Проблемы и задания
Теоретическая часть. Конфликт, его основы, структура, динамика. Эскалация конфликта и его завершение.
Практически-прикладная часть.
1. Исследование основ, факторов и проявлений конфликтности индивида, личности:
- психогенная конфликтность;
- ситуативная конфликтность;
- конфликтность поведения, общения и взаимодействия;
2. Осуществление экспертизы конфликтов:
- личностного уровня;
- уровня малой группы и референтных;
- групповых и межгрупповых;
- внешнемотивированных.
5. Деловая игра «Полемика». Спор, дискуссия, полемика в общении.
Деловая игра проводится в форме отработки кейс-заданий заранее выделенными малыми группами в составе 3 - 4 студентов. Впоследствии руководители групп докладывают замысел и проводят апробацию решений по своей проблеме, для чего привлекается вся учебная группа, часть студентов, либо группа выступает активным «фоном» спора. Кроме того, выделяется экспертная группа, подводящая квалифицированные итоги.
Примечание: проблематика кейс-заданий может меняться, в зависимости от актуальности, профессионального интереса группы и иных параметров обучения.
Кейс-задание 1 «Налоги».Обсуждение проблемы налогообложения.В России принята плоскостная шкала налогообложения, по которой все участники гражданских правоотношений выплачивают 13 % от всех видов доходов, вне зависимости от их суммы. Такой подход постоянно вызывает достаточно противоречивое отношение к нему со стороны предпринимателей и населения.
Подготовить и провести обсуждение проблемы, с представлением альтернативных мнений и аргументов сторонников и противников подобной политики в сфере налогообложения.
Кейс-задание 2. Принципиальный спор «Жилищная реформа».В Российской Федерации продолжается жилищная реформа, связанная с приватизацией жилья, разгосударствлением системы коммунального обслуживания, формированием товариществ собственников жилья и переходом к накопительной системе проведения капитального ремонта домов, с участием населения. Реформа продолжается достаточно длительное время, и пока результаты ее противоречивые, начиная от самой приватизации и заканчивая отношениями с руководством ТСЖ и управляющими компаниями. Особое беспокойство вызывает тенденция к коррупционным проявлениям в этой сфере.
Подготовить и провести полемику по указанному кругу проблем.
Кейс-задание 3. Полемика «История и память».Принципиальный спор-полемика по поводу ценностей. 7 ноября 2012 года исполнилось 95 лет со дня Великой Октябрьской революции. Это событие по прошествии целой эпохи, с ним непосредственно связанной и сказавшейся на судьбах практически всех россиян и людей бывшего СССР, воспринимается неоднозначно: от безоговорочного принятия и сожаления в связи с прекращением исторического развития в данном направлении, сохранения ценностей и памяти; до неприятия и утверждения, что «ничего исторического на деле не было» или «семидесятилетнего пути в никуда» и пожелания устранить «историческую ошибку».
Разбить выделенную группу на сторонников, противников и представителей «третьей стороны». Провести полемику. Попытаться свести воедино оценки и выработать компромиссное решение.
Кейс-задание 4. Дискуссия по поводу внешнего «раздражителя». В США в ноябре 2012 года завершились очередные выборы президента страны. На них победил кандидат от демократов, действующий президент. Другой кандидат проиграл незначительно. Разделить группуна сторонников перемен, в том числе и в связи с несостоявшимся избранием, конкурента победившего президента, усиления роли государства; и сторонников сохранения курса США в ходе второго президентского срока действующего президента. Что хорошего и что плохого для России в том и во втором вариантах?
Выделить группу, разбив ее на сторонников действующего президента и. Провести дискуссию, свести воедино позиции и выработать компромиссное решение, либо ограничиться аргументацией и фактом самой дискуссии.
Кейс-задание 5. «Спор «фанатов». Футбол в России в настоящее время построен по «стандартам» европейского, для которого нормой является привлечение иностранных легионеров, футболистов и тренеров и следование законам бизнеса. Болельщики, в прежнем привычном для старших поколений россиян значении, заменяются клубами «фанатов», группами поддержки, а сам футбол становится не формой привлечения к здоровому образу жизни, а зрелищем, шоу. Однако при этом, в отличие от западных образцов, спонсирование футбольных команд в России ведется при активном участии государства и его должностных лиц, с использованием «административного ресурса» по отношению к крупному и среднему бизнесу для выделения ими необходимых средств на трансферты и содержание игроков и тренеров. В итоге «игра миллионов» превращается в разновидность предпринимательства, со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе и коррупционного оттенка. Что для нас важно: и дальше втягиваться в «мировой футбол» с его покупкой игроков и тренеров и следованием «законам жанра», или все же налаживать собственную тренерскую и спортивную работу, особенно в преддверии проведения чемпионата Европы в своей стране и необходимости создания сборной из россиян?
Провести спор, приведя его к одному или сходному мнению. Активная группа «задает» направленность и темп спора, в котором участвует вся учебная группа.
6. Деловая игра-практикум. «Воздействие». Технологии эффективного воздействия в общении
Практикум проводится в интерактивной форме. Студенты выбирают кейс-задания и в течение определенного времени готовят альтернативные варианты технологического обеспечения эффективного воздействия, открытого или скрытого характера. При этом используются социокультурные, нормативные, процедурные, психологические методы воздействия, применяются технологии рекламистики и брендинга, приемы и средства системы «паблик-рилейшнз», внушение, кодирование, методы управляемого поведения, психоанализа и другие.
Обязательное условие: соотнесение предложенных форм и приемов воздействия с правом. Для этого выделяются малые группы или подготовленные студенты. Они участвуют в работе основной группы по типу супервизии, присутствуют на всех этапах выбора и отработки технологий и выводят суждение в форме арбитража или консалтинга.
Примечание: проблематика кейс-заданий и позиций может меняться, в зависимости от актуальности, профессионального интереса группы и иных параметров обучения.
Кейс-задание 1. В России наблюдается тенденция изменения правового и экономического статуса собственников жилья, покупающих его по системе ипотечного кредитования. Напомним, что при такой системе, кажем, группа компаний «Мортон» представляет жилье в ипотечный кредит, когда средства выделяет банк «ВТБ-24». Семья заселяется в приобретаемое жилье и выплачивает кредит в течение длительного срока, с соответствующими процентами. До окончательного расчета квартира остается собственностью банка, и при несвоевременной уплате взносов может быть отчуждена от проживающих в ней. В настоящее время банк заключает с будущим собственником договор залога,расширяющий права последнего, однако обязывающий его платить планируемый государством к введению с 2013 года достаточно внушительный налог на собственность, вместо банка.Таким образом, объем платежей увеличивается, хотя риски, связанные с ипотекой, и прежние платежи остаются. Ситуация неоднозначно может быть воспринята населением и, в особенности, - потенциальными собственниками жилья.
Позиция А. Сформулировать рекламную кампанию банка «ВТБ-24» по сохранению своей привлекательности и привлечению к ипотеке новых покупателей жилья, в рамках системы «Паблик-рилейшнз».
Позиция Б. Выработать приемы и способы обеспечения поддержки населением вводимого государством налога. Предложения осуществить в форме рекламистики.
Позиция В. Отработать технологии скрытого воздействия для обеспечения внутренне устойчивого психического состояния граждан, осознающих неизбежные потери и риски.
Кейс-задание 2.Ноябрь 2012 года для России ознаменовался коррупционными скандалами, связанными с реформой Вооруженных Сил, введением системы «ГЛОНАСС», строительством объектов к саммиту осени 2012 во Владивостоке. Стране нанесен колоссальный материальный и моральный ущерб. Очевидно, что выявленные факты являют собой только верхушку «айсберга» и не отражают истинный уровень коррупции. Кроме того, в общественном мнении может измениться отношение не только к государству и власти, но и к самим преобразованиям экономического, социального и политического свойства. К чести государства, проведены кадровые санкции, начаты расследования. Работа продолжается.
Позиция 1. Вам предстоит задача сохранить позитивное отношение населения и доверие к государству и власти в этой далеко не простой обстановке. Разработайте технологии имиджмейкерства для обеспечения поддержки гражданами мер государства и сохранения потенциала реформ.
Позиция 2. Выработать предложения по нормативному и процедурному воздействиюна представителей власти и государства, чиновников для предотвращения новых попыток и случаев коррупции в системе государственного управления.