Как самолюбие заставляет действовать

Боль неудовлетворенности заставляет выходить в мир и действовать. Нужно выйти из зоны комфорта, и даже из зоны безопасности, и шагнуть в свои страхи.

Да, выход из зоны безопасности – это эмоциональная боль, это страх, это вход в состояние неопределенности и падения с доверием. Поэтому рост почти всегда происходит через кризис. Самая темная часть ночи – перед рассветом.

Как это происходит в жизни? Актер Брэд Питт приехал за своей мечтой в Лос-Анджелес с 325 долларами. Сначала ему пришлось работать зазывалой в ресторане и развозить проституток по клиентам. Теперь у него многомиллионные счета. Сильвестр Сталлоне чистил лошадей, пока на экраны не вышел «Рокки», после чего за каждую роль получал десятки миллионов. Владимира Высоцкого в течение года не брали ни в одну постановку, и он выживал благодаря жене. Через несколько лет в СССР было только три человека, кому было разрешено ездить на иномарках. Это Брежнев, шахматист Анатолий Карпов, а также актер, поэт и исполнитель песен Владимир Высоцкий. Другой русский мальчик (свое настоящее имя он не называет) любил путешествовать и с деньгами расставался легко. Жил на пляже, работал грузчиком и палубным матросом на либерийском судне, где подвергался издевательствам со стороны негров. Сегодня он долларовый миллиардер и живет во Франции. Царица Клеопатра юной девушкой пробралась в покои Юлия Цезаря, отдыхавшего в ее будущем дворце, чтобы стать его любовницей и заручиться поддержкой в борьбе за царский трон. Если бы ее поймали в коридорах дворца, она была бы сразу убита по приказу находившихся у власти конкурентов. Все эти люди некоторое время своей жизни находились в состоянии неопределенности. Было ли им страшно в те трудные моменты? Мечтали ли они вернуться к надежной предсказуемой жизни? Уверен, что да! Но они также помнили: лучше сожалеть о содеянном, чем о несбывшемся.

Умение проходить через кризисы хорошо прослеживается по биографии гениального мультипликатора Уолта Диснея, описанной Дж. Ландрамом. За свою жизнь Дисней создал более 700 мультфильмов, из них прокат одной только «Белоснежки» к 1993 году принес сто миллионов долларов. Уже к 1994 году общий оборот начатого им бизнеса достиг десяти миллиардов долларов, а годовой доход составил более одного миллиарда. По нынешним ценам увеличивайте все эти суммы вдвое. Дисней заслужил около семисот знаков отличия, почетные степени Гарвардского и Йельского университетов, двадцать девять «Оскаров», Президентскую медаль Свободы, Орден Почетного Легиона и множество других наград.

При этом он неоднократно разорялся, постоянно сталкивался с неплатежеспособностью, пережил восемь нервных срывов, пытался покончить жизнь самоубийством, переходил от периодов маниакальной работоспособности к запоям и испытал на себе неоднократные предательства нечистоплотных партнеров в Голливуде. Все его лучшие творения признавались и начинали приносить доход только после величайших кризисов. Его Микки Мауса критиковали, «Белоснежку» ругали, «Пиноккио» и Диснейленд поднимали на смех. Когда Дисней начинал свое дело, его капитал составляли лишь скромный талант рисовальщика, живое воображение и твердая решимость добиться успеха. В детстве деспотичный отец, не имевший постоянной работы, бил его, а мать сочувствовала и утешала чтением сказок, которые и легли в основу его фантазий. В двенадцать лет, выздоравливая после несчастного случая, он решил стать мультипликатором, после чего с воодушевлением начал продумывать свои концепции и идеи. Он рисовал комиксы и карикатуры, посылал их в журналы и неизменно получал отказы. В 18 лет он получил в газете работу карикатуриста, откуда через месяц его выгнали в связи с «полной неспособностью к рисованию».

Вместе со своим другом, художником, которого выгнали из той же газеты в тот же день, они основали свое первое дело. Им удалось получить всего один-единственный контракт на 135 долларов, после чего их дело тихо развалилось. Пришлось срочно организовать еще одно, очередное предприятие по рисованию мультфильмов. У них не было ни опыта, ни денег на оборудование и, чтобы не умереть с голоду, им пришлось все изобретать самим. Студия размещалась в обычном гараже и была оснащена самым примитивным образом. Дисней уговорил некоторых бизнесменов вложить 15 000 долларов в мультфильм «Красная шапочка». Когда мультфильм был готов, его отвергли все дистрибьютеры. Уолт остался без гроша в кармане. Но и эта неудача не обескуражила его. Он начал реализовывать свою новую идею – мультфильм «Алиса в Стране Чудес». «Вероятно, это были самые черные дни в моей жизни», – вспоминал он впоследствии, – «я на себе узнал, что такое превратности судьбы и голод… В то время я был очень одинок и несчастен». Они с другом поставили на «Алису» все. И проиграли. Им пришлось уехать из города, чтобы скрыться от разгневанных кредиторов.

Дисней решил уехать к своему брату Рою. Чтобы купить билет на поезд, ему пришлось продать кинокамеру. Погостив у брата, он уговорил его вкладывать по 85 долларов ежемесячно в производство мультфильмов. Взяв в партнеры Маргарет Уинклер с ее 1 500 долларов, он попросил у брата еще 200 для начала дела. Затем занял еще 500 у дяди. Дядя денег дал, но отказался стать официальным совладельцем нового предприятия. Эта ошибка со временем обернулась для него потерей не менее одного миллиарда долларов, в то время как брат Рой стал одним из богатейших людей Голливуда.

Дисней все-таки завершил «Алису в стране чудес», и мультфильм прошел по экранам пока еще со средним успехом. Наконец-то, его труд стал приносить доходы. Следующим шагом к мечте стало создание такого персонажа, как кролик Освальд. Кролик постепенно стал популярен и начал приносить неплохие сборы, но тут случилась катастрофа. Партнер Диснея Маргарет Уинклер вышла замуж и передала мужу все права на свой контракт. Сначала ее муж переманил к себе всех специалистов Диснея, а затем в результате юридических манипуляций получил права на доходный персонаж. Тогда Дисней создал Микки Мауса и Дональда Дака. Но в тот момент, когда студия вновь стала процветать, один из дистрибьютеров решил создать собственную компанию по производству мультфильмов и переманил к себе главного мультипликатора и друга Диснея, с которым они начинали работать еще в памятном гараже. Дисней потерял и друга, и сто пятьдесят тысяч долларов (по нынешним ценам – несколько миллионов). После этого Лилиан Дисней обнаружила мужа потерявшим сознание от чрезмерной дозы снотворного. Но доктора его спасли. В тот момент ему было двадцать девять.

Уолт продолжал усердно работать, часто оставаясь в студии по ночам, чтобы вывести свое предприятие из финансового кризиса. Порой кажется, что в каждом таком кризисе он черпал новое вдохновение к работе и возвращался к ней еще более сильным, чем прежде. Создав несколько хитов и получив два «Оскара», он все еще был на грани банкротства. Каждая картина, которую он снимал, стоила больше, чем она могла принести. Однажды от очередного кризиса его спасла идея продавать часы и книжки-раскраски, на которых был изображен Микки Маус. Но как только фирма обретала финансовую стабильность, Дисней вкладывал все деньги на воплощение своей новой идеи, каждую из которых называли сумасбродством или прямым путем к разорению. Он уже привык к этому и говорил: «Если руководству нравятся мои проекты, я серьезно задумываюсь над тем, стоит ли за них браться. Если же они с порога отвергают мою затею, я берусь за дело немедленно».

Во время съемок полнометражного мультфильма «Белоснежка и семь гномов» у студии закончились деньги, и ни один банк не согласился финансировать этот проект. Пережив очередной нервный срыв, Дисней сумел получить кредит в 5 миллионов долларов и завершил фильм. Когда он задумал Диснейленд, ему пришлось заложить личный страховой полис, чтобы создать проектные чертежи, изучив которые эксперты Стендфорского института забраковали проект. С такими рекомендациями нечего было и думать о поисках финансирования. Его брат Рой говорил, что Диснейленд – это дешевая ярмарка и что надо снимать фильмы, а не заниматься парками аттракционов.

Уолт не согласился… И Диснейленд состоялся! И именно он принес Диснею финансовую стабильность. Но для этого ему пришлось сделать гениальный, опережающий время ход: он пошел на сотрудничество с телевидением, в то время злейшим врагом киноиндустрии. Это сотрудничество было обоюдовыгодным. Диснейленд начал приносить баснословные прибыли, а телевизионная карликовая компания Эй-Би-Си благодаря мультфильмам Диснея вошла в тройку самых крупных телекомпаний Америки.

Жизнь и работа Диснея напоминала русские горки: он взлетал к вершинам успеха только для того, чтобы рухнуть в пучину неудач на долгие месяцы. Периоды огромного воодушевления сменялись жестокой депрессией. В светлые периоды он был трудоголиком, задерживаясь в студии допоздна либо оставаясь на ночь, работая без перерыва. Но когда его проекты терпели неудачу или близились к завершению, Дисней впадал в депрессию или просто срывался. Он бросал работу, пил и играл с моделью детской железной дороги. Он входил в состояние неопределенности, из которого возвращался с новыми силами и новыми идеями. И возродившись, шел к очередным свершениям.

Таким образом, он демонстрировал подход, свойственный всем гениям: ради цели освобождался от привязанности к тому, что уже имел, рисковал всем, а в критический момент освобождался от привязанности и к самой цели. В результате в судьбе происходил скачок.

В развитии творческого и предпринимательского успеха кризис может быть основным фактором. Для тех, кто всегда жил в безопасных условиях, потеря денег и связанная с этим потеря безопасности, статуса, уверенности в будущем, непонимание близких и потеря семьи становятся катастрофой. Личности же, имеющие за плечами серьезные трагические переживания, становятся более бесстрашными, идут на более серьезный риск и при принятии решений колеблются куда меньше других. В сложных ситуациях они со всей энергией преодолевают помехи, изворачиваются, идут напролом или годами «ждут в засаде».

Нельзя достигнуть вершины, не побывав на самом дне. Ницше сказал: «То, что не убивает, делает человека сильнее». Человек, сыгравший по-крупному и выживший после грандиозного падения, пройдя через горнило кризиса, возрождается из пепла. Он приобретает невообразимый энтузиазм, огромную психическую энергию и способность преуспевать, ступая навстречу своим страхам.

В начале 21 века в Англии была совершена самая крупная кража в мире. В результате банковских операций было украдено 1,24 миллиарда (!!!) наличных (!!!) фунтов стерлингов и еще 594 миллиона затерялось на оффшорных счетах. Мартин Френкель был назван преступным финансовым гением. Казалось бы, финансовый гений – это тот, кто точно просчитывает ситуацию на много шагов вперед. Но на самом деле никакие точные расчеты не избавляют от риска и состояния неопределенности. Во время одного из обысков на квартире Френкеля была обнаружена обгоревшая записная книжка, куда, кроме деловых вопросов, он вносил астрологические прогнозы, с помощью которых пытался ответить на вопросы: «Попаду ли я в тюрьму?», «Сдаст ли меня Том?», «Следует ли мне уехать?», «Перевести ли мне деньги?», «Буду ли я вне опасности?». Этот рисковый парень пока не найден.

Колумб в 15 веке верил в то, что Земля круглая и решил, что можно открыть кратчайший морской путь в Индию, если плыть все время на запад. Его первое путешествие закончилось неудачно. Ему удалось найти средства на следующую экспедицию. На этот раз он заплыл гораздо дальше, но океан, казалось, был бесконечным. Команда стала роптать, ведь с каждым днем шансов на благополучное возвращение было все меньше. Ежедневный рацион пищи и воды был урезан до минимума. Сначала Колумбу удавалось уговаривать команду плыть дальше только с помощью обещаний баснословного богатства, которое ждало бы их в случае успеха. Но вскоре моряки перестали верить в эти бредни. Тогда Колумб, пользуясь властью руководителя экспедиции, наказал наиболее рьяных зачинщиков беспорядков. На корабле вспыхнул бунт, Колумба схватили и пригрозили выбросить за борт, если он не даст приказ возвращаться. В последнюю минуту ему удалось уговорить моряков дать ему ровно сутки. Он пообещал, что если в течение суток они не найдут землю, он сам в присутствии команды повесится на рее. Моряки не смогли отказаться от такого шоу в исполнении своего начальника. Ему дали сутки. И в течение них и была открыта Америка! В данном эпизоде наиболее ярко проявляется одна необходимая составляющая квантового подхода. Колумб рискнул всем, он «взял билет в один конец». Ракеты запущены. Полный отказ от привязок!

Таким образом, путь к цели начинался с неудовлетворенности, а достигался путем отказа от привязанностей.

Пока мы в страхе цепляемся за прежнюю орбиту, мы не перепрыгнем на новую. Надо прыгнуть. Не обязательно этот прыжок происходит добровольно, но уж если он произошел, остается расслабиться и получить удовольствие либо выгребать изо всех сил, только не назад, а к другому берегу.

Однажды в одном городе устроили новый аттракцион. В бассейн, наполненный водой, запустили голодную акулу и объявили: «Тому, кто переплывет этот бассейн, будет вручен приз – миллион долларов». Собралось много людей, но желающих рискнуть не находилось. Вдруг неожиданно мужчина прыгнул в бассейн и так быстро стал грести руками, что в один миг оказался на другой стороне и выскочил из воды. Собрались репортеры, стали вручать приз и задавать вопросы. «Приз подождет, – сказал герой, – сначала набью морду тому, кто меня толкнул».

Наши рекомендации