Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе
Формирование личности, которое раньше обозначалось термином «воспитание в широком смысле», — это процесс становления человеческого индивида под воздействием как целенаправленных влияний общества и семьи (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, т.е. процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимой для осуществления образования человека.
Социальная педагогика — особый раздел педагогического знания, который изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности. Процесс социального воспитания происходит не только в детстве, но и на протяжении всей жизни человека. Он осуществляется социальными институтами — как специально предназначенными для этого (семья, школа и т.д.), так и такими, для которых он не является основной функцией (трудовые, воинские коллективы, церковь и т.д.).
Социальная педагогика не только определяет теоретические основы социального воспитания, но и способствует созданию системы мероприятий и учреждений по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной сферы. „ Предмет социальной педагогики — воспитание человека в социуме, формирование самостоятельной, нравственно гармоничной личности, ощущающей ответственность за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремлений и отношений в сферах взаимодействия. Социальная педагогика призвана оказывать воспитательно-образовательную помощь социальному становлению человека,
Тарифно-квалификационная характеристика социального педагога — это его должностные обязанности, круг его знаний, умений, и навыков. Следует обратить внимание на то, что социальная работа и социальная педагогика, несмотря на сходность областей деятельности и их объектов, — это отдельные, не совпадающие друг с другом сферы деятельности, знания и профессиональной подготовки. Тем не менее социальный работник должен знать основы социальной педагогики и уметь осуществлять социально-педагогическое воздействие.
Так как человек является чрезвычайно сложным социальным организмом, а его взаимодействие с социальной средой опосредствуется множеством связей, процесс его трансформации или его социальной ситуации, как правило, требует применения целого комплекса методик и технологий (педагогических, психологических, социальных, социально-медицинских, экономических, правовых и т.д.). Специальное вычленение педагогических методов и техник в известной мере условно, так как в действительности они взаимосвязаны со всеми остальными. Кроме того, учитывая направленность воздействия прежде всего на психику индивидов, социально-педагогические технологии находятся в неразрывном взаимодействии с психологическими.
Следует также заметить, что большинство педагогических технологий, методик и процессов воспитательного воздействия отражает определенные стороны метатехнологий или общих технологий социальной работы — адаптация, реабилитация, социальный надзор и контроль и т.п.
Под социально-педагогическими технологиями мы понимаем способы создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации и социальной защиты клиента путем воспитательного воздействия на его личность и поведение.
Социально-педагогические технологии реализуются в ходе взаимодействия социального работника с клиентом в социуме и использования всего арсенала средств и возможностей. Этот процесс в значительной степени детерминируется условиями, в которых он осуществляется. Три уровня условий определяют состояние социума и клиента: общесоциальный, региональный и местный. Общесоциальные условия характерны для жизни всех людей социума, в котором живет клиент и действует социальный работник. Выбор методов социальной работы определяется и ее разнообразными региональными условиями — городскими, сельскими, этническими, природными, экономическими, конфессиональными и др. Социальный работник нередко сам является выходцем из того социума, в котором он работает, что позволяет ему особенно глубоко осознавать проблемы, затрудняющие жизнедеятельность клиентов, и повышает потенциальную возможность эффективной помощи им. На региональном уровне прежде всего нужно учитывать традиции, т.е. правильно расстанавливать акценты в работе с клиентом: ознакомление с различными культурами, работа с семьей и в семье, пропаганда и развитие положительных традиций, воспитание почтительного отношения к старшим и др.
Общие и региональные условия реально проявляются в бесконечном своеобразии местных условий, неповторимых в каждом конкретном социуме, вследствие чего их трудно выделить и описать. Учитывая чрезвычайно переменчивый характер местных условий, социальный работник должен хорошо владеть социально-педагогическими методами анализа характера этих изменений, самоанализа, обоснования деловых выводов, эффективности проводимой работы — в этом случае он может проявить истинный профессионализм.
Общесоциальные, региональные и местные условия схожи между собой, но имеют и различия, пренебрежение которыми, автоматическое использование того или иного метода в новых условиях могут вызвать неудачу. Поэтому выбор метода социальной работы должен предваряться глубоким изучением конкретного социума, анализом достоверности обнаруженных фактов, верификацией выводов и прогнозов. Кроме того, разумеется, оценка местных условий, степени насыщенности социальных ресурсов, а также возможностей самого социального работника (учреждения социального обслуживания) в значительной степени детерминирует как возможности, так и методику воспитательного воздействия.
Социальная педагогика располагает целым комплексом методов, которые позволяют социальному работнику создать условия для положительного саморазвития клиента, его социальной адаптации и зашиты, т.е. достичь целей и задач социальной работы. Все социально-педагогические методы можно сгруппировать, исходя из разных принципов.
Классифицируя эти методы, используемые в социальной работе, мы исходили из следующих принципов:
• принцип конкретно-исторического подхода, т.е. выделение ведущих направлений на основе тщательного изучения и анализа обстановки, наличных сил и возможностей;
• принцип гармонии просвещения и организации практической деятельности клиентов, т.е. сочетание словесных и практических методов;
• принцип коллективного творчества, т.е. заинтересованное включение в процесс всех его участников (клиентов, социальных работников, родителей, общественности). Реализация этого принципа является источником разнообразия содержания и методов деятельности, дает возможность воздействовать на каждого участника социальной работы;
• принцип преемственности, т.е. координация деятельности социального работника с различными социальными учреждениями, организациями, службами, объединение их усилий, совместная работа, ликвидация дублирования и непроизводительной траты сил;
• принцип комплексности, т.е. обеспечение в каждом виде деятельности многих аспектов социальной работы.
Неотъемлемым разделом педагогики является дидактика, раскрывающая закономерности преподавания и усвоения знаний, умений и навыков, обосновывающая обучающие методики и технологии. Знание ее основ необходимо социальному работнику. Однако в социальной педагогике дидактичность, т.е. нравоучительный, менторский тон по отношению к клиенту, настойчивое стремление поучать, высокомерная позиция доминирования, недопустима. Социальное воспитание, особенно взрослых людей, — это, в первую очередь, самовоспитание, партнерское сотрудничество социального работника с клиентом в области изменения его личностных и социальных обстоятельств. Уважение суверенитета личности клиента обусловлено не только этическим кодексом социального работника, но и прагматическими обстоятельствами: без стремления к самовоспитанию и перевоспитанию, при отсутствии у клиента активной позиции любое воспитательное воздействие будет неэффективным.
На протяжении всей истории человечества педагогика вынуждена существовать в условиях, как представляется, неустранимого противоречия: воспитательные концепции и воззрения, которые находят свое воплощение в педагогическом процессе, часто вопиюще расходятся с действительностью, жизненной практикой. Современная российская действительность — не исключение. Педагоги, воспитатели, родители в один голос жалуются на то, как трудно воспитывать в детях честность, трудолюбие, уважение к старшим, семейным традициям. В то же время не вызывает сомнения старая истина, что в людях необходимо воспитывать добродетели — пороки привьются сами. Попытки игнорировать действительность, проповедовать оторванные от реальности ценности способны привести к укоренению цинизма и неверия у клиентов, что неизбежно снизит уважение к социальному работнику и эффективность его воздействия. Социальный работник должен реально оценивать действительность, учитывать ее негативные и даже отталкивающие стороны, соблюдать достаточно тонкую грань между объективностью и критицизмом. Специалист должен испытывать сам и внушать клиентам уверенность в возможности найти способ улучшить ситуацию или полностью разрешить социальную проблему клиента.
Современные социальные работники используют как традиционные, так и новые методы работы; последние, как правило, обусловлены изменившимися реалиями жизни. В настоящее время они отражают, во-первых, установившиеся гражданско-правовые отношения между учреждением социального обслуживания, социальным работником и клиентом; во-вторых, демократическую сущность социальной работы, которая основана на партнерстве, сотрудничестве; в-третьих, потребность в нетрадиционных формах организации деятельности (учреждениях ночного пребывания, благотворительных аукционах и др.). Приоритет имеют самопомощь, самовоспитание, помогающие клиенту стать хозяином собственной судьбы, стимулирующие процессы саморегулирования.