Тема: Методы психологических исследований
Практикум
Семинарские и практические занятия
Занятие 1
Тема: Предмет психологии как науки
1. Психология как наука.
2. Задачи и место психологии в системе наук.
3. Развитие психологии в рамках философии.
4. Развитие психологии как самостоятельной науки (характеристика основных современных психологических школ).
5. Отрасли психологии.
Литература
1. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом Университет, 2002. С. 27-64
2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. С. 276-312
3. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии / Л.Б. Ительсон. – М.: ООО «АСТ»; Минск: Харвест, 2002. С. 5-29
4. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Высшее образование, 2008. С. 5-15
5. Петровский, А.В. Общая психология /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. С. 3-15
6. Психология / под ред. В.Н. Дружинина, - СПб.: Питер, 2001. С. 12-27
7. Психология / В.М. Аллахвердов [и др.]; Отв. Ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. С. 11-26
8. Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология
/ Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. С. 24-37
9. Романов, К.М. Практикум по общей психологии / К.М. Романов,
Ж.Г. Гаранина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. С. 13-22
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999. С. 10-30
11. Старовойтенко, Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни / Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический проект, 2001. С. 19-28
12. Штерн, А.С. Введение в психологию / А.С. Штерн. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. С. 8-26
13. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. - М.: Мысль, 1976. – 463 с.
Основные понятия
Психология, предмет психологии, материя, сознание, отражение, психика, психические свойства, психические процессы, психические состояния, материализм, идеализм, психологический мир человека, субъективный мир человека, филогенез, онтогенез, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.
Конспектировать
1. Ломов, Б.Ф. Психология в системе научного знания / Б.Ф. Ломов // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. С. 39 – 49
2. Популярная психология: Хрестоматия / сост. В.В. Мироненко. – М.: Просвещение, 1990. С. 6-10
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. Т.1. С. 34-40
Дополнительная литература
1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 1988. Гл. 1
2. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1992. Кн.1. С. 57-92
3. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности
/ А.Н. Ждан. - М.: Российское педагогическое агенство, 1997. Гл. 1
4. Искрин, В.Н. Новая психология / В.Н. Искрин. – СПб.: Б&К, 2001. С. 13–19
5. Петровский, А.В. Психология о каждом, каждому о психологии
/ А.В. Петровский. – М.: РОУ, 1996. – 328 с.
6. Психология / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. С.11-26
7. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Разум. – СПб.: Питер, 2001. С. 9-29
Вопросы для обсуждения
1.Чем отличаются психологические явления действительности от физических явлений?
2. Для чего необходимы психологические знания?
3. Назовите основные этапы развития психологии.
4. Чем отличаются житейские психологические знания от научных знаний?
5. Что является предметом изучения социальной психологии, психологии труда, возрастной и педагогической психологии?
Практические задания
1. Напишите несколько пословиц, несущих психологическое содержание.
2. Обсудите психологическое знание, скрытое в пословицах: «Назначили осла кузнецом, он первым делом себя подковал» (армянск.); «Горька работа, да хлеб сладок» (русск); «Свои гуси каждому кажутся лебедями» (англ.).
3. Проанализируйте построение вашего обычного рабочего места с точки зрения того, насколько оно соответствует вашим психологическим качествам (примите во внимание особенности освещенности, наличия или отсутствия необходимых предметов. Примите во внимание и то, что удобно лично для вас, но мало приемлемо для других, и то, что может быть рекомендовано другим как полезный опыт).
4. Воспользовавшись своим личным психологическим опытом, напишите как можно больше психологических рекомендаций (советов) на тему «Как следует вести себя по отношению к тем или иным людям в каких-то жизненных ситуациях». Они должны включать в себя следующие компоненты: цель (для чего?), ситуацию (где, в каких обстоятельствах?), адресат (кому?) и способ поведения (как поступать?).
5. Напишите несколько жизненных и профессиональных ситуаций, в которых возникает необходимость в психологических знаниях.
6. Какие отрасли психологии решают следующие задачи:
1) установление причин преступности среди молодежи;
2) выявление условий эффективного запоминания информации;
3) разработка методов работы с пожилыми людьми в доме престарелых;
4) установление уровня психического развития ребенка;
5) выявление психологических причин неуспеваемости школьников;
6) выявление психологических особенностей людей разного пола.
Занятие 2
Тема: Методы психологических исследований
1. Методологические принципы психологических исследований.
2. Классификация методов Б.Г. Ананьева.
3. Объективные методы.
4. Методы описательной психологии.
5. Методы практической психологии.
Литература
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
3. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1995. С. 88-116
4. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Высшее образование, 2008. С. 16-27
5. Общая психология / под ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. С. 16-19
6. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. С. 16-22
8. Психология / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. С. 22-27
Основные понятия
Метод, методология, принцип, наблюдение, включенное наблюдение, невключенное наблюдение, эксперимент, психологический тест, контент-анализ, графология, метод анализа продуктов деятельности, анкета, беседа, интроспекция, самоотчет, интерпретация, интуиция, герменевтика, гипноз, психоанализ, гештальтерапия, логотерапия, психологическое консультирование, психологическая коррекция., психотерапия, психотренинг, транзакт-ный анализ, психодрама, лонгитюдный метод, метод продольных срезов, социометрия, близнецовый метод, метод независимых характеристик.
Задачи
Сборник задач по общей психологии / под ред. В.С. Мерлина. - М.: Просвешение, 1974. № 24,26, 29.
Дополнительная литература
1. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1992. Кн.1. С. 110-127
2. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - СПб.: Питер, 1999. – 384 с.
3. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. С. 81- 121
Вопросы для обсуждения
1. Для чего психология использует методы научных исследований?
2. Назовите основные методы психологических исследований.
3. Охарактеризуйте эмпирические методы психологии.
4. Дайте характеристику психодиагностическим методам исследования.
5. Сравните между собой основные методы исследования и укажите их достоинства и недостатки.
Практические задания
1. Наблюдая за поведением ребенка, перечислите методы, с помощью которых можно было бы оценить его поведение. Назовите условия и требования, которые в данном случае должны быть выполнены для того, чтобы информация о поведении данного ребенка была бы вполне достоверной.
2. Выбрав в качестве испытуемого кого-либо из друзей, проведите исследование при помощи какого-либо простого теста, обработайте его результаты.
3. Придумайте методику стандартного опроса или наблюдения, в результате применения которой можно было бы судить о переживаниях и мыслях человека.
Занятие 3
Тема: Психика и организм
1. Развитие психики в животном мире.
2. Мозг и психика.
3. Рефлекторный характер психики.
Литература
1. Абрамова, Г.С. Общая психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2002. С. 55-92
2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. С. 8-71
3. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. С. 70-87
4. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Высшее обр., 2008. С. 109-131
5. Нуркова, В.В. Психология / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М.: Высшее образование, 2006. С. 80-91, 106-120
6. Общая психология / под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2004. С. 24-39
Основные понятия
Психика, отражение, рефлекторный характер психики, сенсорный уровень развития психики, перцептивный уровень развития психики, безусловный рефлекс, условный рефлекс, первая сигнальная система, вторая сигнальная система, раздражимость, чувствительность, биотический раздражитель, абиотический раздражитель, тропизмы, таксисы, инстинкт, навык, интеллектуальное поведение, онтогенез, филогенез, сензитивный период, активность, рефлексия.
Конспектировать
1. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1977, С. 84-90
2. Леонтьев, А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987, С.18-25
3. Лурия, А.Р. Мозг и психика / А.Р. Лурия //Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987, С. 83 – 92
4. Павлов, И.П. Условный рефлекс / И.П. Павлов // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987, С. 76-82
5. Популярная психология: Хрестоматия / сост. В.В. Мироненко. – М.: Просвещение, 1990. С. 61-70, 99-122
Задачи
Сборник задач по общей психологии / под ред. В.С. Мерлина. - М.: 1974. №14, 15, 17, 18, 19,20
Дополнительная литература
1. Барретт, С. Тайны мозга. Как развить свои умственные способности / С. Барретт. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – 160 с.
2. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л.: ЛГУ, 1988. С. 295-336
3. Искрин, В.Н. Новая психология / В.Н. Искрин. – СПб.: Б&К, 2001. С. 91- 108
4. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика / Д.В. Колесов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. С. 261-274
5. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. С. 122-140
6. Психология / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. С. 27-66
7. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Разум. – СПб.: Питер, 2001. С. 30-42
8. Чуприкова, Н.И. Психика и сознание как функции мозга / Н.И. Чуприкова. - М.: Просвещение, 1985. – 200 с.
Вопросы для обсуждения
1. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?
2. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека?
3. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?
Практические задания
1. Понаблюдайте за домашними или другими животными, найдите у них признаки разумного поведения.
2. Ответьте на вопрос о том, чем отличается способ решения одних и тех задач высшими животными и ребенком в возрасте около одного года.
3. Проведите с собакой или кошкой эксперимент с доставанием каких-либо предметов.
4. Понаблюдайте за тем, как выполняют какое-либо сложное движение, например, движение рукой при манипулировании предметами, ребенок в возрасте около года и взрослый человек. Обратите внимание не только на характер движения (его совершенство), но и на наличие или отсутствие зрительного контроля этого движения со стороны субъекта.
5. Как доказать экспериментально, что без психологического (сознания) контроля невозможно любое действие человека, если только оно не является врожденным?
Занятие 4