Профессиональная деятельность менеджера как фактор развития личности
Особенности личности могут выступать как профессионально-важные качества практически в любом виде профессиональной деятельности. Это такие свойства человека как образ мира; отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе; особенности саморегуляции; направленность, социально-ориентированные мотивы; креативность; особенности и проявления эмоциональности; сочетания личных качеств, ожидаемых в данной общности у профессионала; осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека; представление о своем месте в профессиональной общности и т. д. В исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, С. Л. Братченко, Е. В. Дьячкова, А. Л. Журавлева, А. К. Марковой и др. выделен определенный симптомокомплекс личностных качеств и черт, необходимых менеджерам высшего звена: умение ценить время, ориентация на человека, способность понимать других, гибкость поведения, адекватность желаемого и реального, оптимистическое настроение, чувство юмора.
Среди собственно личностных свойств в качестве универсальных профессионально-важных чаще всего упоминаются самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, ответственность, и несколько более специфические свойства — эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску [52, 64, 68]. Ответственность — это принцип выбора, который менеджер должен осознать как «капитал, которому ответственные люди обеспечат наилучшую отдачу» [99]. При таком подходе к ответственности реализация целей, которые поставил перед собой человек или коллектив, является наиболее эффективной.
В системе общественных отношений ведущей деятельностью индивида выступает, прежде всего, его профессиональная деятельность, что значительно усиливает формирующее воздействие деятельного существования на личность. Ведущая деятельность эмоционально захватывает человека, и вся целостная организация личности начинает двигаться, раскрываться, дополняться в ее пространстве, а это значит, что и сам индивид начинает отождествлять себя с ней. Поэтому достигаемые в этой деятельности успехи переживаются личностью как удачи на целостном жизненном пути [7].
В образовании комплексов профессионально важных качеств личности участвуют не только совокупность свойств личности, связанных с конкретным видом деятельности, но и личностные качества, являющиеся профессионально важными для любого вида профессиональной деятельности. Принцип развития личности в профессиональной деятельности менеджера выступает как основа менеджмента на современном этапе. При анализе любой профессиональной деятельности выделяются факторы и критерии ее успешности, эффективности. Для менеджера это, во-первых, его личностные свойства, так называемый профессиональный потенциал менеджера, элементом которого являются индивидуально-психологические качества; во-вторых, подчиненный коллектив и его социально-психологический климат; в-третьих, результативность деятельности самого менеджера [97].
Менеджеру необходимо формировать в себе качества психолога, и для этого ему необходимы знания психологических особенностей человека, помогающие разбираться в людях, а также умение адекватно, эмоционально откликаться на психологическое состояние другого человека и выбирать форму общения, отвечающую его индивидуальным особенностям [81].
Преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень приводят к дальнейшему личностному росту, что наполняет ее новым смысловым, надситуативным содержанием, актуализируя значимость самосознания человека.
Н. П. Паттурина выделяет социальную и трансцендентную функции, которые человек реализует в процессе своего развития. Процесс адекватного формирования социальной функции способствует личностному росту, гармонизирует взаимодействия человека с обществом. Паттурина выделяет следующие особенности личностного роста: 1) формирование взаимоотношений и взаимодействий с обществом; 2) осознание собственных способов установления взаимоотношений и взаимодействий с обществом; 3) принятие ответственности за выбор собственных решений и поступков. Иными словами, личностное развитие предполагает самоосуществление человека: пробуждение, проявление и созревание скрытых возможностей (например, этические, эстетические, религиозные переживания). Реализация трансцендентной функции предполагает духовный рост, который включает в себя следующие компоненты: 1) исследование бессознательного посредством глубокой интроверсии и последующее принятие его; 2) осознание смысла своего существования; 3) принятие другого человека как равного носителя духовной сущности [74, с. 92].
Отметим критерии, которые можно рассматривать в качестве показателей личностного роста менеджера: интраперсональные, интерперсональные и метаперсональные (интра-, интер-, метаиндивидные — по А. В. Петровскому).
· Интраперсональные критерии: адекватная и гибкая «Я-концепция», сближение «Я-реального» и «Я-идеального», самопринятие, самопонимание, самоуважение, открытость внутреннему опыту переживаний, ответственность за выбор ценностей, актуализация своей индивидуальности, гибкость и т. д.
· Интраперсональные критерии: принятие, понимание других людей, готовность вступать в межличностный контакт на основе взаимопонимания, умение справляться с проблемами, творческая адаптивность, открытость людям и т. д.
· Метаперсональные критерии: умение оказывать поддержку другим, способность к работе с разными людьми, способность к совместному творчеству и т. д. [50].
Нам представляется продуктивной позиция В. В. Столина, согласно которой «выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности» [95, с. 134]. Рассматривая самосознание как отношение к себе, опосредованное взаимодействием с другими людьми, Столин пишет, что «самосознание трехголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого» [95, с. 165–166].
В структуре профессионального самосознания А. А. Дергач, О. В. Москаленко выделяют самоактуализацию — как постоянный процесс развития своих потенциальных возможностей с целью достижения творческой зрелости, как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала; и саморегуляцию — как раскрытие резервных возможностей человека, следовательно, развитие творческого потенциала личности.
Рассматривая самоактуализацию, нельзя не отметить в этом процессе роль профессионального «Я».
Е. А. Климов использует понятие «основные регуляторы труда», которое соответствует категории «субъективный образ» [45, с. 41]. Субъективный образ включает в себя следующие компоненты [66]:
· актуальный «Я-образ» (знание о своем состоянии в данный момент, о своем реальном месте среди других людей, о своих возможностях и ограничениях);
· обобщенный «Я-образ» («Я-концепция», включающая представления о себе в прошлом, настоящем и будущем; «Я» как представитель профессиональной общности, «Я» как организм; «Я» как представитель данной профессии, «Я» как член общества);
· осознание своих потребностей; осознание своих эмоций и эмоциональных отношений; осознание своего характера; осознание своей личностной направленности и мировоззрения в ходе взаимодействия с другими людьми в трудовом процессе. Наличие самосознания важно для саморегуляции и эмпатии, саморегуляция и самосознание важны для мотивации (эмоциональное стремление, способствующее или облегчающее достижение целей, потребность достижения), а все вместе они важны для социальной коммуникации.
Среди коммуникативных качеств, особенно важных для менеджерской деятельности, выделяется способность к групповой работе (рефлексия картины самого себя и своих действий, забота о развитии собственных способностей, ответственное выражение своих идей, интересов и чувств по отношению к окружающему миру, помощь и поддержка окружающих, готовность экспериментировать и учиться, общая позитивная установка к групповой работе) [81].
Как основу глубинной «Я-концепции» личности А. Маслоу, К. Роджерс, А. Оллох, А. В. Франкл отмечали креативность, творческий потенциал, ценности творчества, которые реализуются, прежде всего, в труде, активной творческой деятельности. Эти качества являются наиболее важными для человека и способствуют его самоактуализации. Маслоу, рассматривая креативность в менеджменте, отмечал, что обучение с помощью искусства способствует терапии и личностному росту [61]. Он также подчеркивал необходимость творческого характера деятельности для развития личности.
Внутренними условиями созидательного творчества, определяющего направление к самоактуализации, К. Роджерс считал следующие [85, с. 417]:
1. Открытость опыту, что противоположно психологической защите, ригидности. Защита структуры своего «Я» препятствует осознанию некоторого опыта, или же он осознается в искаженном виде.
2. Внутренний локус оценивания. Для творческого человека ценность его работы не зависит от похвалы или критики других людей, а устанавливается им самим.
3. Способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий. Эта способность предполагает спонтанную игру с идеями, оттенками, формами, отношениями и составление из них вероятных сочетаний, выдвижение новых гипотез, нахождение проблем в общеизвестном. Из этой игры-исследования вырастает интуиция, творческое видение нового и существенного.
В том, что творчество является средством и условием развития и преображения личности, ее духовности и нравственности, единодушно совпадает мнение многих философов и психологов. Опираясь на анализ философских и психологических исследований творчества, проведенный С. В. Максимовой, обозначим только те онтологические основания, которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме [59]. Г. С. Батищев уровень развития личности связывает с творчеством. Он считал, что в творчестве человек вбирает в себя смыслообразующие содержания духовной культуры и строит себя из них, именно в творчестве человек по-настоящему открыт другому человеку как субъекту. М. М. Бахтин также рассматривал творчество как механизм развития личности, как всевозрастающую интеграцию интеллектуальных, эмоциональных и волевых, осознаваемых и неосознаваемых и т. д. систем психической регуляции [там же]. Подобной точки зрения на творчество придерживаются и современные авторы: «одна из движущих сил развития человечества» (В. А. Яковлев); «высшая стадия развития личности» (К. А. Абульханова-Славская); «фактор интеграции в личностном развитии» (Т. П. Минченко). Источником творчества могут служить стремление к самоопределению, самореализации внутреннего мира, познанию. Творческая самореализации, раскрытие творческого потенциала — цель, благо и залог успешного существования человека в мире, отмечали в своих работах А. Маслоу, Э. Фромм. Ориентация человека на творческие планы способствует укреплению психологического здоровья.
Анализ теоретических и практических вопросов, посвященный особенностям профессиональной деятельности менеджера, актуализирует проблему его личностного и профессионального развития, и эти процессы взаимосвязаны. Развитое самосознание способствует личностному росту, самоактуализации, что, в свою очередь, способствует повышению профессионально-важных качеств и профессиональных компетенций. А развитие творческого потенциала не только способствует этим процессам, но и играет свою самостоятельную роль.