Quot;• I ' - .\i.:-.-;l.. . ■ •. ' i'. Re>K4;'S;,'»,,' ;..;. 3 страница
nL
А L
В
> L
цРис. 17. Схемы преодоления когнитивного диссонанса (с участием имиджмейкера): a) ALB— BnLAl — CnLA{ (диссонантная схема) -> ALB — BnLA2— CLA2 (консонантная схема); б) ALB— BnLAi— CLAX (диссонантная схема) -» ALB— BnLAj — CnLAj (диссонантная схема) -»... ALB— BLA — CLA (консонантная схема)
m m x '
Раздел I, Социально-психологическая природа имиджа
§ 6. Создание имиджа-
всякой схемы, содержащей отношение AnLA{. Поэтому единственное, что остается субъекту, заинтересованному в том, чтобы имен, хороший имидж, и его имиджмейкеру, — это перестраивать имидж до тех пор, пока цель не будет достигнута.
В § 1, приступая к исследованию имиджа, мы поставили перед собой цель выяснить сущность и природу имиджа как социально психологического феномена. Там же было дано предварительное, ориентирующее определение имиджа как символического образа субъекта, создаваемого в процессе субъект-субъектного взаимо действия.
Теперь на основании всего сказанного мы можем представить имидж в виде нечеткого множества символических структур, возникающих в сознании субъекта—реципиента (аудитории) имиджа в результате целенаправленных попыток субъекта-прообраза имиджа спровоцировать возникновение у них символической структуры, изоморфной его образу себя у других.
Из этого следует, что каждая возникающая таким образом символическая структура характеризуется большей или меньшей степенью изоморфизма (имеет большее или меньшее сходство) как с идеальным Я, так и с Я-концепцией субъекта-прообраза имиджа, а кроме того, более или менее адекватно отражает его объективные свойства, проявляющиеся в поведении.
Как видим, данное определение имиджа не противоречит исходному определению, а уточняет и конкретизирует его. К этому новому определению мы пришли путем последовательной расшифровки содержания психологических терминов, входящих в исходное определение, причем в ходе этой расшифровки нами применялись различные психологические теории и установленные экспериментально факты, релевантные проблематике имиджа.
Однако мы еще пока не можем утверждать, что вполне достигли поставленной цели. Полученное определение имиджа нельзя назвать универсальным и окончательным, поскольку оно отражает лишь одну сторону процесса создания имиджа, интерпретируя термин «создание» лишь как деятельность субъекта—прообраза имиджа, причем ориентируется главным образом на тот случай, когда создание имиджа инспирируется индивидуально-психологической потребностью субъекта в повышении самооценки путем улучшения своей Я-концепции. Если считать это определение окон чательным, то нам пришлось бы признать, что роль субъекта-90
реципиента (аудитории) имиджа является пассивной и сводится иишь к механическому усвоению предлагаемых готовых символических структур. Такое понимание противоречит не только положению общей психологии об активном характере восприятия, но и нашему исходному определению имиджа, согласно которому он есть результат субъект-субъектного взаимодействия, что предполагает активное деятельностное участие обеих сторон.
Каково же основное содержание деятельности субъекта—реципиента (аудитории) имиджа в процессе его создания и какие психологические теории и научные подходы применимы к ее более глубокому исследованию?
На эти вопросы мы попытаемся ответить в следующих разделах книги, в ходе рассмотрения особенностей восприятия конкретных видов имиджа и вытекающих из них особенностей процесса их создания.
Вопросы к параграфу
1. Почему неверно утверждение, что имидж — это образ себя для других"!
2. При каких условиях имидж может совпасть с образом себя для других?
3. Чем обусловлена множественность имиджей?
4. В чем источник когнитивного диссонанса, на преодоление которого направлена деятельность по созданию имиджа?
5. Покажите, что определение имиджа как нечеткого множества символических структур, возникающих в сознании субъекта—реципиента (аудитории) имиджа в результате целенаправленных попыток субъекта-прообраза имиджа спровоцировать возникновение у них символической структуры, изоморфной его образу себя у других, вытекает из исходного определения имиджа как символического образа субъекта, создаваемого в ходе субъект-субъектного взаимодействия.
6. Почему данное определение не исчерпывает содержания исходного определения? В каком дополнении оно нуждается?
■ . i • ,
I
■ . ■ ' ' ' '■ ■ : -'
■ ■ | ■ . . ■ ■ ■ ■ ■ :.
' ' '
§ 7. Категоризация и восприятие имиджа
Как справедливо отмечает в своем исследовании, посвященном социальному познанию, Г. М. Андреева, «самым общим способом работы с социальной информацией является процесс категоризации — отнесение каждого нового воспринимаемого объекта к некоторому классу подобных и уже известных ранее объектов, т.е. к категории» [6, 99]. Первостепенно важную роль играет категоризация и в процессе создания имиджа. При этом необходимо учитывать следующее:
Создание имиджа, если рассматривать его в контексте социального познания, выступает как особый вид социального познания, при котором в качестве объекта познания выступает субъект. Если таким субъектом является индивид, то в процессе категоризации в качестве класса, к которому его относит познающий субъект, выступает социальная группа.
Надо заметить, что явление категоризации имеет особое значение для объяснения не только механизмов социального познания, но и самого феномена социальной группы. Определение социальной группы в ходе развития социальной психологии постепенно становилось все более конкретным, детализированным и конструктивным, пока центральное место в нем не заняло именно понятие категоризации, иногда трактуемое как самокатегоризация. Если в начале века П. Сорокин определял социальную группу (или «социальный агрегат») просто как «совокупность индивидов, находящихся в психологическом взаимодействии друг с другом» [78, 47], то в определении Дж. Тернера понятие психологического взаимодействия получило конкретную экспликацию при помощи теории самокатегоризации: «Социальную группу можно представить как собрание индивидов, которые разделяют социальную категоризацию себя и действуют на ее основе» [109, 9].
§ 7. Категоризация и восприятие имиджа
Важно подчеркнуть, что в соответствии с данным определени-группа выступает не как некий идеальный объект, результат еретической абстракции, а как объект вполне реальный, объек-вно существующий, точнее сказать, даже не объект, а субъект ецифической активности, не сводимой к активности суммы че-веческих индивидов. К такому пониманию группы и, что самое важное, его экспериментальному доказательству современная социальная психоло-i ни пришла не сразу. И. Р. Сушков, анализируя историческую эволюцию концепции социальной группы, выделяет в ней следую-Ьдие этапы:
1. Исследование конформности как детерминанты групповой сплоченности (С. Аш, Э. Холландер, Г. Келли) и природы стереотипов как ошибок восприятия (Г. Оллпорт, Дж. Бру-нер, В. Винак, Л. Диаб) — 50-е годы.
2. Изучение межгруппового конфликта и разработка теории «реалистического группового конфликта» (Д. Кэмпбелл, Д. Тибо, Г. Келли, М. Шериф) — конец 50-х — 60-е годы.
3. Анализ процессов межгрупповой дифференциации (У. Дуаз, Г. Джерард, М. Хойт, Г. Тэджфел) — конец 60-х — 70-е годы.
4. Формирование основных принципов теории социальной идентичности (Г. Тэджфел, Дж. Тернер) — конец 70-х — первая половина 80-х годов.
5. Формирование основных принципов концепции самокате-горизационной теории, формулирование понятия социальной группы (М. Хогг, Дж. Тернер, П. Оукс) — конец 80-х — начало 90-х годов [80, 116].
i Таким образом, первой серьезной попыткой преодолеть инди-■муальную парадигму явилась теория социальной идентичности Ёенри Тэджфела [203; 204; 205; 206]. Суть этой теории состоит в юм, что индивид относит себя к определенной группе по какому-либо признаку, благодаря этому у него формируется чувство иден-ичности с группой, появляется восприятие группы и групповое Введение. | Эксперименты, которые Г. Тэджфел проводил в конце 60-х го-п mi и в результате которых выработал эту теорию, были связаны с Войском «минимальной групповой парадигмы». Проведенные ис-|педования показали, что существует предубеждение индивидов в ьзу своей группы, независимо от видов групп, характера и ре-ьтатов их взаимодействия. При этом коллективное взаимодей-
Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа
§ 7. Категоризация и восприятие имиджа
ствие обнаруживало большее предубеждение, чем персональное [133]. Эти результаты заставили Г. Тэджфела предположить существование первичного фактора, с которого начинается формирование группы.
В исследованиях 1970 г., проведенных в Бристольском университете, Тэджфел и его коллеги создали условия, при которых этот первичный фактор оставался единственной независимой перемен ной. Результаты экспериментов показали явное предпочтение, оказываемое испытуемыми членам «своей» группы: они переходили на групповой уровень поведения, не имея для этого никаких иных мотивов, кроме знания о своей принадлежности к группе.
Это явление и было названо категоризацией.
Как видим, категоризация, помимо когнитивной и поведенческой составляющей, включает ощутимую ценностную составляющую. Исходя из этого, можно определить категоризацию как разновидность установки по отношению к социальной группе. Эта установка определяет как самовосприятие субъекта в его отношении к социальной группе, так и восприятие другого субъекта в его отношении к той же или иной социальной группе. Показательно, что в основании восприятия человеком самого себя и восприятия им другого индивида лежит один и тот же психологический механизм. Из этого, в частности, вытекает то важное следствие, что восприятие имиджа другого человека не может быть беспристрастным, даже в том случае, если этот человек не принадлежит к той социальной группе, к которой относит себя реципиент имиджа. Все равно та социальная группа, к которой он может быть отнесен, идентифицируется не как безотносительная к реципиенту, а как аутгруппа, чему предшествует процедура самокатегоризации.
После открытия явления категоризации выдвигался целый ряд объяснений его причин. Так, с точки зрения самого Тэджфела, категоризация вызвана потребностью личности в социальной идентичности и позитивной самооценке [204]; исходя из теории Л. Фе-стингера, она объясняется потребностью людей в валидизации собственных знаний и повышении субъективной уверенности [145); Верной Аллен отмечает, что, конструируя поведение на уровне групп, индивид тем самым получает большее количество информации, которое снижает уровень ее неопределенности в сложной ситуации [104]; Брунер относит категоризацию к процессам превращения восприятия стимулов в знание о них, направленным на правдивое представление реальности без излишних для достиже ■ ния цели подробностей [120]; исследования Зиллера основаны на
■рм, что деиндивидуализация (к проявлениям которой можно отвести и категоризацию) ищется как средство защиты в угрожающем окружении; эмпирические работы Джин Кодол показали, что Поиски подобия часто объяснялись как средство избежания чувства ответственности, вклад в сплочение группы [125]; ряд исследователей социальных когнитивных процессов утверждают, что категоризация социального мира направлена на упрощение окружения до более когнитивно-приемлемого вида [80; 253—254].
Однако эти объяснения не устроили последователя Тэджфела ■жона Тернера [208; 209]. С точки зрения Дж. Тернера, категоризация шляется самостоятельным, мотивирующим и значимым процессом, Который проходит на основе группообразующего социального сравнения, не обязательно связанного с осознанием превосходства дан-Вой группы над другими и позитивной самооценкой индивида.
I Согласно последней версии теории социальной идентичности, Ьтегории Я-концепции индивида организованы в иерархически ■лассифицированную систему, включающую, по крайней мере, Ви уровня самокатегоризации:
, 1) высший уровень — категоризации себя как человеческого существа, обладающего общими чертами со всеми представителями человеческого вида; 2) промежуточный уровень — ингрупповая-аутгрупповая категоризация, основанная на сходстве или различии между людьми; I 3) низший уровень — личная самокатегоризация, основанная на отличии себя как уникального индивида от других членов ингруппы [2, 207].
Эти три уровня определяют человеческую, социальную и лич-■остную идентичность, причем между выраженностью различных Ьовней самокатегоризации, по Тернеру, существует функциональ-т,i й антагонизм: в средней точке континуума, где в большинстве Ьучаев и локализуется самовосприятие, индивид воспринимает ■бя как умеренно отличающегося от членов ингруппы, которая в ■ою очередь умеренно отличается от других групп. Любые факто-|ч.1, которые усиливают выраженность ингрупповой-аутгрупповой ■мокатегоризации, деперсонализируют индивидуальное самовос-Приятие. Поэтому Дж. Тернер и назвал этот вариант теории «концепцией деперсонализации». Однако деперсонализация — это не Ь же, что деиндивидуализация, потеря индивидуальной идентичности, это скорее переход от личностной к социальной идентич-Исти, самовосприятие на более высоком уровне [2, 210\.
Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа ----- -—■=-
Для понимания механизмов создания и преобразования имиджа как результата социального познания важную роль играет учет ряда закономерностей категоризации, зафиксированных экспериментальным путем. Перечислим вкратце эти результаты.
1. Группы в целом воспринимают свои интересы с более экстремальных позиций, чем отдельные индивиды [133, 136-146], что не может не сказываться и на восприятии ими объектов социального познания, в том числе людей. Эта закономерность отчетливо проявляется при функционировании имиджей политических деятелей. Так, Д. Грэнберг и Е. Е. Брент в 1974 г. на основании анализа президентских предвыборных компаний установили, что сторонники кандидатуры Хьюберта Хамфри, баллотировавшегося в 1968 г., настроенные против войны во Вьетнаме, считали Хамфри более «миролюбивым», чем те его сторонники, которые выступали за продолжение боевых действий. В то же время сторонники Хамфри, придерживавшиеся антивоенных взглядов, видели его оппонента Р. Никсона более «воинственным», чем стороники Хамфри, выступавшие за продолжение войны. Симметричная картина наблюдалась среди сторонников Никсона [141].
2. Группообразующую роль категоризация играет не всегда, а лишь в тех случаях, когда она становится самокатегоризацией [129], т.е. когда объективно существующее подобие индивидов предъявляется им и принимается ими. Это, в частности, объясняет, почему при восприятии имиджей аудиторией наиболее значимыми оказываются те символы, которые выражают обективное или мнимое подобие субъекта-прообраза имиджа и субъекта-реципиента (аудитории) имиджа.
3. Установлено, что самокатегоризация не зависит напрямую от оценки группы и соответственно от самооценки индивида в связи с принадлежностью к данной группе. Категоризация не зависит также и от формы взаимозависимости внутри группы: как при антиципируемом, так и при реальном взаимодейстии предубеждение в пользу своей группы сохраняется как в конкурентных, так и в неконкурентных условиях. Этим объясняется длительное существование проигрывающих и низкостатусных групп.
Отсюда вытекает принцип использования позитивных и негативных характеристик в структуре имиджа, которым
§ 7. Категоризация и восприятие имиджа
нередко пользуются в своей деятельности имиджмейкеры для создания эффективного с точки зрения возможностей социального влияния имиджа. Он состоит в том, что символы, характеризующие субъекта—-прообраза имиджа, должны быть позитивными, а символы, отвечающие за включение механизмов категоризации, не обязательно должны быть таковыми, они могут быть и негативными, причем в ряде случаев использование негативных символов может быть более эффективным. Типичный пример — имидж кандидата—борца за интересы пенсионеров или иных социально незащищенных групп.
4. Существует определенная иерархия идентифицирующих при
знаков по степени их «пригодности» для категоризации, при
чем высшее положение в этой иерархии занимают не «при
родные» факторы, такие как раса, национальность, внешнее
сходство, а, напротив, социальные и культурные, в том чис
ле вкусы, предпочтения, образ жизни и т.п. В частности, ис
следования племен Южной Африки показали, что те племе
на, которые имеют сходную социальную структуру, проис
хождение языка или некоторые элементы веры, испытывают
больше взаимных симпатий, чем различающиеся по этим
признакам [157]. Аналогичные результаты получили Л. Кид-
дер и В. Стюарт, которые исследовали такие факторы роста
симпатий к другому индивиду, как степень сходства с ним
ответов на анкету по выявлению аттитюдов, оценок за ре
зультаты выполненной работы, убеждений по сравнению с
принадлежностью к одной и той же расе. Эксперименты по
казали, что сходство в культурных ценностях и аттитюдах важ
нее, чем расовое или физическое сходство, и вызывает более
сильное взаимное притяжение субъектов (как групповых, так
и индивидуальных) друг к другу [151].
Этот факт оказывает влияние на выбор категоризаци-онных символов, используемых при создании имиджа. Наиболее эффективными являются символы, относящиеся к образу жизни, эстетическим и ценностным приоритетам, варьирующиеся в зависимости от типа имиджа.
5. Существует сильная корреляция между количеством при
меров, необходимых для того, чтобы в сознании индиви
дов сформировалась или исчезла определенная категория
группы, и значимостью этой категории. В частности, для
формирования негативной категории требуется меньше при-
Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа
меров, чем для ее устранения: «Положительные черты труд но получить, но легко потерять» [187, 83).
Из этого вытекает необходимость приложения постоянных и повторяющихся усилий для поддержания положи тельного имиджа, в то время как разрушить его, скомпрометировав субъекта—прообраза имиджа, очень легко.
' ■■-■ :«::: ' ■"■■■':Г.,..: ' . Л '
Вопросы к параграфу
1. Что такое категоризация? Как она используется в социальном познании?
2. Каковы особенности категоризации при восприятии имиджа?
3. Назовите главные вехи эволюции концепции социальных групп и социальной психологии XX в. Какое значение имеет понятие категоризации (самокатегоризации) для определения социальной группы и группового поведения?
4. Почему категоризацию можно охарактеризовать как установку?
5. Опишите некоторые экспериментально зафиксированные закономерности категоризации и продемонстрируйте их действие н сфере создания и функционирования имиджа.
Раздел II ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
имидж:
JT1. Особенности индивидуального имиджа
§2. Особенности создания имиджа, ориентированного на самоощущение
§3- Особенности создания имиджа, ориентированного на восприятие
.
§ 1. Особенности индивидуального имиджа
Индивидуальным имиджеммы будем, в соответствии с ■ практикой употребления этого понятия в имиджелогии, называть имидж индивидуального субъекта.
■1наче говоря, индивидуальный имидж — это имидж индиви-
» |
1в попросту человека, в противоположность имиджу группы, ■низации, предмета, о которых речь пойдет ниже. В самом на-Вии индивидуального имиджа заключено его важное свойство, ■рое состоит в том, что если рассматривать индивидуальный рк в качестве символической структуры, то центральное мес-ней занимают символы, отвечающие за индивидуацию, т.е. " ающие индивидуальные качества субъекта—прообраза имид-качества, свойственные только данному лицу, отличающие ) иг всех других людей, задающие его индивидуальность, ермин «индивидуальность» (от лат. individuum — неделимое, I.) в Психологическом словаре определяется как неповтори-., уникальность свойств человека [71, 134\. В психологии поня-ндивидуальности используется либо в контексте исследований видуальных различий, либо в связи с построением иерархичес-ггруктуры психологических свойств человека, как понятие, од-рядковое с понятием личности. Когда об индивидуальности го-г в связи с проблемой индивидуальных различий, то под ней мается своеобразие психологических свойств человека, прояв-цееся в интеллекте, темпераменте, личности, причем индиви-»ность противопоставляется «среднему» человеку с целью избе-отождествления проявлений свойств отдельного человека и их чных проявлений (среднегрупповых тенденций). Это проти-ставление выражается в правиле не переносить закономерно-полученные на группе, на конкретного человека.
Раздел II. Индивидуальный имидж
§ 1. Особенности индивидуального имиджа
Что же касается анализа иерархической организации психологических свойств человека, то здесь индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням, представляя собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологиеских свойств, а индивидуальность — «глубиной» личности [71, 134].
Когда же мы говорим о процессах, приводящих к возникновению индивидуальности, то нам необходимо использовать понятие индивидуализации, или индивидуации, для обозначения этих процессов.
Понятие индивидуации имеет длинную судьбу. История его исследования в философии восходит к Фоме Аквинскому (1225— 1274), который в сочинении «Принцип индивидуации» («De principle individuationis») впервые сформулировал принцип, состоящий в том, что для любых двух индивидов найдется хотя бы один разделяющий их признак, из чего вытекает уникальность, неповторимость всякого индивида. При этом индивидуация не зависит от наличия какого-то в свою очередь уникального разделяющего признака, она может обеспечиваться и уникальной комбинацией стандартных свойств.
Философское учение об индивидуации относится не только к человеческим индивидам, но к любым индивидуальным объектам. Психологическая же интерпретация принципа индивидуации состоит в конкретизации его для человеческих индивидов, субъектов. Таким образом, установленное на философском уровне соотношение типичного и неповторимого в индивиде имеет место и для субъектов. Действительно, как уже было показано, ни один человек, при всей его неповторимости, не может быть описан без использования категоризации, иначе как путем указания ряда социальных групп, к которым он принадлежит, и соответствующих ^признаков, таких как тендерные и возрастные признаки, социальная принадлежность, род занятий, внешность и т.д., с которыми соотносятся его индивидуальные свойства. Тем не менее посредством этих описаний можно создать более или менее точный портрет, отражающий уникальные особенности данного индивида, отличающие его от всех остальных людей. Таким образом, принцип индивидуации как диалектического единства повторяющегося и неповторимого находится в тесной взаимосвязи с принципом интерсубъективности и социальности «Я», которое может быть
понято лишь в системе общественных отношениий и конкретного взаимодействия личности с другими людьми [38; 39].
В соответствии с классической традицией изучения индивидуации, учитывающей диалектику типичного (повторяющегося) и уникального (неповторимого), трактовал индивидуацию К. Г. Юнг. В его аналитической психологии индивидуация выступает как процесс становления личности, ее созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. За процессом индивидуации, по Юнгу, стоит особая скрытая направляющая тенденция, исходящая из своеобразного центра душевной жизни человека, так называемой самости. При этом самость понимается К. Г. Юнгом как один из бесчисленного множества архетипов в глубине бессознательного, особый архетип, несущий в себе интегрирующий принцип, действие которого обеспечивает самореализацию личности и возникновение уникальной индивидуальности. Индивидуация означает становление единого, гомогенного бытия, и насколько индивидуальность охватывает нашу сокровенную, окончательную и неразделимую неповторимость, настолько она также включает становление самости. Поэтому мы можем перевести индивидуацию как «путь к себе» или «самореализацию» [100, 126]. При этом Юнг подчеркивал, что самореализация человека в социуме вовсе не обязательно должна выражаться в принятии им стандартизированных, «усредненных» качеств. Напротив, для поистине яркой, незаурядной личности самореализация означает максимальное проявление ее уникальности, что и означает индивидуацию. «Быть нормальным человеком есть самое полезное и целесообразное, что можно придумать, — писал К. Г. Юнг. — Однако понятие "нормальный человек", как и понятие "адаптация", является ограниченным, предполагая нечто усредненное. Приспособление является желанной целью, например, для тех, кому тяжело дается умение ладить с миром или же тех, кто из-за своего невроза не в состоянии вести нормальное существование. "Нормальный человек" — идеальная цель для неудачников, для всех тех, кто находится ниже общего уровня приспособленности. Однако для людей, которые способны на большее, чем средний человек, для людей, которым совсем нетрудно добиться успеха, добиться более чем скромных достижений, для них идея или моральное принуждение ничем не отличаться от "нормальных" людей является по сути прокрустовым ложем, непереносимой смертельной скукой, бесплодным, безнадежным адом. Поэтому наряду с тем, что существует немало невротиков, которые за-