Особенности развития системы сознания, обусловленные увеличением выносливости третьего уровня
Если, обсуждая выносливость первого уровня, мы имели в виду устойчивость субъекта к интенсивности влияния среды, то, рассматривая особенности в развитии третьего уровня, мы будем говорить о выносливости субъекта к напряжению ситуации - его способности чувствовать себя уверенно в неопределенной, нестабильной, агрессивной среде. Опасность в данном случае не просто не ощущается таким человеком (как это было в случае слишком выносливого первого уровня), она бодрит, мобилизует, обостряет все его способности.
1. Рассмотрим сначала, как развиваются в этом случае механизмы самого третьего уровня.
Потенциал уверенности в себе, в своей способности справиться с обстоятельствами позволяет субъекту с удовольствием обследовать среду, легко выходя при этом за границы известной и освоенной им области; без колебаний и рефлексий принимать решения, делать выбор, идти на преодоление препятствий, в общем чувствовать себя хозяином положения и "не терять голову" даже в самой напряженной, рискованной ситуации.
Это, происходит потому, что выносливый третий уровень разрешает субъекту свободно приближаться к границе своих возможностей. Отдельные неудачи не имеют фатального значения и не приводят к прекращению испытаний: поговорка "Попытка не пытка" удачно отражает такую установку. Важнее, чем разрешение отдельной конкретной задачи, для субъекта становится само движение к расширению границ своих возможностей, и проигрыш рассматривается в данном случае всего лишь как частный эпизод в серии таких попыток и переживается совсем не так остро, как отвоеванный у судьбы выигрыш (подробнее это различие в "цене" проигрыша и выигрыша в игре, идущей у предела возможностей, мы обсуждали выше, в главе, посвященной уровню экспансии).
Кроме того, огромное удовольствие субъект испытывает не только от конкретного выигрыша, но и от самого риска, от азарта. Наградой в данном случае является сам процесс борьбы, нарастание напряжения, а не его редукция. Поэтому основным способом аутостимуляции становится игра с препятствием, с опасностью - игра на пределе возможного.
2. Соответственно развитие механизмов других уровней тоже приобретает особое черты.
Первому уровню предоставляются дополнительные возможности применить свою пластичность - максимально полно воспринимать поток информации и вписываться в обстоятельства, динамично используя вновь открывающиеся возможности. Благодаря тому, что испуг не возникает и ограничения не фиксируются, пластичность субъекта сохраняется даже в ситуации выраженного дискомфорта. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае мы имеем дело не просто с пластичным интуитивным уходом от опасности. Опасность сознается, но не пугает, не угнетает, а наоборот, бодрит, обостряет способности, и именно благодаря ей субъект может внезапно найти разрешение сложной задачи.
Эти обстоятельства не создают столь благоприятных условий для формирования механизмов второго уровня. Расширение адаптивного пространства эластичности и экспансии снижает субъективную ценность устойчивого жизненного стереотипа, нарушения которого не рассматриваются как большая неприятность. Разработка индивидуальной избирательности в контактах со средой характеризуется не столько опредмечиванием потребности, сколько стремлением к постоянным экспериментам в области качества. Накопление арсенала навыков тоже не имеет слишком большого значения для субъекта, он легко отбрасывает опробованные способы и заново находит варианты решения жизненной задачи, ведя диалог с конкретными обстоятельствами.
Особая пластичность проявляется и в психосоматической регуляции как большая, чем обычно, вариативность в организации процесса удовлетворения потребности. Повышение выносливости третьего уровня оборачивается здесь (как и в случаях особой выносливости других уровней) некоторым субъективным пренебрежением к неприятным телесным ощущениям. Однако в данном случае это пренебрежение может становиться осознанным, возможно формирование особой требовательности к выносливости тела, к развитию способности владеть им. Субъект стремится встать над обстоятельствами.
Четвёртый уровень в этих условиях тоже получает своеобразное развитие. Уверенность в себе и меньшая связанность стереотипным укладом жизни проявляется в малой потребности в определении стабильного места в иерархии, в большей свободе форм взаимодействия с людьми. Она подталкивает субъекта к экспериментам в человеческих отношениях, позволяет ценить в них динамизм и напряженность, борьбу, соревнование.
Уверенность в себе позволяет субъекту меньше нуждаться в других людях и потому не стремиться к их одобрению. Устойчивость в напряженной ситуации помогает не столь остро переживать непосредственную отрицательную оценку окружающих и в меньшей степени ощущать давление общепринятых норм. Это дает толчок к развитию большей независимости индивидуальной эмоциональной оценки, т. е. выраженной предрасположенности к самостоятельному присвоению общечеловеческих ценностей, что, в сущности, является прекрасной предпосылкой личностного развития.
Однако в то же время пренебрежение своими телесными нуждами, недостаточная фиксированность привычных форм жизни создают трудности в понимании проблем других людей. Точно так же незаинтересованность в стабильности эмоциональных связей влияет на прочность собственных эмоциональных привязанностей. Поэтому другой человек может восприниматься лишь как обстоятельство, средство или даже препятствие, появляется склонность легко решать за других, использовать их в своих целях, манипулировать людьми.
3. Таким образом, мы снова видим тенденцию формирования яркого, одаренного особыми возможностями типа сознания. При некоторой трудности вхождения в контекст обыденного стереотипа социальной жизни такой человек получает огромные преимущества в нестандартной ситуации, может взять на себя решение проблем других людей. В идеале это прежде всего деятель, которого призывает к жизни опасность, - блестящий полководец, политик эпохи потрясений, искатель приключений, путешественник, создатель новых проектов.
Вместе, с тем мы видим и уязвимость этой фигуры и понимаем, что дальнейшее усиление возможности выдерживать напряжение ситуации тоже может вызывать трудности адаптации и серьезные проблемы развития всей системы сознания.