Психоактивные вещества, не отнесенные к списку наркотиков, называют
токсикоманическими. Психоактивные вещества – химические вещества, которые способны при однократном приеме изменит настроение, физическое состояние, самоощущения, восприятие окружающего, поведение, а при систематическом приеме – вызвать психическую или физическую зависимость.
По определению ВОЗ, зависимость – это состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественных или синтетических веществ. Согласно Международной Классификации болезней синдром зависимости – это сочетание физических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида. Злоупотребление – еще не сформировавшаяся зависимость.
Привыкание – состояние, возникающее при повторных приемах психоактивного вещества: желание продолжить, повторить прием, возможно возрастание дозы при повторных приемах. При этом возникает психическая зависимость вследствие улучшения психического состояния, Вредные последствия приема вещества имеются только для индивида в виде функциональных, обратимых изменений в состоянии здоровья.
Пристрастие – состояние непреодолимого и хронического приема веществ, вызывающих необходимость его повторного употребления; неудержимое, компульсивное, желание приема и добывания вещества любыми путями; тенденция к быстрому росту дозы раз от разу; изменение личности, психические и общесоматические нарушения; вредные последствия не только для человека, но и для общества в целом. Человек, имеющий пристрастие к наркотикам или алкоголю, как правило, является наркологическим больным (см. подраздел 2.3.)
Подростки, имеющие риск стать наркоманами, характеризуются нарушением поведения: уклонение от учебы и труда, склонны к уходу из дома и ведению асоциального образа жизни, к ведению половой жизни и сексуальным девиациям, агрессии и аутоагрессии.
Уровень потребления наркотиков может рассматриваться как угрожающий генофонду нации, если 5% населения и более употребляют наркотики. По отношению к алкоголю такой границей является употребление в год 8 л чистого этанола на каждого жителя страны. В России в настоящее время по разным данным лиц, употребляющих наркотики – 10 млн. Потребление алкоголя составляет 14-15 л на человека в год
Главными физическими последствиями наркомании и алкоголизма являются увеличение заболеваемости соматическими и психическими болезнями, увеличение смертности, сокращение продолжительности жизни. К социальным последствиям этих социальных девиаций можно отнести увеличение числа преступлений, сокращение числа людей, занятых трудовой деятельностью. Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Установлена прямая связь роста наркомании и быстрого «расползания» по стране гепатита Б.
Еще недавно ученые исследователи считали, что токсико-наркотические средства распространяются преимущественно среди детей из неблагополучных семей, детей, склонных к бродяжничеству. Однако установлено, что в последние два-три года зараженность наркотиками в элитарных общеобразовательных, частных школах, лицеях, колледжах в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах. К окончанию школы 20% мальчиков и 13% девочек пробовали наркотики, а регулярно "сидят на игле" 9% мальчиков и 5% девочек. 30% выпускников школ-интернатов и детских домов становятся алкоголиками или наркоманами. По официальным данным, 3% призывников употребляют наркотики.
При этом большинство опрошенных имеют недостоверные, а часто и ложные сведения о вреде наркотиков. Можно даже говорить о своеобразной мифологизации наркотиков молодежью. Так, 34% из них считают, что наркотики бывают "всерьез" и "не всерьез", 21% - согласны с тем, что "наркотик делает человека свободным", и 42% уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться. Подростки не только не знают толком, чем грозят наркотики здоровью и личности человека, но и смутно себе представляют себе степень ответственности перед законом за распространение, хранение и прием наркотиков. Наблюдаемая "романтизация" наркотиков среди их потребителей способствует высокой лояльности по отношению к наркоманам на фоне самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам.
Данные недавних социологических исследований говорят о том, что лишь немногие преподаватели и родители представляют себе истинное положение вещей.
Другая существенная причина стремительного роста наркотической эпидемии - это доступность наркотиков. С каждым годом наркобизнес в самом прямом смысле захватывает все новые и новые российские территории. На российском рынке уровень цен на героин, кокаин и другие наркотики существенно выше, чем в США и Европе, что стимулирует экспансию к нам международного наркобизнеса. Наша страна оказалась совершенно не готовой к наркотической агрессии внешнего мира.
2.5. Особенности проблем труда и занятости молодежи
Проблема трудоустройства подростков и молодежи стоит достаточно остро как в миру (например, студенческие волнения во Франции в апреле 2006 года), так и в России Причиной тому являются объективные и субъективные факторы.
Кризисное состояние экономики создает сложную ситуацию на рынке труда, что сказывается прежде всего на молодых людях, как менее подготовленных с профессиональной, образовательной и социально-психологической (имеются в виду жизненный опыт и с ним связанные установки и ценностные ориентации) точки зрения. Вопросы труда и занятости молодежи тесно переплетаются в сложном клубке политических, экономических, социальных, демографических, правовых и психологических факторов, характеризующих общественную ситуацию в Российской Федерации и отдельных ее регионах.
Экономическая реформа 90-х гг. в России радикально изменила сложившийся за долгие годы трудовой уклад жизни советских людей, что сказалось на состоянии рынка труда и характере занятости населения, его различных категорий. Кризис на российском рынке труда (несоответствие предложения труда спросу со стороны производства) проявляется сегодня в избытке рабочей силы и устойчивом росте открытой, частичной и скрытой безработицы. Переход предприятий в руки частных собственников, который предполагал изначально модернизацию производства, только ужесточил требования к возрасту, полу и профессионализму работников, а также к наличию трудового стажа, что уменьшило шансы трудоустройства молодежи, впервые выходящей на рынок труда.
Отмена в конце 1990 г. постановлением Совета Министров СССР централизованного распределения выпускников учебных заведений привела к тому, что более половины оканчивающих общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения не могут ныне найти применения своим силам в соответствии с полученными специальностью и профессией. Введение коммерческих принципов в деятельность большинства учебных заведений создало дополнительные преграды на пути выпускников школ и лицеев, желающих продолжить свое образование. В результате подростки и молодежь вынуждены подолгу искать работу.
Увеличивается отсев юношей и девушек из школ по причине неуспеваемости. Сами школьники часто не проявляют особой охоты посещать учебные заведения. Наблюдаемая тенденция, естественно, скажется в перспективе на общем уровне образованности и профессионализма рабочих и служащих.
Оставшись вне стен учебного заведения и порой без помощи родителей, подростки не могут не только найти работу, но и получить «статус» безработного, а значит, иметь соответствующие пособия, обучаться на специальных профессиональных курсах. Статус «безработного» может быть получен с 16 лет, хотя подросткам разрешается трудиться по действующему с 1991 г. законодательству с 14 лет. Оказавшись за бортом общественно-полезной деятельности, несовершеннолетние юноши и девушки пополняют контингент «групп риска».
Параллельно наблюдается неготовность юношей и девушек активно включиться в новые хозяйственные отношения, начать трудовую деятельность, получить соответствующую профессиональную подготовку и квалификацию. Наибольшие сложности возникают с трудоустройством молодых матерей-одиночек, инвалидов 3-й группы, и в первую очередь несовершеннолетних юношей и девушек. Острыми остаются проблемы профессионального обучения и последующего трудоустройства выпускников детских учебно-воспитательных учреждений, лиц, освобожденных из мест заключения, подростков, оставивших учебу или убежавших от родительского очага, юношей и девушек из семей беженцев.
Неудавшаяся профессиональная карьера в начале жизни практически всегда отрицательно сказывается на всем пути человека.
Сегодня группа молодежи в России, которая нигде не работает и не учится, составляет более 2 млн юношей и девушек, значительную часть которых можно отнести к безработным. Специалисты Института молодежи (Москва), считают, что количество безработной молодежи занижено в официальной статистике как минимум на 20 %, так как молодежь в силу особенностей характера далеко не всегда регистрируется на биржах труда.
Новые общественные отношения, особенно в частном секторе, предъявляют специфические требования к работнику. Сегодня большая часть подростков и молодежи – будущих соискателей рынка труда – психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Социальные психологи указывают на такие ориентации нынешнего подрастающего поколения, как нежелание устраиваться после учебного заведения на непрестижную, низкооплачиваемую работу. В выборе профессий доминируют специальности бизнесмена, брокера, экономиста, юриста, работника торговли, кооператора
Молодежная субкультура
Субкультура – это особая сфера господствующей культуры, которая отличается своей внутренней организацией, обычаями, нормами.
Молодежная субкультура – это культура молодого поколения, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства самовыражения.
Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчиняется единым законам развития. Будучи субкультурой, вплетенной в структурную ткань конкретного типа культуры, она обладает свойствами и особенностями последнего.
Молодежной субкультуре для любого общества на всех этапах развития присуще так называемое противоречие «отцов» и «детей». Его смело можно отнести к вечным проблемам: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей»,— сетовал Сократ еще в 470 г. до н. э.
Однако, развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря действию механизмов преемственности, которые передают каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох (семья, традиции, общая система образования, СМИ, учреждения культуры).
По этапам жизненного цикла выделяют официальные (традиционные) и инновационно-авангардные молодежные культуры. Примером официальных молодежных субкультур в Советском Союзе были пионерская организация и комсомол, в современной России – движение «Идущие вместе».
По сферам интересов молодежные субкультуры также подразделяют на музыкальные, интеллектуальные, религиозно-философские, спортивные, компьютерные, контркультурные и пр.
Возникновение молодежных субкультур вызвано несколькими причинами.
Во-первых, это стремительное и постоянное ускорение современной жизни индустриальных обществ. Феномен молодежной культуры – признак преимущественно динамических обществ (техногенной цивилизации). Если ранее культура не делилась на «взрослую» и «молодежную», то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.
В современной культуре присутствуют инновации, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя подчас тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Недолговечность и новизна образуют «опасную смесь», поскольку человек, стремящийся к самоидентификации, установлению социальных связей, ведет поиски в изменчивой среде, т. е. все объекты, с которыми он соприкасается и к которым мог бы присоединиться, пребывают в постоянном ускоряющемся движении.
Во-вторых, удлиняетсяпериод социализации молодого поколения.Это вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям современной эпохи. Сегодня юноша (или девушка) рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу он (она) еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — это время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.
В-третьих, в индивидуально-психологическом плане для молодежи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества.
Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, в том числе и неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, бытующие в обществе.
Имеются некоторые специфические черты,которые отличают субкультуру молодежи от господствующей в обществе культуры. Иными словами, молодежные субкультуры – это своеобразное социально-культурные образования.
Молодежная субкультура не имеет четко определенного социального статуса. Принятые в ней нормы и символы иные, чем предписаны обществом. Однако в ней существуют остатки прежних мифов, легенд, ростки новых явлений. Информация, проникающая от чужих культур, не вписывающаяся в основную культуру, оседает в молодежных субкультурах.
Внутренние ценности молодежных субкультур противопоставлены так называемым «общепринятым» ценностям. Молодежные культуры характеризуются бунтарским духом, непринятием или даже полным отторжением официальной идеологии, аполитичностью. Члены различных молодежных субкультур настаивают на своей независимости от общества. Независимость – одна из главных черт самосознания.
Молодежная среда часто формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой является принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью поведения. Отсюда мораль вседозволенности может стать составным и органическим элементом контркультуры.
Большинство молодежных субкультур имеют свою символику. Например, хиппи, панки имеют лохматую прическу, потертую одежду, самодельные сумки. На одежде и в сумках присутствует графическая символика: вышитые цветы, антивоенные лозунги. Для скинхедов характерно отсутствие волос на голове, кожаная одежда, тяжелая, грубая обувь и т. д. Эти символы в первую очередь бросаются в глаза, поэтому наличие особой символики – это знак существования коммуникационного поля, в котором тебя признают «своим».
Каждая молодежная субкультура старается выделиться своим языком (сленгом), который затрудняет общение с «чужими». По языку уже подсознательно узнается «свой». Здесь особый фольклор, свои поговорки, анекдоты, частушки, легенды и предания.
Нынешнюю ситуацию в России можно определить как стадию между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой, которая еще только рождается.
Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в 70-е гг. стали складываться неформальные молодежные группы, в силу общей социально-политической ситуации в стране находившиеся в «андерграунде», продуцирующие в ряде случаев свою контркультуру. Гласность и перестройка позволили этим группам легализовать свою деятельность, громко заявить о себе, значительно увеличив тем самым свою численность.
Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.).
Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, зеленые).
Выделялись группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди системы).
Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», выделявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем «а ля Русь».
Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы «качки». Появились также криминогенные группы, объединявшиеся на базе агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (стиляги, гопники, люберы и т. п.). Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстановления социалистической справедливости или борьбы со «скверной» в лице хиппи, панков и других.
Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, в одежде, в увлечениях, в жаргоне, достигая иногда откровенно экстремистских форм. Течения западной молодежной субкультуры на нашей почве зачастую трансформировались в довольно нелепые формы, приобретая лишь внешний характер: они «срисовывались» с западных сверстников неумелыми «художниками», поэтому получались не копии, а карикатуры.
После поражения августовского «путча» 1991 г. волна демократической эйфории резко повысила социально-политическую активность, в том числе и молодежи. Достигнув максимума, эта активность стала спадать, что сопровождалось исчезновением многих неформальных молодежных группировок, значительным уменьшением численности оставшихся.
В настоящее время можно выделить несколько негативных тенденций в развитии молодежной субкультуры.
Субкультура развлекательно-рекреативной направленности. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) молодежный досуг выполняет в основном рекреативную функцию, чаще всего в виде пассивного отдыха («ничегонеделанья»). У молодежи формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление образования, культуры, труда. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающих ценностей массовой культуры, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.
«Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов вытесняет ценности национальной культуры, как классической, так и народной, образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания становятся кумиры шоу-бизнеса или спорта, для девушек – героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.
Прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Так, в студенческой среде «нормальным» явлением становится взаимная оплата образовательных услуг – написание рефератов, курсовых работ, помощь в подготовке к сдаче экзаменов и пр. Наиболее важной ценностью у многих молодых людей признается «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло). Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодежи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей, как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы.
Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селедки в бочке») достаточно жесткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» – «отверженных», «не интересных», «непрестижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — «крутого» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.
Культурная самореализация вне учреждений культуры. Досуговая самореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием в основном экранного искусства (кино и телевидения) — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. В этих видах искусства (как, впрочем, в содержании искусства вообще) наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности, что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию.
Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с культурными, политическими и социальными ценностями. Некоторые группы молодежи принимают в большей или меньшей степени новые ценности и нормы, другие же пытаются сохранить и укрепить традиционные ценности. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству».
Принадлежность к молодежной культуре, будучи фазой развития, переходной стадией становления личности, утрачивающей свое значение по мере адаптации юноши (девушки) к миру взрослых, Молодежь сама по себе не производит никакой культуры, не усвоив предварительно традиционной культуры. В ходе этого усвоения она может репродуцировать предлагаемые ей готовые формы, которые, в свою очередь, будут пополняться в соответствии с ее потребительскими способностями.