Возрастная периодизация в социальном контексте
Тема 1.4 Познание себя и самосовершенствование.
Содержание
Глава 1 Теоретические основы самопознания и самосовершенствования.
1.1.Возрастная периодизация в социальном контексте.
(Условия развития. Главные стороны жизни. Профессиональная деятельность. Проблема смысла жизни. Кризисы. Коррективы жизненного замысла.)
1.2.Возрасты и функции самообразования.
1.3.Самовоспитание и самосовершенствование.
Глава II Особенности самопознания и самосовершенствования детей.
Введение
2.1. Движущие силы и механизм самовоспитания личности
2.2. Нравственный идеал и самовоспитание
2.3. От воспитания к самовоспитанию
2.4. Как работать над собой
2.5. Идеал личности
2.6. Самопознание
2.7. Самовоспитание.
Заключение
Список литературы.
Глава 1 Теоретические основы самопознания и самосовершенствования.
Возрастная периодизация в социальном контексте.
Периодизации развития в детстве и отрочестве разработаны наиболее детально и содержательно - это есть истоки, время становления психических функций, личностных образований. В зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических процессов. Взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную.
Уже говорилось, что существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Рассмотрим возрастные рамки по И.Ю. Кулагиной и В.М. Колюцкому [3]:
граница юности и молодости - около 20-23 лет;
молодости и зрелости - 28-30 лет (иногда ее отодвигают до 35 лет);
граница зрелости и старости - примерно 60-70 лет.
1. Юность (от 17 до 20-23 лет).
Юность - всего лишь начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят все более условный характер. Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.
а) Условия развития.
Покидая стены школы после 9-го класса, подростки идут в технические колледжи или работать, некоторые с посещением вечерней школы. Происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку. Во время кризиса такие подростки бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них - время проб и ошибок. Они говорят: "Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже".
Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15 лет. Д.Б. Эльконин отмечал это как наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет.
Большинство 17-летних ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиск работы, на который не решились после 9 класса. Высшее образование им необходимо, чтобы получить профессию, позволяющую "жить достойно", "много зарабатывать", "обеспечивать себя и семью". Существуют две категории выпускников школы:
- первые надеются на помощь родителей (платный ВУЗ) и не теряют душевного равновесия;
- вторые рассчитывают на свои силы - наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам.
Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций (обострению гастрита, нейродермита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний.
Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в этом уверенность в себе, чувство компетентности, поддержка семьи и другое, о чем будет сказано дальше.
Возраст - категория конкретно-историческая. 19-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. Ценят свой возраст, который вместе с проблемами принес и более широкие возможности.
б) Обучение в ВУЗе.
По данным Санкт-Петербургских психологов, в начале 90-х годов прошлого столетия в стране резко снизилась ценность образования, как возможность материально обеспечить себя в будущем. В конце 90-х годов образование снова вошло в систему ценностей.
В последнее время студенты сочетают работу с учебой, т.е. подрабатывают.
Таким образом, какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный ВУЗ, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций.
Мотивы поступления в ВУЗ определяют и стиль студенческой жизни.
Стиль студенческой жизни в западной психологии связан с особой субкультурой. Ф. Райс выделил 4 типа субкультур колледжей:
1. Студенческая субкультура - здесь колледж (ВУЗ) превращен в загородный клуб (вечеринки, выпивка, автомобили, спорт - учебные предметы на втором плане);
2. Профессиональная субкультура - предполагает целеустремленность в учебе, желание обеспечить себе целенаправленную подготовку и продвижение;
3. Академическая субкультура - ее ценности не диплом, а знания и идеи; углубленное изучение предметов выходит за рамки учебной программы;
4. Нонконформистская субкультура, которую отличает инакомыслие, ее создают интеллектуальные "социальные мятежники", студенты, ведущие богемный образ жизни, и прочие яркие личности.
в) Поиски работы.
Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках при выборе работы или же, если сделан выбор, трудно найти соответствующее место. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок - необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, не достаточно ответственные, надеющиеся на помощь родителей, а не на себя.
Если работа найдена, предстоит адаптация на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и девушек с разным интеллектом и разными чертами характера.
г) Армия.
Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях ВУЗов, призываются на срочную службу в Вооруженные силы - это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка, беспрекословное подчинение старшим по званию для многих становятся тяжелым испытанием. Но с другой стороны этой молодежи проще - здесь все регламентировано, не надо самому планировать свои действия и отвечать за их последствия. Накладывают свой отпечаток "горячие точки" и "дедовщина". Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности, в том числе и психика тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, изменяются. Поэтому многим бывшим солдатам по возвращении к мирной жизни необходима психотерапевтическая помощь.
При "дедовщине" устанавливаются иерархические отношения. Здесь главным стимулом агрессии является желание испытать власть над людьми. Появляющееся чувство превосходства компенсирует сформировавшееся ранее чувство неполноценности. Проходящие через "дедовщину", становятся либо взрослее и психологически сильнее, либо агрессивными и мстительными.
Один молодой человек, поступивший в институт на биологический факультет, бросил обучение в нем и ушел служить в армию. По возвращении из армии он поступил в университет на медицинский факультет (переоценка личности). В настоящее время это замечательный хирург.
д) Бегство от общества или "ничегонеделание".
Юноша или девушка могут выбрать еще один путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д.
Такой выбор может быть следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума. На неправильный путь могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о "серой" жизни, нежелание трудиться.
Х. Ремшмидт считает, что религии и соответствующая идеология предлагают упрощенную перспективу на будущее, подчинение мессии, пророку и т.д. В личностном плане последствия не менее разрушительны: приобретается зависимость от группы, неспособность к эмоциональным связям с другими людьми, утрачивается способность самостоятельно мыслить. Доктор А.Е. Червоненко сказал: "Хочешь знать - иди учиться, хочешь верить - иди молиться"(№3). Второе проще: "Ничегонеделание".
2. Молодость (от 20-23 до 30 лет).
Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (№7). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.
А.В. Толстых отмечает, что в современную эпоху, когда увеличилась продолжительность жизни, и расширились сроки образования и профессиональной подготовки, повысилась их значимость, "молодость стала наиболее ценимым возрастом, влияющим своими вкусами, ценностями, привычками и т.д. на вкусы, ценности, привычки всего общества. Отсюда естественное желание дольше быть в разряде молодых - вступить в этот возраст пораньше и задержаться в нем подольше… Молодость… таит в себе обаяние. И это не только очарование здорового тела, физической красоты, обаяния свежести. Это во многом обаяние тех видов деятельности, которые доступны молодости в наибольшей степени, которые составляют если уж не ее привилегию, то, по крайней мере, неотъемлемый атрибут"(№7)
а) Главные стороны жизни. Любовь и семья.
Молодость - возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости. Люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, сделать это уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь.
Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей. Большое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.
Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.
Несмотря на сензитивность молодости к созданию семьи и все сопутствующие этому возрасту благоприятные факторы, задача выбора спутника жизни не всегда решается успешно. Более 50% разводов совершается в молодости. Пресловутое "не сошлись характерами" - наиболее частая формулировка при расторжении брака.
Сущностные отношения между людьми обычно основаны на той или иной схожести, созвучии их сущностных связей с миром. Любовь, привязанность чаще всего возникают вследствие этого созвучия.
Родительская безусловная любовь имеет те же истоки, что и привязанность к отчиму дому, родным местам, ко всему "своему". В основе всех этих сущностных отношений лежит заложенная от природы потребность в привязанности, принадлежности, любви к соответствующим объектам мира.
В отличие от родительской любви, в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих. Любовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Иначе невозможна полная, подлинная разделенность. Любовь между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из - пусть чрезвычайно важных - сущностных связей с миром.
Известный русский философ В.С. Соловьев утверждал, что только эротическая любовь позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, что непременным условием обретения им своей сущностной целостности является единение с предназначенной ему половиной.
Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь целиком.
Любовь между мужчиной и женщиной нельзя противопоставлять другим видам любви, поскольку она в определенном смысле синтезирует их, ее содержание определяется их наличием.
Если после утраты любимого человека, возникнет новое чувство, произойдет единение с другим, то это будет другая сторона, другая часть сущности человека.
Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, самим собой.
Там, где семейные отношения не основаны на сущностном единении супругов, раньше или позже обнаруживается несостоятельность веры в гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность проходит, и совместная жизнь сама по себе теряет смысл.
Э. Фромм указывает на одну из причин сильных взаимных чувств - стремление человека преодолеть свое одиночество, отчужденность от себя и от мира, стремление реализовать свою потребность любить:"Тотальная коммерциализация общественного индивидуального сознания, примат материальных ценностей над духовными, современное развитие общества не дает возможности большинству людей развить индивидуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потребность стать самим собой".
б) Профессиональная деятельность.
Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период - овладение выбранной профессией. В юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. Профессиональная подготовка в молодости завершается. Сроки значительно расширены в связи с научно-техническим прогрессом. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.).
Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся кандидатами наук. В искусстве, в инженерно-технической деятельности проявляют наивысшие способности, становятся руководителями, главными специалистами по соответствующим направлениям.
Таким образом, в молодости человек приобретает профессиональное мастерство и компетентность.
Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности - центральные возрастные новообразования этого периода.
в) Дружба.
Установление и развитие дружеских связей является важной стороной жизни в молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень.
И.С. Кон отмечает, что: "Большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах…"
Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет говорить о спонтанности, естественности ее появления. Дружба - результат того или иного значимого для ее субъектов созвучия. Близкого человека можно лишь встретить.
г) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.
В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни.
И.С. Кон: "Никто не может реализовать себя полностью", и самоанализ выявляет эту нереализованность.
А.В. Толстых: "У человека на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности…Человека "сковывают" семья, профессия, привычный образ жизни. Найдя себя и утвердившись во взрослой жизни, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей - найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь"(№7).
Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.
Данный кризис нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования, знаменующие переход от молодости к зрелости.
Проблема смысла жизни зачастую появляется уже в начале молодости, а иногда даже в подростковом возрасте. По мнению Кулагиной причиной появления данной проблемы в подростковом возрасте является личностная неразвитость. Доктор А. Червоненко, напротив, полагает, что это признак ищущей личности. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.
В. Франкл пишет: "Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты"(№9).
Очень большой процент людей умирают, так и не найдя смысла жизни.
Что же представляет собой смысл как психологическая категория? Согласно В.Франклу: "Смысл - это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа". Согласно А. Червоненко: "Смысл - это попытка ответить на вопрос Кто я? Что я? Зачем явлен в свет?"
Достижение цели по Франклу имеет в виду достижение мотива. Смысл, таким образом, - это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это обращение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают).
Достижение цели по А. Червоненко - через расширение сознания человека, путем проникновения в подсознание прийти к сверхсознанию, т.е. обретение просветления (А.Червоненко - доктор из Санкт-Петербурга, Лидер Международного оздоровительного движения).
В. Франкл делает вывод, что проблема смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, ожидание достижения цели не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно.
Человек обретает способность быть самим собой только в сущностных сторонах жизни. К целостности личности, общему согласию с миром он приходит при сущностной форме жизни, когда любовь, привязанности, глубокие непреходящие интересы и т.п. начинают определять основное жизненное содержание.
Согласие с миром, способность быть самим собой - вот тот мотив, депривация которого, оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласию человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.
Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны согласию с миром.
3. Зрелость.
Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.
Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.
а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.
В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включали овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала дома и на работе.
Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости, выбор между продуктивностью и инертностью. Понятие продуктивности по его определению – это творческая, профессиональная продуктивность, а также вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность связана с заботой "о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес".
Инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, регидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.
б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.
Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если он не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.
Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется продуктивностью.
Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции".
Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что, достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Также считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей.
Внутри периода зрелости выделим "акмэ" - вершину, когда у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности.
Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают с начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному, работы Б.Г. Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Червоненко своим жизненным примером доказали, что, если заниматься энергетическим упражнениями, то в возрасте 40-50 лет можно открыть неограниченные способности и, вопреки исследованиям Э. Клапареда, жизненная активность и энергия в данном возрасте может многократно увеличиться.
Время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки - с другой. На время и продолжительность "акмэ" влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, не характерен. К ним относятся актеры, преподаватели, врачи - специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной зависимости. Но для ряда профессий, таких как летчики-испытатели, артисты балета, возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы. Они достигают "акмэ" в самом начале своей зрелости. В профессиях врача-хирурга, авиадиспетчера "акмэ" может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.
Особый интерес представляет проблема "акмэ" для людей творческих профессий - ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников. У одних - всплеск произошел в ранний период взрослости, а далее творческая продуктивность как бы выключилась, и больше не писалось удивительных произведений. Другие, как, например, П.И. Чайковский, - расцвет творчества пронес через всю свою жизнь.
Высочайший уровень продуктивности, сохранившийся до конца жизни, отличает творчество очень многих выдающихся ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и представителей других творческих профессий. Это: Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И. Гете. В.И. Вернадский, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, Ч. Диккенс, А.Эйнштейн, М.М. Пришвин и др.
в) Отношения с детьми.
Зрелость - время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого человека - вырастить своих детей. В психологии рассматривается три варианта любви:
- безусловная любовь
- обусловленная любовь
- неприятие
В безусловной любви ребенка любят независимо от того, красив он или некрасив, способный или неспособный. Но этой любви недостаточно для личностного роста.
Обусловленная любовь - любовь неистинная. Ребенка любят только тогда, когда он отвечает требованиям и ожиданиям родителей (когда послушен, не доставляет хлопот, хорошо учится и т.д.).
Такая любовь порождает в ребенке неуверенность, тревожность, чувство неполноценности, снижает уровень самооценки.
Неприятие ребенка возникает не только в благополучных семьях. Причины бывают разными. Например, ждали сына, а родилась дочь. Мама красива, а ее дочь "гадкий утенок".
Дети чувствуют и неискренность обусловленной любви и неприятие. И это обязательно сказывается на отношениях в семье между двумя поколениями. Отчуждение, замкнутость, уход "на улицу" начинается, как правило, с подросткового возраста.
Особенности отношений между родителями и детьми определяются не только на эмоциональной основе, но и стилем воспитания.
Отношения родителей и детей зависят и от ребенка, его личностных особенностей.
Индивидуальные особенности детей необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Если родителями не учитываются его индивидуальные особенности, воспитание оказывается неадекватным. Особенности личности ребенка накладывают отпечаток на семейные отношения.
Когда младший ребенок покидает родительский дом, родители, оставшиеся вдвоем, лишенные привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни.
Отношения в семье усложняются, когда взрослый ребенок приводит в родительский дом жену (мужа). Здесь идеальный случай, когда система старых отношений вовремя перестраивается, не возникает ни серьезных конфликтов, ни "игр", родители "отпускают" от себя детей, не теряя взаимных теплых чувств.
г) Зрелость и психологический возраст.
Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:
- хронологический (паспортный)
- физический (биологический)
- психологический
Психологический возраст - каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст.
Психологический возраст - возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени.
Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться.
С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами, развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и, став психологическим прошлым, кажется продолжительным.
Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует.
В молодости вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от хронологического.
В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации.
В зрелости возможны три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим:
- адекватность
- отставание
- опережение
Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастием - утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной и социальной катастрофой.
Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном направлении - в сторону психологической молодости.
Отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком.
Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами инфантильности отстают в психологическом возрасте.
У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.
Если человек "отдается делу, которому он себя посвятил", - его психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. Процесс творчества бесконечен и перед человеком открываются новые перспективы.
В данном случае, есть все основания говорить о более высоком уровне зрелости.
Недаром Восток говорит: "Мудрость не знает возраста".
Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на данном переходном этапе мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на пенсию.
Но, к сожалению, наша российская действительность такова, что с уходом на пенсию ухудшается материальное положение человека. Не каждый может себе позволить такое удовольствие - не работать. Большое число пенсионеров продолжает работать. Во-первых, чтобы ощущать себя нужным, быть среди людей, во-вторых, из материальных побуждений.
1.2. Возрасты и функции самообразования.
Каждые пять - шесть лет сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться. Это происходит через смену способов познания, объектов и методов исследования. Ведь с возрастом человек не только определяется, но и «кристаллизуется», отбрасывая «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения, отказываясь от нереализованных вариантов развития. Человек резко и прагматически сужается. Он обрубает все «лишнее», оставляя строго деловое, все то, что способствует преуспеванию в деле: становится мономаном. И эта узость и жесткость установки напористо и ритмично ведут его к цели, но - до поры до времени. Зауженность установки ведет в итоге к кризису личности и вырождению интеллекта.
От сверхдолгой погруженности в предмет сужается и примитивизируется само ассоциативное поле сознания; восприятие беднеет, стандартизируется. Наконец, является то, что Маркс называл «профессиональным кретинизмом»,- ограничение или полное отсутствие интеллектуального , духовного контакта с миром , герметизация разума в жестких стандартах .Вернуть к жизни такого деятеля может лишь резкий переход к иному виду деятельности, где меняются структуры психологии, перекраивает и достраивает сам себя интеллект. Идет работа обновления личности.
В каждой профессиональной среде установились и бытуют свои представления об оптимальном времени, в которое человек может плодотворно заниматься работой. Распространена точка зрения, что каждые шесть лет вообще следует менять место службы. Самообразование - постоянный процесс, уничтожающий «профессиональный кретинизм».
Если человек в молодом или зрелом возрасте осознал скудость и недостаточность своего образования, необходимо заниматьсясамообразованием.
Неудивительно, что многие деятели мысли, русской словесности были самоучками. Они прибегали к самообразованию как к единственному средству преодоления рутины и штампа казенно-казарменного образования, нацеленного на подавление личности. И становились отменно образованными, превращаясь в энциклопедистов. В их числе - Евгений Баратынский, Лев Толстой, Николай Федоров.
Бывают тяжелые времена в истории, когда единственный путь для честного человека получить истинное, а неискаженное представление о Культуре, лежит через самообразование.
Занятие самообразованием по-своему предохраняет человека от узости, задаваемой бытом. Самообразовательная направленность выражает свободолюбие, тягу к независимости, твердость характера, глубину натуры.
Старость, пожилые годы - эпоха просветительская. Накопив опыт и знания, преодолев кризисные полосы жизни, полагается отдавать. Но старость - один из пиков самообразования. Утеряв многие деловые отношения с миром, пожилой человек ищет способы укрепления душевной внутренней связи с ним. Самообразование становится образом их жизни, ее смыслом, спасением от бед и недугов. Занятие самообразованием превращается в стимул к существованию. Пока загружен ум, человек чувствует себя действующим, жизнеспособным, энергичным. Приобщение к самообразованию становится условием выживания.
Самообразование выполняет психологическую функцию. Познание всегда - акт эмоциональный. Сочетание, наложение бурных эмоций познания приводит человека к эмоциональному подъему. А вместе с ним нередко возникает чувство внутреннего просветления и очищения, которое называют катарсис.
Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания.
Функции самообразования
Можно выделить основные функции самообразования - его социально- психологические регистры:
1. Экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний.
2. Ориентирования - определения себя в Культуре и своего места в обществе.
3. Компенсаторная - преодоление недостатков классного, школьного обучения, ликвидация «белых пятен», формальных знаний.
4. Саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств.
5. Методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира.
6. Коммуникативная - установление связи между науками, профессиями, возрастами и т. д.
7. Сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее.
8. Омоложения - преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции, чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться о положения учащего и переходить на положение учащегося.
9. Психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества.
10. Геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма. Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний, а как путь развития интеллекта и личности в целом.
1.3. Самовоспитание и самосовершенствование.
Не существует и, вероятно, не может существовать анкеты или теста, которые бы давали полный, глубокий и достоверный ответ об истинных целях, качествах, направлениях личности. Восприятие человека человеком затруднено тем, что чаще всего форма выражения неадекватна существу, служит только прикрытием его, даже вступает в противоречие. Следовательно, подлинное понимание своих чувств, а значит и целей может иметь только сам индивид.
Проблема самообразования - лишь часть куда более сложной и обширной проблемы саморазвития, самовоспитания человека.
В фундаменте саморазвития личности лежит осознание себя.
Такие понятия как: самоанализ, рефлексия почти вышли за пределы молодежного сознания.
Рефлексия - обращение назад, отражение. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Итак, рефлексия - искусство самопознания, глубокое и честное раздумье о себе самом. В понятие «рефлексия» входит: во-первых, четкое и ясное представление о самом себе, о своих «могу» и «не могу», о том, как выглядишь со стороны, как чувствуешь и действуешь, за что тебя любят и за что не принимают люди. Видение себя не абстрактнотипового, а сугубо конкретного и подлинного.
Рефлексия — спрос с себя. Превозможение своеобразной «обидчивости», свойственной человеку нашего времени, наделенному несовпадением высокой самооценки и не всегда блестящего жизненного результата. Человек, обладающий даром и искусством рефлексии, ищет истоки судьбы в себе, и спрашивать тоже начинает с себя.
Рефлексия предполагает самоконтроль, умение в острой ситуации властвовать, не выходить за трагическую грань, это культура души, чувств, мыслей; культура в строительстве отношений.
Рефлексия – это и самозащита, осознание своей человеческой специфики и готовность отстаивать и разумно сохранять ее.
Образование себя происходит в соединении трех самостийных актов: самопознание, самообразование и самовыражения.
Начавшись самопознанием, продолжается образование себя - самовоспитанием. Осознав себя, свои качества, уже в детстве начинаем мы влиять на свою личность. Но и у ребенка, и подростка самовоспитание ситуативно. Ребенок способен и стремится влиять на себя. Пока в его власти - исправить отдельный поступок, добиться маленькой честной цели. Он отождествляет себя со своим поведением и совершает мужественный поступок - например, не плачет при падении. Он уверен - этот поступок и сделал его мужественным.
Характер
Эмоциональная жизнь, протекающая в межличностном взаимодействии, способствует формированию многих черт поведения и характера.
Нужно знать основные черты своего характера для познания себя и других, для самовоспитания и умения правильно строить отношения с другими людьми.
Само слово «характер» древнегреческого происхождения. В переводе на русский язык оно означает «чеканка», «печать». Действительно, характер - неповторимое сочетание черт личности - представляет собой отпечаток воспитания и деятельности человека. С самого дня рождения условия, в которых развивается ребенок, а главное люди, которые его окружают, формируют основные черты его характера. А с определенного момента человек сам начинает чеканить, отливать, совершенствовать свой характер. Собственно говоря, в этом - то и заключается самовоспитание.
Выражения «чеканка», «печать» по отношению к характеру имеют еще очень существенное значение. Возникшие у человека характерные особенности сами накладывают печать на все его мысли, чувства и поступки.
Характерными считаются не все особенности человека, а только существенные и устойчивые качества личности.
Зная характер человека, т. е. его устойчивые особенности, которые проявляются всегда или почти всегда, мы можем предвидеть, предсказать, как он отнесется к тому или иному событию, как поведет себя в той или иной ситуации, что скажет, что сделает.
Воля
Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Именно к ним относятся такие важные качества, как настойчивость и ее противоположность - упрямство.
Волю называют основой характера, его становым хребтом. Такие выражения, как «человек с характером», «у него твердый характер», или наоборот «бесхарактерный», «ни то ни се», подчеркивают, прежде всего, выраженность волевых черт характера человека. Недаром все ученые и писатели, которые изучали характер человека, всегда акцентировали внимание на значении воли. Великий древнегреческий философ Аристотель, который обобщил в своих трудах все научные достижения современного ему мира, так сопоставлял характер и волю:«...характер - это то, в чем обнаруживается направление воли; поэтому не изображают характера те из речей, в которых не ясно, что кто-либо предпочитает или чего избегает...».
Человек без воли напоминает автомобиль без мотора: все вроде есть и выглядит внушительно, а пользы никакой.
Что же такое воля? Прежде всего, это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей. Любое волевое действие имеет сложную внутреннюю структуру. Начинается волевое действие с того, что у человека возникает какая-то потребность, которая толкает его на проявление активности, выступает как побуждение, как мотив. Здесь же формируется и цель деятельности. Уже на этом первом этапе возможна борьба мотивов. Она возникает тогда, когда есть несколько возможных целей, отвечающих разным потребностям человека (в русских народных сказках перед добрым молодцем всегда три дороги и ему надо выбрать, по какой идти). Человеку приходится проявлять зрелость, понимание общественных интересов, умение разобраться, что в данный момент нужнее всего.
Темперамент
Интересны особенности не только познавательных процессов, но и личности человека, например темперамент. Необходимо знать особенности темперамента, научиться владеть собой, чтобы не дать возможности темпераменту властвовать над человеком.
Темперамент - сила возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Уравновешенность этих двух процессов, их подвижность - это основные черты, основные особенности высшей нервной деятельности человека. Своеобразные комбинации этих черт дают различные типы высшей нервной деятельности, которые проявляются в поведении как темперамент.
Например, холерики по натуре - очень страстные, вспыльчивые, несдержанные люди.
Сангвиник - живой, подвижный, очень общительный. Недостатком такого человека может быть легковесность, легкомыслие. Он может начать какое - нибудь дело и не довести его до конца, пообещать что-то и не выполнить. Зная за собой такие особенности, легче воспитывать положительные черты и преодолевать отрицательные.
Флегматик - спокойный выдержанный, медлительный человек, но вот медлительность как раз и может перейти в отрицательное качество. Ему трудно войти в положение другого человека, как-то посочувствовать ему. И это надо учитывать.
Несколько иначе относится к окружающим, да и к самому себе, человек с меланхолическим темпераментом. Внешне меланхолик напоминает флегматика: он медлителен и как будто бы также спокойно реагирует на окружающий мир. Но это только внешне. На самом же деле такие люди очень чувствительны и ранимы.
Самооценка
Каждый человек сравнивает себя с другими людьми, как бы соизмеряет свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей.
Оценка человека самого себя может правильной или искаженной. Иногда человек может дать себе завышенную оценку, ошибаться в сторону преувеличения своих заслуг, успехов, знаний. Когда такой юноша или девушка встречают со стороны окружающих людей - родителей, товарищей, учителей - иную, более объективную, справедливую, но более скромную оценку, он или она нередко встречают ее в штыки. Особенно тяжело живется тем, у кого раздутое самомнение. Они, как правило, вспыльчивы, обидчивы либо, наоборот, замкнуты, угрюмы, подозрительны. Вот здесь и проявляется значение особого качества личности: скромности. Скромный человек правильно оценивает
себя, не выпячивает свои действительные или мнимые достоинства. Случается и другое: человек излишне строг к самому себе, недооценивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоунижение, застенчивость и т.д.
В жизни не так просто оценить человека, как это иногда кажется. Очень трудно подобрать единицу измерения. Дело в том, что кроме объективной шкалы оценок, у каждого человека своя личностная шкала для определения успеха и неуспеха. Зависит она от способностей человека, вернее, даже от его представления о своих способностях, самооценки и уровня притязания. Успех переживается тогда, когда результат соответствует самооценке и притязаниям или превосходит их.
Самосознание работает путем постоянного сравнения нашего реального поведения с Я-концепцией, и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Я-концепция дает нашему поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его. Я-концепция выступает в виде некоторого образца, устойчивой мерки, с помощью которой осуществляется сравнение и намечается общая программа поведения человека. Чем значимей черта, запрограммированная в нашем Я, тем сильнее переживается рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением, неподкрепление черт нашего Я. Важно знать, что слишком жесткая структура Я-концепции вначале кажется силой характера, а на практике часто становится источником мучительных рассогласований, которые могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая Я-концепция делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленной цели.
Поэтому самовоспитание должно выработать у каждого из нас способность выдерживать такие рассогласования без ущерба для личности и индивидуальности. Выработать в себе терпимость к рассогласованию и осознанному изменению своей Я-концепции путем изменения образа жизни является одной из высших целей самовоспитания. Это часто стоит целой жизни.
С переходом в подростковую пору, самовоспитание приобретает более глубокий смысл, оно начинает определять позицию подростка по отношению к миру.
Самовоспитание представляет собой процесс, осуществляемый постоянно в каждом поступке, ситуации. И задача состоит в том, чтобы иметь постоянную установку к самосовершенствованию и знать его цели.
Единственный путь движения самопознания - это самосовершенствование.
Любое дело может быть эффективным только тогда, когда точно определены его цели, т.е. результаты, к которым необходимо стремиться, а также имеются необходимые средства и знания. Каковы могут цели самосовершенствования и самоопределения ?
Многие считают, что целью жизни является не самосовершенствование, а как можно лучшее определение в ней: хорошая специальность и заработок, обладание вещами и т.д. Почти никто не задавался целью выработки личных качеств, необходимых для достижения указанных целей.
Например, для того, чтобы юноша быстрее всех пробежал стометровку он должен выработать черты, необходимые для любой другой деятельности: силу воли, постоянство в тренировках, соблюдение режима дня, уверенность в успехе, способность противостоять искушениям к праздному времяпровождению, контроль своих потребностей и влечений, искусство поддерживать хорошие отношения с учителями и друзьями, владение собою в критических ситуациях и многое другое. Можно сделать вывод: каждый, ставящий задачу самосовершенствования, должен определять свои цели так, чтобы они в любом случае, при любых стечениях обстоятельств обеспечили ему успех. Такими целями являются не частные, производные цели, а общие цели, которые должны способствовать развитию индивидуальности, личности. Если же эти цели будут достигнуты, то мы можем достичь и любых частных и одновременно жизненно важных целей. Поэтому постановка целей самосовершенствования с последующим самоопределением в жизни - задача непростая.