Приложение 2. Образцы работ по анализу ситуаций дружеского общения
Образец 1
— Ребята, отстаньте. Так мне и надо, потому что я ничтожество.
— Ты незаурядная личность, — ответил Лавр. — Сумей отнестись к Клаве как к несчастному случаю в твоей, в общем-то, счастливой судьбе.
— Не могу, — сказал я.
— И напрасно, — продолжал Лавр. — Человек должен быть выше случая. Этот Великий Слепой, как известно, иногда возносит бездарей, а гений, по его милости, может умереть под забором.
— Серёжа, скажи откровенно, о чём ты сейчас думаешь? — робко попросила сердобольная Таня. — Не уходи в себя.
У меня было странное состояние. Кроме всего прочего, я ещё повторял в уме обрывки каких-то фраз, невесть откуда бравшихся.
— «Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно», — брякнул я. — Мне уже стало легче, Таня! Так что отстаньте, ребятки…
А сам побежал, зная куда.
Таня и Лаврик тоже побежали. В городском саду мы промчались мимо аллейки, которую недавно наша «великолепная четвёрка» превратила в танцплощадку. Здесь висела табличка с надписью: «Танцевать в аллеях запрещается. За нарушение — штраф три рубля». Я не остановился. Меня интересовало другое. Осталась позади настоящая танцплощадка, пустовавшая в это время дня, теннисные корты, аттракционы. Парк начал редеть. Потом передо мной открылся пустырь. Лаврик понял, в чём дело, и оказался у обрыва, под которым текла мутная Кубань, раньше меня.
Мы молча стояли друг против друга. Подбежала запыхавшаяся Таня.
— Вот что, Серёжа, — серьёзно сказал Лаврик, — с бедой надо переспать ночь. Ты придёшь сюда завтра, и никто тебе не будет мешать.
М. Львовский «В моей смерти прошу винить Клаву К.».
Анализ ситуации общения:
1) В этой ситуации адресантом является Серёжа, а адресатами – Лаврик и Таня. Тему разговора определить трудно, так как он очень эмоционален, единственное понятно – Сережа очень расстроен каким – то событием и даже думает о самоубийстве. Цель друзей - отвлечь мальчика от грустных мыслей.
2) Мне кажется, что взаимопонимание междуобщающимися присутствует и их разговор является откровенным и открытым, потому что ребята знают суть проблемы и пытаются поддержать друга. Они доверяют друг другу и пытаются помочь, так как заинтересованы в проблеме Сергея. Друзья искренне стараются повлиять на настрой Сережи. В их общении нет какой – либо выгоды для одного или более участников.
3) Я могу выделить такие жанры как просьба («Ребята, отстаньте. Так мне и надо, потому что я ничтожество»; «Не уходи в себя»; «Так что отстаньте, ребятки…»), комплимент («Ты незаурядная личность») и совет (« Вот что, Сережа, с бедой надо переспать ночь»).Все жанры являются конструктивными
Вывод: я считаю эту дружбу искренней и настоящей, так как друзья не бросили товарища в беде, они находятся рядом с ним в трудную минуту. Совет, который дал Сереже Лаврик, вполне возможно, сможет спасти мальчику жизнь.
(Гавриленко Владлена)
Образец 2
— Тебе не кажется, что имя «Туся» звучит инфантильно?
— Кажется. От косичек я тебя избавила. С «Тусей» тоже пора кончать, — ответила Клава.
— А как?
— Откликайся только на Таню. Сможешь?
— Попробую. Он здесь живёт, — я показала на парадное старого дома.
— Между прочим, и «Лаврик» не шедевр, — заметила Клава. — Не знаю, почему это имя выскочило у меня в ту минуту. Может, оттого, что ты его так разрекламировала. На вид он ничего особенного.
Я посмотрела на часы.
— Сейчас он выйдет. Я же тебе не про вид говорила, а про внутреннее содержание. Вообще-то он на танцы в горсад никогда не ходит. Но я намекнула, что у тебя возник интерес, и он согласился.
— Сразу? — спросила Клава.
— Сначала он сказал, что я вру.
— Догадливый. А почему же потом согласился?
— По-моему, ему стало интересно, зачем я это делаю.
Клава так пожала плечами, что я поняла: и она не знает зачем.
М. Львовский «В моей смерти прошу винить Клаву К.».
Анализ ситуации общения:
1) В этом фрагменте сложно определить, кто адресант, а кто – адресат, потому что девушки разговаривают на равных, никто не является коммуникативным лидером. Подруги обсуждают знакомого мальчика, который заинтересовал одно из них. Цель общения – подруга хочет заинтересовать Клаву новым знакомым.
2) Разумеется, взаимопонимание между говорящими присутствует, их разговор тоже является открытым и откровенным. Девушки выражают доверительное отношение друг к другу. Клава пытается помочь Тусестать увереннее в себе. Искренний интерес проявляет Туся, а Клава, на мой взгляд, использует Таню в своих целях.
3) В этом фрагменте представлен такой жанр, как дружеская беседа.
4) Таня хорошо понимает свою подругу, так как одно лишь пожимание плечами красноречиво показало отношение девушки к ситуации.
Вывод:я думаю это общение можно назвать дружеским, но частично. Таня искренне относится к своей собеседнице, старается ей помочь познакомиться с парнем, а Туся не производит такого впечатления.
(Рябова Марина)
Образец 3
Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.
— Так ты не поедешь? — сердито спрашивал Чечевицын. — Говори: не поедешь?
— Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко.
— Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.
— Я... я не струсил, а мне... мне маму жалко.
— Ты говори: поедешь или нет?
— Я поеду, только... только погоди. Мне хочется дома пожить.
— В таком случае я сам поеду! — решил Чечевицын. — И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!
Володя заплакал так горько, что сестры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина.
— Так ты не поедешь? — еще раз спросил Чечевицын.
— По... поеду.
— Так одевайся!
И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры.
И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев.
А.П. Чехов «Мальчики»
Анализ ситуации общения:
1) В этом фрагменте коммуникативным лидером или адресантом является Чечевицын, а его адресат – Володя. Тема общения – «поездка» в Америку, цель адресанта – уговорить передумавшего ехать друга.
2) Я считаю, что в данном фрагменте дружеского общения нет взаимопонимания между двумя мальчиками. Чечевицын настойчиво настаивает на том, чтобы Володя поехал с ним. У него нет желания понять, какие чувства испытывает его друг, почему он так нерешительно дает свое согласие на поездку в Америку. Я не заметила между ними нотки доверия друг к другу. Как мне кажется, Володя не дал четкого ответа сразу, потому что он, возможно, просто не смог открыть всей правды своему товарищу. По моему мнению, искренности и доброжелательности между ними нет. Это обусловлено тем, что Чечевицын, фактически, подкупает своего товарища, чтобы он только поехал вместе с ним. Так же стоит обратить внимание на то, что столь убедительный и настойчивый Чечевицын даже не попытался узнать истинной причины отказа своего товарища.
3) Здесь я увидела упрек («Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот струсил») и требование («Когда так, отдай же мои пистоны!»). Эти жанры являются деструктивными.
Вывод: я считаю, что это общение можно назвать дружеским, ведь ребят объединяет общий интерес. А несогласие Володи ехать объясняется тем, что он еще совсем юн (ученик второго класса) и просто боится. Чечевицын ведет себя очень властно и настойчиво, но это связано с тем, что он тоже очень мал и не понимает, что их поездка в Америку – это что – то из области фантастики, поэтому его поведение – это всего лишь капризы ребенка.
(Буянова Дарья)
Образец 4
О ч к а р и к (обиженно). Ну, я не понимаю...
Д и н а. Ну а что, в самом деле? Кричим, кричим, а толку? Слушать, что ли, как Карандаш мораль читает? (Карандашову.) Когда у тебя будет жена, ты ее по полочкам разложишь?
К а р а н д а ш о в. Я сначала заведу полочки.
О ч к а р и к. Перестаньте! Не хватало еще всем переругаться!
В а л е н т и н (Бухову). Потопаем?
Б у х о в. Сейчас... Эх, братцы, братцы! Что же деется-то, а? Вспомните, какая была стая!.. Мы были беспечные, веселые, мы ржали и дурачились с самого утра, все уроки подряд! Мы никогда не расставались, мы на самом деле держались как стая! Я всегда мчался в школу, как Валька теперь на свои свидания. А ты, Валька? Ты же был веселый, легкий человек! От любви, как говорил товарищ Маяковский, надо мосты строить и детей рожать, а ты тоже! Эх, стая! Не успели вылететь на волю, а уже холодно, уже неуютно нам? Ветер и дождь? А что ж дальше будет? Будем сидеть в тапочках у телевизора и ругать своих детей за двойки? Будем приходить в школу по одному, по два, как приходят теперь бывшие десятиклассники через десять лет?.. И не будем детьми, не будем жить чувствами, как призывает нас к тому Карандаш?.. А чем мы будем жить, пищеварением? Но оно, между прочим, тоже зависит от чувств!.. Мне скучно на вас смотреть. Человек влюбился, а мы устраиваем панихиду. И он сам сидит как покойничек. Вместо того чтобы петь! Вместо того чтобы устроить свадьбу! Ромео и Джульетта! Дафнис и Хлоя! Да неужели мы хуже этих средневековых пацанов, неужели мы не заслуживаем поэм и трагедий о нашей любви? Разве не так же стучат наши сердца, разве не тридцать шесть и шесть в нашей крови? Прокаженные мы, что ли, или уроды? Если бы я влюбился и меня запустили бы в космос, то я (откидывается, как космонавт, в кресле) ...то я бы сказал: "Земля! Земля, ты слышишь меня? Земля, я так люблю эту женщину!"
Д и н а. Бухов! Солнышко! Правильно!..
Очкарик. Вот…Действительно!
М.Рощин «Валентин и Валентина»
Анализ ситуации общения:
1) В этом тексте коммуникативный лидер (адресант) – это Бухов, адресаты – Очкарик, Дина, Карандашов и Валентин. Цель сообщения заключается в том, чтобы убедить друзей в том, что они ведут себя не правильно и не правильно реагируют на события, происходящие в их жизни.
2) В этом фрагменте определенно присутствует взаимопонимание между героями, видно, что они давно знают друг друга, поэтому их разговор открыт и откровенен. Все пытаются помочь влюбленному другу, дать ему совет. Речь Бухова искренняя, идет от души.
3) Я считаю, что в данном фрагменте используется такой жанр как разговор по душам. Так же я могу назвать пример требования: «Перестаньте! Н хватало еще всем переругаться!».
Вывод: конечно, это общение является дружеским, потому что видно, что ребята давно знают друг друга, переживают и заботятся друг о друге. Правда в данном фрагменте присутствует некоторое разногласие между друзьями, но это не повод думать, что их общение не дружеское.
Тема и основное содержание занятий | Опорные понятия | Формируемые понятия | Формируемые коммуникативные умения | Методы и приёмы обучения | Средства обучения |
Занятие 1 «Общение». | Общение. Адресант. Адресат. Речевая стратегия. Речевая тактика. | Общение как процесс. Функции общения. Официальное, полуофициальное, неофициальное общение. Коммуникативный лидер. | 1. Анализировать ситуацию общения. 2. Определять адресанта, адресата, тему и цель высказывания. 3. Определять вид речевой стратегии. | Слово учителя (ведущее, инструктирующее, обобщающее, педагогическое требование). Беседа (репродуктивная). Анализ видеофрагментов из экранизации драмы А.Н. Островского «Гроза». | Видеофрагменты из экранизации драмы А.Н. Островского «Гроза». Слайд - презентация. |
Занятие 2 «Дружеское общение» | Дружба. Кодекс дружбы. Виды дружбы. Конструктивные жанры. Деструктивные жанры. | Дружба с точки зрения лингвистики и с точки зрения психологии. Дружеское общение. Неискренняя дружба. Дружеская беседа. Анекдот на школьную тему. Разговор по душам. | 1. Сопоставлять различные толкования понятия «дружба» и выявлять сходства. 2. Анализировать ситуации дружеского общения на предмет выявления пантомимических особенностей. 3. Сопоставлять значения слов «дружба» и «симпатия», «дружелюбие», «любовь», «приятельство» и выявлять сходства и различия. | Слово учителя (ведущее, инструктирующее, обобщающее, педагогическое требование). Беседа (репродуктивная). Анализ видеофрагментов из сериала «Простые истины». | Видеофрагменты из сериала «Простые истины». Слайд – презентация. Таблица «Конструктивные и деструктивные жанры общения». |
Приложение 3.
3.1. Стенограмма видеофрагмента фильма – спектакля « Гроза» (СССР, 1977 год)
Разговор между супругами, Тихоном и Катериной. Муж собирается уехать на несколько недель, жена пытается его отговорить от поездки.
- Ну, прощай, Катя.
- Тиша, не уезжай! Ради Бога, голубчик, прошу, не уезжай!
- Ну нельзя, Кать, коль маменька посылает. Как же это я не поеду?
- Ну бери меня с собой! Бери!
- Да нельзя…
- Господи, Тиша! Ну отчего же это нельзя?
- Куда как весело – то с тобой ехать! Вы уж заездили меня совсем, я не чаю как вырваться, а ты еще навязываешься со мной!
- Да неужто ты разлюбил меня?
- Да не разлюбил! А с этакой неволи от какой хочешь красавицы – жены убежишь. Ну ты подумай то, какой ни на есть, а я все – таки мужчина! Всю жизнь вот этак жить как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?
- И как же мне любить – то тебя, когда ты мне такие слова говоришь?
- Да слова как слова! Какие еще мне слова тебе говорить? Кто тебя знает, что ты там боишься? Ты не одна, ты с маменькой останешься!
- Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя, беда! Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!
- Да полно ты!
-Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого!
- Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь.
- Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде!
- Ну, да ведь нельзя, так уж нечего делать.
- Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную...
- Какую клятву?
- Вот какую: чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя.
- Да на что ж это?
- Успокой ты мою душу, сделай такую милость для меня!
- Как можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти.
- Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я...
- Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!
3.2. Стенограмма видеофрагмента из сериала «Простые истины» (серия 33)
Школьная перемена. Старшеклассница расстроена поведением своего молодого человека и плачет, подруга пытается её утешить.
- Алис, ну не плачь! Слышишь, заяц?
- Ты слышала, что он сказал? У меня не те параметры…
- Господи, ну и что?! Подумаешь, реветь из-за таких пустяков.
-Это не пустяки! Просто я ему не нравлюсь, он меня разлюбил…
- Да ты что? Он же за тобой с седьмого класса бегает, Алис!
- Вот он меня и разлюбил – надоела я ему. Теперь ему нравится Королькова…
-Королькова? Эта воображала?
- Ты слышала, как он о ней отзывался? Беззащитная, нежная, хрупкая…
- Хрупкая?! Это Королькова – то беззащитная? Извините…
- А у меня, видите ли, не те параметры…
3.3. Стенограмма видеофрагмента из сериала «Простые истины» (серия 39)
Школьная перемена. Две подружки – ученицы средних классов сидят в холле школы, одна рисует героиню фильма «Титаник», а другая за ней наблюдает.
- Слушай, а тебе эта девка из «Титаника» нравится?
- Не очень…
- Мне тоже, у Дангулова подружка такая же позорная!
- У Дангулова? Это который жених?
- Да какой из него жених? Он страшный какой – то, а ты что, не слышала, как про него говорили? На своего Ди – Бурундукио засмотрелась, да?
- Не называй его Ди – Бурундукио, ладно?
- Простите – простите… Лёшенька.
- А хочешь, я тебе одно стихотворение прочитаю?
- Давай.
- Мы с тобою роднее не станем.
В глубине твоих ласковых глаз,
Как «Титаник» мечты мои тают.
Утону я с тобой в этот раз.
- Это ты Лёше посвятила, да?
Слайд – презентация к уроку № 1
Слайд – презентация к уроку № 2