Требования к психологу-психометристу
Психолог-психометрист должен…
1. …уметь самостоятельно планировать и осуществлять все этапы по психометрическому конструированию или адаптации психодиагностических методик:
- проверка надежности и валидности на уровне отдельных пунктов теста;
- отсев ненадежных и невалидных пунктов;
- построение и анализ распределения тестовых баллов;
- построение математического уравнения для прогнозирования или «решающего правила» для распознавания.
2. …уметь организовывать хранение и обработку психодиагностических данных на ЭВМ, владеть навыками работы с ЭВМ в режиме диалога в рамках стандартных операциональных систем, интерпретаторов или компиляторов для языков высокого уровня, знать структуру используемых в ПД баз данных и уметь управлять базами данных.
3. …уметь организовывать работу психологов-психодиагностов:
- по ведению документации и используемым методикам;
- по соблюдению методических стандартов;
- по сведению и интеграции результатов в общие банки психодиагностической информации.
4. … уметь вести картотеку методик в рамках заданной области (отраслевой психологической службы), тщательно иерархизируя методики по уровню психометрической обеспеченности, вести библиотеку методических материалов и методических рекомендаций к использованию стандартизированных методик.
Классификация психодиагностических процедур.
Психодиагностическое обследование характеризуется измерительно-испытательной и оценочной направленностью. За счет этой направленности достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.
Требования:
- стандартизация инструмента измерения + нормы.
- каждая диагностическая методика должна соответствовать требованиям надежности и валидности.
- жесткие требования к процедуре исследования.
Психодиагностический метод позволяет выявить специфические мотивы, которые определяют активность субъекта, они задают определенную стратегию поведения субъекта, и кроме того, они определяют особенности ситуации (как социальной, так и стимульной).
Характеризуя диагностический метод, мы также должны подчеркивать, что любое диагностическое обследование должно включать в себя элементы объяснения, раскрытие причин и выработку соответствующих рекомендаций.
Бурлачук.
3 подхода к классификации методов:
1. Объективный – диагностика осуществляется на основе успешности/ результативности и/или способа действий. Предполагает 2 большие группы методик:
- для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные);
- тесты интеллекта.
2. Субъективный – диагностика осуществляется на основе сведений, которые сообщает о себе обследуемый (пр: самоописание, самооценивание и т.д.).
3. Проективный – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, который в силу его известной неопределенности или слабоструктурированности становится объектом проекций.
Объективный подход.
Личностные опросники – представлены двумя группами.
1- Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания.
Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов.
Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается.
(пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости.
Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).
2- Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности.
(пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера.
Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание).
Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах:
3- Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности.
(пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей).
4- Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.
Субъективный подход.
1. Личностные опросники.
2. Опросники состояния и настроения.
3. Опросники мнений.
4. Опросники–анкеты.
… для получения информации в большей степени не имеющей отношения к личности человека.
Проективный подход.
Классификация Розенцвейга:
1. Моторно-экспрессивные методики (все рисуночные тесты).
2. Перцептивно-структурные (методики на структурирование материала (пр: тест чернильных пятен Роршарха)).
3. Апперцептивно-динамические (интерпретационные методики).
Классификация Шванцара:
I. по используемому материалу:
1. Вербальные (задания формулируются словами).
2. Невербальные (пр: прогрессивные матрицы Ровена).
3. Манипуляционные (пр: Векслер, кубики Коса).
4. Тесты бумаги и карандаша (пр: тест шифровки фигур).
II. по количеству получаемых показателей:
1. Простые показатели (пр: Айзенк).
2. Комплексные показатели (пр: ОФДСИ Русалова).
III. по качеству ответа:
1. Тесты с правильным решением (пр: тесты интеллекта).
2. Тесты с возможностью различных ответов (пр: опросники).
IV. по психической активности обследуемых:
1. Интраспективные методики – предполагают ответы испытуемых, в которых сообщается о личном опыте субъекта, о его отношении к чему-либо (анкеты и беседы).
2. Экстраспективные – те методики, которые представлены различного рода наблюдениями.
3. Проективные – методики, в которых исследуемый проецирует неосознаваемые свойства личности на малоструктурированный, многозначный материал.
4. Исполнительные – те, в которых обследуемый осуществляет какое-либо действие, и уровень выполнения этого действия является показателем свойств личности.
Классификация Бодалева, Столина:
I. Методический принцип.
1. Объективные тесты – где существуют правильные ответы.
2. Стандартизированные самоотчеты:
– тесты-опросники,
– открытые опросники,
– шкальные техники,
– семантичекий дифференциал,
– субъективная классификация,
– индивидуально ориентированные техники.
3. Проективные техники.
4. Диалогические техники:
– беседы,
– интервью,
– диагностические игры.