Русская музыкальная культура в 60 – 70-е гг. XIX в

Данный период имеет исключительную важность для русской музыки. Если первая половина XIX в. – период формирования русской классической школы, то 60 – 70-е гг. – время, когда русская школа становится одной из ведущих на мировой музыкальной арене. Об этом свидетельствуют следующие факты:

Появление плеяды композиторов мирового уровня: Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский.

Появление сочинений мирового уровня: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Е. Онегин», «Лебединое озеро», 1 ‑ 4 симфонии Чайковского, 1 ‑ 2 симфонии Бородина.

Кардинально изменяется бытование музыки и условия её исполнения. Появляются крупные концертные организации (РМО). Плеяда известных исполнителей: А. и Г. Рубинштейн, Л. Ауэр, Винявский, Вержбилович, Мельников, Хохлов, Направник.

Данный период – «золотой век» русской фольклористики.

Идёт активное развитие русской музыкальной критики (Стасов, Серов, Ларош, Кюи, Бородин).

Все эти процессы в немалой степени были обусловлены историческими сдвигами (Крымская война 1853‑1856 гг., отмена крепостного права в1861 г). На авансцену политической борьбы выдвигается новый социальный слой – разночинцы. Идёт формирование интеллигенции среднего сословия – разночинской.

Умами молодёжи владели такие критики, философы, демократы, как Добролюбов, Чернышевский, Белинский, Герцен. Чернышевский пишет диссертацию «Эстетическое отношение искусства к действительности», главный тезис которой состоит в следующем: показ жизни во всей её реальности, истинности, неприкрашенности. Важной чертой искусства этого времени становится критика, оценочное суждение – формируется принцип критического реализма.

Живопись также развивается по пути критического реализма. В 1863 г. 14 русских художников отказались от предложенных им сюжетов. Их товарищество получило название передвижников (Крамской, Суриков, Репин, Перов, Маковский, Саврасов, Шишкин, Васнецов и др.). Они обогатили русскую живопись новыми темами, новым видением мира.

Особенностью прогрессивной мысли становится историзм, подразумевающий показ народа в реальной исторической ситуации, показ современности сквозь призму прошлых событий.

Самым влиятельным общественным движением и течением общественной мысли стало народничество. «Хождение в народ» (М.А. Бакунин) означало и просвещение, и агитацию, и бунтарство. В 70-е гг. вера в народ и его миссию стала сочетаться с верой в интеллигенцию, в возможности отдельной «критически мыслящей личности».

Идея национального самосознания, идея возможности особого исторического развития России также захватила широчайшие круги русского общества. Перед композиторами также во весь рост встала проблема национального. Претворение в музыкальном творчестве русского народного явилось базовой идеей в деятельности «Могучей кучки».

Иерархия жанров. I. Опера – ведущий жанр. Требования, предъявляемые к жанру:

Сценичность. Опера должны быть музыкальным спектаклем действия, драмой. Развитие основного сюжета не должно загружаться второстепенными деталями. Тенденция к интонационному единству произведения. Большая роль речитатива. Большое внимание к роли хора. В опере появляются новые жанры: историческая, историческая опера-драма, лирическая (бытовая, лирико-комедийная, лирико-психологическая опера-драма и т.д.)

II. Симфонический жанр. Развивался в двух направлениях – симфония и симфоническая поэма. Симфоническая поэма. Наиболее характерный жанр для русских композиторов и наиболее ярко воплощающий программно-симфоническую музыку. Композиторы редко пользовались собственно названием «симфоническая поэма». Обычно – фантазия, увертюра, картина, сюита. Развивали традиции Бетховена, Листа и Глинки. Данный жанр существовал в двух разновидностях: а) поэма как картинно-красочное повествование; б) поэма как психологическая драма. Симфония. Первую полноценную симфонию написал Бородин. Он развивал в своём творчестве эпический симфонизм. Чайковский – драматический.

III. Камерно-вокальный жанр. На протяжении всего XIX в. романс был излюбленной формой музицирования. В 60 – 70-е гг. расширяются тематические рамки .и жанровые разновидности романса, появляется романсово-песенный цикл. Вместе с тем, романс продолжает играть роль «творческой лаборатории», в которой оттачиваются стилистические приёмы, служащие основой для оперного творчества.

IV. Новые жанры. Данный период – начало классического балета («Лебединое озеро»); инструментальногоконцерта (Первый фортепианный и Первый скрипичный концерты Чайковского); струнного квартета (первый квартет Чайковского); фортепианного цикла («Картинки с выставки» Мусоргского, «Времена года» Чайковского).

Творческие направления 60 – 70-х гг. XIX в. («Могучая кучка» и Чайковский)

В данный период происходит чёткое размежевание двух русских композиторских школ – Питерской и Московской. Различными были творческие устремления художников этих школ, как и несхожи два города – Москва и Петербург. Москва в этот период представлена творчеством Чайковского, Петербург – «Могучей кучки».

Объединение «Могучая кучка» в своём развитии прошло несколько этапов:

формирование (1856 – 1862 гг.);

расцвет (1862 – 1871 гг.);

распад и яркий расцвет дарования каждого (начало 70-х гг.).

Основателем, руководителем был М.А. Балакирев. Он был блестящим пианистом, имел обширные знания в разных областях знания. Но самое главное, что влекло к нему коллег, – он был талантливым аккумулятором новых идей, которые носились в воздухе. Эти новые идеи были связаны с немецкой идеалистической философией, в частности – с воззрениями Шеллинга, повлиявшими на новое поколение славянофилов. Однако кучкисты находились не только под влиянием философских идей, они были вовлечены в анал социальных кризисов в жизни России. Мусоргский усматривал в действиях царя проявление типичной русской антитезы «царь – народ»; давал открытый анализ социальной действительности. Кучкисты в целом стремились разоблачить обман власти.

Причины распада объединения:

внешний повод – уход Римского-Корсакова в консерваторию;

творческий кризис у Балакирева;

главная причина – каждый избрал свой путь.

Кучкистов объединял комплекс идей:

Идея народности. Народ – главная фигура истории, главная движущая сила. Однако под народом понимали только крестьянскую массу.

Глинкианство как принципиальная позиция. Рассматривали себя как продолжатели Глинки во всех жанрах.

Музыкально-практическая тенденция – фольклорный тематизм. В этомнаправлении идёт широкая методическая работа.

Любовь к опере – ведущий жанр. Через оперу осуществлялось общение с массами, реализовывалась тенденция эпохи – поучать, проповедовать.

Склонность не к западным формам, а к формам смешанного типа.

В симфонической музыке – тяготение к программным одночастным либо сюитным произведениям. Тяготение к сфере характерного, неповторимо-индивидуального в искусстве.

Противоречия:

Недооценка роли городского фольклора.

Скептическое отношение к музыке эпохи барокко и до барокко. Старинную музыку они почти не знали.

Отрицательное отношение к профессиональным музыкальным учебным заведениям, считали, что академическое образование вредит раскрытию индивидуальности.

Между кучкистами и Чайковским есть как общее, так и различное. Общим было стремление продолжать традиции Глинки, а также отношение к народной песне и народному творчеству в целом – понимание его огромного значения для развития русской профессиональной музыки. Но существовали различия в восприятии народной песни: кучкисты опирались на крестьянский фольклор, Чайковский – на городскую песню и бытовой романс. Также общим было использование в своём творчестве итальянской, испанской, восточной тематики. Различными были методы развития тематизма: у кучкистов вариационность, у Чайковского западноевропейское секвенцирование.

Наши рекомендации