Работа с персоналом дошкольного учреждения
Взаимоотношения ребенка с другими людьми понимаются как один из важнейших факторов его личностного развития. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит персоналу образовательного учреждения. Педагогический коллектив способствует сближению детей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения педагога бессознательно присваивается детьми и влияет на формирование личности. Эффективность общения персонала, особенно воспитателей и логопедов, с ребенком и его родителями зависит от их готовности принять обращенные к ним советы или замечания и адекватно на них реагировать. Коррекционное воздействие только тогда будет успешным, когда педагогический коллектив пользуется уважением и доверием со стороны родителей и готов с ними сотрудничать на основе равноправного диалога.
Очень важно, чтобы воспитатели и логопеды принимали каждого ребенка тепло и доброжелательно, замечали любые продвижения на пути к успеху. С целью оптимизации отношения педагогов детского сада к детям с отклонениями в развитии необходимо проводить психологическое просвещение персонала, в частности, помочь изучить:
> возрастные особенности детей с отклонениями в развитии;
> оптимальные пути организации общения персонала с детьми;
> оптимальные пути организации общения между детьми;
> принципы организации детских групп;
> методы работы с родителями.
У персонала необходимо формировать позицию по отношению к детям и их семьям, базирующуюся на принципах гуманистической психологии (К. Роджерс). Суть этой позиции заключается в необходимости:
> поддерживать в ребенке достоинство и формировать позитивный образ «Я»;
> говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере ребенка;
► отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
► отказаться от негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования;
> избегать навязывания вопреки желанию ребенка способа деятельности и поведения.
С этой целью используются такие формы работы, как лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, анкетирование, подбор и анализ психологической и психолого-педагогической литературы, а также тренинг «Эффективный педагог». Тренинг направлен на приобретение психолого-педагогической компетентности, грамотности в общении, лучшее понимание себя и других. Программа тренинга включает анкетирование, психогимнастику (упражнения на снятие физической зажатости и психологическое раскрепощение), взаимоконсультирование, проигрывание и анализ педагогических ситуаций, психотехнические игры, анализ конфликтов в педколлективе и их разрешение.
Важнейшим условием эффективности коррекционной работы является кадровая обеспеченность образовательных учреждений специалистами коррекционного профиля, знающими особенности развития и характер трудностей детей с проблемами, владеющими технологиями коррекционно-развивающего обучения. Поэтому подготовка кадров - неотъемлемая часть общего комплекса мероприятий по реализации коррекционного воздействия на детей и их родителей.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ ГРУППЫ, СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ
Задачи:
совершенствование коммуникативных навыков; сплочение группы, раскрепощение участников; создание положительного эмоционального настроя;
установление межличностного доверия, развитие эмпатии;
развитие интереса к партнерам по общению;
снижение психоэмоционального напряжения, агрессии, импульсивности, гиперактивности.
Утреннее приветствие
Содержание.Все встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе).
Психолог говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись».
Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки.
Педагог, поочередно глядя на каждого ребенка, продолжает: «И <Таня> здесь ... И <Саша> здесь ... И <Люба> здесь...».
Дети вслед за ним повторяют: «И <Таня> здесь...».
Затем психолог говорит: «Все здесь!»
Участники встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь!»
После этого медленно опуская руки, садятся на корточки.
Давайте поздороваемся
Содержание.Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — дети здороваются за руку;
2 хлопка - касаются друг друга плечиками;
3 хлопка - касаются спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Я такой
Содержание.Дети образуют большой круг. Каждый участник поочередно входит в центр и называет свое имя, затем возвращается на место.
Все дети, идя в центр круга, повторяют его имя и манеру двигаться (3 раза). Ребенок, имя которого называется, наблюдает за этим стоя на месте.
Первым войти в центр круга рекомендуется психологу.
Хлопок по спине
Содержание. Дети садятся в круг, повернувшись лицом к сидящему слева и глядя ему в спину.
Ведущий хлопает по спине сидящего впереди него, а тот, в свою очередь, передает хлопок следующему участнику.
Таким образом игра продолжается по кругу.
Детям следует сидеть спокойно, сосредоточившись на «сообщении», передаваемом по кругу. Рекомендуется предложить детям поиграть с закрытыми глазами. Можно передавать по кругу определенное число хлопков.
Это я, узнай меня
Содержание.Дети сидят на ковре. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры.
Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня».
Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся.
В роли водящего должен побывать каждый ребенок.
Доброе животное
Содержание.Все встают в круг и берутся за руки.
Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад».
Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».
Зеркало
Содержание.Дети встают в круг.
Водящий входит в центр круга. Он показывает различные движения, а остальные участники («зеркало») копируют увиденное.
Затем водящий меняется, упражнение продолжается.
В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Упражнение может выполняться в парах.
Липучки
Оборудование.Магнитофон, аудиозапись веселой музыки.
Содержание. Выбираются двое водящих - «липучки». Они, держась за руки, пытаются поймать остальных детей. При этом «липучки» произносят (напевают): «Я - липучка-приставучка, я хочу тебя поймать».
Каждого пойманного ребенка «липучки», взяв за руки, присоединяют к своей компании.
Когда все участники станут «липучками», психолог включает аудиозапись веселой музыки.
Дети танцуют и напевают: «Мы - липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».
Пока дети не освоят игру, в роли водящего выступает психолог.
Лягушки
Оборудование.Подушечки-думочки.
Содержание. Дети сидят на маленьких подушечках-думочках.
По сигналу психолога они начинают передвигаться на подушечках по ковру, хором произнося:
А лягушечки с утра Съесть хотели комара.
Далее психолог говорит:
Комары все улетели,
И лягушки их не съели.
Дети встают с подушек и, взявшись за руки, пляшут и напевают:
Тара-pa, тара-ра, Веселиться всем пора.
Дракон кусает свой хвост
Содержание.Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников.
Первый ребенок - «голова дракона», последний -«кончик хвоста».
«Голова» должна дотронуться до «кончика хвоста». «Тело дракона» неразрывно.
Как только «голова» схватит «хвост», первый участник встает в конец колонны.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Добрый медвежонок
Содержание.Дети встают в колонну.
Психолог просит детей погладить впередистоящих участников по голове, по плечам, по спине, по рукам.
Затем детям предлагается положить руки на талию (на плечи) впередистоящих и представить, что все они превратились в одного маленького доброго медвежонка.
«Медвежонка» просят подышать, походить по комнате, присесть, встать и т.п.
Гусеница
Оборудование.Воздушные шары или мячи.
Содержание. Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников, зажимают воздушный шар или мяч между животом одного играющего и спиной другого.
Психолог предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую гусеницу.
«Гусеницу» просят походить по комнате, огибая! препятствия (стулья, мягкие игрушки и т.п.).
Участник, стоящий во главе колонны, держит шар (мяч) на вытянутых руках.
.
Улитка
Оборудование.Картинки с изображением улитки и лягушки.
Содержание.Психолог показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет, почему улитка боится лягушки, что делает улитка в момент опасности.
Затем дети встают в колонну, кладут руки на талию впередистоящих участников.
Психолог предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую улитку.
По команде психолога «Лягушка!» - «улитка» закручивается в спираль и замирает без движения.
По команде «Лягушка ускакала» - дети, не расцепляя рук, движутся по комнате и хором произносят: Вновь гулять улитка хочет, Радуется и хохочет.
Игра повторяется несколько раз.
Вначале во главе колонны может встать психолог.
Психологическая лепка
Оборудование.Картинки с изображением морской звезды.
Содержание.Психолог говорит: «Ребята, сейчас мы будем «лепить» одну большую общую фигуру: морскую звезду - вот такую. (Показывает картинку с изображением морской звезды.) Ложитесь на ковер. «Лепите» морскую звезду, «оживляйте» ее - медленно и плавно двигайтесь все вместе».
Можно предложить детям «лепить» и «оживлять» машину, бабочку, осьминога и т.п.
Волшебный круг
Содержание.Дети встают в круг. По команде психолога и под счет участники «превращают» круг в квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб.
Постепенно следует увеличивать скорость выполнения упражнения.
Кенгуру
Содержание.Дети разделяются на пары.
Один из детей, входящих в пару - «кенгуру», - стоит, второй — «кенгуренок» - сначала встает к нему спиной, а затем приседает.
Дети берутся за руки и движутся в таком положении до указанного места (до стены, до окна и т.п.).
Затем дети меняются ролями, игра повторяется.
Пугливый ежик
Содержание.Дети разделяются на пары.
Один из детей, входящих в пару, сворачивается в клубочек, изображая ежика. Другой должен его развернуть, не используя при этом силовые приемы, щекотку, уговаривание словами.
Упражнение считается выполненным, если «ежик» производит непроизвольные движения, т.е. если есть реакция на действия партнера.
Пластилиновая кукла
Содержание.Дети разделяются на пары.
Один из детей, входящих в пару, будет «скульптором», другой - «пластилином». «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.
Затем дети меняются ролями, упражнение повторяется.
После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось быть: скульптором или пластилиновой куклой? Почему? Удобно ли было кукле находиться в той позе, которую придумал для нее скульптор? Почему?» и т.д.