Как метод изучения внутреннего мира человека — его субъективной
реальности: мыслей, чувств, отношений, эмоций, воспоминаний, пе-
Реживаний — дает возможность проследить рост личности в процессе
Развития сознания. По мере перехода от понимания знания как соот-
Ветствия объективной реальности к пониманию знания как социаль-
Ного конструирования реальности исследовательское интервью, осно-
Ванное на беседе и взаимодействии, будет занимать все более
Привилегированные позиции.
Единственный способ понять другого человека при вербальном
Общении — это его выслушать. Способом получения обратной связи
является или вопрос, или вербализация [3, с. 47].
Ф у н к ц и и в о п р о с а:
- Уточнение информации.
- Получение новой информации.
- Управление беседой, введение ее в определенное русло.
- Убеждение — заставить принять свою точку зрения.
Ф у н к ц и и в е р б а л и з а ц и и:
- Уточнение тезиса.
- Возможность выиграть время.
- Установление обратной связи («я хочу тебя понять»), не ухо-
Дить в сторону.
- Управление беседой.
- Убеждение в точке зрения собеседника.
Существует так называемая рефлексивная вербализация, которая
Относится к разновидностям вербализаций, чье назначение — усиле-
Ние эмоционально-смыслового резонанса высказываний клиента.
Рефлексивная вербализация предполагает повтор слов собеседника
Своими словами (максимально дословно), подчеркивание актуального
Состояния — его озабоченности проблемой выбора. При этом интер-
Претация должна быть как можно короче.
Тема 5
Применение клиентцентрированного подхода
В психологическом консультировании
Основатель подхода
К. Роджерс (8.01.1902 — 1987).
Родился в Оук-парке (штат Иллинойс США) в состоятельной религи-
Озной семье. Почти 12 лет работал в Рочестере (под Нью-Йорком) в Центре
Для трудновоспитуемых детей и подростков — именно здесь отказался от
директивного подхода. В этот период написал книгу «Клиническая работа с
проблемным ребенком» (1939). Книга принесла автору известность и долж-
ность профессора психологии в университете Огайо. Издал книгу «Кон-
сультации и психотерапия» (1942). В 1957 г. возглавил созданный им Кон-
сультативный центр (г. Чикаго). «Терапия, центрированная на клиенте»
(1951) — его основная работа. В 1957 г. перешел в Висконсинский универ-
Ситет в Медисоне, где читал психиатрию и психологию. С 1963 г. работал
Во вновь основанном Западном институте поведенческих наук (г. Ла-Иолла,
Штат Калифорния), где организовал Центр по изучению личности. Изучал
Биологию, историю, религию.
Основные положения
Направляющей силой в психотерапевтическом процессе дол-
Жен быть не терапевт, а сам клиент (это положение критиковалось).
Личность как разворачивающийся гештальт.
Интеллектуальные предшественники:
А) Экзистенциальная философия (Мартин Бубер, Серен Кьеркегор).
Б) Восточная философия (Дзен-Буддизм, Лао Цзы).
В) Влияние особенностей американской культуры.
1. Поле опыта — с помощью своего поля опыта люди очерчи-
Вают себя. Поле опыта — это то, что потенциально доступно сознава-
Нию, что происходит внутри человека в любой момент его жизни.
2. Самость -— находится в поле опыта, не есть неизменная сущ-
ность, но в каждый данный момент она устойчива, то есть мы «замо-
раживаем» фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его (стоп-кадр). Это
Организованный, связанный гештальт, постоянно находящийся в про-
Цессе формирования по мере изменения ситуации, то есть непрерыв-
Ный процесс осознания. Самость — взгляд на себя на основе прошло-
Го опыта, настоящего и будущего.
3. Идеальная самость — наибольшая ценность, представление
О себе как об идеале. Степень различия идеальной самости с реальной
Самостью определяет степень дискомфорта личности, препятствует
Росту, так как может вызвать невротические состояния. Принятие се-
Бя таким, какой ты есть (действительно являешься), является призна-
Ком душевного здоровья. Идеальная самость может быть двигателем