Тема 7. Основные закономерности развития подростка
Семинар 7.
Цель:сравнить и обобщить представления о психическом развитии младшего школьника и подростка; проанализировать и закрепить знания о психологии отрочества.
1.Проблема «кризиса» подросткового возраста и задачи развития в подростковом возрасте.
2.Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте как «источник» возникновения важнейших новообразований.
3.Интеллектуальные, личностные новообразования подросткового возраста
4.Самосознание как важнейшее новообразование подросткового возраста.
5.Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.
6.Отношения со сверстниками и взрослыми.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис В 2 ч. – М., 1980. Ч.1 – С. 138-142.
2. Цукерман Г.А. Десяти - двенадцатилетние школьники: ничья земля в возрастной психологии. // Вопросы. психологии. 1998. – № 2. – С. 17-31.
2. Составьте аннотации следующих работ:
1. Байард Р., Байард Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М., 1967.
3. Мир детства: Подросток. / Под ред. Хрипковой А.Г. – М., 1989.
3. Подготовьте доклады по темам:
1. Понятие взросления и его культурно-исторические аспекты.
2. Роль и значение самопознания в подростковом возрасте.
Контрольные вопросы:
1. Назовите ВВД и новообразования подросткового возраста
2. Сравните учебную деятельность младших школьников и подростков.
3. Дайте характеристику межличностным отношениям подростков со сверстниками и взрослыми.
Литература:
1.Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В.Петровского. – М. 1979. Гл 5.
2.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания младшего школьника. – М., 1976. – С. 81-117.
3.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М. 1994. Кн. 2. Разд. 2, Гл. 7, 12, 14
4.Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.– С. 275-287.
5.Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной – . М., 1991, Ч. 2: гл. 3, 4. Ч. 3.
Тема 8 Психологические особенности в юношеском возрасте
Семинар 8
Цель:сравнить особенности психического развития подросткового и юношеского возраста; систематизировать, обобщить и закрепить знания о ССР, ВВД и новообразованиях всех ранее изученных возрастов.
1.«Порог взрослой жизни» как социальной ситуация развития в юности. Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте.
2.Специфика обучения и учебной деятельности в юношеском возрасте.
3.Профессиональное самоопределение.
4.Отношения со сверстниками и взрослыми.
5.Личностное и эмоционально-волевое развитие в юношеском возрасте.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Гаврилова Г.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста. // Вопросы психологии. 1984. № 1. – С. 152-157.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. Гл. 1. С. 5-29; Гл. 4. С. 59-84.
2. Составьте аннотации следующих работ:
1. Выготский Л.С. Педология подростка. // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982-1984. Т. 4.
2. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
3. Подготовьте доклады по темам:
1. Юность и юношество в исторической перспективе как общественное явление, имеющее свою субкультуру.
2. Юношеский максимализм как причина суицидального поведения.
3. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте.
4. Неформальные молодежные объединения.
Контрольные вопросы:
1. Назовите ВВД и новообразования юношеского возраста
2. Сравните учебную деятельность подростков и юношества.
3. Дайте характеристику межличностным отношениям юношества со сверстниками и взрослыми.
4. Перечислите особенности выбора профессии.
Литература:
1.Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М. 1979. гл. 6.
2.Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991, Ч. 2: гл. 5.
3.Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис: В 2 ч. – М., 1980.
Тема 9. Психология зрелых возрастов и старости
Семинар 9
Цель:обобщить, систематизировать и закрепить знания о возрастных особенностях человека; проанализировать и сравнить психологические особенности зрелого и старого возраста.
1.Молодость как начальный этап зрелости. Основные задачи развития.
2.Специфика самореализации в профессиональной деятельности.
3.Кризис середины жизни, его психологический смысл.
4.Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах.
5.Поздняя зрелость.
6.Биологические и социальные критерии и факторы старения.
7.Основные проблемы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность в пожилом возрасте. Жизненная мудрость.
8.Психологические особенности долгожителей.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1.Выготский Л.С. Дефект и компенсация. // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982-1984. Т. 5. –С. 34-48.
2.Ретер Д. Способность к обучению у взрослых. // Вопросы психологии. 1985. – № 1. – С. 57-66.
3.Степанова Е.И., Грановская Р.М. Микровозрастной подход к исследованию интеллекта взрослых. // Психол. журнал. 1980. № 5.
2. Составьте аннотации следующих работ:
1.Бисьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. – М., 1989.
2.Дыскин А.А., Решетюк А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. – М., 1988.
3. Подготовьте доклады по темам:
1. Периодизации развития взрослого и пожилого человека.
2. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения.
3. Отношение к смерти и философия жизни человека.
Контрольные вопросы:
1.Перечислите и дайте характеристику концепциям и теориям, рассматривающим развитие человека.
2.Дайте характеристику процесса старения.
3.Укажите основные задачи личностного развития в молодости, зрелости и старости.
4.Какие факторы профилактики старения вы знаете?
Литература:
1.Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования. // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 52-60..
2.Грегор О. Жить, не старея. – М., 1992. стр. 246-269.
3.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1983. – С. 377-389.
4.Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 1984. – С. 207-231.
Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. – М., 2002.
5.Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. – М., 1985.
6.Массен П., Конгер Дж., Коган Дж., Ривитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте. // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. – М., 1982. – С. 182-186.
7.Степанова Е.И. Человек: возраст, труд, образование. / Вопросы. психологии. 1986. № 1.