IV. по характеру взаимодействия с объектом
1. – Открытое – объект знает о наблюдении -> снижение естественного поведения.
- Скрытое – объект не знает о наблюдении.
2. – Включенное – наблюдатель – активный участник процесса (чаще всего используется в возрастной, педагогической и социальной психологии).
- Невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия, без к-либо контактов.
2.Изучение продуктов деятельности (сочинение, конструкция, рисунок, …).
Позволяют изучить:
- мотивация деятельности;
- способности воображения;
- память;
- мышление;
- опят человека (знания, умения, навыки);
- и др. характеристики психики.
3.Анамнез – история развития чего-, кого-либо. Приходится заглядывать в прошлое субъекта.
Сбор материала о развитии человека, истории личности.
Рассматривается все развитие человека.
4.Метод экспертных оценок.
Эксперт – опытный, знающий.
Метод обобщения независимых характеристик.
Получение знаний от экспертов, знатаков, которые знают об изучаемом человеке необходимую для исследователя информацию.
Опросный метод.
- человек отвечает на ряд предложенных вопросов.
1. Психологическая беседа – естественно-экспериментальная ситуация. Исследователь не открывает своей роли. Объект не знает об изучении -> ограничены возможности задавать прямые вопросы -> исследователь задает косвенные вопросы.
Требования к беседе:
- необходимо установить доверительные отношения (показать понимание, в меру посочувствовать).
- создать комфортную атмосферу.
Задача психологической беседы:
- получить как можно больше информации о рассказчике => нужно активно слушать.
Нельзя быть в пассивной позиции.
Нельзя параллельно анализировать беседу.
Не желательно давать оценочные суждения по поводу высказываний рассказывающего.
Не идти на поводу у собеседника – ненавязчиво вести свою линию.
2. Интервью – метод устного опроса.
Определяет характеристики личности, в кот.известно лицо, задающее вопрос, и лицо, отвечающее на вопрос.
Вопросы составляются заранее. Задаются конкретно, точно и ясно. Нет гибкости.
Ответ также конкретный и ясный.
1. Анкета – письменный опрос.
Виды:
- открытые - без вариантов ответа, сложны в обработке. Ответ на вопрос формируется испытуемым.
- закрытые - с вариантами ответов. Легки в обработке.
Возможно совмещение открытых и закрытых анкет (пр: д – ваш вариант).
«+» - охватывают большие массы людей.
«-» - нет возможности определить, какими соображениями и мотивами руководствуется человек, отвечая на вопросы.
Экспериментальные методы.
- создание искусственных условий, провоцирующих те или иные проявления.
Исследователь имеет право вмешиваться.
1.Лабораторный эксперимент.
2. человек знает, что его изучают.
Проблема – создание оптимальной обстановки для устранения помех (комплекс напряжения);
- исследование оторвано от жизненного контекста.
Достоинство – возможность точной регистрации;
- возможность контроля за условиями.
2.Естественный эксперимент.
3. создаются некие условия, но все это делается в естественной среде (психологическая беседа).
Испытуемые выполняют естественное для них дело и не знают, что их изучают.
Лазурский - предложил естественный эксперимент.
«+»: проводится в жизненном контексте; неискаженные данные.
«-»: ограниченность возможности создания экспериментальных условий.
Виды:
4. Формирующий эксперимент (обучающий или воспитывающий).
5. Психологическая беседа (изучающая).
Беседа также относится к опросным методам. Но в беседе создается ситуация, в которой человек высказывается непринужденно, и не догадывается, что его изучают.
Надо найти повод для беседы и найти такие вопросы, которые не вызывают подозрений.
Важно наметить некую линию разговора, но частности – по ходу беседы; создать доверительную обстановку, но все ненавязчиво.
Тестирование.
- использование стандартизированных методик.
Используются для решения практических задач (принятие на работу, …).
- это специализированные методы психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и
Билет 6.