ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Информационный обмен в человеческом общении

1. В чём специфика человеческой коммуникации? Почему её называют информационным обменом? Как следует учитывать особенности коммуникации в человеческом общении педагогам, психологам, другим представителям социономических профессий?

2. Какую роль в общении выполняет механизм обратной связи? Каковы его основные формы? Перечислите важнейшие, на ваш взгляд, приёмы, используемые менеджерами для передачи обратной связи работникам.

3. Что такое эффективная обратная связь? Какие правила следует соблюдать для повышения эффективности обратной связи?

4. Что такое коммуникативный барьер? Какова психологическая природа барьеров коммуникации?

5. Какие коммуникативные барьеры могут препятствовать продуктивному управленческому взаимодействию? Какие барьеры могут встречаться в профессиональной деятельности менеджера (во взаимодействии с сотрудниками, вышестоящим руководством, клиентами)?

6. Охарактеризуйте важнейшие средства преодоления коммуникативных барьеров. Как они могут быть реализованы в деятельности менеджера, специалистов по работе с клиентами?

7. Какова роль вербальных и невербальных средств в передаче информации? Как они взаимодействуют? Чем можно объяснить рассогласование вербального и невербального поведения? Влияет ли согласованность вербального и невербального компонентов коммуникации на эффективность общения?

Библиографический список:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для средних и высших учебных заведений. – М.:Аспект Пресс, 2000 – 288с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект пресс, 1999 – 367с.

3. Беркли – Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб: Питер Пресс, 1997 – 256с.

4. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – М.: Аспект Пресс, 2001 – 470с.

5. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. 2-е издательство, исправления к дополнению – Новосибирск: Издательство Новосиб. Университета, 1999 – 207с.

6. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения – 2-е издательство – М.: смысл.; Академический проект, 1999 – 279с.

7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание - Ростов Н/Д: « Феникс», 1999 – 608с.

9. Межличностное общение. Хрестоматия / составители – Казаринова Н.В.,Погольша В.Н. – СПб.: «Питер», 2001 – 544с.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов н/Д., издательство «Феникс», 1996 – 731с.

11. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1991 – 196с.

Наши рекомендации