Выборка для эмпирического исследования

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ И В ЦЕЛОМ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Планирование исследования необходимо для определения его организационных характеристик, расчета необходимых средств, распределения ресурсов и установления методов контроля. Сам план представляет собой не что иное, как последовательность мероприятий, которые решают поставленную перед исследователями цель. Вместе с тем, не каждая проблема решается путем последовательного выполнения каждого из этапов. Поэтому план исследования должен предусматривать также методы решения возникающих проблем.

Инструкция

Составление плана исследования начинается с выбора методики сбора исходных данных. Выбор методики зависит от того, какое исследование планируется к проведению. Если это социологическое или психологическое исследование, тоинформация получается методом опроса. При этом планирование исследования будет, прежде всего, подразумевать метод интервьюирования, а также составление опросников и анкет.

Исследования в области фундаментальных и прикладных наук обычно проводятся по отработанным шаблонам, найти которые можно в методических указаниях исследовательских институтов. Любое конкретное исследование в этих областях сильно зависит от поставленных целей и используемого оборудования, а также от особенностей методологии каждой из наук.

После выбора метода сбора данных приступают к разработке вопросов для анкет. Это не касается планирования научных исследований, где исследуются несоциальные процессы, а в гуманитарных дисциплинах большинство опытов проводятся именно так. Алгоритм составления вопросов для такого исследования выглядит так:

1. Определение целей проводимого опроса.

2. Разработка вопросов, ответы на которые способны стать объектом анализа.

3. Контроль подобранных вопросов, их оценка, тестирование на репрезентативных фокус-группах и согласование с заказчиком исследования.

Затем отобранные вопросы вносятся в анкету, причем вопросник обычно состоит из трех частей:

1. Введение – вопросы, связанные с привлечением и удержанием внимания, созданием заинтересованности у респондентов в опросе.

2. Реквизитная часть – дата проведения опроса, его время, информация о респонденте.

3. Основная часть, при планировании которой следует обратить внимание на количество вопросов, их последовательность. Кроме того, должно быть предусмотрено наличие контрольных вопросов.

Для ответа на вопрос, как правильно составить план исследования, следует исходить из утверждения, что главной его целью является решение поставленных перед организаторами задач. В этом следует убедиться еще при планировании, а именно – на этапе анализа полученных данных.

Полученные в результате опросов данные являются сырыми и необработанными, поэтому они нуждаются в анализе. В связи с этим, их необходимо представить в матричной форме – занести в специальные таблицы с указанием видов ответов и частоты каждого из них. Затем проводят статистический анализ – определяют средние величины, соотношения корелляции и регрессии, а также отмечают наметившиеся тренды. Организация мероприятий по анализу данных должна быть полностью прописана в плане.

Последним этапом планирования и организации исследования является оформление выводов и рекомендаций. Еще на этапе планирования следует определить, в каком виде будут представлены результаты. Выводы пишутся только на основании результатов исследования, а при подготовке рекомендаций могут использоваться знания, находящиеся за рамками проведенного исследования.

Планирование исследования

Основные этапы

Каковы обычные шаги научного подхода к лю­бой проблеме. Во-первых, проблема должна быть определена. В этом аспекте проблемы различаются весьма сильно. Существуют очень трудные для определения проблемы. Например, в течение уже нескольких столетий невелик прогресс в понимании человеческого познания, в котором центральным вопросом было: "Какова природа сознания?" Определить проблему означает охарактеризовать ее таким образом, чтобы она стала доступна тщательному исследованию. Во-вторых, проблема должна быть изложена таким образом, чтобы ее можно было связать с существующей теорией и известными эмпи­рическими фактами. Без этой стадии результат исследования не будет пред­ставлять никакой ценности; наука — это намного больше, чем собрание "сы­рых" фактов, она состоит из фактов, которые могут быть объединены и проин­терпретированы в свете теории и накопленного знания. В-третьих, должна быть сформулирована гипотеза, подлежащая проверке. В свете вышесказанного гипотеза должна быть выражена так, чтобы это увязы­валось с принятыми исследователем принципами, а также она должна быть выражена недвусмысленно, так, чтобы результат исследования можно было интерпре­тировать. В-четвер­тых, должны быть определены процедуры исследования. В-пятых, данные собираются и анализируются. В-шестых, со­гласно результатам, гипотезы или отклоняются или подтверждаются. В-седь­мых, существующие основы научного знания изменяются с тем, чтобы приве­сти их в соответствие с новыми результатами.

Определение переменных

Поскольку написание выпускной работы, и магистерской или кандидатской диссертации практически всегда предполагает сбор эмпирических данных, то обратимся к этому аспекту планирования исследования. Важно учитывать, что с увеличением объема и сложности эксперимента далеко не всегда увеличивается объем информации, которую можно будет получить. Поэтому необходимо выбрать оптимальный набор регистрируемых переменных, продумать меры, которые помогут уменьшить влияние неконтролируемых переменных.

Начать можно с составления перечня переменных, которые вас интересуют, которые важны для вас. Затем проанализировать этот перечень и выделить в нем зависимые и независимые переменные, контролируемые и неконтролируемые, которые вы сможете измерить, обнаружить и не сможете. В ряде случаев могут оказаться полезными или незаменимыми математические методы планирования эксперимента. В других — они не смогут вам помочь в решении основных вопросов.

Уточним основные термины, которые будут употребляться далее. Каждое изучаемое явление имеет множество признаков, по которым мы можем узнать его, отличить от других явлений. Психические явления, хотя непосредственно и не наблюдаемы, также имеют признаки и поддаются объективным и/или субъективным оценкам. Психологическое исследование непременно связано с выделением признаков (существенных для предмета исследования), регистрацией их наличия или отсутствия, определенной степени выраженности. Чтобы зафиксировать проявления признака исследователь использует те или иные показатели выраженности признака. Показатель — то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. В качестве синонима термина «показатель» нередко используют заимствованный из технических наук термин «параметр», параметр — величина, характеризующая какое-либо свойство системы, устройства.

К числу основных понятий планирования эксперимента и обработки данных относится также понятие «переменная». В математике под переменной называют величину, которая может по условиям задачи принимать разные значения. В общем случае, переменная — это то, что изменяется, то, что подвер­жено увеличению и/или уменьшению с течением времени. Хотя большинство переменных рассматривается как неко­торые "предметы", которые претерпевают изменения, это, строго говоря, аб­стракция. Примеры переменных: одной из переменных звукового тона является его интенсивность, одной из переменных теста является его трудность.

Независимая переменная — любая переменная, значения которой в принципе не зависят от изменений значений других переменных. В экспе­рименте — любая переменная, которая специально изменяется так, чтобы можно было наблюдать ее влияние на зависимую переменную (перемен­ные).

Зависимая переменная — любая переменная, значения которой в принципе являются результатом изменений в значениях одной или более независимых переменных. В математике это понятие "зависимости" хорошо представлено выражением типа у = f (x), где значения у зависят от значений х.

Полномочная (проксимальная) переменная — это переменная, ис­пользуемая в качестве косвенного измерения другой переменной, когда вто­рую переменную трудно измерить или непосредственно наблюдать. Напри­мер, частоту злоупотребления уличными наркотиками трудно измерить, но она может быть охарактеризована через полномочную переменную — число госпитали­заций по поводу передозировки наркотиков.

Промежуточная переменная — внутренняя переменная, которая не оценивается непосредственно, но свойства которой могут быть выведены и проинтерпретированы на основании систематических изменений независи­мой переменной и наблюдения сопутствующих изменений в зависимой пе­ременной. Гипотетические компоненты во многих теориях являются по сути промежуточными переменными, например, психоди­намическое понятие «сила эго» или бихевиористское понятие «связь между стимулом и реакцией». В таких случаях невоз­можны никакие прямые измерения этих внутренних переменных; скорее, они интерпретируются как скрытые факторы, которые "вмешиваются" в отноше­ния между определенными стимульными условиями (независимыми перемен­ными) и определенными моделями поведения (зависимыми переменными).

В ходе опыта, эксперимента, измеряя тот или иной показатель или фиксируя в наблюдении проявление некоторого признака, психолог получает конкретное значение показателя у отдельного испытуемого. Совокупность значений всей показателей заносится в протокол данного испытуемого. Совокупность всех собранных в ходе эмпирического исследования данных образует массив данных.

Например, в ходе изучения коммуникативной компетентности начинающих менеджеров нами было задумано сопоставить показатели компетентности с уровнями развития вербального и невербального интеллекта. В этом случае уровни развития вербального и невербального интеллекта, как и характеристики коммуникативной компетентности, выступают для нас признаками, которые, предположительно, имеют существенные связи между собой. Измерив у наших испытуемых уровни вербального и невербального интеллекта, — например, по методике Д.Векслера — мы получим показатели интеллекта для каждого испытуемого. По завершении обработки результатов тестирования по методике Векслера мы для каждого испытуемого получим значение показателя уровня развития вербального и невербального интеллекта. Каждое подсчитанное число является значением соответствующего показателя (уровня развития вербального и невербального интеллекта).

Планирование сравнительного анализа

Необходимо уже на начальном этапе планирования принять решение — какие виды обработки полученных данных вы будете использовать. Если вы целенаправленно изучаете проявление некоторого психического качества в других психических явлениях, и это качество можно измерять, фиксировать, или оно относится к достаточно явным характеристикам человека (полу, возрасту и т.д.), то у вас есть возможность провести сравнительный анализ. Сравнение часто проводят следующими способами:

1) Берут для сопоставления две или более возрастные группы, социальные групп и т.п. Две сравниваемые группы могут быть рассмотрены как полярные, если вы выделите их в вашей выборке по некоторому признаку, взятому в качестве основания для деления, таким образом, что выраженность этого признака будет разнонаправленной у сравниваемых групп. Например, люди с более высокой и более низкой тревожностью, интравертные и экстравертные.

2) Для деления могут быть использованы существующие нормы, установленные по более широкой выборке. Но чаще полярные группы выделяют относительно средней величины данного признака у своей выборки. Обычно более определенные выводы получаются, когда всю группу (выборку) делят не на две части, а на три — выделяют подгруппу со средней выраженностью качества (по которому делят группу на подгруппы). Понятно, что при этом многие различия между полярными (крайними) группами становятся более яркими. Двум полярным группам уделяют основное внимание.

3) Исходя из гипотетических предположений или опираясь на имеющиеся данные, берут одну часть выборки в качестве экспериментальной группы (например, группу лиц с высоким уровнем самореализации или групп лиц, обладающих выраженными экстрасенсорными способностями), а другую — в качестве контрольной. При этом контрольную группу образуют представители той части популяции, у которой рассматриваемое качество выражено на среднем уровне, т.е. как у большинства людей (например, средний уровень самореализации), или изучаемое качество отсутствует (например, экстрасенсорные способности). Если оценивается влияние какого-либо воздействия (обучающего, коррекционного…), то экспериментальную группу образуют те, кто был объектом этого воздействия; в контрольной группе — те, кто не находился под данным воздействием. Экспериментальная и контрольная группа должны быть уравнены по всем значимым параметрам (по возрасту, уровню образования, уровню здоровья, социальной принадлежности или другим) параметрам, могущим оказать влияние на изучаемое явление.

Наличие экспериментальной и контрольной групп в выборке открывает богатые возможности для сравнения. Сравнение — универсальный метод, краеугольный камень научного анализа. Определив, какой вид сравнения может привести к наибольшему эффекту, продумайте, какие математические методы и процедуры вы сможете применить для всей выборки и для подгрупп.

Что касается типологии, то для ее поиска вряд ли целесообразно включать в выборку лиц, весьма схожих по целевому признаку или представляющих полярные степени его выраженности. Например, если вы зададитесь целью обнаружить типы коммуникаторов в определенной сфере практики, то не стоит составлять выборку из только умелых или только неумелых, или из весьма умелых и весьма неумелых коммуникаторов, т.е. лиц с полярной выраженностью качества. В вашей выборке должны быть представлены различные слои и категории генеральной совокупности. Это может быть достигнуто при случайном отборе; тогда принцип случайного отбора должен быть продуман, иначе в вашей выборке может оказаться значимо больше одних или других. Например, особенность экспериментальной ситуации может быть такова, что желание принять участие в эксперименте чаще будут выражать умелые коммуникаторы (возможно, им будет приятно продемонстрировать свои качества) или неумелые (потому что будут надеяться получить по ходу эксперимента некоторую психологическую помощь).

Выборка для эмпирического исследования

Основными требованиями к выборке является ее репрезентативность и адекватность. Репрезентативность — представительность, показательность, соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта, характеристикам этого объекта в целом, позволяющее распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект. Адекватной считается выборка достаточного объема (размера) для того, что­бы в количественных характеристиках (числовых показателях) был достигнут предполагаемый уровень достоверности.

Объем выборки

Желательно рассчитывать объем необходимой выборки, используя методы математического планирования эксперимента. Но на практике это происходит редко, так как для большинства случаев требуются предварительные эксперименты с целью получения хотя бы примерных параметров изучаемых явлений, и, кроме того, изучение методов, процедур планирования требует немалого времени. Даже если предполагается использование для этих целей прикладных компьютерных программ, психолог должен достаточно ясно представлять концепцию планирования.

Определение объема выборки обусловлено исследовательскими задачами. Например, в перечень поставленных задач входит исследование некоторого психического феномена, и вами принято решение о том, чтобы влияние этого феномена (психического качества) на другие психические феномены (качества) рассматривать, сопоставляя экспериментальную и контрольную группы. Вами обосновывается существование или отсутствие изучаемого феномена в экспериментальной группе и то же самое — в контрольной группе. Затем формируются группы, которые должны быть одинаковы или схожи по всем релевантным для вашего эксперимента параметрам, но различаться по тому параметру, который выступает основанием для выделения экспериментальной и контрольной групп. Под релевантными имеются в виду параметры, которые по вашим предположениям могут оказывать влияние, или вы знаете, что они оказывают влияние, на изучаемый феномен.

Практически всегда психологи стараются достичь сходства между экспериментальной и контрольной группой по возрастному и половому составу. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне суммарный объем экспериментальной и контрольной групп должен быть не менее 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Нередко сформировать экспериментальную группу труднее, чем контрольную. Чем меньше контрольная группа, тем больше должен быть суммарный объем выборки.

Объем при планируемом корреляционном анализе

Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется проводить корреляционный анализ, то объем выборки должен быть не менее 30-35 человек. По-моему опыту, коэффициенты корреляции менее 0,35 не заслуживают большого внимания. Если считать достаточно выраженной тесноту связи при величине коэффициента корреляции 0,35 и выше, то мы должны вспомнить о том, что значимыми на уровне 5% коэффициенты корреляции можно считать при величине выборки более 35 человек. Если нет оснований ожиданий тесных связей между параметрами, но, тем не менее, хотелось бы доказать наличие достоверно значимых связей, то лучше брать выборку 40-50 человек.

В психологических исследованиях меньшие уровни значимости (например Р=10%) обычно не рассматривают как заслуживающие внимания. Наиболее важные выводы, особенно обосновываемые только на данных корреляционного анализа, желательно подтверждать, ссылаясь на уровень значимости 1%, например, в случае необходимости доказать ретестовую надежность методики.

Объем при планируемом факторном анализе

Если вы в обработке данных планируете использовать факторный или компонентный анализ, хотите выявить факторы, то следует иметь предположение относительно числа факторов, при котором возможна удовлетворительная содержательная интерпретация полученной факторной структуры.

Обычно в процессе факторной обработки выявляются следующие тенденции.

1) Чем меньше признаков, в совокупности которых выявляют факторы, тем больше будет обнаружено признаков, которые ни в одном факторе не имеют выраженной нагрузки. Обычно такие признаки удаляют из последующих шагов факторного анализа. (Если только для факторного анализа не оставлены признаки, образующие относительно гомогенную группу, т.е. тесно связанные с одним психическим феноменом).

2) Чем больше признаков, тем больше выявляется факторов и тем более неустойчива факторная структура. Прежде всего, она сильно может измениться, если будут взяты данные, полученные на другой выборке, даже сходной с первой по многим параметрам. Неустойчивость факторной структуры не позволяет делать надежные выводы, принимать обоснованные решения при содержательной обработке, если они строятся только на результатах факторного анализа.

Количество испытуемых, признаков (измеряемых параметров) и факторов — величины взаимосвязанные при математико-статистическом анализе. Надежные выводы о факторной структуре могут быть получены в том случае, если количество испытуемых в выборке не менее чем в три раза превышает число признаков, включаемых в факторный анализ (т.е. параметров, которые вы считаете релевантными и место которых в факторной структуре вам как исследователю интересно выяснить).

Наконец, следует учесть, что уже в ходе первичной обработки данных может выясниться, что некоторое количество протоколов (заполненных листов для ответа) не может быть взято в обработку. Частые причины такой отбраковки: нет ответов на все вопросы, задания и т.п.; в качестве ответов есть записи, не предусмотренные инструкцией; по характеру ответов видно, что испытуемый неправильно понял инструкцию; есть "выскакивающие варианты" и др.

Конечно, забракованных протоколов может и не оказаться, но если вы запланировали набрать минимально необходимое количество, то могут возникнуть трудности — может оказаться, что расширить объем при необходимости сложно или невозможно. Поэтому лучше сразу обследовать испытуемых примерно на 10% больше требуемого объема, т.е. с запасом. На практике, случаи, когда студент с тем же набором методик продолжает увеличение выборки, встречаются реже, чем противоположные. Наращивание выборки является обычным явлением в штатных исследовательских группах, для которых обследования являются профессиональной деятельностью. Но в инициативных исследованиях, проводимых единолично, дело обстоит иначе. В них почти всегда что-то мешает "добрать" объем.

Наши рекомендации