Упражнение 8.1. Тренировка памяти при чтении
8.1.1. Провести анализ и установить свой тип памяти в соответствии с рекомендациями, изложенными на с. 121.
8.1.2. Провести тренировку повторения прочитанного для режима «Запомнить на несколько дней» в соответствии с табл. 11. При этом следует иметь в виду, что под повторением мы понимаем воспроизведение прочитанного своими словами, возможно ближе к исходному тексту. Обращения к прочитанному допустимы только после невозможности вспомнить необходимое в течение 2–3 мин. напряжения памяти. В приведенных упражнениях мы даем рекомендации, взятые из книги Ф. Лезера «Тренировка памяти». Они касаются правил повторения прочитанного для двух режимов: запомнить на несколько дней и запомнить надолго.
Первый режим характерен для учащихся и студентов в период подготовки к экзаменам. Как показывают наблюдения, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Типичной является, например, следующая ситуация из трех дней, отведенных для подготовки: два с половиной дня вы отдыхаете, а оставшуюся половину дня и ночь готовитесь к экзамену. Продуктивность такой работы вряд ли будет высокой. Предлагаемый в табл. 11 режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства. Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании обучающегося.
Таблица 11. Режим повторения учебного материала перед экзаменами
Второе: необходимо процесс повторения производить строго в соответствии с приведенным выше определением. Как заниматься? Предположим, вы готовитесь к экзамену по истории. Для подготовки выделено 4 дня. Приготовили учебник, учебные пособия, вопросы, которые будут на экзамене. Начинаете читать учебник. Как читать? Мы уже отмечали, что учебники при начальном изучении предмета нельзя читать быстро. Однако в нашей экспериментальной группе оказались однажды «непослушные» школьники, которые заявили, что они все учебники читают быстро. Проведенная проверка показала, что это не совсем так. Они действительно читали быстро, но не основной учебник, а дополнительную литературу и учебные пособия. В результате гам, где обычно школьник ограничивается одним учебником, наши ребята прочитывали еще несколько книг, затрачивая на это время, не превышающее в целом время чтения основного учебника. Но результат оказался совершенно неожиданным. Многие неясные и непонятные в основном учебнике определения приобретали при дополнительном чтении ясность и стройность. Но, что самое главное, наибольший эффект это дало для запоминания. Как мы полагаем, в режиме такого чтения ярко проявляется эффект непроизвольного запоминания, о котором мы писали: нужное запоминается само собой, без всяких усилий. Еще раз обращаем ваше внимание, что это результат реализации режима быстрого чтения.
Вы прочитали основной учебник. Методом быстрого чтения прочитали дополнительную литературу. Затратили на это один день. На второй день утром, прочитав последние разделы учебника, сразу же приступаете к повторению.
Повторение — это практически ответы на вопросы имеющихся у вас контрольных экзаменационных билетов. К исходному тексту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2–3 мин.
Закончив первое повторение, отдохните 20 мин. и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим. К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение. Отдохните. Сделайте физические упражнения. Погуляйте перед сном. На третий день утром начинайте очередное, третье повторение. Вы его закончили в 15 часов. Отдыхайте до 15 часов следующего дня. На четвертый день в 15 часов приступайте к последнему повторению. Закончить его целесообразно к 22 часам и сразу лечь спать. На следующее утро экзамен. Вас ожидает успех. В этом нет никаких сомнений. Вы прочитали и повторили не только учебник, но и дополнительную литературу. Названия, факты, фамилии четко размещаются в блоках вашего алгоритма. Вы хорошо представляете особенности каждого исторического периода. Можете кратко изложить в виде доминанты сущность определенной эпохи. Ваше отношение к изучаемому предмету отличается активным, критическим анализом событий, явлений и фактов.
Рассмотренная методика подготовки к экзаменам дает хорошие результаты и по другим предметам: математике, физике и т. п.
8.1.3. Провести тренировку повторения прочитанного для режима «Запомнить надолго» в соответствии с табл. 12. Объем запоминаемого материала не более 30 тыс. знаков. Определение вида повторения то же, что и в предыдущем упражнении.
В заключение урока прочитайте контрольный текст № 8, используя все приемы техники быстрого чтения.
Особое внимание обратите на фиксацию и запоминание фактографической информации. Подсчитайте и запишите результаты измерения скорости чтения.
Таблица 12. Методика повторения для режима «Запомнить надолго»
Контрольный текст № 8
Объем 5300 знаков
РАСТЕНИЯ ИЩУТ ВОДУ
Отправляясь в путь, туристы, как правило, берут с собой незначительное количество воды, рассчитывая на пополнение ее запасов во время остановок. В таких случаях приходится надеяться на близость родника, ручья, реки, озера или другого водоема. А что делать, если их не окажется на маршруте? Как тогда утолить жажду, приготовить пищу, умыться, постирать одежду?
В такую ситуацию в 1906 г. попали участники экспедиции В. К. Арсеньева по Сихотэ-Алиню. Вот как он рассказал об этом в своей книге «В дебрях Уссурийского края»:
«Опасение, что к сумеркам мы не найдем воды, придало всем энергию. За горой была глубокая седловина и около нее выемка, покрытая низкорослой древесной растительностью. Мы стали спускаться в эту ложбину. Чем скорее мы найдем воду, тем меньше завтра будем тратить усилий на обратное восхождение на хребет. Поэтому, опускаясь вниз, все внимательно прислушивались. Вскоре наша ложбина приняла вид оврага. На дне его густо росли трава и кустарники, любящие влагу. От седловины мы уже спустились метров на двести, а воды все еще не было видно. Вдруг ухо мое уловило глухой шум под землею. Стрелки сбросили котомки и стали разбирать камни, но вода оказалась далеко. Тогда мы перешли ниже и принялись опять копаться в земле. На этот раз труды наши увенчались успехом: вода была найдена. Первым делом все бросились утолять жажду…»
Как видно из этого описания, путешественники искали воду не наугад, а руководствуясь определенными приметами. И главным указателем для них были «трава и кустарники, любящие влагу». Какие же растения помогают искать воду?
Люди давно заметили, что растения по-разному относятся к влаге. Для одних растений вода составляет среду их обитания, другие не переносят избытка влаги. Некоторые и в засушливых районах чувствуют себя превосходно. Причем растения всегда остаются верными своим привычкам и, попадая в чуждую для них среду, плохо развиваются или даже гибнут.
Первыми, кто обратили внимание на эти особенности, были, вероятнее всего, колодезных дел мастера. По известным им приметам они умели находить воду в местах, где, казалось бы, ее не должно быть. Они рыли колодцы там, где росли определенные виды трав, кустарников, деревьев, принимали во внимание обилие и «самочувствие» влаголюбивых растений. Еще античный писатель Витрувий Поллион, живший в I веке до нашей эры, указывал на важное значение растительности в поисках подземных вод: «Признаки воды в описанных выше земных породах следующие: там произрастают тонкий камыш, тростник, тальник, ольха, витекс (прутняк), плющ и другие, обладающие тем свойством, что не могут зародиться без воды».
Этот автор совершенно справедливо отметил, что вода является для растений одним из важнейших условий жизни. Они не могут существовать без воды, так как без нее не может быть фотосинтеза. Вода составляет от 40 до 90 процентов массы каждого растения. Конечно же, обводненность их в разных климатических и почвенных условиях далеко не одинакова. Больше всего обводнены растения влажных местообитаний (например, ранневесенние эфемероиды, обитатели болот, виды высокотравья Дальнего Востока) — от 78 до 91 процента, а меньше всего — растения пустынь и сухих степей — от 35 до 65 процентов.
По отношению к влаге все растения делятся на три основные экологические группы: гигрофиты, мезофиты и ксерофиты.
К гигрофитам относятся многие растения болот, берегов рек и озер, влажных лугов и лесов. Вода — главное условие их благоденствия.
Среди безбрежных песков встречаются неказистые на вид кустарники, деревца. Жара невероятная, а они цветут и плодоносят. Как растения ухитряются выжить в таком аду?
Помогает необыкновенно мощная корневая система. Иногда корни обитателей пустынь уходят вглубь на 20–30 м. Такие растения засушливых местообитаний, которые способны переживать продолжительную атмосферную и почвенную засуху, оставаясь физиологически активными, называются ксерофитами. Листья у них обычно твердые, жесткие, с плотной кожицей, большим количеством механических тканей, поэтому даже при большой потере воды они не теряют упругости. Листья часто свертываются вдоль так, что устьичная сторона оказывается внутри трубки, края листовой пластинки даже соприкасаются друг с другом.
У многих ксерофитов вместо листьев развиты колючки или чешуйки — это не что иное, как редуцированные листья. Такие приспособления сокращают испаряющую поверхность листа. У некоторых растений стебли, листья и даже цветки сильно опушены и кажутся серовойлочными. Эти растения отражают прямые солнечные лучи и уменьшают интенсивность испарения влаги. У многих видов поверхность листа покрыта восковым налетом, поэтому она приобретает сизый оттенок.
К растениям, приспособившимся к засушливым условиям обитания, принадлежат верблюжья колючка, саксаул, тамариск, солодка, сарсазан, чий и др.
Растения, встречающиеся в умеренных условиях увлажнения, называются мезофитами. К ним относится большинство растений наших лесов и лугов.
Если же попытки найти спасительную влагу при помощи растений оказались напрасными, можно получить ее из самих растений. Мы уже говорили о том, что ткани растительных организмов испаряют большое количество влаги. Вот этим свойством растений и необходимо воспользоваться. На густо олиственную ветвь дерева или сочный стебель травянистого растения надевают полиэтиленовый мешочек, плотно завязывают его, чтобы туда не проникал воздух, и наклоняют таким образом, чтобы дно мешочка находилось внизу. Вода, испаряясь из листьев, будет конденсироваться на стенках такого резервуара и скапливаться на его дне. Таким способом, особенно если применить несколько мешочков, можно собрать довольно значительное количество воды, достаточное для того, чтобы утолить жажду.
Мацюцкий С. П. Туристу о растениях. — 1988. — С. 50–55.
БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ
ЧТО ЧИТАТЬ? КАК ЧИТАТЬ?
Как читать газеты
Газеты занимают важное место в современном мире. По нашему мнению, каждый школьник ежедневно должен читать две-три газеты. «Где взять столько времени», — скажете вы. Конечно, если читать каждую газету час-полтора — времени не хватит. Газеты надо уметь читать быстро и даже очень быстро.
Известный советский исследователь в области психолингвистики И. Н. Горелов дает такие рекомендации.
Тот, кто регулярно читает газеты, может легко обучиться рациональной методике скорочтения, и на просмотр полосы у него уйдет в 8 — 10 раз меньше времени, чем у другого, с этой методикой не знакомого. Будучи в курсе событий, постоянный читатель, во-первых, не расшифровывает имен, географических названий и многих других газетных терминов. Во-вторых, он уже имеет свой организованный «банк данных», опираясь на который он может развертывать свою антиципационную программу о возможном развитии событий. Напомним вам, что явление антиципации мы подробно разбирали в четвертой беседе (с. 46). В-третьих, он может сосредоточиться именно на том материале, который его более других интересует. Но и здесь все понимается (каким бы новым оно ни было) потому, что есть уже готовая типология ситуаций, событий, есть знания сути дела.
Опытные публицисты, фельетонисты, авторы репортажей стремятся подать свой текст таким образом, чтобы он производил впечатление свежего и интересного. Конечно, интересен и свеж может быть сам факт, о котором сообщается. Но подать его можно по-разному, начиная с заголовка. Советский ученый Н. Г. Елина исследовала типологию заголовков и нашла, что они могут быть ориентирующими (что? где? когда?), поясняюще-уточняющими (для чего? с какой целью или по какой причине?), констатирующими (что вообще случилось?) и т. д. В числе других групп интересны заголовки дезориентирующие или неопределенно-ориентирующие. Например, сборник рассказов О. Генри «Короли и капуста» — типичный дезориентирующий заголовок, так как под обложкой читатель не найдет никаких королей и никакой капусты.
Заголовок типа «5000 лет» способен заинтересовать, но текст сообщает, что некие развалины древнего города, по мнению специалистов и археологов, не могут быть датированы указанным в заголовке сроком возникновения. Выясняется, что первоначальная гипотеза была необоснованной, а реально раскопали заброшенное строение прошлого века, не имеющее никакой ценности. Информация представляла бы интерес для тех, кто раньше знал о гипотезе и о раскопках. Но журналист, не успевший своевременно подать соответствующий материал, не захотел, чтоб он, опровергнутый, пропал. Так и был изобретен интригующий заголовок. А кто бы стал читать информацию под названием «Обнаружен амбар прошлого столетия, не представляющий интереса»? По мнению журналистов, лучше было назвать информацию «Грубая ошибка археологов», так как про чужие ошибки любят читать больше всего. Текст интересен тем, что может иметь так называемый подтекст. Но верно ли это утверждение? Чтение «между строк» — это, конечно, метафора. Но, в таком случае, где же подтекст? Можно согласиться с Н. Г. Единой, считающей что подтекст — в читателе, в его психике, и только там. Кажется, что есть тексты без подтекста: что написано, то и надо понимать, не больше.
Однако и для понимания краткой информации нужны обязательные предварительные знания, которые автор информации имплицирует (не выражает, но имеет в виду) и которые должны быть «оживлены» в читателе, если он их имел.
Опорные знания, позволяющие как-то понимать текст, называют затекстом.
Что касается подтекста, то он отличен от затекста тем, что не просто помогает понять сам текст, но еще и намекает на то, что следует отойти от содержания текста в какую-то другую сторону, что-то вспомнить параллельное, аналогичное.
Таким образом, при чтении газет главное внимание следует уделять поиску информативных, т. е. содержательных для вас, текстов.
Ежедневно тренируйтесь. Результат тренировки будет достигнут, когда на чтение, например, газеты «Комсомольская правда» у вас будет уходить не более 15 мин.