Психологические новообразования в младшем школьном возрасте
Психологический портрет МШ
. В основу периодизаций положены различные критерии и, следовательно, границы возрастных периодов значительно варьируются. Выготский Л.С. [54] сделал попытку систематизировать существующие периодизации, выделив три большие группы: по внешнему критерию, по внутреннему и по нескольким признакам детского развития. Периодизации по внешнему критерию являются менее распространенными в силу того, что данный критерий не отражает сущности процесса развития, а лишь внешне связан с ним. Наиболее весомой и стремящейся к объективности представляется третья группа, где периодизация произведена на основе нескольких существенных признаков развития. Эти взгляды наиболее ярко представлены в отечественной школе Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. Они выделяют три структурных компонента возраста: возрастные новообразования, социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Третьим структурным компонентом возраста является ведущая деятельность – это не та деятельность, которая наиболее часто встречается, а которая обуславливает главные изменения в психической жизни, развитие психических функций, пдготовку к новым этапам развития.
Различные авторы выделяют свои временные границы каждого возраста. В отечественной науке принято выделять следующие возрастные периоды: младенчество – 0-1 год, ранний возраст – 1-3 лет, дошкольное детство – 3-7 лет, младший школьный возраст – 7 – 10-11 лет, подростковый возраст – 11-15 лет, раннее юношество – 15-17 лет. Исследованию психологических особенностей каждого периода посвящено множество работ известных психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.Е. и Г.Г. Кравцовых, В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, В.Н. Слободчикова, Г.Л. Цукерман, И. Кона и др.
Каждый из возрастных периодов начинается и заканчивается возрастным кризисом. В возрастной психологии нет единой точки зрения на понятие “кризис”. Можно выделить два полностью противоположных понимания данного феномена. С одной стороны акцент ставиться на идее перелома, внезапных, быстро протекающих изменений в ходе развития, вследствие которых возникают значительные перемены в образе мыслей, поведении. С другой стороны, существует понимание кризиса как психологического нарушения, сопровождающегося рядом трудностей невротического характера. На наш взгляд возрастной кризис является одной из закономерностей в развитии человека, если ребенок не переживет кризис полноценно, то не будет дальше нормально развиваться. Какова же симптоматика кризиса:
потеря непосредственности, между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие имеет для самого ребенка;
манерничание, ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;
симптом “горькой конфеты”: ребенку плохо, но он старается этого не показывать.
Приход ребенка в школу обозначает начало следующего этапа возрастного развития. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет ( 1-4 классы школы ). Как пишет В.В. Давыдов [35], младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно.
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина [56], В.В. Давыдова [13,35], А.К. Занкова [15], А.К. Дусавицкого [11], А.К. Маркова, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман [42,43], Л.И. Божович [3], И.С. Славиной, Е.Е. Кравцовой [49].
Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. Если у дошкольника такие сферы социальных отношений как “ ребенок – взрослый ” и “ ребенок – дети ” как бы параллельны друг другу, то есть не имеют иерархического строения, а находят точки соприкосновения только в игровой деятельности, то у младшего школьника система “ ребенок – взрослый ” начинает дифференцироваться на “ ребенок – родители ” и “ ребенок – учитель ”. При этом отношения “ ребенок – учитель ” начинают определять все другие социальные отношения. Учитель становится “ центральной ” фигурой в жизни ребенка, он является не только “ носителем ” общественного опыта, который перенимает ребенок, но также вводит определенные правила взаимоотношения на уроках ( сидеть спокойно, поднимать руку для ответа и т.д. ) и дома ( выполнение домашнего задания ), и дети стараются безукоризненно следовать этим правилам. Данный тип взаимоотношений очень важен для ребенка, если он испытывает в них удовлетворение, то такое же удовлетворение он будет испытывать в отношениях и с родителями, и с друзьями. Данная социальная ситуация предполагает определенный вид деятельности, в процессе которой происходит развитие ребенка.
Ведущим видом деятельности для младшего школьника является учебная деятельность.. Учебная деятельность - это деятельность, которая “непосредственно направленна на усвоение науки и культуры , накопленных человечеством. ”[1,с272] Предметы данной деятельности не даны в реальности, они абстрактны, и необходимо научиться ими действовать. Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована, именно в ее построении и заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться. Именно здесь и возникает первая трудность. Дело в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе.
Так что же развивает учебная деятельность? Каковы психологические новообразования возраста? В первую очередь у ребенка в этом возрасте происходят изменения в познавательной сфере. Л.С. Выготский выделял главным новообразованием мышление, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий, в этом процессе должна быть задействована не только память, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. Конечно же нельзя не сказать о развитие воли, которая обуславливает дальнейшее развитее всех психических функций. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, так как всегда необходимо сознательно регулировать свое поведение и действия.
Коломинский Я.Л. выделяет две подсистемы внутри групповых отношений, в которые может быть включен индивид: деловые и личные. Деловые отношения – это отношения, которые формируются по поводу деятельности, в данном случае учебной. Это отношения складывающиеся на основе совместной учебы, различных видов общественной деятельности. Подсистема личных отношений носит исключительно эмоциональный характер, т.е. отражает структуру симпатий и антипатий в группе.
Однако, есть еще одна причина, пожалуй самая главная, тех изменений, которые происходят у младших школьников во взаимоотношениях со сверстниками – это развитие рефлексии. Существуют различные точки зрения на развитие рефлексии: одни авторы говорят, что рефлексия появляется и начинает активно развиваться в младшем школьном возрасте; другие, напротив, утверждают, что становление рефлексии идет в подростковом возрасте, когда начинает формироваться самосознание личности. Давыдов В.В. пишет, что “наши исследования показали, что рефлексия, формирующаяся у младших школьников при решении учебно-познавательных задач, вместе с тем способствует и формированию самооценки детей, что обеспечивает им более высокий уровень организации учебной деятельности.”[35,c147] Действительно изначально рефлексия появляется именно в познавательной сфере, это связано с освоением школьниками учебной деятельности, далее же она начинает “распространятся “ на все другие личностные уровни
Психологические новообразования в младшем школьном возрасте
Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся научаются управлять своим поведением (в той или иной степени), преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, искать лучшие пути ее достижения.
Второе важное новообразование - рефлексия. Учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того - оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека - со стороны - и оценивать свою деятельность.
Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и называется рефлексией.
В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами (устный счет, например), удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя - в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.
Итак, психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий (См.: Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1979. С. 69-101).
Новообразования, с которыми ребенок пришел в школу, развились в процессе его игровой деятельности и позволили ему приступить к учению. Участие в учебной деятельности, систематическое учение сформировали новые особенности психической деятельности младшего школьника. Эти новообразования, в свою очередь, подготовили учащихся к переходу на следующую ступень образования - в среднюю школу.
Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различными видами познавательной деятельности. Так, при поступлении в школу дети неспособны провести анализ различных свойств воспринимаемых объектов. Они обычно ограничиваются называнием цвета и формы. В процессе учения дети научаются целенаправленному восприятию предметов. Вначале учитель дает внешний образец движения взора по воспринимаемому объекту, используя указку. Затем ребенок научается составлять схему, словесный план наблюдения, исходя из его цели. Таким образом формируется произвольное, целенаправленное наблюдение - один из важных видов познавательной деятельности.
Существенно изменяется и деятельность, связанная с запоминанием и воспроизведением того, что осталось в памяти. Первоклассники легко запоминают яркое, эмоционально впечатляющее. Они склонны к буквальному запоминанию. На учение постоянно требует нового типа запоминания, где вначале происходит анализ запоминаемого, выделение главного, группировка материала и т.д. Постепенно формируются приемы произвольного, осмысленного запоминания. Непроизвольное запоминание сохраняет свою ценность, но и оно претерпевает изменения, идущие в сторону осмысления запоминаемого материала. Предварительная работа с материалом оказывается решающей для запоминания: материал запоминается как бы сам собой. Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах. Вначале дети склонны делать обобщения по внешним, как правило, несущественным признакам. Но в процессе обучения учитель фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому учащиеся переходят на более высокий уровень обобщений, оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал.
В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления.