Даг Хаммаршельд, политический деятель и лауреат Нобелевской премии мира
УМЕНИЕ ИЗВЛЕКАТЬ ИЗ СВОЕГО ХАРАКТЕРА ВСЁ
Если вам довелось пользоваться услугами небольших американских аэропортов или у вас большой опыт полетов на частных самолетах различных корпораций, то вы, вероятно, видели реактивный самолет Learjet или даже летали на нем. У меня пару раз тоже была такая возможность, и полет на Learjet оставил самые приятные воспоминания. Это малые, рассчитанные на перевозку всего 5—6 пассажиров, и очень скоростные самолеты. Изнутри они выглядят похожими на узкую трубу с закрепленными на ней реактивными двигателями.
Должен признать, перелет на Learjet вызывает довольно сильные, даже пьянящие ощущения. Но для меня самое замечательное в нем — то изрядное время, которое он позволяет сэкономить. Я налетал на авиалиниях буквально миллионы километров и, увы, приучен к длительному время препровождению в аэропортах, к возне с возвратом арендованных автомобилей, к ожиданиям пересадок, к толчее на аэровокзалах и другим бесконечным задержкам. Все это может вызвать у пассажира ощущение самого настоящего кошмара. Так вот, полет на Learjet может запросто сократить время путешествия наполовину.
Отцом этого удивительного самолета был Билл Лир. Этому изобретателю, летчику, бизнесмену принадлежало более 150 патентов, в том числе на автопилот, автомобильный радиоприемник и восьмидорожечную магнитную ленту (все прочие просто невозможно перечислить). Лир по типу своего мышления являлся первопроходцем, и уже в 50-е годы он был в состоянии увидеть потенциальные выгоды от производства малых реактивных самолетов для внутрифирменного применения. Ему понадобилось несколько лет, чтобы воплотить свою мечту в реальность, и в 1963 году опытный образец реактивного самолета Learjet впервые оторвался от взлетной полосы, а в 1964 году Билл Лир поставил свой первый серийный самолет клиенту.
Лира ждал немедленный успех, и он быстро продал много самолетов. Но довольно скоро после того, как он развернул массовое производство. Лир узнал, что два самолета, которые он выпустил, потерпели аварию при загадочных обстоятельствах. Он был подавлен и разбит. На тот момент в частном владении находились 55 самолетов марки Learjet, и Лир немедленно послал всем их владельцам оповещение с требованием поставить принадлежащие им самолеты на прикол, пока он и его команда не смогут установить, что стало причиной аварий. Мысль, что возможна потеря еще большего количества жизней, была для него гораздо важнее, чем любая вредная антирекламная шумиха, которую могла бы породить подобная акция в средствах массовой информации.
Разбирая обстоятельства злополучных полетов, Лир, похоже, обнаружил потенциальную причину, но он на земле не мог проверить свою гипотезу. Существовал только один надежный способ выяснить, правильно ли он диагностировал причину неприятностей: ему следовало попытаться воссоздать данную ситуацию лично — в воздухе.
Это была опасная процедура, но Лир пошел на нее. Сидя за штурвалом своего реактивного самолета, он сознательно почти утратил управление над ним, и его едва не постигла та же участь, что и двух погибших пилотов. Но он сумел совладать с ситуацией, успешно завершил этот испытательный полет и смог собственноручно проверить смертоносный дефект. В результате Лир придумал новый узел с целью устранить данную проблему и оснастил им все 55 самолетов, тем самым ликвидировав угрозу.
Запрет на подъем самолетов в воздух обошелся Лиру очень дорого. Кроме того, простаивание всего парка Learjet в ангарах посеяло в умах потенциальных клиентов семена сомнения. В результате ему понадобилось целых два года, чтобы восстановить свой бизнес. Но Лир никогда не сожалел о своем решении. Чтобы разрешить загадку трагических аварий, он был готов поставить на кон свой успех, свое благосостояние и даже свою жизнь — но только не свою порядочность. А для этого необходимо обладать сильным характером.