VII. Бодинамический анализ и карта тела

Карта тела может использоваться для того, чтобы помочь человеку понять его действительное функционирование в рамках его собственной истории. Информация, которую она содержит, помогает индивидууму осознать, как он стремится вести себя в условиях стресса, во взаимоотношениях, на работе, при достижении личных целей. Карта тела может также использоваться для того, чтобы разъяснить человеку его собственное самоописание. Например, рассмотрим утверждение «У меня нет друзей». Карта могла бы показать, что человек имеет свойство притягивать к себе других людей. Но, кроме того, она могла бы и показать, что он испытывает недостаток способности удерживать людей на расстоянии— а тогда друзья становятся тяжким бременем. Карта может также определить признаки некоторых проблем, на решении которых необходимо сосредоточиться с тем, чтобы получить от терапии максимум выгоды и роста.
Мы считаем нашу работу процессом отражения, помогающим людям ощущать то, чем они являются. Мы не используем медицинский подход к болезни и врачеванию, но одновременно и не полагаем свою деятельность просто корректирующим опытом. Мы придерживаемся того мнения, что у человека в своё время были развиты некоторые структуры (черты характера, функции эго, степень ригидности или непротивления), с которыми он себя ассоциирует. Обычно он редко имеет ясное представление об этих структурах. При соответствующих условиях мы можем попробовать удержать клиента в таких рамках, пока у него не появится чувство собственного тела. В отношениях с нами он может начать чувствовать эту конструкцию, жить в ней. Поскольку наша работа с пациентом нацелена на то, чтобы дать ему новый позитивный опыт, то мощность воздействия старой структуры (или её недостаточности) снижается. Становится возможным открытие новому, зачастую совершенно неизвестному опыту. У человека открываются новые способности и он получает возможность сделать свой выбор в жизни.
Как было уже сказано выше, эмпирические исследования, проведённые Лизбет Марчер и её коллегами в институте Бодинамики (Дания), показали, что каждый мускул связан с определёнными психологическими проблемами. При помощи этой информации и Карты тела Бодинамический аналитик может точно определить мышцы, над которыми нужно работать для решения поставленной проблемы. Карта тела в неявной форме уже сама содержит предписание для терапии, как бы говоря: «Приведите эти мышцы, окрашенные более тёмным цветом, к состоянию ресурса». И мы делаем это, работая с соответствующими психологическими проблемами или выстраивая необходимый ресурс. Обретение такого ресурса часто позволяет полнее осознать проблему. В общем, мы используем тело для понимания исторически установленной реакции человека на проблему, с которой мы в настоящее время работаем. Стимулируя реакцию мускула либо специфически настроенным прикосновением либо задействованием этого мускула определённым образом, мы можем помочь клиенту ощутить их импульс, ощущение, отношения, чувствование или даже решение проблемы. Становится возможным понять саму проблему и реагировать на неё по-другому. Так как мы начинаем соприкасаться непосредственно с самой сердцевиной проблемы, то тем самым достигается более быстрое решение и более полная интеграция.

Если мы уверены, что человек работает с отдельной чертой характера или функцией эго, то это влияет и на технику терапии. При работе с клиентом мы считаем важным спрашивать себя— чем мы занимаемся от раза к разу? Процесс исследования структуры— это всегда вопрос и ответ. На одной сессии, например, три раза проявления стадии СУЩЕСТВОВАНИЯ интерпретировались как проявления стадии ЛЮБВИ / СЕКСУАЛЬНОСТИ до того, как стало понятно, что мы имеем дело с более поздним материалом. Реакция клиента сообщает нам о правильности или уместности нашего анализа или выбора терапевтической техники. Уместен вопрос: правильно ли мы слушаем или же мы слышим только то, что сообщает нам наша теория? Уверены ли мы в том, что мы делаем или, может быть, мы пропускаем новую информацию?

Начало терапии

Подход Бодинамического анализа к началу терапии включает в себя множество элементов. Одним из них является Карта тела, анализируемая в терминах структуры характера, функций эго и присутствия признаков шоковой травмы. Другим является рассказ клиента о своей истории. Его содержание будет исследоваться всё глубже и глубже, если продолжают оставаться определённые вопросы, являющиеся результатом изучения Карты тела. Третий элемент— это желание клиента получить от терапии результаты. Четвёртый— оценка врачами ресурсов клиента, существующего уровня его функционирования, стабильности и необходимость поддержки. Всё это будет учитываться при составлении договора между терапевтом и клиентом. Такой договор делает явными цели терапии и области, в которых такая терапия должна, по мнению врача, проводиться, чтобы достичь этих целей. Всякий раз, когда это только возможно, проводится оценка продолжительности терапии.

Создание ресурсов

Мышечная система каждого человека состоит из смеси нейтральных, гипо- и гиперреагирующих мускулов, соответствующих его собственной истории. Карта точно показывает, к какому возрасту и к каким функциям эго относятся наличествующие или отсутствующие ресурсы. Карта, например, способна нам сказать, может ли успешно функционирующая личность распоряжаться возможностями более поздних стадий развития, но при этом иметь и пропущенные ресурсы или «дыры» на предыдущих стадиях. Этот человек может чувствовать себя находящимся в безопасности и уважаемым за свои достижения, но всё же иметь неузнаваемые и непризнаваемые неприятные ощущения и приступы депрессии. Обнаружение этих чувств при помощи и по подсказке терапевта может помочь их ослабить или освободиться от них. В такой ситуации ресурсы, потерянные на ранних стадиях, должны быть восполнены прежде, чем мы столкнёмся с защитой более поздних стадий развития и до того, как начнётся работа по регрессии к этим ранним стадиям. Иначе человек может быть отброшен в тревожное или депрессивное состояние, отличное от того, в котором он привык находиться. Такому состоянию будет недоставать ресурсов, и это может сильно мешать в жизни и в терапии.
И наоборот, у человека, ежедневно сталкивающегося с множеством трудностей, могут быть обнаружены и воссозданы ресурсы ранних стадий. Вообще, Карта может научить нас видеть противоречия и несоответствия. Это приведёт нас к вопросу, является ли отсутствие определённой информации свидетельством нашего незнания истории человека или свидетельством его собственного незнания своей жизни.

Основное положение Бодинамического анализа заключается в том, что при пробуждении внутренних ресурсов человек будет проживать более полную жизнь. В терапии это проявляется как один из наших основных принципов: работа с областями ресурса и гибкого функционирования спонтанно начнёт мобилизовать области ослабленного функционирования. Таким образом, мы сначала начинаем работать с относительно ресурсными областями, соответствующими легко окрашенным зонам на Карте (Рис.1). Новый позитивный физический, эмоциональный и когнитивный опыт в настоящем может привести к изменениям реагирования соответствующих мускулов и приобретению новых ресурсов. Иногда изменения происходят немедленно, а вообще-то они становятся более постоянными с повторяющимся позитивным опытом, приводящим к перерешению. Эти изменения мышечного отреагирования весьма отличаются от наличия исключительно познавательного нового понимания проблемы. В последнем случае, когда возникает соответствующая проблема, человек приходит к пониманию того, что он хочет действовать старым способом и стремится перерешать ситуацию, чтобы поступить по-новому. Когда мышцы получают «импринт» новой информации, человек получает не только когнитивное решение проблемы, но также и способность рефлексивно отреагировать эту проблему новым способом.

Работа с гипореагирующими мускулами: пробуждение импульса

Изучая паттерны подавленного и безропотного поведения, которые определяются гипореагированием мускулов, мы получаем в свои руки очень мощный инструмент для понимания поведения людей. Когда мы находимся в состоянии подавленности, то опасность состоит в том, что мы не можем ощущать собственные импульсы. Через какое-то время мы можем придти к осознанию факта неполучения определённого импульса и ощущать от этого боль, но мы не в состоянии ощутить сам импульс. В состоянии самой глубокой подавленности мы теряем даже боль от отсутствия импульса и все его следы становятся неосознаваемыми. Ресурсы отсутствуют, и мы готовы забыть обо всём. На своём пределе каждая защита даётся очень дорого, но гипореагирование часто сильно ограничивает поведение и делает существование в этом неизбывно напряжённом мире ещё более трудным.

Проводя терапию с гипореагированием, мы часто учим людей, а иногда и выступаем в роли преподавателя. Отсутствие соответствующих способностей или никогда не изучалось, или им достаточно не доверяли и не ощущали. Терапевт обеспечивает понимание, поддержку, контакт, уместную информацию и подтекстовое понимание при оказании человеку помощи в продвижении к новому, положительному, адаптивному опыту решения проблемы. Задача состоит в том, чтобы соматически, через поддержку, вербализацию, нежное прикосновение или мягкое движение вновь пробудить импульс в мускуле. Чем большая часть мускулов находится в состоянии гипотонуса, тем большая мягкость требуется для такого пробуждения. То же самое действует на психологическом уровне. В ответ человек часто может чувствовать: «Я не могу»; «Я не хочу делать это»; «Это так тяжело»; «Это так пугает» и т.д. Оказывая человеку поддержку, мы сначала можем дать ему возможность почувствовать своё тело или пошевелить телом, пока он не почувствует импульс, относящийся к этой проблеме. В то время, как гипореагирование— своего рода защита (так как проблемы имеют свойство ускользать от осознавания), в этой защите есть меньшее количество ресурса, чем в гиперреагирующей защите. Встреча с собственным гипореагированием приводит к подавленности или ощущению того, что вас попросили сделать что-то, чего вы сделать не можете. Сильная конфронтация такого рода может вызвать у людей со значительным гипореагированием чувства распада, фрагментации или недоверие.

Работа с гипореагирующей мускулатурой: опознание защиты

Примеры гиперреагирования представляют собой различные виды реакций. Гиперреагирующий мускул сверхконтролирует и удерживает, не пропуская далее, импульс, который через него проходит. Сталкиваясь с проблемами, человек должен был научиться сдержанности и самообладанию. Возникает ощущение удерживания от порывов и/или контролирования энергии. Он может испугаться, что, если отпустит себя, то случится что-нибудь ужасное: например, что на него нападут или что он потеряет свой контроль. Он желает встретиться с причиной своего напряжения, всё ещё боясь поражений. При работе с гиперреагирующими мышцами терапевт доходит до границ личности и, выражаясь метафорически, твёрдо, но с уважением стучится в дверь, подавая этим сигнал: «Эй, вы там: я здесь, я вас вижу и могу добраться до того, что у вас есть. Выходите— я настаиваю!». Мы можем помочь человеку остаться в рамках того опыта, который у него есть, без ухода в смятение, сдвиг, конфликт или взаимодействие, которые могут вырвать его из его опыта. Если клиент оставляет пределы своего опыта, мы помогаем ему вернуться обратно. Всегда, когда это только возможно, мы пытаемся работать с единственной проблемой, предпочтительно одного и того же возрастного периода, пока она не будет решена. В соответствии с нашим опытом, это очень увеличивает вероятность того, что проблема будет решена и в теле, и в сознании.
При работе с проблемами, олицетворёнными гиперреагированием мышц, мы можем столкнуться с большим сопротивлением, так как в них есть больше энергии, обуславливающей такое состояние. Фактически, дело обстоит так, что человек часто нуждается в разрешении ощущать себя самого. Задача терапевта состоит в том, чтобы пустить энергию защиты по пути, ранее считавшемуся опасным и уравновесить это тем фактом, что отношение к этой проблеме как к слишком лёгкой, не очень полезно.

Переиспытание

После того, как в течение курса Бодинамического анализа в жизни клиента произошли главные изменения, мы можем в исследовательских целях частично или полностью пересоставить Карту тела клиента, чтобы обнаружить, какие произошли изменения в мышечных реакциях. Чаще случается так, что новая карта показывает более лёгкие степени гипо- и гиперреагирования. Иногда у тех клиентов, чьи мышцы имели преимущественно тенденцию к гипотонусу, многие из мускулов переходят в гиперсостояние. Они становятся более структурированными и учатся новым защитам. В жизни это часто обнаруживается как лучшая способность справиться с напряжением на работе, большая интенсивность во взаимоотношениях и т.д. Порой, однако, мышцы, как замечено, становятся даже менее функциональными, став более гипо- или гиперреагирующими. Их тонус может меняться с гипо- на гипер- и наоборот. Сначала это удивляло перворазработчиков Карты. Но так как это происходило достаточно часто, они пришли к пониманию, что в системе защит есть свои слои, которые проявляются в различных контекстах. Когда человек с рано сформированной сильной системой защиты (например, в периоде выживания), начинает испытывать большое количество эмоций в телесных переживаниях, начинает чувствовать себя более живым, (и соответственно— уязвимым— прим. переводчика), он может сначала ощутить потребность в усилении системы защит. Таким образом, на Карте некоторые мускулы могут оказаться ещё более тёмными, чем до того. Такое состояние может быть замечено и обсуждено с клиентом.
Вновь составленная полная или частичная Карта может помочь нам, указывая, что в терапии работает, а что— не работает, и как следовало бы переориентировать работу. Приняли ли мы во внимание все элементы структуры человека? Имеются ли другие аспекты личности, требующие нашего внимания?
Составление новой Карты обеспечивает также наличие объективного инструмента для оценки успешности терапии человека. Таким образом, она дополняет усилия терапевта и клиента по оценке вероятного прогресса.

Наши рекомендации