Сенсомоторная ( от 0 до 2х лет)
Овладение сенсорными и моторными способностями. Производит разнообразные действия. На основе врождённых механизмов первых двигательных навыков происходит связывание различных действий, и, таким образом происходит рождение новых средств для достижения определенных целей и задач.
Включает 6 подстадий, на каждой из которых происходит образование более сложного навыка
Шесть стадий развития сенсомоторного интеллекта по Пиаже
Стадия | Возраст, месяцы | Характерные признаки |
0-1 | Упражнение рефлексов: сосание, хватание, смотрение, слушание | |
1-4 | Адаптация основных сенсорных и моторных структур (например, сосание различных предметов) | |
4-8 | Развитие стратегии продления интересных впечатлений | |
8-12 | Действия становятся более преднамеренными; возможен недолгий поиск спрятанных предметов | |
12-18 | Активное исследование методом проб и ошибок («маленький ученый») | |
18-24 | Мысленное представление действия перед его совершением; использование умственных комбинаций |
Более подробно:
1) Врожденные рефлексы ( до 1 мес.) Первые действия вызываются внеш. Стимулами и в результате повторения становятся эффективными. Всё поведение направленно на освоение соприкасающихся предметов и основано на врождённых, жестко заданных рефлексов. Упражнение рефлексов.
2) Моторные навыки – (С 1 до 4 мес.).Моторные навыки формируются как словные рефлексы. Напр.: разделение всех вещей на «дающих» и «не дающих» молоко. И происходит формирование поведения по отношению к предметам.
3) Циркулярные реакции – 4 – 8 мес. Формируются благодаря развитию координации между перцептивными и моторными схемами. Напр.: слышит-тянется к предмету.
4) Координация средств и целей – 8 – 12 мес. Преднамеренно совершает свои действия (есть цель) . Может соотнести несколько старых схем и получить новую схему поведения.
5) Открытие новых средств (12 - 18 мес.) В результате случайных сочетаний возникает связь между действиями и результатом. Ребенок становится любопытным исследователем.
6) Изобретение новых средств (18 – 24 мес.) Проявление инсайта. У ребенка появляется способность повторять действия, которые были успешны или приносили ему удовольствие. Появляется символическое мышление, и ребенок может вообразить предмет и символически производить действие с ним.
Проявление эгоцентризма в сенсомоторной стадии – ребенок не понимает, что является самостоятельной частью окружающего мира. Он не знает границ собственного тела. Думает, что он центр мира, считает себя причинной всякой активности, которая происходит вокруг него. Когда он начинает самостоятельно передвигаться, он осознает свою обособленность от людей и предметов. Начинает осознавать, что некоторые события происходят помимо его воли и желания. Он понимает, что потребности другого человека отличаются от его потребностей. Но очень долго уверен, что восприятие мира у других людей такое же как и у него.
2. Дооперациональная стадия(2- 7 гг.)
В течение дооперационального периода дети продолжают расширять свое понимание мира, используя улучшающиеся навыки речи в разрешении проблем. Однако, согласно Пиаже, дошкольники еще не обрели когнитивных способностей, необходимых для понимания логических операций и более полного постижения реальности. Среди таких операций — закон причины и следствия, восприятие реальности, пространства и времени и большинство понятий о числе.
Когнитивные навыки и уровень понимания, достигаемые в течение дооперациональной стадии, закладывают фундамент для дальнейшего развития.
По мнению Пиаже, дети вступают в дооперациональный период, обладая зачаточными речью и мыслительными способностями, а покидают ее, уже умея задавать такие изощренные вопросы, как: «Где теперь бабушка, если она умерла?»
В дооперациональном периоде на первый план выходит использование символов, символическая игра и язык. До этого времени мышление младенца ограничивалось его непосредственным окружением. Теперь использование символов и символическая игра позволяют ребенку выходить в своих мыслях за пределы реальной ситуации. Благодаря этому ум ребенка приобретает большую гибкость.
Итак ребёнок:
Ø начинает интенсивно говорить
Ø познает мир через собственные действия.
Ø Не делает обобщений о целом классе объектов или предметов.
Ø Ребенок не может продумать последствия цепи событий.
Ø Не понимает отличие между символом и объектом, который обозначен этим символом.
Ø К концу стадии ребенок начинает понимать, что одно слово может обозначать множество предметов.
2 подстадии:
1. Допонятийная (от 2 до 4 лет). Ребенку доступна символическая репрезентация, т.е. использование действий, образов, слов, событий для представления собственных переживаний и реальных событий. Дети на этой стадии могут имитировать действия, знакомые роли, прошедшие события. В играх им необходимы предметы, которые способны изображать что-то. После 3х лет дети уже используют совершенно оторванные от игровой ситуации предметы или вообще обходятся без них. Ребенку трудно разграничить ментальную, физическую и социальную реальность.
2. Интуитивная (5 - 7 лет). Ребенок уже отделяет ментальную реальность от физической (кукла движется потому что её завели, а не потому что она живая). Он признает наличие других сил кроме воли человека, понимает, что может существовать несколько точек зрения, а понятия относительны. Но ребенку не хватает последовательности и систематичности в размышлениях.
Особенности дооперационального мышления:
- Мышление конкретно (не способно иметь дело с абстракциями)
- Эгоцентрично. Не может взглянуть на предмет с позиции другого человека), эгоцентрическая речь – разговор вслух с самим собой без попытки передачи информации. Рассказывает с середины, предполагая, взрослый думает об этом же.
- Центрация – тенденции сосредоточить своё внимание на какой-либо стороне события. Считает своё мнение единственно правильным. Самоуверен.
- Неумение сосредоточиться на изменениях объекта, на том, что предмет переходит из одного состояния в другое. Хотя ребенок фиксирует начало и конец ситуации.
- Необратимость мышления – неспособность вернуться к исходному пункту своих раздумий. Логика замкнута сама на себе («потому»). Доказательства ему не нужны.
- Реализм – неспособность ребенка видеть явления, вещи объективно, он воспринимает их непосредственно.
- Анемизм – приписывание одушевлённости неодушевлённым предметам.
- Артефикализм – вера в возникновение явлений и вещей искусственным путем.
- Восприятие времени, пространства, последовательности событий: маленькие дети плохо представляют себе причинно-следственные отношения (Понятия недели и месяца, минуты и часа детям в этом возрасте осмыслить очень сложно, так же как и более общее понятие времени, являющего собой континуум прошлого, настоящего и будущего.)
Коротко по этой стадии:
Допонятийная стадия | ||
Анимизм | Вера в то, что практически все движущиеся объекты — живые. | Солнце, луну, машины, поезда ребенок считает живыми существами. |
Материализация | Вера вто, что объекты и люди из фантазий и снов — реальны. | Монстр из сна действительно скрывается под кроватью. |
Эгоцентризм | Видение и осмысление вещей исключительно с собственной точки зрения. | «Если я это вижу, ты должен тоже это видеть». |
Интуитивная стадия | ||
Символическая репрезентация | Использование действий, образов или слов для представления (изображения) объектов и событий. | Кубики изображают дома; названия представляют объекты. |
Социоцентрич-ное мышление | Начало способности понимать точку зрения других. | «Может, ты не хочешь играть в ту игру, в которую я хочу?» |
Ограничения дооперационального мышления | ||
Конкретность | Неумение обращаться с абстракциями. | Мышление ориентировано на «здесь и сейчас», а не на то, что могло бы быть. |
Необратимость | Невозможность видеть обратимость изменений; одна из причин отсутствия понимания сохранения. | «У меня есть брат, но у него нет братьев и сестер». |
Центрация | Невозможность сконцентрироваться в один момент времени более чем на одном аспекте проблемы; еще одна причина отсутствия понятия сохранения. | Мышление фокусируется на одном измерении объекта, упуская из виду другие. |
Феномены Пиаже (вроде бы не обязательно рассказывать, но на всякий случай…)
- Явление трансдукции (движение от частного к частному). Ребенок смешивает несуществующие свойства предметов.
- Отсутствие понимания сохранения физических величин – осознавание ребенком того, что физические свойства вещества (объём, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменение его формы или внешнего вида. (При переливании воды из одного стакана в более высокий и узкий ребенок скажет, что в узком воды больше, хотя переливали на его глазах)
- Неспособность к логике отношений, к сериации (не скажет, какие из 3х полосок длиннее или светлее, а 2 сравнит.
- Неправильное соотношение между объёмом и содержанием понятия (Даны 5 роз и 3 гвоздики. На вопрос чего больше роз или цветов, ребенок отвечает, что роз больше)
- Нечувствительность к противоречиям.(противоречия между величиной лодки и глубиной посадки: на картинке маленькая лодка посажена глубже в воду, чем большая лодка. На вопрос всё ли правильно ребенок отвечает, что все верно)
- Непонимание переносного смысла, пословиц, метафор.
3 Стадия конкретных операций (8 – 12 лет)
Ребенок может думать о действиях, которые осуществлял на практике, оперирует такими категориями как вес, объём, число. Использует в мышлении логику, умеет классифицировать, обобщать, объединять предметы в группы и подгруппы. Ребенок может принимать точку зрения другого человека, признавать, что другой человек может прийти к другим выводам. Благодаря общению со сверстниками, восприятие себя «центром мира» постепенно убывает, но эгоцентризм проявляется в другой форме- не может продумывать одновременно несколько путей решения и их проверки. Выдвигая гипотезу ребенок скорее отвергнет противоречащие факты, нежели признает неправильность своей гипотезы.
Децентрация мышления – способность отвлекаться от какого-то одного признака и сосредоточиться на нескольких сразу. Способность мысленно прослеживать изменение объекта (улавливать моменты трансформации)
Обратимость мышления – способность менять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию объекта.
Особенности этой стадии:
Ø Гибкость
Ø Обратимость
Ø Выход за пределы «здесь и сейчас»
Ø Многомерность
Ø Меньшая эгоцентричность
Ø Способность делать логические выводы (умозаключения)
Ø Поиск причинно-следственных связей
4 Стадия формальных операций (12 – 15)
В подростковом возрасте происходит развитие способностей, процессов мышления, приводящее к росту сознания, воображения, суждений и интуиции. Происходит активное накопление знаний, открывающих ряд вопросов и проблем, которые как обогащают, так и усложняют жизнь подростков.
Когнитивное развитие в подростковом возрасте характеризуется абстрактным мышлением и растущим использованием метапознания. Эти процессы оказывают влияние на границы и содержание памяти подростка, способы решения проблем, особенности мышления в социальном контексте и вынесение моральных суждений.
Мыслительные операции могут осуществляться без какой-л. конкретной опоры, это Абстрактное мышление. Размышление о возможностях и сравнение реальности с гипотетическими ситуациями. Факт рассматривается как один из вариантов возможного. Подросток проверяет и оценивает свои гипотезы, оперирует даже противоречивыми фактами.
Появляется способность планировать и предвидеть.
Мышление подростков называют мышлением второго порядка (поиск связей между отношениями + мысли о мыслях + соотношение реальности и возможного). Способен задумываться над собств. мыслями и мыслями других людей. Представляет себе, как он выглядит в глазах других людей.
Увлечение научной фантастикой и различным экспериментированием с изменёнными состояниями сознания (культы, медитация и др.).
Сосредоточенность на себе – эгоцентризм подростка ( подросток считает себя уникальным и неповторимым (чувство одиночества- никто меня не понимает), безрассудная храбрость (со мной никогда не случится того, что происходит с другими.
Воображаемая аудитория– новый тип эгоцентризма. Подросток анализирует себя. Пытается вычислить реакции людей на его действия. Подростки используют воображаемых зрителей с целью изучения различных установок и поведения. Воображаемые зрители также являются источником неприятного ощущения — постоянной болезненной открытости другим людям. Так как подростки не уверены в своей идентичности, они чрезмерно реагируют на точку зрения других, пытаясь понять, кем они являются.
В то же время подростки поглощены своими чувствами. Иногда они считают, что их эмоции уникальны. Им кажется, что никто никогда не переживал таких чувств и страданий. Одним из проявлений эгоцентризма подростков, которое Дэвид Элкинд определил как персональный миф, является ощущение, что они настолько особенные, что должны быть исключением из обычных законов природы. Они думают, что с ними не может произойти ничего плохого и что они будут жить вечно. Эти ощущения неуязвимости и бессмертности могут лежать в основе рискованного поведения, которое очень распространено в подростковом возрасте
Другим популярным среди подростков представлением является фантазия найденыша. Им трудно вообразить, как два таких обычных и заурядных человека смогли создать столь восприимчивого и уникального индивида — его самого. Так как очевидно, что этого не могло произойти, то его где-то нашли и он является приемным ребенком.
Таким образом, у подростков может быть опыт интеллектуальной интоксикации. Новые силы мышления направлены внутрь себя для детальной проверки Я и в то же время на внешний мир, который неожиданно становится намного сложнее
По мнению Пиаже не все люди способны достигнуть уровня формальных операций. Даже если человек достиг этого уровня, он необязательно останется на нем.
Также Пиаже подчеркивал, что важно не ускорение смены стадий, а предоставление ребенку достаточного количества учебных материалов, соответствующих каждой стадии его роста, чтобы ни одна стадия не осталась недоразвитой.
Таким образом, когнитивное развитие в ходе подросткового возраста включает в себя:
1) более эффективное использование отдельных компонентов обработки информации, таких как память, запоминание, а также ее использование в других ситуациях;
2) более сложные стратегии решения различных типов проблем;
3) более эффективные способы овладения и символического сохранения информации;
4) более высокую степень исполнительных функций, включая планирование, принятие решений, гибкость при выборе стратегий из широкого ряда сценариев.
Критика теории Пиаже:
Предложенная Пиаже теория когнитивного развития младенцев на протяжении нескольких десятилетий служила источником новых исследований и споров. Его очень тщательные, естественные наблюдения за поведением младенцев провоцировали других исследователей к дальнейшему подробному изучению проблемы. То особое значение, которое Пиаже придавал взаимодействию созревания и опыта, а также активной и адаптивной, конструктивной роли ребенка в собственном научении, вызвало особый интерес к исследованию поведения младенцев. Для Пиаже ребенок — это «маленький ученый», исследующий и открывающий для себя мир физических объектов и социальных отношений.
Однако не все положения теории Пиаже подтвердились, что мы могли заметить на примере подражания и постоянства объектов. В частности, понимание постоянства объектов развивается у детей не совсем так, как описывал это швейцарский психолог. Некоторые критики Пиаже считают, что на самом деле младенцы располагают более точными представлениями о постоянстве объектов, основанными на перцептивном развитии, но не могут их проявить из-за заметного отставания развития в моторной сфере по сравнению с перцептивной. Дети могли бы продемонстрировать понимание постоянства объектов при наличии возможности выполнять задания, не требующие координированных действий.
Среди критиков теории Пиаже находятся сторонники информационного подхода к развитию, скептически настроенные по отношению к любой теории, базирующейся на качественно различающихся стадиях. Они склонны представлять развитие человека, особенно когнитивное, как континуальный, постоянно набирающий обороты процесс.
Пиаже подвергается критике и из-за его приоритетного внимания к моторному развитию в ущерб перцептивному. С самого раннего возраста младенцы узнают и вспоминают регулярно повторяющиеся, постоянно присутствующие аспекты окружающего их мира. Младенцы обучаются не только через действия, но и через наблюдение за тем, как отбирается, ранжируется и организуется доступная сенсорная информация. Давайте более детально рассмотрим эти развивающиеся перцептивные способности младенцев, стараясь вновь поднять те вопросы, рассмотрение которых мы откладывали в течение нашей предыдущей беседы.