Стадии экспертного консультирования и установки
Понятие стадий развития консультационных отношений является важной частью теоретической базы многих видов консультационной деятельности (Wallace & Hall, 1996). Две известные теории предлагают разные описания стадий консультационного процесса. Первая из них представлена в работе Сплита (Splete, 1982) и описывает экспертное консультирование как состоящий из девяти стадий процесс; в основе теории лежит предпосылка, что клиенты сотрудничают с консультантами-экспертами, работая над определенными проблемами.
1. Предварительная стадия (до заключения договора). Консультант-эксперт сообщает о своей квалификации и области компетенции, которая может иметь отношение к предмету консультации.
2. Обсуждение условий контракта и исследование отношений. Консультант-эксперт обсуждает формальные стороны договоренности между ним и консультируемым. Должны быть определены готовность консультируемого к работе и способность консультанта-эксперта ответить на запрос.
3. Заключение контракта. Устанавливается взаимное соглашение, которое определяет, какие услуги должны быть оказаны и в какой форме.
4. Идентификация проблемы. Консультант-эксперт вместе с консультируемым определяют и точно формулируют проблему, над которой нужно работать, и желаемый результат.
5. Анализ проблемы. Рассматривается относящаяся к делу информация и генерируются возможные решения.
6. Обратная связь и планирование. На этом этапе оцениваются альтернативные решения, выработанные на стадии 5, и определяется вероятность успеха. Затем приступают к систематическому осуществлению одного или нескольких планов решения.
7. Выполнение плана. Консультируемый выполняет предложенный план при поддержке консультанта-эксперта.
8. Оценка плана. Консультант-эксперт и консультируемый определяют, насколько успешным оказался избранный план для достижения желаемого результата.
9. Заключение и завершение отношений. Обе стороны анализируют, что произошло, и планируют какое-либо продолжение работы консультируемого, которая будет осуществляться независимо или в сотрудничестве с консультантом-экспертом.
Хотя план Сплита является достаточно подробным и полезным, он не описывает подробно умения и навыки, которые необходимы консультанту в процессе эксперт - консультирования. Модель, в которой этот пробел восполнен, предложена Дастином и Эгли (Dustin & Ehly, 1984), В их модели экспертного консультирования описаны пять стадий, для которых предлагаются методы, применяемые консультантом, и его действия на каждой стадии. Модель разрабатывалась для работы консультанта с родителями и с преподавателями в условиях школы, но она может быть применена и за пределами школьной среды – например, в бизнесе, в правительственных, исправительных и реабилитационных учреждениях. Вот эти стадии.
1. Поэтапное вступление. Эта стадия в основном направлена на формирование отношений и может быть сопоставима с предварительной стадией по Сплиту (Splete, 1982). Консультант-эксперт использует такие навыки, как активное слушание, самораскрытие и эмпатия, стараясь установить доверительные отношения.
2. Идентификация проблемы. Аналогично 2-й и 4-й стадиям модели Сплита, данная стадия имеет главной целью выяснить, существует ли предполагаемая проблема третьего лица в действительности. Консультанты применяют аналитические навыки, а также любые приемы консультирования, такие как перефразирование, подтверждение, демонстрация искренности и постановка целей.
3. Стадия реализации. Главная задача этой стадии, подобно 5-7-й стадиям схемы Сплита, заключается в определении стратегий и задании временных рамок. Важной частью этого процесса является обратная связь. Консультанты должны проявлять гибкость и терпение, чтобы преодолевать возможное сопротивление и негативный настрой консультируемого.
4. Доработка и оценка. Эта стадия иногда сливается с 3-й, но по своей сути они различны. Четвертая стадия концентрируется на результатах, полученных в процессе экспертного консультирования, особенно если консультируемый удовлетворен результатом изменений. Консультант должен обладать умением принимать на себя риск, демонстрировать открытость и настойчивость. Эти умения особенно необходимы, если консультируемый неудовлетворен или расстроен.
5. Завершение. Консультант-эксперт помогает подвести итоги предыдущих действий. Снова приобретают значение коммуникативные навыки, такие как эмпатия и искренность. Важную роль играет обмен мнениями между консультантом-экспертом и консультируемым, в ходе которого они должны оценить, что было наиболее полезно для каждого из них и какие аспекты процедуры были менее эффективны.
Кроме того, Сплит (Splete, 1982) указывает на четыре вида отношений, которые важны для консультантов-экспертов. Во-первых, они должны демонстрировать профессиональное отношение. Они должны брать на себя ответственность за помощь своим клиентам при решении их непосредственных и отдаленных проблем. Во-вторых, консультанты-эксперты должны показать свою зрелость. Они должны стремиться отстаивать свои собственные представления, рисковать и преодолевать враждебность или неприятие. В-третьих, консультанты-эксперты должны демонстрировать непредубежденность, не отгораживаться от идей и быть готовыми немедленно взяться за решение проблем. Наконец, они должны быть убеждены в ценности каждой личности и ставить человека превыше всего.