Недостаточный напор

Даже когда женщины нарушают молчание, они редко занимают ясную позицию, охотней высказывая различные возможности. Их опасения связаны с тем, что они считают себя обязанными отстаивать то, что однажды высказали. Мужчины же меняют свои взгляды гораздо легче: "Мало ли какие глупости я говорил вчера". Но если женщина придерживается подобных правил, ее тут же называют ветреной и капризной. Поэтому женщины предпочитают мягкие формулировки и осторожные выражения. Даже если они твердо уверены в своей правоте, они прибавляют к высказываниям вопросы типа "Согласен ли ты со мной?", "Правильно ли я понимаю?".

Такими действиями женщины сводят процесс общения к стабилизации отношений. Они руководствуются принципом: "Никому не наступай на ноги", вместо того чтобы отстаивать свои интересы. Они демонстрируют себя такими, какими их хотят видеть партнеры, друзья, родители, дети. Для этого они отказываются от индивидуальности в речи.

Тенденция к подобному подчинению начинает проявляться рано. В детстве У Девочек и мальчиков уже вырабатываются различные образцы речи. Если девочка скорее спросит: "Можно ли сделать то или другое?", то мальчик скажет утвердительно: "Я хочу!" У взрослых женщин это выглядит как "то вы скажете, если..." или "Если никто не возражает, мы могли бы...", "Если ни у кого нет других предложений, то..." И эта сдержанность не удивляет, ведь если маленький мальчик на свое категоричное "хочу!" получит, в крайнем случае, улыбку с упреком, то девочку непременно поправят: "Нужно сказать: я хотела бы... или можно мне..." То есть девочку неизбежно обучают подчиняющимся формам речи.

Школьный учитель рассказал мне о своих проблемных ученицах. Одну из них он осуждал за эгоизм. Основой для такой оценки послужило ее рвение ответить первой, обязательно получить слово. Это показалось учителю ненормальным для девочки. Другую ученицу он охарактеризовал как самовлюбленную и самодовольную. Она с высоко поднятой головой выслушивала его критику и замечания, а также требовала объяснений его оценкам и претензиям. Здоровое чувство самосохранения учитель нашел неуместным и вызывающим, потому что, по его мнению, девочки должны быть тихими и сдержанными. Точно такое же поведение мальчиков почти наверняка было бы воспринято гораздо более терпимо.

Вплоть до пубертатного периода девочки воспринимаются как слабейшие, несмотря на то, что как раз в пятом и шестом классах они обычно выше и сильнее своих сверстников. На уроках физкультуры это выражается в том, что лишь мальчикам доверяют вытаскивать и убирать спортивные снаряды. Подчас от этого девочки чувствуют некоторую дискриминацию. В одном из классов девочки решили, что они сами будут делать эту работу, но, несмотря на то, что они были сильнее, мальчики воспротивились такому положению вещей. Тем самым они хотели доказать свое мужское превосходство.

Подчинение с помощью речи, естественно, гораздо более сложное, чем описано выше. Между недостаточным напором и оглядкой часто стоит женское желание отказаться от влияния и от требований. "Что мы будем делать", "Куда мы пойдем сегодня вечером?", "Какой фильм ты будешь смотреть по телевизору?", "Что мне приготовить?". Эти формулы настолько распространены, что до сегодняшнего дня я не нашла женщины, которая действительно отказалась бы от них.

Наши рекомендации