I. виды информации в тексте 4 страница
Первая метафора Н. Матвеевой - ступени волн - перифрастическая, читателю еще самому нужно догадаться, что описывается прибой.
Вторая - гребень прилива - сосредоточивает наше внимание не на самом приливе, а на его части, на гребне. Гребень есть у волны, но не у прилива - так что здесь описывается целое вместо части. Такой троп называется синекдоха. Постарайтесь это название запомнить.
Сравнение волны с накатным бревном А. Вознесенского подчеркивает упорство волн, их "решимость" взять крепость берега. За счет "картинки" штурма возникает олицетворение.
В метафоре А. Тарковского - колесо прибоя - главным смыслом будет безостановочность, бесконечность движения волн (сравните метафору колесо жизни).
Как мы убедились, поэты действительно видят один и тот же "предмет" по-разному и передают свое видение с помощью разных метафор.
"Разворачивание" метафор разных поэтов может стать очень увлекательной игрой. Отгадайте, что такое попугай асфальта (метафора В. Набокова). А вот как это расшифровывает сам автор: радужное, с приматом пурпура и перистообразным поворотом, пятно масла (на асфальте). Такое авторское объяснение все равно может остаться непонятным. Чтобы его осмыслить, мы должны вспомнить (увидеть мысленно), как расплывается на асфальте пятно масла, смешанного с бензином, образуя радужные разводы.
Теперь попробуем "перевести" метафору еще раз: пятно масла на асфальте было похожее на оперение попугая, в его поворотах были все цвета радуги, самым ярким был пурпурный цвет.
Наверняка вы заметили, насколько многословным и неизящным оказывается развернутое описание по сравнению с короткой, точной и емкой метафорической формулой. Вот поэтому художники так любят метафору.
Звуковая метафора и рифма
Из чего складывается смысл поэтического текста? Правильный ответ — из всего ("всюду лицо"!). В этом деле участвуют и тропы, то есть преобразования слов, и синтаксис, то есть расположение слов в строке, и сами строки, которые складываются в те или иные строфы. Имеет значение и ритм: стихотворение грустного содержания никто не станет писать в виде залихватских частушек (а если напишет — значит, это будет входить в замысел автора: или сделать ярче контраст между грустью и весельем, или написать пародию...).
И это еще не все. Но всего и не перечислишь. Сейчас мы поговорим о том, как смысл рождается из отдельных звуков.
Наверное, вам знакомы термины аллитерация и ассонанс. Но все же напомним, что это такое.
Аллитерация возникает, когда для создания образа поэт употребляет одни согласные звуки чаще других, как, например, в строчках С. Есенина:
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума...
Вы слышите свист снежной бури?
А когда концентрируются гласные звуки - это называется ассонансом:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела...
(Б. Пастернак.)
Однако бывают и гораздо более сложные случаи, когда смысл текста (не звуковая картина, а именно смысл) рождается непосредственно из звукового облика слов, даже если их звуки ничем не замечательны и ничего нам не напоминают. Это происходит, когда два (реже - больше) слова, звучащие чем-то похоже, начинают объеди-
няться в сознании автора и читателя и своими значениями.
В лингвистике такие слова, звучащие похоже, но различные по значению, называются паронимами. Учителя на уроках русского языка немало сил тратят для того, чтобы вы не путали адресат и адресант, экскаватор и эскалатор... Ведь так?
А в поэтической речи автор специально ищет такие слова (они подходят и для рифмы) и специально сталкивает их в стихотворении, чтобы за счет объединения их смыслов получить какой-то иной, третий, нужный ему смысл, который никак иначе не выразишь.
Смысл этот часто неуловим, и его нельзя объяснить словами. Вот несколько примеров, чтобы вы почувствовали, как поэт играет с похоже звучащими словами: выселение из Вселенной, тающая тайна, баклажаны бока отлежали, чело - чулок (Н. Матвеева), гордые, как гренадеры (Б. Окуджава), рапсодия распада, лирическая религия, кроны - корни, скандалы точно кандалы (А. Вознесенский), русалка - разлука, пчела - печаль - плечи (К. Ковальджи) и так далее... В.П. Григорьев - ученый, многие годы занимающийся изучением таких слов, сделал вывод, что XX веке в поэзии прогремел настоящий "паронимический взрыв".
Поговорим о рифме. Этот разговор может быть и очень простым, и очень сложным. С одной стороны, вы знакомы с ней едва ли не с колыбели (вспомните песенку, в которой есть рифмы ...баю, ...на краю, ...волчок, ...за бочок). С другой стороны, чтобы хорошо понимать художественный текст, надо разбираться во многих тонкостях: различать рифму мужскую и женскую, точную и неточную и т.д. Рифме посвящено научных исследований и споров не меньше, чем метафоре или сравнению. Но поскольку нельзя объять необъятного, мы решили обратить внимание лишь на один аспект этой темы: на глубокую связь рифмы с другими художественными приемами.
Рифма есть лишь один из множества типов созвучий, воз-
можных в стихе (М.Л. Гаспаров). Поэт подбирает рифмы примерно так же, как паронимы (находит смысл в звуковой оболочке), как метафоры (находит общее между "далековатыми" понятиями). "Объединяя одинаковым созвучием два разных слова, замыкающих стих, - пишет В.М. Жирмунский, - рифма выдвигает эти два слова по сравнению с остальными, делает их центром внимания и сопоставляет их в смысловом отношении друг с другом".
Самая первая задача читателя - заметить рифму как особенность формы. Это бывает не всегда просто. Рифма может быть, например, внутренней, как у К. Бальмонта:
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны
приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез...
Конечных рифм здесь только две: берёз - грёз. Внутренних созвучий - намного больше: изваянья - сиянья - очертанья, дремлет - приемлет - внемлет.
Поиск и подбор рифмы - одна из технологий поэтического творчества. У каждого дела есть свои правила, которым нужно следовать в процессе его выполнения. И поэзия в этом смысле не исключение.
Прочитаем отрывок из романа Владимира Набокова "Дар", где рассказывается об оригинальной авторской системе подбора рифм.
Рифмы по мере моей охоты за ними сложились у меня в практическую систему несколько картотечного порядка. Они были распределены по семейкам, получались гнезда рифм, пейзажи рифм. "Летучий" сразу собирал тучи над кручами жгучей пустыни и неминучей судьбы. "Небосклон" направлял музу к балкону и указывал ей на клен. "Цветы" подзывали мечты, на ты, среди темноты. Свечи, плечи, встречи и речи создавали общую атмосферу старосветского бала. Венского конгресса и губернаторских именин. "Глаза" синели в обществе бирюзы, грозы и стрекоз - и лучше было их не трогать...
Не захотелось ли вам, когда читали этот отрывок, пополнить картотеку рифм В. Набокова? Цветы вызвали к жизни мечты..., которые оказались, увы, пусты... Среди темноты - одно ощущение, а среди тесноты, доброты,
клеветы или нищеты - совсем другое... И не нужно спорить, какое из них лучше, до хрипоты...
Обращайте внимание на рифму! Пока можем посоветовать только это. Более подробный разговор о рифме мы будем вести в последующих выпусках наших задач.
Задание 10
Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой.
Мне на ухо поэты нашептали
Созвучья для созвучья самого,
Но думается мне, что у Шампани
Нет общего с шампунью ничего.
И ведь не все же - в самом деле! - парни —
Родня Парни, не всякое чело
В чулок пролезет, да и Пермь не в Парме,
Хоть вынести все это тяжело.
Зачем скрывать! - и я люблю созвучья.
Простая муза тоже не глуха.
Люблю созвучья - веточки и сучья
Таинственного дерева — Стиха.
Вот только не люблю, когда созвучья –
Как на сосне березовые сучья.
1. Определите тему этого стихотворения.
2. Выпишите из первых двух строф примеры созвучий. Как называются такие слова - похожие по звучанию, но разные по значению? Что вы знаете о роли "созвучий" в стихотворном тексте?
3. Внимательно присмотритесь к стихотворению и ответьте на
вопрос: как автор относится к "созвучьям"? (Это стихотворение написано от первого лица и выражает позицию автора, его взгляд на литературу и на собственное творчество. Такие стихи называются "программными". Можно считать, что автор говорит в них сам, своим голосом. Поэтому при ответе можно употреблять выражения автор считает, автор думает, хотя обычно в стихотворении "думает" не автор, а лирический герой.)
Как относится к звуковым метафорам Н. Матвеева? Правильно ли будет сказать, что Н. Матвеева любит созвучья? Или одни созвучья будут для нее "плохими", а другие "хорошими"?
4. Попробуйте включить приведенные в стихотворении примеры неудачных созвучий в такие контексты, где они станут оправданными.
Ответ
1. Тема стихотворения названа во второй строке: "созвучья для созвучъя". Это выражение напоминает формулу "искусство для искусства" и действительно восходит к ней. Саму же формулу можно "перевести" примерно так: "стихи ради стихов", "поэт пишет не для пользы, а ради красоты" и т.п.
2. Шампань (область во Франции, отсюда шампанское) и шампунь (кстати, заметили ли вы ошибку? Нужно было: с шампунем), парни (мн.ч. от парень) и Парни (французский поэт, которым зачитывался Пушкин), чело (высокое, поэтическое слово, то же, что лоб) и чулок (нужны ли комментарии?), Пермь (город в средней полосе России) и Парма (город в Италии, у Стендаля есть роман "Пармская обитель"). Это примеры паронимов. Когда выяснишь значение каждого слова в паре, то становится видно, насколько они далеки друг от друга, несовместимы. Но в поэтическом тексте именно несходство значений (при похожем звучании) позволяет поэту выразить новые смыслы:
Слова сулят негаданные встречи,
И шепчет страсть про старость, и пчела
Печали жалит согнутые плечи...
(К. Ковальджи.)
3. Однозначно сказать, любит или не любит Н. Матвеева созвучья, нельзя. Н. Матвеева, если разобраться, действительно утверждает, что есть некие "хорошие" созвучия, которые она любит (простая муза тоже не глуха), и есть "плохие", примеры которых приводятся в стихотворении. "Плохими", как можно предположить, созвучия будут тогда, когда они употребляются в стихах не для смысла, а ради формы, когда они созвучья для созвучъя самого, ради того, чтобы "покрасоваться", поиграть словами. Если поэт думает не о смысле, а форме, то созвучья в его стихе будут искусственными, как на сосне березовые сучья, - вот что утверждает Н. Матвеева.
Кстати, спор о форме и содержании, о назначении искусства (что важнее: Польза или красота?) поэты ведут уже несколько столетий, и конца ему не видно... А вы - знаете ли что-нибудь об этом споре?
4. Только один пример, который мы придумали сами.
Мы вспомнили метафору Маяковского печеные картошки личек (о лицах монахинь) и подумали, что метафора чулок чела могла бы описывать сморщенный, собранный в складки лоб. Кстати, эта метафора была бы иронической, потому что чело и чулок стилистически несовместимы.
Задание 11
Найдите рифмы в отрывке из стихотворения В. Брюсова (сборник "Опыты").
Я печален, блуждаю меж знакомых развалин,
Где, давно ли, рыдал я от ласкательной боли!
Камни те же, и тот же ветер медленный, свежий,
Мглу колышет, и берег маргаритками вышит.
Ответ
Конечно, вы сразу заметили, что на концах строк рифм нет. И все же последние слова каждой строки рифмуются, но только внутри той же строки: печален - развалин, давно ли — боли, те же — свежий, колышет - вышит. Для наглядности приводим эту строфу еще раз, выделяя рифмы курсивом:
Я печален, блуждаю меж знакомых развалин,
Где, давно ли, рыдал я от ласкательной боли!
Камни те же, и тот же ветер медленный, свежий,
Мглу колышет, и берег маргаритками вышит.
Такую редкую рифму принято называть внутренней кольцевой рифмой. В.М. Жирмунский говорит, что разными типами внутренней рифмы была богата средневековая поэзия, а сейчас она встречается довольно редко, только как эксперимент. Если вы читаете стихи современных поэтов, понаблюдайте, так ли это.