Контроль исходного уровня знаний. 1. Перечислите виды (уровни) мышления, их особенности?
1. Перечислите виды (уровни) мышления, их особенности?
2. Понятия, суждения и умозаключения одновременно являются предметом изучения как психологии, так и логики. Как соотносятся между собой эти разные отрасли знаний?
3. Может ли у одного и того же человека выявляться отвлеченный вид мышления, в то время как его тип более соответствует механически-ассоциативному? Как соотносятся между собой тип и вид мышления?
4. В чем заключается различия между конвергентным и дивергентным мышлением?
5. Перечислите мыслительные операции и дайте им характеристику.
Основные понятия и положения темы
Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
Быстрота мышления - способность находить правильные решения в условиях дефицита времени
Гибкость мышления - умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения
Глубина мышления - степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи
Предметно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3-х лет), то есть, мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.
Наглядно-образное - мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).
Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль», являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств.
Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные
Суждение – есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.
Умозаключение - такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.
Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.
Синтез - объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека.
Абстрагирование- выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.
Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.
Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
1. Прохождение методики «Выделение существенных признаков» (приложение 1).
2. Прохождение методики «Закономерности числового ряда» (приложение 2).
Домашнее задание для уяснения темы занятия
1. Вид мышления, направленный на решение практических задач:
1) практическое.
2) теоретическое.
3) наглядно-образное.
4) предметно-действенное.
5) абстрактно-логическое.
2. Вид мышления, при котором человек для расширения задач использует образы, непосредственно извлекаемые или создаваемые воображением:
1) практическое.
2) теоретическое.
3) наглядно-образное.
4) абстрактно-логическое.
5) предметно-действенное.
3. Мышление, в котором задача решается с опорой на зрительный образ:
1) практическое.
2) теоретическое.
3) наглядно-образное.
4) предметно-действенное.
5) абстрактно-логическое.
4. Вид мышления, который неразрывно связан с манипулированием предметами, с моторными действиями:
1) практическое.
2) теоретическое.
3) наглядно-образное.
4) предметно-действенное.
5) абстрактно-логическое.
5. Что способствует развитию творческого мышления?
1) склонность к конформизму.
2) высокая самооценка значимости своих идей.
3) чрезмерно развитое критическое мышление.
4) способность видеть объект под новым углом зрения.
5) нежелание быть «белой вороной».
Задачи:
1. Заполните таблицу:
Основание классификации | Виды мышления |
по генезису | |
по характеру решаемых задач | |
по степени развернутости | |
по степени новизны и оригинальности | |
по типу познания | |
по средствам мышления | |
по функциям | |
по степени рефлексии |
2. При работе с понятиями по специальностям медицинским дисциплинам, предлагают находить:
а. Понятие более широкое по отношению к данному (отнести к роду).
б. Существенный признак, отличающий данный вид от других видов, принадлежащих к тому же роду (видовое отличие).
в. Давай определение через род и видовое отличие.
Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность применения этих способов организации мыслительной деятельности.
3. Мама предложила дочке Кате (4 года 5 месяцев) решать задачи: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево село одна птичка. Сколько было деревьев?».
Катя задумалась, но решить не смогла. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила решить задачу. Дочка с задачей справилась.
Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример?