Конфликт поколений в России и его идеологические аспекты
В Отчетном докладе Министерства труда и социального развития Российской Федерации по итогам проведения Международного года пожилых (1999 г.) совершенно четко констатируется, что «в обществе распространен неустойчивый и неблагоприятный стереотип восприятия старости. Молодежь проявляет нетерпимость по отношению к пожилым людям».
По мнению российских психологов и социологов, истоки этой нетерпимости следует искать в событиях, происходивших в стране в конце 80 —начале 90-х гг., когда проходила ожесточенная кампания по дискредитации и обесцениванию достижений и опыта «советских», то есть старших, поколений. Именно в эти годы отдельные представители старшего возраста развенчивали свой собственный социальный опыт, стремясь тем самым уберечь новые поколения от страха перед властью. Такая позиция «отцов» способствовала тому, что естественный конфликт поколений приобрел в российском обществе особые черты, возникла своеобразная конфронтация «молодых» и «старых» по признаку «вписанности/невписанности» в общество. «Граница между поколениями превратилась в границу между победителями и побежденными, между лидерами и аутсайдерами».
В это же время в научной литературе появились публикации о том, что старшее поколение из-за отрицания всех ценностей и достижений советского периода российской истории испытывает чувство глубокой обиды и разочарования, так как вся их жизнь и работа признаются теперь бесполезными и ненужными. 36% людей старше 55 лет считают для себя совершенно невозможным вписаться в «новую» социальную реальность, которая обесценила и эпатировала такие ценности, как труд, коллективизм, честность, профессионализм, освободив место маниакальному желанию достижения материального благосостояния и политического конформизма даже самыми неблаговидными и непорядочными способами.
В очередном итоговом докладе Министерства труда и социального развития (2001 г.) откровенно признается ослабление моральных норм и ценностей в обществе, которое привело к своего рода «социальному сиротству» многих граждан старшего поколения, не получающих помощи от родственников трудоспособного возраста даже в тех случаях, когда последние по своему материальному положению вполне были способны ее представлять. В связи с этим довольно неожиданным представляется заявление представителя того же самого министерства на II Всемирной ассамблее по проблемам пожилых (Мадрид, 2002 г.), что «нередкий отказ молодых людей следовать жизненным идеалам, советам старшего поколения не перерастает в антагонизм между поколениями». Такого мнения придерживаются некоторые социальные психологи, которые заявляют, что на данном этапе развития российского общества нельзя делать обобщения об отчуждении поколений или об отсутствии взаимной зависимости, хотя общая картина складывается не в пользу солидарности поколений.
Между тем тезис об отсутствии конфликта между поколениями на ценностном уровне подвергается все большему сомнению в научно-исследовательских кругах, которые, имея в виду опыт других стран, привлекают внимание к следующему факту. На первых порах после начала социально-экономических и социально-политических преобразований такого конфликта действительно не обнаруживается. Но он возникает спустя 15 — 20 лет, когда под влиянием как демографических факторов, так и качественных сдвигов в общественных отношениях: во взрослую жизнь вступает поколение, которое родилось и воспитывалось не в условиях начала кризиса общественных ценностей, сохраняющихся до некоторой степени на уровне семьи, а тогда, когда этот кризис уже привел к разрушению системы внутрисемейной трансляции смысложизненных ценностей. Можно полагать, что сейчас Российская Федерация как раз и находится в преддверии столкновения между поколениями, которое может принять самый непредсказуемый характер. Уже наступила пора прогнозирования межпоколенных конфликтов, которые будут многократно возрастать, и к ним нужно готовиться заранее. По мнению некоторых исследователей, в современном российском обществе происходит трансформация отношений молодого поколения к старшему из традиционного почтительного в нетрадиционное, осуждающее, порицающее, отвергающее или безучастное, безразличное. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. В условиях резких социальных перемен конфликт поколений обостряется в связи с разными возрастными возможностями приспособления к происходящим социально-экономическим и политическим изменениям. В это время практически полностью разрушается традиционный механизм передачи социальной информации, культуры, накопленного опыта от поколения к поколению. Отказ от идеологии прошлого в российском обществе привел к распаду «связи времен», исчезновению чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины, изменились механизмы «социального наследования» и способы самоутверждения новых поколений. Молодежь обрела большую самостоятельность, в том числе и в выборе того, что она берет из прошлого, в то же время усилилось значение и влияние материальных ценностей и экономических факторов в определении ее поведения. В современной российской действительности идет процесс освоения идеи индивидуализма как важнейшего социального достижения, и само собой разумеется, что молодежь при этом имеет существенные преимущества прежде всего в силу возрастного фактора. Перемены в Российской Федерации, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями, а ученые по-прежнему всего лишь ставят вопрос о необходимости изменения отношения к старшему поколению и повышенного внимания к социальному самочувствию стариков! На этом фоне особенно актуально звучит сентенция «время покажет, возобладает ли в нашем обществе геронтофо-бический стереотип в отношении граждан старшего поколения или будут выработаны собственные национально-этические парадигмы социального старения, основанные на традиционном уважении пожилых и старых людей и на объективной оценке их вклада в развитие общества в любой период истории, осознание коллективной ответственности всех поколений и всех слоев общества за прошлое, настоящее и будущее России».
Закрывая работу II Всемирной Ассамблеи по проблемам пожилых, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сказал: «Мы все когда-нибудь состаримся, если нам будет дана такая привилегия, поэтому давайте рассматривать пожилых людей не как людей, живущих отдельно от нас, а как нас самих в будущем!»