Теоретические основы нейропсихологии 9 страница
В основе этой новой тестовой батареи лежат не только Луриевские представления, но и опыт 25 лет собственных исследований. Батарея позволяет получить не только количественные данные об этих важных ментальных факторах, но и формализовать использованные детьми стратегии, применяемые для решения задач, требующих планирования, Нейропсихологичес-кая батарея «Лурия—Небраска»; конечно, является наиболее известной попыткой создать психометрическую версию Луриевских методов. Она оказалась очень противоречивой и имела плохое начало, учитывая проблемы, связанные с ее дальнейшим развитием и, в частности, со стандартизацией. Возникла также проблема валидности. Ее факторная структура (фактор — не в Луриевском смысле) остается неясной. Примечательно, что многие публикации по поводу этой батареи содержат обсуждение различных интерпретаций отдельных ее проб, а не то, как надо использовать Луриевский клинико-теоретический подход к интерпретации всей батареи.
Другие, менее прямые тесты и пробы, основанные на Луриевских методах обследования, содержатся в батарее «Executive Interview—EXIT», которая является компиляцией заданий Луриевского типа для клинического обследования, а также в «Кауфма-новском тесте оценок интеллекта подростков и взрослых» (KAIT), который представляет собой альтернативный набор тестов на интеллект, произвольно основанный на теориях Кетелла/Хорна, Лурия и Пиаже. Батарея NEPSY или «Нейропсихологическое обследование детей» — это находящаяся в последней стадии подготовки батарея тестов нейропсихологи-ческого обследования детей, непосредственно основанная на трудах Лурия. Это будет первая формальная адаптация Луриевских идей оценки развития ребенка. Из этого перечня очевидно, что Луриевские методы оказали глубокое влияние на нейропсихологию Северной Америки.
Говоря о том, в каких именно областях нейропсихологии Луриевские концепции и методики оказали влияние на развитие нейропсихологии США и на взаимоотношения с другими подходами, принятыми в Северной Америке, нам следует кратко остановиться на истории развития и возможных перспективах нейропсихологии.
В нейропсихологии Северной Америки наблюдается переход от статического рассмотрения взаимоотношения «мозг—поведение» к более динамическому и контекстно-зависимому рассмотрению. На ранних стадиях развития нейропсихологии (между 1945 и 1960 гг.) предпринимались попытки более или менее статического связывания характеристик индивидуального выполнения проб с фиксированными, хорошо известными поражениями коры. Акцент тогда делался именно на поражении мозга, на его характеристиках и особенностях. С конца 1960-х до начала 1970-х гг. усилия были направлены на то, чтобы проанализировать и лучше понять природу психологических измерений, которые использовались для выяснения особенностей функционирования мозга. Это и есть так называемый этап когнитивной нейропсихологии. Конечно, Луриевские работы лежали в основе и предвосхитили следующую фазу в развитии нейропсихологии — фазу динамической нейропсихологии 80-х гг., где акцент делался на понимании и изучении динамики взаимодействия между неврологическими факторами и психологическими (когнитивными) процессами. Динамическая нейропсихология, так, как она предстает пред нами в Луриевских работах, рассматривает также и развитие мозга, развитие индивидуальных стратегий научения и выполнения действий и является, таким образом, в большей степени генетическим подходом, чем это было характерно для предыдущих этапов.
В настоящее время наблюдается также тяготение к новой, более экологической стадии в развитии нейропсихологии, при этом в Северной Америке делаются попытки разработать такие пробы, которые имеют прогностическую и экологическую валидность и которые рассматривают более явно те типы когнитивных трудностей, которые испытывают пациенты в реальной жизни, а не только в тестах. "Такая экологическая нейропсихология по необходимости должна быть динамической, функционально-ориентированной и иметь хорошо разработанный теоретический фундамент для того, чтобы объяснять и предсказывать соотношение между мозгом и поведением в реальных жизненных условиях. Возможно, некоторые из нас уже сегодня могут попытаться использовать Луриевское наследие на этом пути.
Позвольте мне кратко суммировать некоторые теоретические и методические различия между классическим Луриевским и классическим североамериканским подходами к нейропсихологии с той целью, чтобы обсудить, почему и как поднятые Лурия вопросы продолжают оказывать влияние на современную нейропсихологию. Луриевские теоретические положения не направлены только на клинику. В действительности многие из его исследований представляли собой попытки развить и синтезировать некоторую метатеорию психологических функций. Он был высоко образован в вопросах клинической неврологии, а также в психологии, и поэтому многие из его проб были ориентированы на качественный анализ процессов у пациентов. Уточнение симптома и идентификация нарушенных связей в функциональной системе являлись целями обследования. Напротив, североамериканская нейропсихология в большинстве своем берет начало в строгих психометрических и количественных традициях. В силу ее направленности на стандартизованные тесты и применение статистических методов акцент делался на групповых исследованиях аналитического характера. К сожалению, североамериканская нейропсихология в большинстве своем не стремится к более формальным или ориентированным на теорию концептуальным схемам, иными словами, предполагаемая априори теория или метатеория просто отсутствует.
Учитывая большую важность концепции Лурия в нейропсихологии, не удивительно, что Лурия продолжает и сейчас оказывать большое влияние на североамериканскую нейропсихологию. Наиболее значимая часть его наследия состоит в клинико-теоретическом подходе к пониманию проблемы «мозг—поведение». Некоторые его работы являются уникальными примерами применения нейропсихо-логического мышления в клинике. Даже те североамериканские нейропсихологи, кто традиционно ориентирован на психометрические методы, отдают себе отчет в преимуществах Луриевского подхода. Поэтому нет ничего удивительного в том, что много новых проб, создаваемых в нейропсихологии, по существу представляют собой попытки операци-онализовать Луриевские тесты для будущих поколений нейропсихологов. В этом отношении Лурия сыграл роль необходимого связующего звена между нейропсихологами разных стран и поколений.
Работы Лурия привлекают представителей новых поколений североамериканской нейропсихологии, и его подход способствует развитию основного клинико-теоретического направления не только в профессиональной североамериканской нейропсихологии, но и во всемирной нейропсихологии. Многочисленные продолжатели идут вслед за ним и экспериментально проверяют выдвинутые им теории и гипотезы.
Е.Д.Хомскля нейропсихологическая школа А.Р.ЛУРИЯ1
Вот уже 20 лет как ушел из жизни А.Р.Лурия (1902—1977). Время все расставило по своим местам. Оно, как известно, отсеивает истинные ценности от мнимых. Созданное А.Р.Лурия направление психологической науки — нейропсихология — выдержало испытание временем и сейчас, через 20 лет, по-прежнему принадлежит к одной из наиболее эврис-тичных, продуктивных наук о мозге. Эту высшую оценку нейропсихологической школы А.Р.Лурия дала и наша, и международная научная общественность, свидетельством чего являются переиздание трудов ученого на разных языках, публикация работ о нем как ученом и человеке, многочисленные конференции в разных странах, посвященные различным разделам Луриевской нейропсихологии. Одна из них — Международная конференция памяти А.Р.Лурия — недавно прошедшая в стенах Московского университета2.
А.Р.Лурия — основоположник отечественной нейропсихологии нового типа, не имеющей аналогов За рубежом. В отличие от западной нейропсихологии, которая в значительной степени «выросла» из медицины и до сих пор является своеобразной частью медицины — «высшей неврологией», изучающей психологические симптомы поражения мозга аналогично неврологическим симптомам и непосредственно сопоставляющей их с очагами поражения мозга, Луриевская нейропсихология берет свое начало в психологии, ее источником являются общепсихологические представления о структуре и строении психических функций3. Клиническая, медицинская «парадигма» западных нейропсихологи-ческих работ удерживает их в собственном русле, независимом от общепсихологических идей. В них отсутствует внутренняя теоретическая связь с психологическими концепциями, и это давняя традиция западной нейропсихологии. Другая традиция — непосредственное перенесение в клинику методов экспериментального исследования, разработанных для изучения здорового человека (в основном психометрических), и увлечение количественными, а не качественными аспектами изучаемых дефектов (т.е. примат математических, статистических методов над качественным анализом, на котором настаивал А.Р.Лурия).
Новизна и оригинальность Луриевской нейропсихологии в том, что она, будучи синтезом трех
1 Вопросы психологии. 1997, № 5, С.79—91, 94—96.
2 Международная конференция, посвященная 95-ле
тию со дня рождения А.Р.Лурия, состоялась 24—26 сен
тября 1997 г. в Москве, (см. I Международная конференция
памяти А.Р.Лурия. Сб. докладов / Под ред. Е.Д.Хомской,
Т.В.Ахутиной. М.: РПО, 1998; I Международная конферен
ция памяти А.Р.Лурия, 24—26 сентября 1997 г, Тезисы до
кладов. М.: РПО, 1997.
3 А.Р.Лурия был доктором и медицинских, и психологических наук, но считал себя прежде всего психологом, учеником и последователем Л.С.Выготского.
наук (психологии, медицины, физиологии), является прежде всего отраслью психологической науки, непосредственно связанной с общепсихологическими идеями А.Р.Лурия (как представителя школы Выготского—Леонтьева). Поэтому успехи Луриевской нейропсихологии в значительной степени связаны с адекватностью психологических идей, использованных А.Р.Лурия для изучения проблемы «мозг и психика».
Как известно, центральной проблемой нейропсихологии как одной из наук о мозге является проблема мозговой организации (локализации) психических функций. Ее решение зависит от понимания следующих вопросов:
—что такое психическая функция как психоло- "•
гическое явление?;
—что такое мозг как субстрат психических функ
ций, т.е. каковы принципы его организации?;
—как именно соотносятся психические функ
ции с мозговыми структурами, т.е. что именно «под
лежит» локализации и что именно надо понимать
под мозговыми механизмами психических функций?
А.Р.Лурия по-новому подошел к решению этих вопросов.
Высшая (т.е. прижизненно возникающая, опосредствованная, произвольно регулируемая) психическая функция представляет собой не «психическую способность» — целостное и неразложимое на составные части психологическое явление, а сложную форму психической деятельности, включающую в свой состав движущие мотивы, цели (программу), исполнительные звенья (действия и осуществляемые ими операции) и контролирующие механизмы. Это сложная психологическая система, состоящая из многих звеньев и характеризующаяся определенными параметрами (аспектами). Психическая функция не может сопоставляться с мозгом как единым целым.
Мозговые структуры, ответственные за реализацию психических функций, — высокодифференцированные образования, объединенные в различные взаимодействующие между собой системы, которые объединяют и корковые, и подкорковые уровни мозга. Мозг как субстрат психических процессов организован по системному принципу, вернее, по многим системным принципам: проекционным, ассоциативным, регуляторным и др. С определенными мозговыми структурами следует соотносить не психическую функцию как единое целое, а ее отдельные звенья, параметры (аспекты), реализация которых осуществляется с помощью соответствующих физиологических процессов.
Общие и локальные физиологические процессы (закономерности работы соответствующих нейронов) «ответственны» за различные аспекты психических функций и различные формы их нарушений при локальных поражениях мозга. Именно они и являются конкретными мозговыми механизмами высших психических функций.
Мозг как субстрат психических процессов участвует в реализации психических функций как сложное единое целое, состоящее из высокодифференцированных компонентов, организованных по системному принципу, где различные мозговые структуры и специфичные для них физиологические процессы «отвечают» за различные звенья (аспекты) функции.
Эти и другие положения вошли в сформулированную А.Р.Лурия теорию системной динамической локализации (мозговой организации) высших пси-хических функций человека (1962 и др.) — на современном этапе изучения проблемы наиболее эв-ристичную и продуктивную по сравнению с другими концепциями, объясняющими соотношение мозга и психики.
Как всякая хорошая теория, она успешно применяется на практике (для диагностики состояния мозга и его отдельных структур и восстановления нарушенных функций). Предложенные А.Р.Лурия методы нейропсихологической диагностики и восстановления психических функций, основанные на данной теории, пользуются большой популярностью во всем мире как одни из наиболее эффективных. Таким образом, Луриевская нейропсихология объединяет в себе высокий научный и практический потенциал, чем и объясняется ее признание у нас и за рубежом.
А.Р.Лурия — не только основоположник нейропсихологии нового типа, он создал отечественную нейропсихологическую школу — коллектив учеников, единомышленников, продолжающих разрабатывать его идеи.
Научная школа — особое, весьма ценное и сравнительно редкое явление в науке. Далеко не все крупные ученые оставили после себя научную школу, что объясняется, по-видимому, и объективной значимостью научных взглядов ученого, и его личными качествами. А.Р.Лурия сочетал в себе и высокий научный авторитет, и выдающиеся способности Учителя, воспитателя молодежи. Он трудился не в одиночку, а всегда с коллективом сотрудников-учеников. На протяжении почти 50 лет работы в области нейропсихологии он воспитал многих учеников; некоторые из них ушли в другие области психологии, но большинство сохранило верность нейропсихологическим интересам и составило Луриевскую нейропсихологическую школу. В эту школу входят не только отечественные, но и зарубежные ученые; учениками А.Р.Лурия считают себя такие известные ученые, как М.Коул, Н.Гольдберг (США), Ж.Дас (Канада), Л.Вайзкранц (Англия), А.Л.Кристен-сен (Дания), М.Климковский, М.Кочмарек (Польша), Э.Андриевска (Франция) и многие другие. Учениками А.Р.Лурия являются и многие нейропсихологи, работающие теперь в странах СНГ, учившиеся в свое время на факультете психологии МГУ или подготовившие под его руководством диссертации по нейропсихологической тематике. Можно дискутировать о степени принадлежности того или иного ученого к Луриевской нейропсихологической школе, однако, бесспорно, их объединяет признание высокого научного авторитета А.Р.Лурия и общее понимание основных проблем нейропсихологии и способов их решения.
В данной статье я ограничусь изложением результатов работы в постлуриевский период тех представителей нейропсихологической школы Лурия, которые работают в МГУ и связанных с ним учреждениях. Их можно рассматривать в качестве «ядра» школы. Эта группа состоит из «первых» учеников А.Р.Лурия, работавших непосредственно под его руководством, и учеников его учеников (т.е. второй и третьей генерации нейропси-хологов Луриевской школы). В основном это сотрудники кафедры нейро- и патопсихологии и лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ, а также нейропсихологи, работающие в контакте с ними в различных медицинских учреждениях Москвы (Институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко, Клинике нервных болезней ММА им. И.М.Сеченова, Институте неврологии ПАМН, НИИ психиатрии. Центре психического здоровья МЗ РФ, Центре патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН) и др.). Работы петербугских представителей нейропсихологической школы А.Р.Лурия, несмотря на их тесные контакты с московскими нейропсихологами, не вошли в данную статью (как и работы нейропсихологов других городов России), что ни в коем случае не умаляет их значимости. Направления работы московской группы в целом отражают основные тенденции развития Луриевской нейропсихологической школы, наблюдаемые в других городах России и отчасти за рубежом. Деятельность московских представителей Луриевской нейропсихологической школы за период 1977—1997 гг. протекала в следующих основных направлениях: научном, методическом, практическом и учебно-педагогическом.
научная работа
Научно-исследовательская работа подразделялась на следующие разделы:
—теоретические исследования в области ней
ропсихологии;
—работа в области клинической и эксперимен
тальной нейропсихологии;
—исследования в области реабилитационной
нейропсихологии.
Разработка теоретических проблем нейропсихологии была посвящена анализу методологических основ Луриевской нейропсихологии, ее связи с естественнонаучными традициями отечественной психологии, физиологии, философии; с психологическими воззрениями Л.С.Выготского и его школы. Они были посвящены анализу ее истории и места в системе наук; оценке вклада нейропсихологии в решение общепсихологических проблем, в частности — в проблему деятельности; анализу понятийного аппарата Луриевской нейропсихологии (таких понятий, как «фактор», «системность», «уровневая организация функций», «блоки мозга» и др.). Помимо этого в рассматриваемый период были подготовлены к печати и отредактированы рукописи А.Р.Лурия, не опубликованные при его жизни: «Язык и сознание» (1979), «Этапы пройденного пути. Научная автобиография» (1982). Была опубликована также первая на русском языке научная биография А.Р.Лурия, где в хронологическом порядке изложены основные научные достижения А.Р.Лурия и дан анализ его вклада в различные области психологической науки: общую, детскую психологию, дефектологию, нейропсихологию, психофизиологию (Е.Д.Хамская, 1992). Таким образом, за годы, прошедшие после кончины А.Р.Лурия, продолжалось теоретическое осмысление методологического, теоретического, понятийного аспектов Луриевской нейропсихологии, ее отличия от западных нейро-психологических школ, проводился анализ жизненного пути А.Р.Лурия, биографии его идей.
Разработка проблем клинической нейропсихологии (или синдромологии) велась в нескольких направлениях.
Продолжалось изучение нейропсихологических синдромов в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, проводилось сопоставление левосторонних и правосторонних синдромов, изучались их динамика, различия синдромов у праворуких и леворуких испытуемых (Н.А.Филиппычеваидр., 1982; Л.И.Московичюте, 1995 и др.). Анализировались нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении межполушарного взаимодействия вследствие поражения комиссур — мозолистого тела и др. Многие работы по данной тематйке опубликованы в сборнике «Нейропсихоло-гический анализ межполушарной асимметрии мозга» (1986).
Продолжалось изучение нейропсихологических синдромов, наблюдаемых при поражении глубоких подкорковых структур левого и правого полушарий; выяснялось отличие «подкорковых» синдромов от «корковых»; роль различных подкорковых образований в возникновении вербальных и невербальных нейропсихологических симптомов. Сопоставлялись клинические, нейропсихологические и компьютерные данные. Результаты исследования обобщены в монографии Н.Н.Корсаковой, Л.И.Московичюте «Подкорковые структуры мозга и психические процессы» (1985).
Продолжалось изучение нейропсихологических синдромов травматического и сосудистого генеза. Выяснялись их специфика, отличие опухолевых синдромов, особенности динамики на разных стадиях восстановления психических функций. Нейропсихологические синдромы травматического и сосудистого генеза описаны в учебном пособии Н.Н.Корсаковой, Л.И.Московичюте «Клиническая нейропсихология» (1988).
Интенсивно разрабатывалось новое направление клинической нейропсихологии — детская нейропсихология (или нейропсихология детского возраста). Проводилось исследование детей с трудностями в обучении. Причины школьной неуспеваемости анализировались с позиций нейропсихологии (Э.Г.Си-мерницкая, 1985; Т.В.Ахутина, А.В.Семенович, А.А.Цыганок, 1995 и др.). На основе нейропсихоло-гического анализа создавались методические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости.
Началось формирование геронто-нейропсихо-логии (или нейропсихологии позднего возраста). Изучались нейропсихологические синдромы, возникающие при различных поражениях мозга: болезнях Паркинсона, Альцгеймера, дисциркуляторной энцефалопатии и др. Сопоставлялись симптомы нарушения высших психических функций, характерные для нормального и патологического старения. Предложены нейропсихологические критерии деменции в старческом возрасте и методы ее диагностики (Н.К.Корсакова, 1996 и др.).
Началось формирование новой отрасли клинической нейропсихологии, связанной с изучением влияния вредных экологических факторов на состояние ЦНС. На материале Чернобыльской аварии изучалось влияние малых доз радиационного воздействия на функции головного мозга. Описывались нейропсихологические синдромы, типичные для «чернобыльской болезни» (Е.Д.Хамская, 1996 и др.).
Разрабатывалось психофармакологическое направление клинической нейропсихологии, С помощью нейропсихологических методов исследовалось изменение нейропсихологических синдромов, их структуры под влиянием различных фармакоагентов в процессе лечения. Оценивалось влияние фармакологических веществ на различные мозговые структуры (О.А.Кроткова, Т.А.Карасева, 1986;Е.Д.Хомская, 1995 и др.).
Таким образом, в клинической нейропсихологии в постлуриевский период наряду с традиционными работами, посвященными изучению нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга (преимущественно левого полушария у взрослых пациентов), разрабатывались новые направления исследований, связанные с межполушарными различиями синдромов, с нарушениями межполушарного взаимодействия, с влиянием на характер нейропсихологических синдромов таких факторов, как возраст больного, генез заболевания, фармаколечение и др.
Иными словами, существенно расширилась сфера интересов клинической нейропсихологии. Однако во всех случаях основу клинико-нейропсихоло-гических работ составляли Луриевские принципы синдромного анализа психических функций, направленного на поиск радикала, определяющего характер синдрома (нейропсихологического фактора). Описания различных синдромов представлены в сборниках «Функции лобных долей мозга» (1982), «А.Р.Лурия и современная психология» (1982), «Нейропсихология сегодня» (1995).
В постлуриевский период разрабатывались различные проблемы экспериментальной нейропсихологии, основной задачей которой является изучение психологических и мозговых механизмов нарушений различных психических функций (у взрослых и детей). Изучались когнитивные, двигательные функции и эмоционально-личностная сфера.
Продолжался нейропсихологический анализ гностических процессов: зрительного (предметного, цветового), тактильного, пространственного гнози-са, восприятия времени у больных с локальными поражениями мозга. Описывались латеральные различия гностических процессов, нарушения различных уровней их организации, в частности речевого. Оценивалась роль лобных долей мозга в гностической деятельности. Изучались особенности движений глаз при нарушениях чтения у больных с поражением теменно-затылочных отделов левого и правого полушарий головного мозга (Т.В.Тимофеева, А.Д.Владимиров, 1986 и др.).
Продолжалось изучение нейропсихологии памяти (т.е. мозговой организации различных мнестических функций), начатое под руководством А.Р.Лурия. Оценивалась роль левого и правого полушарий мозга в обеспечении различных форм и параметров мнестической деятельности (Л.И.Московичюте, 1995). Изучались мозговая организация вербальной памяти (Ю.В.Микадзе, 1986 и др.), семантическая организация памяти и виды ее нарушений при локальных поражениях мозга (Ю.В.Микадзе, 1986; Н.К.Корсакова, Ю.В.Микадзе, 1982). Исследовались нарушения различных модально-специфических форм памяти: звуковой (Н.В.Гребенникова, А.Д.Владимиров, 1989), цветовой, тактильной, пространственной и др. Анализировалась специфика нарушений мнестических функций в онтогенезе; изучались особенности нарушений памяти при «чернобыльской болезни» с первичной диэнцефальной симптоматикой (Е.Д.Хомская, 1992 и др.).
Продолжалось экспериментальное изучение мозговой организации интеллектуальных процессов. Анализировались структурные и динамические аспекты интеллектуальной деятельности, их связь с латерали-зацией очага поражения; особенности семантических связей при поражении лобных долей мозга, их устойчивость, избирательность; интеллектуальные нарушения при различных формах афазии; мозговая организация вербального и невербального интеллекта у больных с поражением корковых и подкорковых мозговых структур (Л.С.Цветкова, 1996 и др.).
Продолжалось изучение мозговой организации речевых процессов в контексте проблем афазиоло-гии и нейролингвистики. Анализировались грамматические нарушения речи при разных формах афазии,
различные формы экспрессивного иимпрессивного аграмматизма, оценивалась роль грамматики в пони-Мании речи. Проводилось нейролингвистическое исследование афазий. Изучались механизмы порождения речи, проводился лингвистический анализ синтаксиса. Исследовались изменения лексикона при корковой и подкорковой патологии речи мозга при афазии, особенности межполушарного взаимодействия в речевых процессах при билингвизме, особенности личности больного с речевыми нарушениями в контексте проблем межполушарной асимметрии мозга (Т.В.Ахутина, 1989; Б.С.Котик, 1989; Ж.М.Глозман, 1996;Л.С.Цветкова, Ж.М.Глозман, 1978 и др.).
Проводилось экспериментальное изучение мозговой организации эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. Анализировались проявления эмоциональных состояний в когнитивных процессах (памяти, мышления, восприятия), изучались особенности нарушений эмоциональной сферы при локальных поражениях мозга, связанные с латерали-зацией очага поражения, роль левого и правого полушарий в реализации эмоций разного знака. Уточнялась роль лобных долей в обеспечении эмоционально-личностных явлений (Н.Н.Привсыова, Е.Д.Хомская, 1995). Изучалась скорость восприятия базальных эмоций, отличия в восприятии эмоциональных и нейтральных стимулов (Н.Я.Батова, 1985). Исследовались особенности личности, проявляющиеся в нарушениях общения (Е.Д.Хомская, Н.Я.Батова, 1992), особенности невербальной коммуникации у больных с афазией (Ж.М.Глозман, 1987). Оценивались нарушения эмоционального развития детей с разными формами дизон-тогенеза (В.В.Лебединский, 1985 и др.).
Продолжалось экспериментальное изучение мозговых механизмов произвольной регуляции различных психических функций (двигательных и когнитивных) на материале больных с локальными поражениями мозга. Определялись роль передних и задних отделов мозга в произвольной регуляции саккадических движений глаз, межполушарные различия произвольной регуляции движений рук, связанные с модальностью стимула (А.Д.Владимиров, Т.В.Тимофеева, 1986). Оценивались возможности произвольного контроля движений правой и левой рук в норме и у пациентов с «чернобыльской болезнью». Экспериментально доказано существование латеральных различий механизмов произвольного контроля двигательных реакций в норме и их ослабление у таких пациентов. Изучались возможности выполнения серийных произвольных движений у детей с трудностями обучения. С помощью метода сопоставления серийных интеллектуальных операций в оптимальном и максимально быстром темпе изучалась произвольная регуляция интеллектуальной деятельности в норме и у больных с поражениями левого и правого полушарий мозга (Е.В.Ениколопо-ва, 1992 и др.).
Продолжалось изучение психофизиологических механизмов нарушений когнитивных, двигательных и эмоциональных процессов у больных с локальными поражениями мозга. Были сформулированы основные задачи психофизиологии локальных поражений головного мозга, ее место в системе психофизиологических дисциплин (Е.Д.Хомская, 1978). С помощью методов пространственной синхронизации биопотенциалов проведена оценка структуры функциональных состояний мозга при различных типах когнитивных процессов, проанализирована пространственная синхронизация биопотенциалов в норме и у больных с локальными поражениями мозга. Методом вызванных потенциалов показаны корреляты произвольных движений в норме и у больных с локальными поражениями мозга. Проведено ЭЭГ-изучение лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (Е.Д.Хомская и др., 1992). Результаты психофизиологических исследований в клинике локальных поражений головного мозга представлены в сборниках «Проблемы нейропсихологии» (1977), «Функции лобных долей мозга» (1982) и др.
Разрабатывалось новое направление экспериментальной нейропсихологии — нейропсихология индивидуальных различий, основной задачей которого является изучение психических процессов и состояний у здоровых лиц с позиций нейропсихологии. Дано теоретическое обоснование возможности нейропсихо-логического подхода к типологии через использование типа межполушарной организации мозга (т.е. интегрального модально-специфического фактора, отражающего мозговую организацию анализаторных систем) в качестве основы нейропсихологической типологии нормы. Разработана классификация типов межполушарной организации в норме. Проведено экспериментальное исследование распределения типов межполушарной асимметрии в разных выборках (студенты МГУ, студенты Консерватории, технический персонал). Показана связь особенностей протекания различных психических функций (когнитивных, двигательных) и эмоциональных состояний с типами межполушарной организации мозга. Показана зависимость механизмов адаптации («внутренней картины здоровья») от типа межполушарной организации мозга. Результаты исследования нормы были обобщены в коллективной монографии Е.Д.Хомской и др. «Нейропсихология индивидуальных различий» (1997).