаимодействия
В структуре которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движения, выражающиеся личностную неповторимость человека.
Через зрительной анализатор проходи 87% информации, через звуковой 9%, 4% - информации поступает в мозг через остальные органы чувств
3 типа невербальных показателей:
1. Поведенческие знаки – обусловлены физическими заначками (побледнение или покраснения)
2. Ненамеренные знаки
3. Коммуникативные знаки - представляют собой сигналы, которые передают сообщения об объекте событии или состоянии.
Кинестика – внешние проявления чел чувств и эмоций.
Существует 3 группы поз:
1. Включение или исключение из ситуации. Открытость или закрытость. (скрещение рук, сплетите пальцев между собой, отклонение спины назад, при готовности к общению человек улыбается и повернут к собеседнику)
2. Доминирование или зависимость.
3. Противостояние или гармония
Противостояние – сжатые кулаки , руки в боки
Гармоничная поза – всегда синхронизирована с позой партнера.
Типы такестических средств общений:
1. профессиональные , носят безличностыный характер, при этом человек воспринимается как объект общения (осмотр врача)
2. ритуальный (рукопожатия, дипломатические объятия)
Сенсорика – тип невербальной коммуникации основанный на чувственном восприятии. Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе органов чувств , в зависимости от того как мы чувствуем запахи, вкус, цвета, звуки ощущаем тепло человека мы строим общение с этим человеком.
Проксемика - расположение людей в пространстве при общении.
Хронемика – использование времени при невербальном общении. Для общения время является не менее важным фактором. Изучает ритм движения и расчет времени в культуре.
Хронемику можно разделить на 2 вида:
1. Монохромная – время представляется в виде дороги , которая разделена на сегменты. Можно занимается только одним делом
2. Полихромная - человек может заниматься несколькими делами одновременно.
Интимная зона (15 - 45 см) допускаются лишь близкие люди.
Личная зона ( 45 – 120 см) беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.
Социальная зона (120 – 400 см) – официальные встречи в кабинетах ,преподавательских итд , с теми, кого ты не очень хорошо знаешь.
Публичная зона (более 400 см) – общение в большой группе
Таким образом невербальное общение в менеджменте включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Важны по нескольким причинам:
1. Около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному, визуальному каналу.
2. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника.
3. Отношение к собеседнику нередко формируются под влиянием первого впечатления. Оно является результатом взаимодействия невербальных факторов.