Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 8 страница

186 Но если живая масса должна быть преобразована, то необходимо circumambulatio**, т.е. исключительная концентрация в центре, в месте созидательного преобразования. Во время этого процесса кто-то подвергается "укусам" животных, другими словами, мы должны подвергнуться воздействию животных импульсов бессознательного, не идентифицируя себя с ними и "не убегая"; т . к. побег от бессознательного может аннулировать назначение всей процедуры. Мы должны сохранить свое место, которое здесь означает, что процесс, инициируемый самонаблюдением сновидящего, необходимо многократно повторить для того, чтобы сознание его поняло. Это часто приводит к невыносимому напряжению из-за полной несопоставимости сознательной жизни и бессознательного процесса, который ощущается только в наиболее глубокой части души и не может касаться видимой поверхности жизни ни в одной точке.

** Хождение по кругу (лат.) Прим.. перев.

Принцип сознательной жизни есть: Nihil est in intellectu, quod поп prius fuerit in sensu*. Но принцип бессознательного - это независимость самой души, отражающей в игре свои образы: не мира, а самой себя, даже если при этом она использует иллюстративные возможности, предоставленные осознаваемым миром для того, чтобы сделать свои образы ясными. Ощущаемая величина, однако, не causa efficiens этого, скорее она автономно избирается и эксплуатируется психе для того, чтобы рациональность космоса постоянно нарушалась наиболее страдальческим образом. Но осознаваемый мир имеет опустошительное действие на глубинные психические процессы, когда он врывается в них как causa efficiens. Если, с одной стороны, над рассудком нельзя производить насилие, а созидательная игра образов не сильно подавляется с другой, необходим осторожный и дальновидный синтез для того, чтобы оценить парадоксальный союз противоположностей (рис.72). Отсюда алхимические параллели в наших снах.

* В сознании нет ничего, чего ранее не было в ощущении (лат.) Прим.. пер.

187 Фокусирование внимания на центр, требуемое в этом сне, и предостережение от "бегства" имеют четкие параллели в opus alchymicum'. необходимость сконцентрироваться на "деянии" и размышлять о нем подчеркивается снова и снова. Тенденция к бегству, однако, приписывается не вершителю действа, а трансформирующемуся веществу. Меркурий увертлив и определен как servus (слуга) или cernus fugitivus (убегающий олень). Сосуд должен быть хорошо запечатан, так чтобы его содержимое не улетучилось. Евгений Филалет 61 говорит об этом servus: "Ты должен быть очень осторожным, с ним, потому что при первой возможности, он ускользнет и оставит тебя в мире неудач". 62 Этого не случается с теми философами, которые искали проекцию, и чем ближе они приближались к сути, тем больше получали от психологического источника ожиданий. Из различия между материалом этого сна и его средневековыми предшественниками мы можем оценить психологический прогресс: сейчас бегство, очевидно, воспринимается как характеристика сновидящего, т.е. оно больше не проецируется на неизвестную сущность. Таким образом, бегство становится моральным вопросом. Этот аспект был признан алхимиками, поскольку они подчеркивали необходимость религиозного вдохновения для деяния. Нельзя снять с них подозрение в использовании молитв и религиозных упражнений с целью вызвать чудо - есть даже такие, которые стремились получить Дух Святой по своему подобию! 63 Но, отдавая им должное, нельзя пренебрегать доказательствами того факта, что они отдавали себе отчет в том, что это было сутью их собственной трансформации. Например, Герхард Дорн восклицает: Trasmutemini in vivos lapides philosophicos! ("Преврати себя в живой философский камень!")

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 8 страница - student2.ru Рис. 72. "Союз несовместимого": Бракосочетание воды и огня. Каждая из фигур имеет четыре руки, символизирующие многообразие возможностей. -По мотивам индийской картины.

188 Вряд ли сознание и бессознательное соприкоснутся, разлетевшись в стороны за счет своих внутренних антагонизмов. Отсюда, змеи из самого начала сна, которые расползаются в противоположных направлениях, должны быть возвращены: т.е. конфликт между сознанием и бессознательным решительно пресекается и сознательное мышление вынуждено выдержать напряжение посредством circumambulatio. Магический круг будет также защищать бессознательное от повторного расщепления, поскольку такой катаклизм был бы равносилен психозу. "Nonnulli perierunt in opere nostro" ("Немало погибло в нашей работе") - мы можем сказать вместе с автором Rosarium. Сон показывает, что трудная работа по обдумыванию парадоксов -подвиг, подвластный лишь высочайшему интеллекту - увенчалась успехом. Змеи больше не расползаются, а располагаются по четырем углам и процесс трансформации или интеграции включается в работу. "Трансфигурация" и просветление, сознательное признание центра достигнуто или, по крайней мере, предвосхищено во сне. Это потенциальное достижение - если оно может быть закреплено, т.е. если сознание опять не потеряет соприкосновения с центром 64 - означает обновление личности. Поскольку это субъективное состояние, реальность которого не может быть подтверждена никакими внешними критериями, любые дальнейшие попытки описать и объяснить его обречены на неудачу. Лишь те, кто уже имеют этот опыт, в состоянии понять и оценить его реальность. "Счастье", например, - это такая специфическая реальность, что нет человека, который не стремился бы к ней, и пока нет ни одного объективного критерия, который доказал бы неопровержимо, что такое состояние действительно существует. Как это часто бывает с самыми важными понятиями, мы вынуждены иметь дело с субъективными оценками.

189 Расположение змей по четырем углам отражает порядок в бессознательном. Мы как будто бы не согласны с изначальным основным планом, разновидностью tetraktys Пифагора. В связи с этим я занимался исследованием числа четыре. Оно, вероятно, объясняет универсальную сферу действия и магическую значимость креста или круга, разделенного на четыре части. В данном случае необходимо обуздать животные инстинкты и управлять так, чтобы изгнать злой дух опасности падения в бессознательное. Это может быть хорошей эмпирической основой креста как победителя власти тьмы (рис.73).

190 В данном сне бессознательному удалось осуществить мощный рывок вперед, располагая свое содержимое в опасной близости от сознательной сферы. Сновидящий оказался глубоко втянутым в загадочную синтетическую церемонию и продолжительное воспоминание о сне будет неизменно сказываться в его сознательной жизни. Опыт показывает, что это приводит к серьезному конфликту сознательного мышления, так как оно не всегда склонно или способно приложить экстраординарные интеллектуальные и моральные усилия, необходимые для принятия парадокса всерьез. Нет ничего подозрительней Правды.

191 Как показывает история средневекового мышления, наша ментальность была сформирована христианством. (Это не зависит от того, верим мы в правду христианства или нет.) Следовательно, воссоздание обезьяны на священном церковном дворе, как предлагает сон, вызывает такой шок, что большинство людей ищут убежища в слепом отторжении. Другие будут небрежно игнорировать необъятные глубины Дионисийской мистерии и приветствовать дарвинистскую суть сна как надежную защиту от мистической экзальтации. Лишь немногие почувствуют столкновение интересов двух миров. Кроме того, сон довольно прозрачно говорит, что в месте, где, согласно традиции, царит божественность, должна появиться обезьяна. Эта подстановка почти так же плоха как Черная Месса.

192 В восточном символизме квадрат - означающий землю в Китае, padina или лотос в Индии - имеет характер г/от: женственности. Мужское бессознательное подобно женскому и персонифицируется анимой. 65 Анима хоть и олицетворяет "подчиненную" функцию66 и по этой причине часто имеет теневой характер, фактически иногда олицетворяет зло сама по себе. Как правило, это четвертая личность (см. сны 10,11,15, пар. 136,147,162). Это черная и ужасная материнская утроба (рис.74), природа которой амбивалентна. Христианское божество едино в трех лицах. Четвертая личность в небесной драме -несомненно дьявол. В более безобидной психологической версии он представляется просто подчиненной функцией.

С моральной точки зрения он представляет собой человеческий грех, функцию, относящуюся к нему и предполагаемую мужской. Женский элемент божества остается туманным, интерпретация Святого Духа как Софии считалась еретической. Так что христианская метафизическая драма, "Пролог в небесах", имеет актеров только мужского пола, и эту точку зрения разделяют многие древние мистерии. Но женский элемент, очевидно, где-то должен быть - предположительно, он будет обнаружен в темноте. По крайней мере, такое место ему определили китайские философы; в yin67 Несмотря на единство мужчины и женщины, они все же представляют собой непримиримые противоположности, которые, будучи активизированными, деградируют до смертельной враждебности. Эта изначальная пара символизирует все мыслимые пары противоположностей, которые можно себе представить: жару и холод, свет и тьму, север и юг, сухое и мокрое, хорошее и плохое, сознательное и бессознательное. В психологии функций существует две сознательные и, следовательно, мужские функции, высшая и вспомогательная, которые представлены в снах, скажем, отцом и сыном, тогда как бессознательные функции представляются как мать и дочь. Поскольку конфликт между двумя вспомогательными функциями совсем не так велик, как между дифференцированной и подчиненной, то, возможно, третью функцию - т.е. бессознательную вспомогательную -можно поднять до сознания, и таким образом, сделать мужской. Однако, вместе с ней попадут следы ее засорения подчиненной функцией. Таким образом осуществляется своего рода связь с темнотой бессознательного. Это будет согласовываться с психическим фактом, что Дух Святой должен еретически интерпретироваться как София, поскольку он был посредником рождения во плоти, обеспечив божественному возможность освещать темноту мира. Несомненно, это была та ассоциация, которая позволила заподозрить Святой Дух в женственности, так как Мария была темной землей сферы деятельности - ilia terra virgo nondum pluviis irrigata (эта девственная земля еще не увлажнена дождями), как назвал ее Тертуллиан. 68

193 Четвертая функция засорена бессознательным и, будучи осознана, тянет за собой все из бессознательного. Поэтому, мы должны прийти к соглашению с бессознательным и попытаться осуществить синтез противоположностей.69 Возникает сильнейший конфликт, переживаемый любым здравомыслящим человеком, когда становится очевидным, что он должен проглотить уйму абсурдных суеверий. Все внутри него протестует и он отчаянно защищается от того, что ему представляется ужасной бессмыслицей. Эта ситуация объясняет следующие сны. .

19 СОН:

194 Жестокая вражда между двумя людьми.

195 Этот сон описывает конфликт. Сознание защищает свои позиции и пытается подавить бессознательное. Первым результатом этого является отторжение четвертой функции, но, поскольку она засорена третьей, то существует опасность полного исчезновения последней. Все вернется к состоянию, которое предшествовало теперешнему, когда две функции были сознательными, а другие две - бессознательными.

20 СОН:

196 В пещере два мальчика. Третий провалился как сквозь землю.

197 Пещера представляет темноту и обособленность бессознательного, два мальчика соответствуют двум бессознательным функциям. Теоретически, третий должен быть вспомогательной функцией, которая указывает на то, что сознательное мышление целиком поглощено дифференцированной функцией. Тогда соотношение составит 1:3, существенно в пользу бессознательного. Следовательно, мы вправе ожидать продолжения этой части и возвращения к прежнему положению. "Мальчики" -здесь аллюзия на мотив карлика (рис.77), о котором речь пойдет позже.

21 СОН:

198 Большая прозрачная сфера наполнена множеством маленьких сфер. Наверху растет зеленое растение.

199 Сфера - это целое, заключающее в себе все свои содержимые; жизнь, которая вошла в оцепенение из-за бесполезной борьбы, снова становится возможной. В Кундалини-йоге "зеленая утроба" - это имя Ишвары (Шивы), выходящего из своего сокрытого состояния.

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 8 страница - student2.ru Рис. 75. Картина, обладающая тремя обликами тримурти. Треугольник символизирует тенденцию вселенной к схождению в точке единства. Черепаха олицетворяет Вишну, а лотос, вырастающий из черепа между двумя факелами, - Шиву. На заднем плане Сияющее Солнце Брахмы. В целом картина соответствует алхимическому opus, черепаха символизирует rnassa confusa, череп vas для трансформации, а цветок "самость" или целостность.- По мотивам индийской картины.

22 СОН:

200 Сновидящий находится в американской гостинице. Он поднимается на лифте примерно на третий или четвертый этаж. Он должен ждать здесь с множеством других людей. Друг (реальное лицо) также находится здесь и говорит, что сновидящий не должен был заставлять темную неизвестную женщину ждать так долго внизу, поскольку он ввергает ее в зависимость от себя. После чего передает ему незапечатанную записку для темной женщины, где написано: "Спасение не приходит от отказа принять участие или от бегства. Оно не приходит и от простого намерения. Спасение приходит от полного отказа, со взглядом, всегда обращенным к центру". На обратной стороне записки рисунок: колесо или кольцо с восемью спицами. Потом появляется лифтер и говорит, что комната сновидящего находится на восьмом этаже. Он продолжает подъем на лифте, на этот раз на седьмой или восьмой этаж. Незнакомый рыжеволосый мужчина, стоящий там, дружески приветствует его. Затем сцена меняется. Говорят о предстоящей революции в Швейцарии: милитаристская партия агитирует за "полное подавление левых".

Возражения, что левые довольно слабы, встречают ответ, что именно поэтому их необходимо полностью подавить. Появляются солдаты в старинной форме, все они похожи на рыжеволосого мужчину. С помощью шомполов они заряжают свои ружья, становятся в круг и собираются стрелять в центр. Но в конце концов они не стреляют и собираются уходить. Сновидящий в ужасе просыпается.

201 Тенденция к восстановлению состояния целостности, уже продемонстрированная в предыдущем сне, еще раз восстает против сознания в совершенно иной ориентации. Допустимо, что этот сон должен иметь американское толкование. Лифт поднимается, что является правильным, т.к. соответствует "подъему" чего-то из "бес"-сознательного. То, что поднимается -содержимое бессознательного , а именно мандала, характеризуемая числом четыре (см. рис. 61, 62). Следовательно, лифт должен подняться на четвертый этаж, но так как четвертая функция - табу, то он поднимается "примерно на третий или четвертый". Это случается не только с самим сновидящим, но также и со многими другими, кто должен подобно ему ожидать, пока не будет признана четвертая функция- Близкий друг затем привлекает внимание сновидящего к тому, что он не должен заставлять ждать темную женщину, т.е. аниму, которая олицетворяет запрещенную функцию, ожидающую "внизу", т.е. в бессознательном. Действительно, это не индивидуальная, а коллективная проблема, так как активизация бессознательного стала столь заметна в последнее время (как и предвидел Шиллер), и подняла такие вопросы, о которых девятнадцатый век и не мечтал. Ницше в своем "Заратустре" решил отвергнуть "змею" и "урода", подвергнув себя героическому оцепенению сознанием, которое ведет, достаточно логично, к коллапсу, предсказанному в книге.

202 Предложенный в записке совет столь глубок, столь точен, что, к нему действительно нечего добавить. После того, как он в большей или меньшей степени принят сновидящим, можно продолжать подъем. Мы должны понимать это так, что проблема четвертой функции принята, по крайней мере в общих чертах , так как сновидящий теперь достигает седьмого или восьмого этажа, а это означает, что четвертая функция уже представлена не четвертью, а лишь восьмой частью и явно уменьшилась наполовину.

203 Любопытно, что эти колебания перед последним шагом к целостности, оказывается, играют роль во второй части "Фауста", где в сцене с кабирами "блистательные русалки" появляются над водой: 70

Нереиды и Священные предметы Тритоны: У нас в руках воздеты

Мы на щите Хелоны

Вам привезли, тритоны,

Достойные служенья

Богов [форм строгих отраженья].* Сирены: Ростом  сморчк

Силой - быки,

Кабиры - спасенье

Терпящим крушенье. Нереиды и Они - порука мира Тритоны: Средь празднества и пира.

В морях под их охраной

Не страшно урагана.

В квадратных скобках внесено изменение в перевод Б.Пастернака для того, чтобы приспособить его версию к комментариям Юнга. Для большей ясности следует отметить, что щит Хелоны - это панцирь черепахи, в которую Гермес обратил нимфу Хелону. Прим. пер.

"Форму строгую" несут "русалки", женские фигуры (см. рис.10,11,12,157), которые олицетворяют море и волны бессознательного. Слово "строгая" напоминает нам о "строгих" архитектурных или геометрических формах, иллюстрирующих определенную идею без всяких романтических "чувственно-окрашенных" витиеватостей. "Отражение" происходит от панциря черепахи71 (рис.76), которая, будучи примитивной и холоднокровной как и змея, символизирует инстинктивную сторону бессознательного.

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 8 страница - student2.ru Рис. 77. Телесфорус -один из кабиров, подобный Эскулапу: а) бронзовая фигура романских галлов; б) мраморная статуэтка из Австрии

"Образ" так или иначе соответствует невидимым, изобретательным божествам (рис.77), - карликам в клобуках, которые спрятаны в темной cista, но которые также появляются на берегу моря в образе маленьких фигур, около фута высотой, где, сродни бессознательному, они охраняют мореплавание, бросая вызов тьме и неопределенности. В виде Дактилей они также боги изобретений, маленькие и явно неприметные, как импульсы бессознательного, но наделенные такой же могучей властью. (El gabir - "это великий, могущественный".)

Нереиды и С собой захватили мы трех, Тритоны: Четвертый остался, не мог.

Он главный, его к вам не тянет,

Он важными мыслями занят.

Сирены: Пусть боги, сойдясь меж собой, Порочат любого любой, Над ними трунить мы не смеем, Но чтим их и благоговеем.

204 Чувственная натура Гете требует, чтобы четвертый был мыслителем. Если высший принцип - "чувство - это все", то мышление играет не самую почетную роль и находится в опале. I часть Фауста отражает это развитие. Поскольку Гете действует согласно собственной модели, мышление становится четвертой (табу) функцией. Из-за своей засоренности бессознательным она принимает гротескную форму кабиров, так как кабиры (карлики) -хтонические боги и соответственно уродцы. ("Я называю их толстобрюхими причудами из простой глины".) Таким образом, они представляют гротескный контраст небесным богам и подшучивают над ними (См. "обезьяна Бога"). Нереиды и тритоны поют:

Считалось ведь семеро их, Сирены: Куда ж подевали троих?

Нереиды и Никто не мог дать справок. Тритоны: Идет с Олимпа слух,

Что есть восьмой, вдобавок

К семи примкнувший вдруг.

Они нам дали слово

Быть тут, но не готовы.

205 Мы знаем, что их "действительно" семеро, но опять-таки имеются некоторые трудности с восьмым, как ранее были с четвертым. Аналогично, в противоположность предыдущему подчеркиванию их скромного происхождения из тьмы, теперь выясняется, что кабиры, действительно, окажутся на Олимпе: они вечно стремятся из глубин в высоты и, следовательно, всегда будут проявляться как внизу, так и вверху. "Строгий образ" - это, очевидно, бессознательное содержание, которое борется за то, чтобы стать видимым . Они ищут и сами представляют то, что я повсюду называл "труднодоступным сокровищем". 72 Эти гипотезы подтверждены:

Сирены: Герои древности  руна Искали золотого Но много больше вам цена И вашему улову! Кабиры выше, чем руно, Найти их было вам дано.

206 Золотое Руно - заветная цель аргонавтов, рискованный вызов или один из синонимов желания недостижимого. Фалес об этом мудро говорит;

Гомункул:

Так вот что, не щадя башки, исследует ученый?

Божки похожи на горшки

Из глины обожженной.

Фалес:

Монеты - редкость, если медь

Стара и стала зеленеть.

207 Бессознательное - это всегда ложка дегтя в бочке меда, скелет в шкафу совершенства, болезненная ложь, приданная всем идеалистическим изречениям, приземленность, которая цепляется к нашей человеческой природе и печально затуманивает кристальную чистоту, к которой мы стремимся. С алхимической точки зрения, ржавчина, как ярь-медянка, - это болезнь металла. Но в тоже время эта проказа - vera prima materia, основа для приготовления философского золота. В Rosarium сказано: Наше золото - не просто золото. Но ты должен быть обеспокоен позеленением, [viriditas, вероятно ярь-медянка] затуманивающим бронзу, это тело прокаженное за счет позеленения на нем. Поэтому я говорю тебе, что и есть совершенного в бронзе, это лишь позеленение, потому что это позеленение прямо превращается нашим волшебством в самое истинное золото. 73

208 Парадоксальное замечание Фалеса о том, что только ржавчина дает монете ее действительную цену - разновидность остроумного замечания алхимиков, в котором по сути утверждается, что нет света без тени и нет психической целостности без недостатков. Резюмируя, можно сказать, что жизнь взывает не к совершенству, а к целостности, поэтому необходимы "колючки в теле", страдание от изъянов, без чего нет прогресса и нет восхождения.

209 Проблема трех и четырех, семи и восьми, которую Гете привел здесь, была трудной головоломкой для алхимии, исторически она восходит к тексту, приписываемому Христиану.74 В трактате о получении "мистической воды" сказано: "Об этом Иудейская предсказательница кричала безудержно: "Одно становится двумя, а два - тремя и [благодаря] третьему Одно -четвертое; в двух - Одно- Четыре (суть) Одно. Один вид производит все."75 В алхимической литературе этой предсказательницей принято считать Марию Пророчицу (рис.78), также называемую Иудейкой, сестрой Моисея, или Коптиянкой и не похоже, что она связана с Марией из гностических преданий. Епифаний свидетельствует о существовании трактатов этой Марии, а именно, "Interrogationes magnae" и "Interrogationes pervae" якобы описывающие видение как Христос на горе породил женщину из своего бедра и как он соединился с ней. Наверное, не случайно в трактате Марии диалог с философом Аросом, откуда произошла поговорка, впоследствии часто повторяющаяся: "Смола сочетается идеально со смолой только в истинном браке". В оригинале это была "арабская смола", и здесь используется секретное название преобразующего вещества благодаря его склеивающим свойствам. Так, Кунрат провозглашает, что "красная" смола - это "смола мудрости" -синоним трансформирующего вещества. Это вещество, как жизненная сила vis animans, сравнивается другим комментатором с "глиной мира" glutinum mundi, как среднее между умом и телом и союз обоих. Старинный трактат Consilium coniugii объясняет, что "философский человек состоит из "четырех естеств камня". Из них три являются земляными или находятся в земле, но "четвертое естество -это вода камня, а именно вязкое золото, называемое красной смолой, и которым три земляных естества окрашены".

Рис. 78. Мария Пророчица. На заднем плане союз (coninuctio) высшего и низшего.  Maier, Symbola aureae mensae (1617)

Мы узнаем здесь, что смола - критическое четвертое естество, оно двоякое, т.е. женское и мужское, и в то же время одно и единственное aqua mercurialis. Так союз из двух - это род самооплодотворения, характеристика, всегда приписываемая дракону меркурия. Из этих намеков легко увидеть, кто является философом: это подлинный андроид или Антропос гностицизма (см. рис.64, 82,117,195), аналогом которого в Индии является пуруша. О нем Брихадараньяка упанишада говорит: "Он был таким большим, как обнявшиеся мужчина и женщина. Он разделил свое Я [Атман] надвое, и отсюда возникли муж и жена. Он соединил себя с ней и человек был рожден", и т.д. Общее происхождение этих идей лежит в примитивном понимании бисексуальности первоначального человека.

210 Четвертое естество - возвращаясь к тексту Consilium coniugii - ведет прямо к идее Антропоса, которая утверждает целостность человека, то есть, концепцию единого существа, которое существовало до человека и в то же время представляет цель человека. Один присоединяется к трем как четвертый и таким образом синтезирует из четырех единство86 (рис.196). Кажется, мы имеем дело с чем-то подобным в случае семи и восьми, хотя этот мотив встречается гораздо реже. Впрочем, это можно обнаружить в Ein ander Erklarung der gantzen Astronomic Парацельса,87 к которому Гете имел доступ: "Один могуществен, Шесть являются субъектами, восьмой также могуществен" - и несколько более первого. Один - это царь, шестеро - его слуги и сын; так здесь мы имеем Царя-Солнце и шесть планет или металлических гомункулов, как отмечено в Pretiosa margarita novella Петра Доброго (издание Lacinius, 1546)88 (рис.79). В действительности восьмой в тексте не появляется; похоже, что Парацельс изобрел его сам. Но поскольку восьмой даже "могущественней" первого, корона, скорее всего, пожалована ему. Во второй части Фауста восьмой, обитающий на Олимпе - прямая ссылка на текст Парацельса, где он описывает "астрологию Олимпа" (то есть структуру coprus astrale)

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 8 страница - student2.ru

Рис. 80. Меркурий вращает восьмисекторное колесо, символизирующее процесс. В руке он держит telum passionis - орудие страдания.- "speculum veritatis", (манускрипт, 17 век)

211 Вернувшись к нашему сну, мы найдем в критической точке -седьмой или восьмой этаж - рыжеволосого человека, двойника "человека с остроконечной бородой", проницательного Мефистофеля, который магически меняет сцену, потому что он связан с чем-то, чего сам Фауст никогда не видел: со "строгим образом", символизирующим высшее сокровище, бессмертную Самость. 90 Он превращает себя в солдат, представителей однообразия, коллективного мнения, которое, естественно, мертво к восприятию чего-то "неудобного". Для коллективного мнения числа три и семь высочайшей властью священны; но четыре и восемь - сам дьявол, нечто нижнее, мерзкое - "обычная глина" -что по строгой оценке любых авторитетов не имеет права на существование. "Левое", означая бессознательное и все "пагубное", что исходит из него, должно быть полностью вытеснено. "Антикварный" вид - это, несомненно, и использование старых методов; но даже заряжающие с дула могут поразить мишень.

По неизвестным причинам (не указанным в сне) деструктивная атака "центра" - к которому, по совету в записке, "всегда должны быть обращены глаза" - прекращается. На рисунке с тыльной стороны записки этот центр отображен как колесо с восемью спицами (См. рис.80).

23 СОН:

212 В квадратном пространстве. Сновидящий сидит напротив неизвестной женщины, чей портрет он предполагает нарисовать. Однако, нарисованное им - не лицо, а трехлистный клевер или искаженные кресты в четырех цветах: красном, желтом, зеленом и синем.

213 В связи с этим сном сновидец спонтанно рисует круг с четвертями, окрашенными в вышеуказанные цвета. Посредине был синий цветок из четырех лепестков. Теперь подавляющее большинство рисунков следовали с короткими интервалами, все были связаны со странной структурой "центра", и возникали из потребности найти конфигурацию, которая адекватно выражала бы природу этого центра. Рисунки основывались частично на визуальных впечатлениях, частично на интуитивных восприятиях и частично на снах.

214 Следует отметить, что колесо является излюбленным символом круговорота, circulatio. Под этим подразумевается в первую очередь ascensus и descensus. например, взлетающие и опускающиеся птицы, символизирующие осаждение испарений,91 и во вторую - вращение вселенной как рабочей модели, и, следовательно, цикличность года, в котором происходит работа. Алхимику была небезызвестна связь между rotatio и рисованием кругов. Современные моральные аллегории колеса подчеркивают, что ascensus и descensus, среди прочего - это нисхождение Бога к человеку и взлет человека к Богу. (В авторитетном источнике - одной из проповедей святого Бернарда: "Своим пришествием он устанавливает для нас радостное и полное восхождение" 92 ). Более того, колесо обозначает понятия, необходимые для работы: constantia, obedientia, moderatio, aequalltas и humilitas93 Мистические ассоциации колеса играют важную роль у Якоба Беме. Подобно алхимикам он также оперирует колесами Иезекииля, говоря: "Так мы видим, что духовная жизнь обращена внутрь себя, а естественная жизнь обращена наружу. Мы можем уподобить ее круглому сферическому колесу, что движется во все стороны, как колесо, показанное у Иезекииля". 94 Далее он разъясняет: "Колесо природы обращено извне внутрь себя; потому что Бог обитает в себе и имеет такой образ, который не может быть изображен, его сущность только подобна природе, то же самое как если Бог изобразил бы себя в виде этого мира, так как Бог в любом месте совершенный и всеобъемлющий. Отметьте: внешнее колесо есть Зодиак со звездами, и после него идут семь планет", и т.д. 95 "Хотя этот образ недостаточно четкий, тем не менее он поддается созерцанию, и мы могли бы наглядно изобразить его на большом круге для тех, кто не понимает. Отметьте, поэтому, что желаемый образ ищется в своем сердце, которое есть Бог" и т.д.. Но колесо Беме - это также "отпечаток" (в терминологии алхимиков, informatio) вечного желания. Это Мать-Природа или "разум [Gemuth] матери, то, из-за чего она постоянно создает и работает; и существуют звезды с планетарными орбитами [в соответствии с моделью! вечного astrum, который является лишь духом, и вечным разумом в мудрости Божьей, а именно Вечной Природой, откуда происходит вечный дух и внедряется в созидательные существа". 96 "Свойство" колеса - это жизнь в форме "четырех управляющих", которые "распоряжаются владением, жизнеда-ющей матери". Эти управители - четыре элемента, "которым колесо разума, а именно astrum, приносит волю и желание, так что это полная сущность, кроме лишь одной вещи, подобной разуму человека. Сходно как человек представлен душой и телом, так и существует эта полная сущность", так как он создан в подобии этой "полной сущности". Но природа со своими четырьмя элементами - тоже полная сущность с душой. 97 Это "серное колесо" - источник добра и зла или, по крайней мере, ведет к ним и от них. 98

Наши рекомендации