Тема. золотой век римской литературы (2 ч.).
Тема: Миф как явление словесной культуры (2 ч.).
1. Понятие и специфика мифа в греческой культуре. Отличие мифов от сказок и литературного произведения (на основе работы Я. Проппа „Морфология сказки”).
2. Мифы о происхождении мира и человеческого общества. Причины появления схожих элементов в мифах разных народов.
3. Цикл мифов о Титанах: характеристика сюжета, композиции и героев.
4. Цикл мифов о Геракле: характеристика сюжета, композиции и героев.
5. Цикл мифов о „Золотом руне”: характеристика сюжета, композиции и героев.
6. Цикл мифов о культуре и искусстве: характеристика сюжета, композиции и героев.
Семинарское занятие 2
Тема. Античная эпическая ПОЭЗИЯ.
Гомер „Илиада”, „Одиссея” (2 ч.).
1. Мифология и эпос:
а) взаимодействие мифологии и истории в поэме „Илиада”;
б) взаимодействие мифологии и сказочных элементов в поэме „Одиссея”.
- Понятие об эпическом герое и образы воинов в поэме: Ахиллес, Гектор; Одиссей, Телемах. Различие образа Одиссея в обеих поэмах.
- Особенности женских образов – Андромаха, Пенелопа – в поэмах. Сюжетная значимость „женской линии” в поэмах и в истории европейской литературы.
- Основные сюжетные линии в поэмах, особенности конфликта.
5. Стиль Гомеровских поэм: гекзаметр, пластичность, ретардация, ретроспекция, сравнение, повторение, эпитеты, монологи, изображение переживаний.
Семинарское занятие 3 Тема. Греческая трагедия. Софокл „Царь Эдип”. Эврипид „Медея”, „ипполит” (2 ч.).
1. Трансформация и гуманистическое переосмысление мифологического сюжета в трагедии Софокла „Царь Эдип”.
2. Торжество личности в преодолении фатума в трагедии Софокла „Царь Эдип”.
3. Мотив трагического незнания и трагическая ирония в трагедии Софокла „Царь Эдип”.
4. Композиционное новаторство Софокла в трагедийном жанре.
5. Софистика как кризис морали на примере трагедии Еврипида „Медея”.
6. Психологическое новаторство Еврипида на примере трагедий Еврипида „Медея” и „Ипполит”.
7. Мотив разлада и трагического незнания на примере трагедий Еврипида „Медея” и „Ипполит”.
8. Драматургическая техника и психологизм трагедий Еврипида.
Семинарское занятие 4
Тема. древне Греческая комедия. Аристофан (2 ч.).
1. Тематика и общая проблематика крмедий Аристофана. Особенности комического „взгляда” в его текстах.
2. Тема войны и мира (её эволюция от „Ахарнян” и „Всадников” до „Лисистраты”).
3. Тема воспитания, образования и морального аспекта жизни общества („Облака”, „Женщины на празднестве”, „Лягушки”).
4. Идеи социальной перестройки и первая утопия („Птицы”, „Женщины в народном собрании”, „Богатство”).
5. Комедийный герой и его „естественная” нормативность; реальные лица и их комедийное воплощение (Сократ, Еврипид, Клеон и др.).
Семинарское занятие 5
Греческая проза V – IV веков
1. Демосфен. Речи против Эилпа: „Речь о венке”, „широковещательность” каждой „частной” речи как исходный пункт демосфеновского стиля; основные приметы стиля и художественного мастерства.
2. Платон. Принципиальные особенности образа Сократа.
3. Социальная утопия и свод рекомендаций коренной перестройки общества („Государство”, „Законы”). Художественная форма и способы изложения философской доктрины.
4. Диалоги и связь с искусством драмы и мима („Федон”, „Пир”, „Федр”); особенности повествовательной манеры Платона, ситуации быта и его реалии, портретные характеристики, отношение к мифологии, ирония и юмор.
5. Учение Платона об искусстве в свете теории идей.
6. Аристотель. Вопросы литературы и искусства в трудах Аристотеля („Поэтика” и „Риторика”); полемика с Платоном.
7. Учение о трагедии и ее функциях; вопрос о „единстве”, катарсис. Историческое значение „Поэтики”.
Семинарское занятие 6
Тема. золотой век римской литературы (2 ч.).
1. Вергилий. „Буколики” (Эклоги). Герои, воплощающие идеалы спокойной частной жизни.
2. „Георгики”: трактовка темы сельского труда и идеализация сельской жизни.
3. Содержание и композиция „Энеиды”; отношение к гомеровскому и эллинистическому эпосу; „рок” (фатум); герои и боги; эволюция образа Энея как результат сознательного восприятия долга.
4. Риторика и литературная традиция у Овидия.
5. Любовные стихотворения у Овидия, их пёстрая тематика. Художественная манера. Псевдодидактические поэмы о любви.
6. Мифологические поэмы („Метаморфозы”, „Фасты”): искусство повествования, роль мифологии, рассказчик и его герои, современная римская действительность, вкусы и запросы читателей.
7. Овидий в изгнании. „Скорбные элегии” и „Письма с Понта”.