То, наверно, был мошенник и вор
Вот почему В.Маяковский утверждал:
А знаете,
Если не писал,
Разбоем
Занимался Франсуа Виллон.
В известном смысле для человека безразлично – быть вором или поэтом. Важен тот, внутренний комфорт, достигаемый в процессе деятельности. Деятельность не цель, а средство, средство достижения комфорта, покоя, состояния внутренней гармонии:
«Я пишу свои письма не для отечества и не ради славы, но для того внутреннего наслаждения, какое доставляет нам упражнение наших способностей», – утверждал итальянский филолог, писатель Уго Фосколо.
«Мое умственное возбуждение, – писал Г.Гейне, – есть скорее результат болезни, чем гениальности: чтоб хотя немного утишить мои страдания, я сочинял стихи».
Сочинять стихи, писать письма, идти во власть, употреблять алкоголь... Все, что угодно, лишь бы помогло!.. Но алкоголь, неизбежно разрушая человека, делает его неполноценным, не самодостаточным, взращивает комплекс неполноценности, для устранения которого человеку неизбежно становится нужной власть, дабы с помощью власти, в том числе, с помощью юридической, политической, законодательной, власти печатного слова и слова устного, заставить всех иных признать его полноценность, подтвердить его особенность, его индивидуальность. Однако люди и общество не очень-то спешат признавать над собой власть дегенератов более дегенеративных, нежели сами. И тогда начинается конфликт. В том числе, и конфликт военный.
Однако активность дегенератов всегда выше активности людей относительно нормальных. Ну, хотя бы в силу того, активность это всегда признак выхода из равновесия – телесного, умственного, духовного... Активность – это всегда средство, нередко иллюзорное средство достижения состояния покоя, гармонии, нормы.
Человек же нормальный всегда малоактивен. Просто потому что нет надобности. Представьте себя на бревне, прокинутом через пропасть и, будучи в уравновешенном состоянии, вдруг начавшими ни с того, ни с сего энергично махать руками, делать некие пируэты задницей и т.п. Ну-с, и каково бы это было?
То-то же!
Человек нормальный, мудрый, преисполненный чувством собственного достоинства – всегда самодостаточен и самоценен. Ему ни к чему добиваться чьей бы то ни было благосклонности, выпрашивать комплименты, стремится к установлению власти над миром, над народом, над женой или же собакой. И вот, почему во власть у нас попадают такие психопатствующие живчики, как Жириновский, Митрофанов, Починок да Лебедь.
Вот, почему и зачем во власть приходят...
Более 60 лет тому назад, выдающийся психиатр ХХ столетия Артур Кронфельд лидерам фашистской Германии дал следующую характеристику:
«Родословная Гитлера точно определена американскими психиатрами. Отец Гитлера, Алоиз Шиклгрубер, в 40-летнем возрасте назвался Гитлером и передал эту фамилию потомству. В юности он был неустойчивым, ассоциативным типом, а позже ленивым алкоголиком, никогда в жизни не работал. Женился Алоиз Гитлер в городке Браунау на состоятельной женщине, старше его на 14 лет, единственно чтобы как-нибудь устроится. Жена была внебрачной дочерью некоего Георга Гитлера, сына еврея, обер-кельнера одного из отелей в Бухаресте. До самой смерти папаша вел жизнь привычного пьяницы и завсегдатая третьеразрядного публичного дома.
После смерти жены Алоиз женился на ее прислуге Кларе Пельц, от которой в 1889 г. и родился сын Адольф». (А.С.Кронфельд. Дегенераты у власти. М., издательство Независимой психиатрической ассоциации, 1993, с.6).
Вот так и выходит: папуля, попивая пивко баварское и шнапс, порождает дитё пьяного зачатия – Адольфа Гитлера, а затем это дите с такой же оравой алкогольных дегенератов уничтожает 50 миллионов человек. Если убрать промежуточное звено – двух ублюдков из рода Гитлеров – то мы вправе утверждать: пиводелы Баварии истребили 50 миллионов. Оставим пока в стороне вопрос, сколько людей истреблено благодаря самому пиву.
И далее снова Артур Кронфельд:
«Как многие резко выраженные психопатические личности, Гитлер ненормален в половом отношении. Можно считать установленным, что чувство любви к женщине ему недоступно. В прошлом он был в половой связи с Гейнесом и Эрнстом. Оба были убиты по приказу рейхсканцлера 30 июня 1934 г. Я располагаю следующими сведениями о его интимной жизни: в конце 1932 г. известный в Берлине «телепато-гипнотизер» Гануссен, сторонник Гитлера и человек, близкий к фашистскому берлинскому начальнику полиции графу Геллдорфу, передавал мне, что Эрнст сам очень подробно рассказывал ему о его гомосексуальной близости с Гитлером. Гануссен был убит 2 февраля 1933 г. не то самим Эрнстом, не то его коричневыми сподручниками, ибо он знал слишком много. О самом Эрнсте известно, что в 1923 г. он служил младшим полотером («мальчиком») в берлинском баре «Hollandais» на ул.Бюлова, где обычно встречались гомосексуалы. От Эрнста же стало известно о гомосексуальной близости Гитлера с Гейнесом. Позже гомосексуальные наклонности Гейнеса публично подтвердил Геббельс. Сделал он это, чтобы оправдать убийство, совершенное в 1934 г.».
Кстати, наука давно уже сделала вывод о связи комплекса неполноценности с педерастией, которая, в свою очередь, связана со стремлением к власти, а «власть, – как утверждал Лассвел, – помогает преодолеть низкое самоуважение». В педерастии, – явной или латентной, – проявляется комплекс неполноценности, хроническая мнительность, патологический страх, патологическое неуважение к самому себе и, отвергая самого себя, как мужчину, мужчина хочет стать женщиной (пассивный педераст). Именно в пассивной педерастии проявляется эмоция отвержения себя, как мужчины, а в активной – попытка компенсировать низкую самооценку за счет ощущений, получаемых в процессе полового акта. Половой акт – в данном случае выступает как вершина власти над умом и телом другого человека.
Педераст, как сделал вывод известный писатель Г.Климов, всегда двуполый, всегда двуличный и всегда никакой. Педераст это двойной человек. Он мужчина и женщина одновременно. Он и трезвенник, и алкоголик одновременно. Он садист и мазохист «в одном флаконе».
Вот, почему чем выше в обществе социальное отчуждение людей, чем выше уровень тревожности, тем больше в обществе гомосексуалов.
И вот почему именно педерасты рвутся к власти.
Человеку здоровому – власть ни к чему.
Власть – это диагноз. В том числе, и сексуального извращения.
Стремление к власти, – устанавливаемой посредством силовых министерств, поэтического слова или же денег, – это страсть, умопомешательство, навязчивая идея, от которой претендент на бразды правления, надеется избавиться, либо изменив орбиту вращения и вес своей собственной персоны в современном социуме, либо, изменив общественное лицо, дабы изменились собственные реакции, дабы исчезло напряжение от лица прежнего.
Творить – означает сжигать излишки энергии, избавляться от того, что мешает, от того, что беспокоит. Творить в состоянии покоя невозможно и попросту не имеет смысла, ибо процесс творения это и есть процесс самоуспокоения. И процесс потребления сотворенного – процесс самоуспокоения, процесс избавления от умопомешательства.
Демокрит даже прямо говорил, что не считает истинным поэтом человека, находящегося в здравом уме. Мы же с вами можем сказать, что считаем утратившего здравоумие всякого, кто читает поэтов.
Древнеримский поэт Гораций говорил о своих собратьях-поэтах: «Здравый человек не может стать поэтом, а только сумасшедшие».
Эту же мысль подтверждает и итальянский психиатр Ц.Ломброзо: «сумасшедшие преимущественно занимаются поэзией».
А М.И.Ромм – известный кинорежиссер, профессор ВГИКа прямо говорил: «...многие талантливые люди вместе с тем и сумасшедшие».
Таким образом, Союзы писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п. деятелей – это, на самом-то деле, объединения психов.
Все – и творцы, и потребители – стремятся к покою, потому что состояние покоя это состояние наибольшей устойчивости, в котором есть больше шансов выжить. А выжить – это абсолютная цель всего живого. Все стремятся выжить. Даже тот, кто стремится к гибели, за счет гибели пытается выжить:
И рано нас равнять с болотной слизью –
Мы гнезд себе на гнили не совьем!
Мы не умрем мучительною жизнью –
Мы лучше верной смертью оживем!
(В.Высоцкий)
Впрочем, послушаем еще великого психиатра ХХ-го столетия Артура Кронфельда:
«Первое, что бросается в глаза с Германом Герингом, – уродливая, смешная фигура. Человек ниже среднего роста – он весит не менее 150 килограммов. Живот, таз, бедра частично лицо покрыты слоями и буграми жира. Такой тип ожирения обусловлен не только алкоголем и морфием, которыми злоупотребляет Геринг. Это следствие врожденного недостатка желез так называемой внутренней секреции, который ведет часто к психической неполноценности человека.
...С 1924 по 1926 гг. он находился в следующих шведских психиатрических учреждениях: больницах Аспудена и Катарины в Стокгольме; дважды в клинике Лангбро и, наконец, в сумасшедшем доме Конрадсберг. Состояние острого возбуждения потребовало немедленной изоляции душевнобольного. Диагноз больницы в Лангбро гласит: «Исключительно опасный антисоциальный истерик».
На основании заключения врачей Геринг был признан неспособным воспитывать сына от первого брака. Он и по сей день остается алкоголиком и морфинистом. Это и было, вероятно, основной причиной его психического заболевания».
Таким образом, папа с мамой и дедушка с бабушкой – пропили здоровье будущего министра авиации, который, попривыкнув поначалу к пивку холодному в жаркий день, – 90 % алкоголиков начинают именно с пива, – затем увлекся тем, что покрепче, а там и к морфию приохотился. И все это – и то, что сам, и то, что папа с мамой и дедушка с бабушкой тоже, – сделало Германа Геринга дегенератом, способным лишь на организацию провокационного поджога рейхстага (февраль 1933) да на инициацию создания гестапо и концлагерей.
И опять знаменитый Артур Кронфельд:
«Иозеф Геббельс.
Крохотный, чернявый человек. Внешне – обезьяна; гримасничает, кривляется. «Антропологи» придумали выход: «доктор Геббельс принадлежит к особой ветви арийской расы: германской, суженной, впоследствии потемневшей». Зовут его Иосифом. Называют его «Юп» – Юпкиным.
Дегенеративное, уродливое телосложение. Безобразный урод, как Гитлер и Геринг. Человечек с тонкими искривленными ногами и большой наследственно уродливой стопой. Точно такая же стопа у его дочки. Значит и папаша подпадает под первый и второй параграфы известного закона о принудительной стерилизации – обеспложивании неполноценных!
Геббельс всегда стремится развязать в человеке зверя. Он, несомненно, является интересным типом для психопатологов. Французские клиницисты прошлого века описали некоторые патологические типы, стоящие в известном смысле близко к Геббельсу. Так Серье описал некоторые виды «помешательств» тщеславных и холодных эгоистов с повышенной ранимостью чувств собственной личности.
Все же имеется существенное различие между этими типами и Геббельсом. Французские ученые описали одержимых больных: у них существовало твердое убеждение, хотя и патологического содержания. Бредовые представления диктуют поведение больных, их ненависть, их стремление к мести и власти. Геббельс отличается от них, хотя основа характера у него такая же. У него нет одержимости, у него нет вообще никаких убеждений. Выродок остается выродком».
И этот выродок – жертва пьяного аборта – становится министром пропаганды, главой пропагандистского аппарата фашистской Германии, идеологом расизма, насилия и захватнических войн.
И все это, обратите внимание, опять же не без участия пива и шнапса!
Далее А.Кронфельд добавляет:
«Рудольф Гесс – заместитель «фюрера». И его судьба наделила признаками вырождения.
Наблюдатели описывают безудержный и фанатический пыл, охватывающий Гесса, когда он видит Гитлера или когда речь идет о Гитлере. Так и дали ему кличку «Фрейлин Гесс». Остается тайной: находился ли Гитлер в половых отношениях с Гессом, как это было с Гейнесом и Эрнстом, которых постигла страшная судьба. Рейхсканцлер двумя выстрелами «устранил» эти компрометирующие «гомосексуальные» обстоятельства и одновременно заставил Гесса жениться».
Еще в окружении Гитлера был садист и шизофреник Г.Гиммлер, и два запойных алкоголика – министр труда Роберт Лей и Юрий Штрейхер. Об одном из них А.Кронфельд пишет:
«Духовное своеобразие Штрейхера патологично. Оно связано с необузданной и извращенной половой жизнью. Даже школьники, которым он преподавал, не уходили от его «ласки». Долго скрывался он в психиатрической клинике еврея Вюрцбугера. История болезни гласила: психопат с половыми извращениями, не ответственный за свои сексуальные преступления. Почти одновременно с Гитлером Штрейхер вошел в небольшую группу отчаянных – ядро «старых борцов». Штрейхер стал заместителем Гитлера и руководителем фашистов в Северной Баварии с резиденцией в Нюрнберге. Начались беспробудные пьянки и разврат.
Так выглядит «имперский хранитель здоровья и расовой чистоты германского народа». Юрий Штрейхер – спившийся сексуальный преступник и невежда, торговец молоденькими девушками.
Никогда история не знала правительства с таким уголовным прошлым. Иоахим фон Риббентроп зарабатывает миллионы на контрабандном шампанском. Он же дипломат. Он происходит из буржуазной фамилии, ребенком считался бездельником. Суждено было ему стать комиссионером по продаже вина. Иоахим колесил по Европе и продавал плохой немецкий сок фирмы Генкель – вытеснял с рынка хороший французский сок. Он тогда-то расхваливал поддельное французское шампанское. Теперь он расхваливает «миролюбие и гуманизм» своей шайки.
Вот кто правит фашистской Германией. Преступники, дегенераты, убийцы, коричневые гангстеры».
Я думаю, читатель, читая эти строки, написанные незадолго до начала Второй мировой войны, ты уже подумал: а кто ж правит нынешней Россией?
Докладываю: как сообщил журнал «Москоу мэгэзин» (1992 г., апрель-май, с.47), издающийся в Москве для иностранных гостей, «Проблема российского правительства заключается в том, что, по крайней мере, 70 % мужчин в кабинете президента Б.Ельцина – гомосексуалисты».
(Похожие проблемы оказались и у наших соседей: 17 февраля 2000 г. в Латвийском сейме были названы имена, самых высоких чинов правительства, замешенных в педофилгейте: министр юстиции Латвии Валдис Биркавс, премьер-министр Латвии Андрис Шкеле, глава Гос.службы доходов Андей Сончик).
Не очень, по всей видимости, разнятся цифры и по составу Совета Федерации, и по составу Государственной Думы. И тогда становятся совершенно ясным, почему законы, направленные на защиту трезвости, нравственности и морали наглухо увязают и благополучно помирают в дебрях этих структур.
Между прочим, «эти структуры» не с Луны свалились – они плоды нашей культуры. Для создания этих плодов всю жизнь свою положили О.Ефремов, Т.Доронина, О.Табаков, С.Говорухин... Тот самый Говорухин, который подсуетился в развращении народа с помощью гнусноватой киноленты «Асса». Сегодня этот режиссер заявляет: я признаю – не нужно было такой фильм снимать. Да разве дело только в этом фильме, Станислав Сергеевич? Да та сигарета, которую вы – известнейший в России человек – постоянно мусолите в руках своих, гарцуя перед телекамерами, те рюмки, выпитые напоказ в телепрограмме «Личное дело» – это ведь куда пострашнее вашей «Ассы» и тех убогих проституток с Тверской, против которых вы так неистово боретесь!
Меня всегда поражала и в журналистах, и в киноартистах, и в околокультурных пристебаях некая всегдашняя двоякость. Нет, они не то, чтоб «такие, как вы хотите», но такие, за каких заплачено. И, вместе с тем, могут вдруг вспомнить, что «не все продается».
Вот, скажем, Елена Яковлева – та самая, которая снялась в «Интердевочке», вдруг наотрез отказывается, в отличие от актрисы Натальи Негоды, фотографироваться для журнала «Плейбой»?! И кто бы мог подумать?..
А вот, что сказал в одном из последних интервью Л.Броневой: «Я не тусуюсь. Я вообще боюсь шумных компаний, не умею вести себя там естественно, становлюсь мрачным и замкнутым. К тому же не люблю этих пустых встреч, разговоров ни о чем. Стыдно за откровенную жратву и питье на экране. Вы оглянитесь вокруг, как люди живут. Смотришь телевизор, и, если бы не был мужчиной, заплакал бы. Всех жалко, и ничем не поможешь… Живите хорошо, но не выпендривайтесь!…»
А вот из воспоминаний Льва Дурова:
«Мой папа никогда в жизни не пил и не курил. Только раз пришел домой с папиросами в кармане – в этот день его призвали в армию. Во время войны. А бросил курить сразу, едва вернулся с фронта. Отец никогда не произносил бранных слов. Как только он появлялся во дворе, умолкали все матерщинники, которые там играли в карты и в домино. Все, даже блатные. Они считали, что при дяде Косте ругаться нельзя…»
Из последних интервью Л.Дурова: «…стыдно мне мелькать на телевидении в тусовках с бокалом шампанского и бутербродом с икрой. Мне было бы неловко, если бы меня увидели с этим бутербродом пенсионеры.
Однажды в Ленинграде я искал Юрия Никулина в цирковой гостинице. Иду, а мне навстречу – один старый артист навеселе и говорит так горестно: «Дуров, скажи, зачем дают артисту выходной?» И поплелся мимо меня. Я понял, что артисту выходного дня не надо давать. Было очень смешно, он так искренне это спросил, что стало понятно: из-за выходного он превратился в свинью, а не дали бы, он бы сейчас спокойно работал. Я же предпочитаю пролежать целый день на диване и смотреть телевизор. Хотя когда-нибудь меня все равно положат, если не навсегда, то на время (не дай Бог такого). Я боюсь только одного: тяжело заболеть. Умереть сразу я не боюсь, потому что все мы смертны, а стать обузой и самого себя ненавидеть за слабость, за немощь – вот это ужасно. Я хотел бы умереть мгновенно, как многие актеры…».
Оказывается и Сергею Шакурову не все равно за что деньги получать:
«Многие роли просто неприличные. Чернушные сюжеты, раздевания, вплоть до демонстрации всех частей тела. Если я снимусь в такой картине, порядочные люди мне потом руки не подадут!..».
А вот несколько строк к портрету Владимира Гостюхина:
«После событий 93-го года, когда я даже в кошмарном сне не мог представить, что в центре Москвы танки откроют огонь и людей будут убивать просто так, Окуджава приехал на гастроли в Минск, и выставили большой пикет около филармонии, где он выступал. А я читал интервью, где он говорил, что наслаждался произошедшим, как детективом. Не знаю, почему он так сказал. Окуджава – моя молодость, я все его песни знаю наизусть, нежный человек. И вдруг такая радость по поводу убиения людей! Для меня это было настолько сильным потрясением, что я просто разорвал конверт и разбил его пластинку перед концертом. Был большой шум. В Верховном Совете в Минске этому было посвящено заседание. Призывали меня посадить. Это был кошмар!..
Когда Окуджавы не стало, я помолился за него. Я не могу радоваться и наблюдать с наслаждением смерть даже идейного врага…»
И еще несколько фраз:
«Для меня было принципиально снять традиционный советский фильм. Зрителю нужны нравственные идеалы, а я – за нравственность в кино. С некоторых фильмов я просто ухожу. В картинах все время ругаются матом! На одном я встал и попросил вывести детей из зала…».
А вот позиции Л.Полищук:
«Я соглашаюсь сниматься не всегда. Мне не хватает на жизнь, но это вовсе не означает, что ради денег я готова играть любую роль в любом фильме.
Например, мне дважды предлагали сыграть лесбиянок. Одну – в антураже женской тюрьмы, другую – просто по жизни. Отказалась, хотя предлагали потрясающие гонорары. Речь шла о десятках миллионов российских рублей. Не буду называть его фамилию, но я ответила продюсеру приблизительно так: половину своей карьеры в кино я играла б..., причем очень хорошо играла. Так вот, если я так же хорошо (плохо играть попросту не могу) сыграю лесбиянку, то оставшуюся часть жизни придется играть только что-то подобное.
Так что дело не только в деньгах...».
Ну, как видите, даже у Л.Полищук есть свои рамки, за которые она не смеет ступить.
Какие-никакие, но принципы появились вдруг и у нашего поборника демократии, горячего сторонника Б.Ельцина – М.Ульянова, в интервью газете «Собеседник» в феврале 1997 года сказавшего буквально следующее:
«Жить мне сегодня неуютно. О каком уюте речь, если даже по улицам ходить опасно, если страшно за детей.
Я живу на Тверской, и что я вижу? Я не пойму, что это за улица, что за московская Сен-Дени? Главная улица столицы, выходящая на Кремль, – улица проституток?
Восстанавливаем храмы, а души людские ломаем. Реконструируем церкви, а по телевизору пускаем одну стрельбу и поножовщину. Зачем нам храмы, если к ним нет дороги? Пройдите по улицам, посмотрите, сколько на них психически больных. Люди повредились рассудком, ум за разум заходит от окружающей жизни. Хоть бы кто-нибудь наверху прокукарекал что-нибудь здравое, мудрое. А пока этого нет, приходится ждать. И бороться, чтобы дождаться. Все борются, и я борюсь, защищаюсь – работой, домом, семьей. А куда деваться? На том стоим...»
Есть свои принципы, и даже кое-что еще и у актрисы Л.Хитяевой, которая на исходе седьмого десятка говорит:
«Я живу сейчас полноценной жизнью. Возраста не ощущаю вовсе, чувствую себя на 30 лет, не больше. И физически, и эмоционально. Все, что нужно женщине, у меня есть. И любовь есть, и влюбленность, и любовники. Все есть на 100 процентов...
Один из моих поклонников – Сережа. Ему сейчас 33 года.
Я верующий человек и потому совестливый».
Согласимся, читатель, с тем, что возраст все-таки нужно хоть немного-то ощущать, дабы не впадать в диссонанс с естеством.
С удовольствием можем мы послушать и курильщика Р.Быкова:
«В конце 1996 года мне сделали серьезную операцию, и я на три месяца угодил на больничную койку. Какие развлечения в больнице? Книги да телевизор. Я смотрел все подряд, с утра до вечера шарил по каналам. Через пару дней на вопрос профессора о самочувствии я ответил: «Плохо». Врач встревожился, а я говорю: «Дело не в операции. У меня болит не рана после скальпеля, а душа после телепередач». Оказывается, самая большая беда, которая грозит русскому народу, это кариес, самая большая радость – угаданная мелодия, самый дорогой подарок для любимой – «Ойл оф юлэй», самая необходимая вещь в быту – памперсы и гигиенические прокладки... Мне вдруг стало ясно: или это телевидение от другого народа, или же этот народ от другого телевидения».
И еще один недовольный результатами своей деятельности – Г.Жженов:
«Современные политики мне отвратительны. Когда с экрана телевизора отцы нации говорят о своих доходах, когда я вижу трехэтажные каменные особняки генералов, читаю и слышу, что рабочие объявляют голодовки, потому что им не платят заработную плату, то понимаю, что живу в больном государстве. Даже в своем родном театре я, русский актер, играю все больше иностранцев. Я никогда не паниковал и никогда не поносил свою собственную судьбу, мне всегда было за «державу обидно».
А вот и голос киноактера Н.Олялина: «Я человек верующий. Крещен был еще с детства, но поначалу вера была чисто интуитивной, а с годами включилось и сознание».
Это говорит тот самый Н.Олянин, который в рекламном ролике рекламно заливает в себя стопарь водки. Я не спорю, г.Олялин, что вы – верующий, но – во что?
Слушая таких, как вы, как не вспомнить слова преждевременно усопшего А.Вампилова: «Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди».
Смотря кинороли таких «верующих», как Н.Олялин, как не вспомнить и слова Л.Н.Толстого:
«Каждой рюмкой выпитого вина мы служим тому страшному дьявольскому делу, от которого гибнут лучшие силы человеческие. …В деле потребления вина нет теперь середины, и хотим мы или не хотим этого, мы должны выбрать одно из двух: служить Богу или маммоне».
«Мы должны выбирать одно из двух...». Но мы – выбираем все, и в итоге остаемся ни с чем! Мы из двух зол выбираем меньшее, и в результате, через зло меньшее, словно через врата распахнутые, входит и зло большее. Но самое страшное даже не в этом, а в том, что наша толерантность к произволу, к неправде, к неправедному стала столь потрясающа и всеобща, что имя ей уже не простое потворство – прямое участие! Не о том ли говорил Василий Васильевич Розанов:
«Механизм гибели европейской цивилизации будет заключаться в параличе защитной реакции от всякого зла, всякого негодяйства, всякого злодеяния. И, в конце концов, злодеи разорвут мир»? (Избранное. Нью-Йорк, 1956 г.)
И наши жрецы культуры все это прекрасно понимают. И, как В.Лановой все это прекрасно формулируют в своих интервью:
«Сегодня страна быстрее разрушается, чем после семнадцатого. Сейчас у России не русское лицо, не западное, а какое-то третье. Почему мы отдаем свои территории? Англия не отдает свою Северную провинцию. Сколько лет из-за нее идет война. Калифорния трижды пыталась выйти из США... Не смогла. А от нас требуют, чтобы мы вели себя демократично. Надо задуматься: кому это выгодно – «разбиться» на тысячи кусочков?
В развале страны интеллигенции можно предъявить очень большой счет. Самое горькое – видеть, как интеллигенция учит нас жить по ТВ, а их семьи уже давно живут за границей. Те демократы, которые пришли с Ельциным, побеждали с Ельциным, уже живут на Западе. И дело свое открыли, а сюда приезжают на заседания.
Можно сказать о своих двух самых больших потрясениях в последнее время? Недавно мы летали в Китай в большом самолете. Человек десять летели по делам работы. Остальные триста сорок человек – молодежь от 20 до 25 лет – везла пуховики, натянув на себя по десять штук, чтобы не платить пошлину. Более тупых, более бессмысленных, жестоких, ихтиозавровых рож я не встречал. Когда мне говорят о «подвигах» молодежи прошлых лет, я как-то могу понять ее. Но новую молодежь – обмотанную пуховиками и в дым пьяную – нет... Если бы мои сыновья встали в торговые ряды, я бы их высек, как Тарас Бульба».
Так что наши деятели культуры – народ вменяемый, понимающий и даже где-то соболезнующий. И даже более того, сам где-то страдающий от того дерьма, в которое завел свой народ. Именно те деятели культуры, которые всю свою жизнь с театральных подмостков, с экрана ТВ и кино, в том числе и личным примером, остервенело лгали, оголтело боролись с нормальным, спокойно живущим обывателем, вели пропаганду алкогольно-табачной наркомании, пропаганду маниакально-депрессивного психоза, как наипривлекательнейшей формы поведения и стратегии жизни.
Отчего это все? Отчего такая двояковыгнутость? От беспринципности или от обилия принципов?
Кстати, заметим, что и все вышесказанное вышевзятые люди утверждали, т.е. осуществляли умственную деятельность только для того, чтобы помогло.
«Страдание – это побуждение к деятельности», – говорил Иммануил Кант, а деятельность нужна только для того, чтобы избавиться от страдания.
Человеку не страдающему деятельность ни к чему. И поэтому прав был некий мудрец, сказавший:
«Поэзия на злате чахнет».
И прав был А. Блок: «Чем хуже жить, тем лучше можно творить».
И, конечно же, прав был Ф.М. Достоевский, сказавший:
«Чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать!».
А писать надо зачем? Для того чтобы с помощью писанины избавиться от страдания? Не глуповато ли так-то?
И хотя страдание уж никак нельзя отнести к состоянию нормальному, однажды уловив взаимозависимость между этим состоянием и способностью «хорошо писать», адепты люциферианства активно и неудержимо стремились к мученичеству. Так поступал, в частности, испанский художник, теоретик искусства Сальвадор Дали. Вот, что пишет он в своей книге «Дневник гения»:
«Приступая к написанию нижеследующего, я надеваю фирменные кожаные туфли, которые никогда не способен был носить подолгу, ибо они ужасно жали. Обычно я надеваю их перед чтением лекций. Мучительная теснота, стискивающая ноги, возбуждает мои ораторские способности до предела. Острая, нестерпимая боль заставляет заливаться соловьем или петь подобно неаполитанским певцам, что тоже носят чрезмерно тесную обувь. Сильное внутреннее физическое напряжение, гнетущая пытка, производимая фирменными башмаками, побуждают меня к изречению чистых и высоких истин, вызванных к жизни предельной болью, терзающей ноги».
О том же и М. Горький в «Воспоминаниях» о Л. Андрееве:
«Да, он был очень одинок, но порою мне казалось, что он ревниво оберегает одиночество свое, оно дорого ему, как источник его фантастических вдохновений и плодотворная почва оригинальности его».
Если же человек «очень одинок» или испытывает «сильное внутреннее физическое напряжение», или просто «не в норме», он либо просто транслирует в окружающий мир это свое страдание, свою дисгармонию, выписывая которую, запечатлевая которую он нормализуется, либо пытается трансформировать, преобразовать свое страдание «в чистые и высокие истины». Вспомним сказанное: «Писатель пишет для того, чтобы помочь самому себе». Но в любом случае, при этом он и в мире создает материализованный дискомфорт, материализованное неблагополучие, памятник своей трагедии.
Достоевский писал в своих романах свою историю болезни, его романы были его лекарствами. И не будь этих лекарств, как знать, а не свихнулся бы он вовсе? Еще Аристотель заметил, что «Марк Сиракузский писал довольно хорошие стихи пока был маньяком, но, выздоровев, совершенно утратил эту способность». Согласитесь, можно предположить, что он и выздоровел-то (временно, разумеется) именно потому, что писал стихи.
Вспомним в этой связи и факт из жизни актера Р. Быкова:
«Фильм «Чучело» имел трудную судьбу. Среди его противников был один из членов Политбюро, который делал все для того, чтобы фильм не вышел на экраны. Буквально каждый день Быков воевал с ним, получал оплеухи и раздавленный возвращался домой. Рука тянулась к стакану, но он вкладывал в нее ручку и писал... стихи. Каждую ночь у него рождалось по несколько произведений, и к утру он полностью восстанавливался». (Ф. Раззаков. Досье на звезд (1934-1961). М.: 1998, с.592).
И эти стихи, романы читать могут только люди столь же сумасшедшие, столь же раздавленные, но... болезнь от этого не уходит. Она лишь снимается по тому же механизму, как снимает свою наркотическую ломку наркоман.
Писатели и художники, таким образом, это идейно-образные наркоманы, плодящие иных наркоманов, ибо, продуцируя пустые надежды своими творениями, они, тем самым, ничуть не способствуют оздоровлению ума, души и тела.
По свидетельству биографов, Вальтер Скотт, по крайней мере, ряд своих произведений создавал, надиктовывал в бессознательном состоянии в период – или после - эпилептических припадков.
Байрон: «все конвульсии у меня заканчивались стихами».
Шуман написал «Мессинскую невесту» во время припадков сумасшествия.
Австрийский композитор Хуго Вольф в 1887 году так был потрясен смертью своего отца, что впал в состояние маниакальной экзальтации характерной для развития прогрессивного паралича. В период после 1888 г. он написал около 200 песен на стихи И.Гете, Э.Мерике, Й.Эйхендорфа, оперу «Коррехидор» и др., причем, исключительно все Х.Вольфом было написано в состоянии приступов маниакального возбуждения. Неоднократно помещался в психиатрическую больницу. Умер в 43-летнем возрасте.
Известно, что целые страницы Корана получены Магометом, когда он находился в галюцинаторно-бредовом состоянии.
Нечто, некая ситуация выводит человека из состояния равновесия и для обретения этого утраченного равновесия его мозг, как побочный эффект, может продуцировать иногда даже весьма ценные вещи:
«Несколько лягушек, из которых предполагалось приготовить целебный отвар для жены Гальвани, послужили к открытию гальванизма. Изохронические (одновременные) качания люстры и падение яблока натолкнули Ньютона и Галилея на создание великих систем. Моцарт при виде апельсина вспомнил народную неаполитанскую песенку, которую слышал пять лет тому назад, и тотчас же написал знаменитую кантату к опере «Дон Жуан». Взглянув на какого-то носильщика, Леонардо задумал своего Иуду, а Торвальдсен нашел подходящую позу для сидящего ангела при виде кривляний своего натурщика. Вдохновение впервые осенило Сальватора Розу в то время, когда он любовался видом Позилино, а Гогарт нашел типы для своих карикатур в таверне, после того как один пьяница разбил там ему нос в драке. Мильтону, Бэкону, Леонарду и Варбуртону необходимо было слышать звон колоколов, для того чтобы приняться за работу; Бурдалу, перед тем как диктовать свои бессмертные проповеди, всегда наигрывал на скрипке какую-нибудь арию. Рассматривая рака, Уатт напал на мысль об устройстве чрезвычайно полезной в промышленности машины, а Гиббон задумал писать историю Греции после того, как увидел развалины Капитолия.
Но ведь точно также известные ощущения вызывают помешательство или служат исходной точкой его, являясь иногда причиной самых страшных припадков бешенства. Так, например, кормилица Гумбольдта сознавалась, что вид свежего, нежного тела ее питомца возбуждал в ней неудержимое желание зарезать его. А сколько людей были вовлечены в убийство, поджог или разрывание могил при виде топора, пылающего костра и трупа!»(Ц. Ломброзо. Гениальность и помешательство. СПб., 1892, с.20).
Список, приведенный психиатром Ц. Ломброзо, прекрасно, на мой взгляд, расшифровывает слова А. Ахматовой –