ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. 12. Онтогенетическая устойчивость черт



12. Онтогенетическая устойчивость черт.

13. Социальная значимость элементов модели.

14. Адекватность модели.

Необходимо отметить, что ряд сформу­лированных Айзенком критериев носит явно дискуссионный характер, но именно на основе открытой методологической дискуссии возможно достижение сверхцели автора — интеграции усилий исследовате­лей н области психологии личности.

Перевод дискуссии на предметный уро­нен ъ возможен на основе обсуждения результатов сравнительного анализа совре­менных моделей личности, осуществлен­ного автором в рассматриваемой работе.

Так, остро критикуя таких авторов те­орий личности, как Фрейд, Адлер, Юнг, Бинсиангер, Хорни, Салливан, Фромм, Эриксон и Маслоу за отсутствие эмпири­ческих подтверждений, Айзенк подчерки­вает, что ни они сами, ни их последовате­ли не желают аргументированно отвечать на критику в свой адрес, что неизбежно ведет к обособлению различных подходов и делает невозможным развитие единой теории личности.

С другой стороны, демонстрируя на примере множества исследований полное соответствие своей модели всем (!) сфор­мулированным критериям, Айзенк откры­вает себя для критики со стороны коллег; стимулирует оппонентов к участию в при­кладных исследованиях, направленных ка открытие новых фактов, не согласующихся с его концепцией, что и конечном счете может способствовать конвергенции и дальнейшему развитию современных тео­рий личности.

Заключение

Приведенный обзор наиболее распро­страненных моделей личности в отечест­венной и зарубежной психологии позво­ляет очертить круг актуальных проблем современных исследований структуры личности, требующих своего разрешения уже в ближайшем будущем.

• В настоящее время область психоло­гии, занимающаяся проблематикой струк­туры личности, представляет собой преи­мущественно неупорядоченное нагромож­дение самых разнообразных, существенно отличающихся, зачастую противоречащих друг другу частей, созданных на основе предположений, аксиом, умопостроений, предпочтений и лишь изредка — фактов.

• Укрепляющаяся в последнее время тенденция к включению интеллекта в структурную модель личности предъявля­ет новые требования к имеющимся тестам интеллекта: для анализа процесса форми­рования структуры в онтогенезе наряду с существующими способами оценки темпе­рамента необходимы методы, позволяю­щие проследить развитие когнитивных функций на всем пути: «младенчество— детство-юношестно-зрелость—старость».

• Реализация принципа развития в ис­следованиях структуры личности приводит к необходимости детально изучать факторы, влияющие на формирование личности; наибольшим потенциалом в этом отноше­нии обладают междисциплинарные (в пер­вую очередь — психогенетические) иссле­дования с использованием двух экспери­ментальных дизайнов: кросскультурного и лонгитюдного. Дескриптивный анализ личности должен сопровождаться направ­ленным экспериментом, а также исследо­ваниями психофизиологических, гормо­нальных и других биологических подсис­тем организма, которые могут лежать в основе психологических характеристик.

• Прикладное использование резуль­татов исследований стру'ктуры личности в сфере образования, профориентационной работе, при отборе кадров и в психиатри­ческой клинике может быть существенно дополнено благодаря анализу более широ­кого спектра данных. Идеальным является одновременное измерение L-» Q- и Т-дан-ных.

Комплексное решение отмеченных проблем является необходимым условием продвижения к созданию унифицирован­ной модели структуры личности.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. 12. Онтогенетическая устойчивость черт - student2.ru



5.5. Структура личности



Список литературы -v- н;;

Абульханова-Славская К.А. Проблема лич­ности в психологии//Психологическая наука в Рос­сии XX столетия: проблемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997. С. 270-373

Ананьев Б.Г. Избранные психологические тру­ды. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожа-нец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976.

Грей Д.А. Нейропсихология темперамента// Иностр. психология. 1993. № 1-2. С. 24-36.

Забродин Ю.М., Похилько В.И., Шмелев А.Г. Статистические и семантические проблемы констру­ирования и адаптации многофакторных личностных тест-опросников//Психол. журн. 1987. Т. 8, № 6. С. 79-89.

Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введе­ние в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.

Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности//Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. Вып. 4. С. 3-160.

Мерлин B.C. Очерк интегрального исследова­ния индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

Неттер П. Биохимические переменные в иссле­дованиях темперамента//Иностр. психология. 1993. № 1-2. С. 49-56.

Платонов К.К. Значение иерархии системных качеств для психологии//Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. Вып. 2. С. 40-46.

Платонов К.К. Структура и развитие личнос­ти. М.: Наука, 1986.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1948.

Русалов В.М. Актуальные проблемы психоло­гии личности и индивидуальных различий//Иностр. психология. 1993, № 1-2. С. 7-8.

Собчик Л.Н. Пособие по применению MMPI. М.: МЗ РСФСР, 1971.

Тарабрина Н.В., Графинина Н.А. Новый ва­риант Калифорнийского психологического опросни-ка//Методики анализа и контроля трудовой деятель­ности и функциональных состояний. М.: ИП РАН, 1992. С. 250-260.

Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.

Allport G.W. Personality: A psychological interpre­tation. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1937.

Allport G.W., Odbert H.S. Trait-names: A psy­cho-lexical study//Psychol. Monographs. 1936. V. 47.

Buss D.M., Schmitt D. Sexual strategies theo­ry: The evolutionary psychology of human mating//Psy-chol. Rev. 1993. V. 100. P. 204-232.

Cattell R.B. The grammar of science and the evolution of personality theory//Handbook of modern personality theory/Eds. R. Cattell, R. Dreger. Washing­ton: John Willey. 1977.

Cattell R. В., Kline P. The scientific analysis of personality and motivation. N.Y.: Acad. Press, 1977.

Eysenck H.J. Dimensions of personality: 16, 5, or 3? — Criteria for a taxonomic paradigm//Personality and Individual Differences. 1991. V. 12. P. 773-790.

Eysenck H.J., Eysenck M.W. Personality and individual differences. N.Y.: Plenum Press, 1985.

Gough H.G. Manual for the California psycholog­ical inventory. Palo Alto: Consulting Psychologist Press, 1957.

Grygier T.G. Manual to the dynamic personality inventory. Windsor: N.F.E.R. 1970.

Haggard H.W., Fry C.C. The anatomy of per­sonality. L: Harper and Brothers Publisher, 1936.

Kline P. Personality measurement and theory. L.: Hutchinson, 1983.

Krout M.H., Krout T.J. Measuring personality in developmental terms//Genetical Psychology Mono­graphs. 1954. V. 50. P. 289-335.

Krug S.E., Johns E.F. A large-scale cross-vali­dation of second-order personality structure defined by 16 PF//Psychol. Reports. 1986. V. 59. P. 683-693.

Matthews G. The factor structure of the 16 PR Twelve primary and three secondary factors//Persona-lity and Individual Differences. 1989. V. 10. P. 931-940.

McCrae R., Costa P.T. Validation of the five-factor model of personality across the instruments and observers//J. Pers. and Soc. Psychol. 1987. V. 52. P. 81-90.

McKenzee J. Three superfactors in the 16 PF and their relation to Eysenck's P. E and №//Personality and Individual Differences. 1988. V. 9. P. 843-850.

Norman W.T. Toward an adequate taxonomy of personality attributes: Replicated factor structure in peer nomination personality ratings//J. Abnormality and Soc. Psychol. 1963. V. 66. P. 574-583.

Reynolds C.N., Nichols R.C. Factor rates for CPI: Do they capture the valid variance?//Educational and Psychological Measurement. 1977. V. 37. P. 907-915.

Roback A. A. The psychology of character. L: Ke-gan Paul, French and Frabner, 1931.

Zuckerman M. Biotypes for basic personality di­
mensions? «The twilight zone» between genotype and
social phenotype//Explorations in temperament: Inter­
national perspectives on theory and measurement/Eds.
J. Strelau, A. Agleitner. N.Y.: Plenum Press, 1990.
P. 129-146. ,л- •• ,.-,>, .-. ,- ...... ..;fi,,.,*,,„•.-.«,

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Наши рекомендации