Приемы тестирования, применяемые для оценки эффективности рекламы
Тестирование перед выпуском товара на рынок.Как и другие виды исследования (например, рынка или мотивации потребителей), предварительные и последующие тесты рекламы призваны лишь снизить степень неопределенности. Они не могут точно предсказать успех или провал рекламной кампании.
Предварительные тестирования полезны для того, чтобы наглядно убедиться в правильности выбранной стратегии, концепции рекламы, ее приманки (обещания выгоды для покупателя). Они проводятся на основе выборки из целевой аудитории спривлечением рекламного материала, который предполагается использовать в последующей рекламной кампании (объявление в прессе, рекламные плакаты, теле- и радиоролики и т. п.), вусловиях, максимально приближенных к реальным. Таким образом стремятся проверить основные параметры успеха рекламно-информационной стратегии и прежде всего, сколько человек помнит, что они видели рекламу, подлежащую испытанию.
К числу приемов предварительного тестирования относятся:
• сложные имитации. Цель данного метода — искусственно воссоздать в рамках проводимой кампании или части кампании, находящейся в фазе ее свертывания, экспозицию рекламы, предполагаемые результаты которой затем экстраполируют на всю кампанию. Следует заметить, что это очень дорогостоящий метод;
• метод теледоговора (telepact), являющийся, по сути, также сложной имитацией, только применяемой на телевидении;
• лингвистические и семиологические тесты (индекс Флеша в США и индекс Хааса во Франции). Один из индексов Флеша представляет собой индекс легкости прочтения (easyreading score) — уровень внимания возрастает с повышением легкости чтения. Второй индекс — показатель интереса публики (human interest formula), который основывается на мнении, что чем больше в тексте «личных высказываний», таких, например, как фрагмент из беседы, восклицание, настоятельное требование и т. д., тем больше такой текст вызывает интерес публики. Во Франции с помощью индекса Хааса стремятся использовать первое «динамическое» соотношение между глаголами и существительными в рекламном тексте. Известно, что преобладание глаголов усиливает впечатление, дает ощущение движения, действия. Второе соотношение, используемое рекламистами текста рекламного и текста литературного: нужно преимущественно использовать «главные», более значимые слова в сравнении со служебными, дополнительными.
Оценка воздействия рекламы после выхода товара на рынок.В этом случае речь идет о воздействии рекламы. Как известно, реклама воздействует на аудиторию на трех уровнях:
• когнитивном, который является областью сознания, информационной областью;
• аффективном, который является областью установок, глубинных мотиваций;
• конативном, или волевом, который является областью поведения, действия.
С помощью определенных приемов, позволяющих оценить эффективность коммуникации (т. е. различных тестов), выясняют, достигнуты ли цели, поставленные перед рекламной кампанией. К таким приемам относят следующие:
• оценка узнаваемости. ВоФранции оценка узнаваемости осуществляется по методике «Vu/Lu» — «Видел/читал» (внимание поверхностное/внимание более глубокое), в США — по методике Гэллопа — Робинсона. Этот метод состоит в том, что через несколько дней после появления рекламного обращения в прессе 200 лицам, отобранным среди постоянных читателей данного издания, предъявляют перечень торговых марок. Каждый из опрашиваемых должен ответить, помнит ли он, что видел в данном издании рекламу марки, ради которой это тестирование проводится. Таким образом, после ряда публикаций получают сначала приблизительный, а затем и проверенный показатель запоминаемости рекламного обращения;
• прием «тайники». Применяется как для прессы, так и для радио и телевидения. Здесь используют настоящие рекламные объявления, из которых убраны сведения о рекламодателе (марка, например). В этом случае оценивают степень интереса (внимания) к рекламному объявлению и выявляют ассоциации с маркой и рекламодателем, возникающие у опрашиваемых;
■ оценка запоминаемости. Рекламодателя интересует длительный эффект воздействия его рекламы, для него важно, чтобы его товар и имидж запомнились на срок как можно более долгий. Так как товар продается постоянно, а реклама его проводится не все время, необходимо, чтобы память о товаре исчезала у потребителя по возможности медленнее. Работы Поффенбергера и Зильске о запоминании и забывании рекламы основываются на исследованиях А. Мор-генштерна, получившего следующие результаты. При выборе средств рекламирования следует учитывать, что они обладают различной запоминаемостью. Так, при первом знакомстве с рекламой ее запоминают:
— радио — 5 % потребителей;
— цветная реклама в журнале — 10 %;
— телевизионная реклама — 17 %;
— кинореклама — 70 %.
При каждом повторном «контакте» дополнительно определяется количество потребителей как произведение количества не запомнивших и коэффициента запоминаемости рекламы (Р).
Пример. Р=Ю%. Всего — 100 человек. Количество показов — три. Количество запомнивших рекламу определяется следующим образом:
1-й показ: 100 х 0,1 = 10 (человек);
2-й показ: (100 - 10) х 0,1 = 9 (человек);
3-й показ: (100 - 10 - 9) х 0,1 = 8,1 (человек).
Всего запомнивших рекламу — 27,1 %.
Следует также учитывать эффект забывания — он сокращает долю запомненного в каждый новый период, когда контакт с рекламой отсутствует. Но если для эффективности рекламы необходим определенный минимум контактов, то существует и максимальный порог таких контактов. Так, повторение надоедает или заставляет исчезнуть из сознания рекламу, которая стала избитой и ничем не примечательной или «растаяла» в окружающей обстановке и больше не воспринимается.
Не менее важно учитывать, что изменение предпочтения при покупке под воздействием рекламы является результатом прежде всего возрастания «перцептивной готовности» непродолжительное время перед и сразу после покупки.
Перцептивная готовность— эффект более раннего обнаружения различного рода сигналов в случае предупреждения о их возможности по сравнению со временем обнаружения сигнала в случае отсутствия такого предупреждения. Рекламистов в первую очередь должны интересовать те факторы, которые позволяют более активно использовать эффекты «перцептивной готовности» потребителей для изменения их поведения. Таким фактором утилизации перцептивной готовности является наличие в рекламном сообщении однозначно воспринимаемой информации о важных для потребителя в данном товаре (услуге) качествах, которые должны выражаться в значимых для потребителя словах («ключевая лексика» потребителей), а для некоторых товарных групп также в невербальных формах (специфические жесты и мимика). Эти же характеристики являются существенными для формирования эффекта «отнесения к себе».
Выявлять «ключевую лексику» и специфические невербальные проявления разумно еще на этапе разработки рекламных материалов, но эффективность их использования в любом случае необходимо проверять на тесте.
• «Карта восприятия». Представляет собой методику, позволяющую довольно точно диагностировать наличие в рекламном сообщении однозначно воспринимаемой информации о важных для потребителя в данном товаре качествах. «Карта восприятия», реализуемая в различных формах, восходит к семантическому дифференциалу Ч. Осгуда. Технологически эта методика основана на оценке респондентами наличия или отсутствия значимых потребительских характеристик. Эти характеристики собираются на установочном этапе исследования с последующей статистической обработкой первичных данных по значимым факторам потребительского выбора.
При использовании данной методики оцениваются не восприятие рекламы как таковой, а те ожидания по отношению к рекламируемому товару, которые эта реклама порождает, и точкой сравнения является восприятие упаковки (логотипа) рекламируемого товара (услуги). Это позволяет не только выбрать лучший из предложенных вариантов рекламы, но и выяснить, выполняет ли поставленную задачу (порождение «рекламного обещания») хотя бы один из имеющихся вариантов, что невозможно при использовании других альтернативных методов исследования.
Технологически аналогично исследуется при необходимости и «эффект отнесения к себе», только вместо характеристик товара оцениваются слова и выражения, используемые при описании людей, и респонденты отвечают на вопросы типа «Человек, покупающий данный товар, окружающими воспринимается, оценивается как ...?» с последующей статистической обработкой. Технология исследования по «карте восприятия» позволяет оценивать любые рекламные и коммуникативные материалы: варианты упаковки, объявления в прессе, сценарии и раскадровки рекламных радио- и телевизионных роликов, общее восприятие финальных вариантов съемки и записи (оценка марки после просмотра/прослушивания), наружную рекламу, POS-материалы и т. д.
При этом методика не дает «ложноотрицательных» результатов, но для аудио- и видеорекламы, а также наружной рекламы может давать «ложноположительные» результаты (включение неэффективных материалов). Связано это с тем, что при проведении исследования людей знакомят с вариантами «принудительно», т. е. они читают сценарий или читают и рассматривают раскадровки либо финальные версии полностью и оценивают рекламу полностью. При просмотре (прослушивании) наличие раздражающих моментов вызывает выход из контакта (переключение телеканала или радиостанции), и потребитель так и остается в неведении, что происходило после раздражающего момента. Для исключения таких «ложноположительных» вариантов из дальнейшей работы необходимо проведение тестирования аудио- и видеоматериалов по методике BAAR, которая будет рассмотрена ниже.
«Ложноположительные» результаты наружной рекламы ограничиваются двумя факторами:
1) использование для значимых надписей мелких шрифтов, легко читаемых на листе с расстояния 30—50 см, но совсем неразличимых при размещении на рекламной поверхности;
2) низкоконтрастные и (или) блеклые, а также с большим количеством деталей макеты, которые могут пройти тест, но при реальном размещении не выявляться участниками движения.
Первая проблема решается довольно просто — запретом использования для макетов формата А4 шрифтов менее 48 пунктов (при масштабировании на реальную поверхность 3x6 м высота букв будет составлять необходимые 30 см), а вторая — путем исследования с использованием метода тахитоскопа.
Тестирование реальной выявляемости и потенциальной эффективности наружной рекламы и прессы с помощью тахитоскопа.Преимущественно для наружной рекламы, но также и для прессы в качестве претеста может использоваться метод тахитоскопа. Технология исследования заключается в предъявлении с помощью специального аппарата макетов на время, недостаточное для полного распознавания, но формирующее в зрительной памяти «след». Накопление таких «следов» в какой-то момент позволяет человеку сформировать целостный образ объекта и распознать его. Подразумевается, что более эффективные варианты наружной рекламы должны распознаваться быстрее.
Данный метод активно использовался в начале прошлого века, но являлся весьма трудоемким. В настоящее время используется крайне редко.
Метод BAAR, относящийся к методам real time responds (реакции непосредственно при просмотре), используется при тестировании окончательных вариантов аудио- и видеорекламы, а также видеороликов на стадии аниматика (последовательность основных статичных сцен будущего видеоролика).
Метод заключается в непосредственном выражении респондентами отношения по тому или иному параметру (доверие к товару, эффект «отнесения к себе», общее эстетическое восприятие) предъявляемого аудио- или видеоматериала путем вращения ручки специального датчика и автоматического отражения отметок соответствующих цветов на графике.
Тестируемые материалы предъявляются включенными в блоки, состоящие из активно транслируемых на момент исследования реклам. Безусловно, реакции респондентов при тестировании более выраженные, чем при реальном просмотре, но с точки зрения характера оценки рассматриваемый метод не дает ни «ложноположительных», ни «ложноотрицательных» результатов. Кроме того, тестирование с использованием BAAR не позволяет исключить из использования ролики, которые коммерчески весьма эффективны, но могут вызвать активную негативную общественную реакцию.
Весьма значимым основанием использования BAAR является возможность выявления в аудио- и видеоматериалах моментов, которые оказывают значимое влияние на формирование мнения зрителей, но ими не запоминаются. Например, в ситуации с рекламой детского жаропонижающего средства «Тайленол» семантическая ошибка в построении фразы «врачи и педиатры Америки» вызвала негативное отношение российских педиатров и привела к значительным финансовым потерям. Возможность выявления таких моментов основывается на известном феномене идеомоторных реакций — опережающей двигательной реакции по сравнению со временем осознавания отношения к стимулу. При этом идеомоторные реакции при негативных раздражителях имеют более выраженный характер, так как негативные стимулы в общем случае воспринимаются как угрожающие физической безопасности и требуют избегания.
Метод BAAR обладает достаточно высокой точностью. С одной стороны, оценки респондентов в среднем не дают кросс-корреляцию, т. е. при тестировании незначимы факторы группового давления, и каждый респондент дает индивидуальные оценки. С другой стороны, ошибка средней оценки группы в 50 человек (мужчины и женщины в возрасте 25—45 лет) для разных критериев оказывается незначительной, менее одного деления шкалы (в среднем 0,75), т. е. «общественное мнение» для каждой конкретной сцены оказывается весьма согласованным, хотя «большинство» в разных ситуациях состоит из разных людей.
Кроме собственно оценочных данных этот метод позволяет определить долю потребителей, которую предложенное аудио-или видеосообщение может привлечь и заинтересовать при реальном просмотре.
Учитывая, что тестирование рекламы всегда проводится на представителях целевых групп, полученные данные нельзя экстраполировать на всех потенциальных зрителей и покупателей, хотя для принятия решения об использовании рекламы достаточно тестирования с участием респондентов, относящихся к целевой группе товара или бренда. Для получения подобных данных необходимо проведение тестовых рекламных компаний.
Тестовая рекламная кампания.Описанные выше методы пре-теста относятся, скорее, к лабораторным экспериментам. Единственным способом реального тестирования рекламных материалов является тестовая рекламная кампания.
При ее проведении выбирается город, в котором можно обеспечить изолированное рекламное давление в необходимых видах средств массовой информации, и анализируется динамика продаж в данном городе (по доле продаж в товарной группе) и (или) сравнивается с уровнем продаж в контрольном городе. Длительность тестовой рекламной кампании должна быть не менее двух циклов покупки данного товара или 1,5 месяцев для товаров импульсного спроса (в некоторых публикациях указывается, что для получения точного прогноза необходимо проведение годовой тестовой компании, но это целесообразно только для абсолютно нового продукта).
Тестирование реальной выявляемости и потенциальной эффективности рекламы в прессе.Для оценки рекламы в прессе уже к началу 20-х гг. прошлого столетия Д. Старчем был разработан довольно трудоемкий, но достаточно информативный метод пре- и посттеста рекламы в прессе.
В претестовом варианте метод Старча заключается в сплошном просмотре одного или нескольких изданий с последующим повторным предъявлением интересующих исследователей объявлений целиком или их частей с определением уровня вспоминания тестируемых объявлений. Полученные результаты сравниваются с предельными значениями вспоминания для данной товарной группы, полученными в результате более чем 60-летней практики Старча.
При использовании процедуры посттеста сначала определяется, читал ли респондент издание, в котором была опубликована исследуемая реклама, а затем диагностируется уровень воспоминания конкретной рекламы и ее элементов. Уровень ошибочного узнавания невелик, и поэтому данный метод очень информативен.