Методические рекомендации для преподавателя
Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. Выбор технологии образовательного процесса определяется преподавателем самостоятельно.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечение теоретической основы обучения, привлечение интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование у обучающихся ориентиров для самостоятельной работы над дисциплиной. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность. Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов учащихся.
Многообразие в подборе и построении материала и методик изложения лекционного материала определяется не только особенностями научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Методика чтения лекций зависит от этапа изучения предмета и уровня общей подготовки обучающихся, форма ее проведения - от характера темы и содержания материала.
Практические занятия.Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются практичекие занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.
Консультации.При консультировании, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы студентов, возрастает необходимость организации постоянной поддержки образовательного процесса со стороны преподавателей.
Контроль качества знаний.Контроль качества знаний является одной из основных форм организации образовательного процесса. Внедряемые в настоящее время интерактивные методы преподавания ведут к новым поискам в области повышения качества и эффективности подобного контроля (экзамены, зачеты, опросы, письменные контрольные, коллоквиумы, контрольные работы, и др.)
Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Самостоятельная работа включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с нормативными актами и литературой. Организация научно-исследовательской работы студентов, как правило, сводится к проведению научных студенческих заседаний СНК, дискуссионных клубов, участии в конференциях, к выполнению исследовательских работ. Реализация подобных проектов позволяет максимально раскрыть творческие способности студентов и стимулировать их самостоятельную работу.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС).Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм образовательного процесса. Студенческие научные общества, дискуссионные клубы и конференции, – всё это несомненно позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований, а также более достойно подойти к написанию и защите выпускных квалификационных работ. Студенческие научные общества, СНК часто становятся кузницей молодых кадров для ВУЗов, в стенах которых и за их пределами они работают.
Основным способом подачи учебного материала было и остаётся информационная работа. Преподаватель с помощью лекций, собеседований и других обычных способов доносит до студентов научные знания, а студенты заучивают их. В настоящее время, при наличии огромного массива информации, большинство преподавателей склоняется к мысли, что их целью является не заставить студентов запомнить лекцию, а потом рассказать её на практическом занятии или экзамене и использовать при работе по специальности, а научить их процессу познания, чтобы в течение всей жизни они обновляли собственный запас знаний.
Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
1. Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду НИРС можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, а так же написание выпускных квалификационных работ.
Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации.
2. Исследовательская работа.Такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных возможностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно - мотивация студента к занятиям.
Таким образом, НИРС является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. НИРС требует большого внимания и терпения от научных руководителей, так как удача или неудача каждого студента во многом является результатом их собственных верных и неверных решений. НИРС должна находиться в центре внимания кафедры и всех преподавателей ВУЗа, так как многообразие форм НИРС способствует каждому студенту более осознано подойти к написанию выпускных квалификационных работ, а также к сдаче итоговых аттестационных экзаменов.
Средства обеспечения освоения дисциплины.В ходе учебного процесса по преподаванию и при изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства: основную и дополнительную литературу; специальную юридическую литературу и печатные издания органов прокуратуры, МВД, ФСБ, МЧС и т.д.; ведомственные приказы и инструкции, рекомендации и пособия; судебные акты по практике рассмотрения уголовных дел различной категории; приглашение на занятия судей, прокурорских и следственных работников, адвокатов, и др.; контрольные задания для закрепления теоретического материала; и т.п.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ