Приложение 2. Образцы работ по анализу ситуаций дружеского общения

Образец 1

— Ребята, отстаньте. Так мне и надо, потому что я ничтожество.

— Ты незаурядная личность, — ответил Лавр. — Сумей отнестись к Клаве как к несчастному случаю в твоей, в общем-то, счастливой судьбе.

— Не могу, — сказал я.

— И напрасно, — продолжал Лавр. — Человек должен быть выше случая. Этот Великий Слепой, как известно, иногда возносит бездарей, а гений, по его милости, может умереть под забором.

— Серёжа, скажи откровенно, о чём ты сейчас думаешь? — робко попросила сердобольная Таня. — Не уходи в себя.

У меня было странное состояние. Кроме всего прочего, я ещё повторял в уме обрывки каких-то фраз, невесть откуда бравшихся.

— «Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно», — брякнул я. — Мне уже стало легче, Таня! Так что отстаньте, ребятки…

А сам побежал, зная куда.

Таня и Лаврик тоже побежали. В городском саду мы промчались мимо аллейки, которую недавно наша «великолепная четвёрка» превратила в танцплощадку. Здесь висела табличка с надписью: «Танцевать в аллеях запрещается. За нарушение — штраф три рубля». Я не остановился. Меня интересовало другое. Осталась позади настоящая танцплощадка, пустовавшая в это время дня, теннисные корты, аттракционы. Парк начал редеть. Потом передо мной открылся пустырь. Лаврик понял, в чём дело, и оказался у обрыва, под которым текла мутная Кубань, раньше меня.

Мы молча стояли друг против друга. Подбежала запыхавшаяся Таня.

— Вот что, Серёжа, — серьёзно сказал Лаврик, — с бедой надо переспать ночь. Ты придёшь сюда завтра, и никто тебе не будет мешать.

М. Львовский «В моей смерти прошу винить Клаву К.».

Анализ ситуации общения:

1) В этой ситуации адресантом является Серёжа, а адресатами – Лаврик и Таня. Тему разговора определить трудно, так как он очень эмоционален, единственное понятно – Сережа очень расстроен каким – то событием и даже думает о самоубийстве. Цель друзей - отвлечь мальчика от грустных мыслей.

2) Мне кажется, что взаимопонимание междуобщающимися присутствует и их разговор является откровенным и открытым, потому что ребята знают суть проблемы и пытаются поддержать друга. Они доверяют друг другу и пытаются помочь, так как заинтересованы в проблеме Сергея. Друзья искренне стараются повлиять на настрой Сережи. В их общении нет какой – либо выгоды для одного или более участников.

3) Я могу выделить такие жанры как просьба («Ребята, отстаньте. Так мне и надо, потому что я ничтожество»; «Не уходи в себя»; «Так что отстаньте, ребятки…»), комплимент («Ты незаурядная личность») и совет (« Вот что, Сережа, с бедой надо переспать ночь»).Все жанры являются конструктивными

Вывод: я считаю эту дружбу искренней и настоящей, так как друзья не бросили товарища в беде, они находятся рядом с ним в трудную минуту. Совет, который дал Сереже Лаврик, вполне возможно, сможет спасти мальчику жизнь.

(Гавриленко Владлена)

Образец 2

— Тебе не кажется, что имя «Туся» звучит инфантильно?

— Кажется. От косичек я тебя избавила. С «Тусей» тоже пора кончать, — ответила Клава.

— А как?

— Откликайся только на Таню. Сможешь?

— Попробую. Он здесь живёт, — я показала на парадное старого дома.

— Между прочим, и «Лаврик» не шедевр, — заметила Клава. — Не знаю, почему это имя выскочило у меня в ту минуту. Может, оттого, что ты его так разрекламировала. На вид он ничего особенного.

Я посмотрела на часы.

— Сейчас он выйдет. Я же тебе не про вид говорила, а про внутреннее содержание. Вообще-то он на танцы в горсад никогда не ходит. Но я намекнула, что у тебя возник интерес, и он согласился.

— Сразу? — спросила Клава.

— Сначала он сказал, что я вру.

— Догадливый. А почему же потом согласился?

— По-моему, ему стало интересно, зачем я это делаю.

Клава так пожала плечами, что я поняла: и она не знает зачем.

М. Львовский «В моей смерти прошу винить Клаву К.».

Анализ ситуации общения:

1) В этом фрагменте сложно определить, кто адресант, а кто – адресат, потому что девушки разговаривают на равных, никто не является коммуникативным лидером. Подруги обсуждают знакомого мальчика, который заинтересовал одно из них. Цель общения – подруга хочет заинтересовать Клаву новым знакомым.

2) Разумеется, взаимопонимание между говорящими присутствует, их разговор тоже является открытым и откровенным. Девушки выражают доверительное отношение друг к другу. Клава пытается помочь Тусестать увереннее в себе. Искренний интерес проявляет Туся, а Клава, на мой взгляд, использует Таню в своих целях.

3) В этом фрагменте представлен такой жанр, как дружеская беседа.

4) Таня хорошо понимает свою подругу, так как одно лишь пожимание плечами красноречиво показало отношение девушки к ситуации.

Вывод:я думаю это общение можно назвать дружеским, но частично. Таня искренне относится к своей собеседнице, старается ей помочь познакомиться с парнем, а Туся не производит такого впечатления.

(Рябова Марина)

Образец 3

Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.

— Так ты не поедешь? — сердито спрашивал Чечевицын. — Говори: не поедешь?

— Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко.

— Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.

— Я... я не струсил, а мне... мне маму жалко.

— Ты говори: поедешь или нет?

— Я поеду, только... только погоди. Мне хочется дома пожить.

— В таком случае я сам поеду! — решил Чечевицын. — И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!

Володя заплакал так горько, что сестры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина.

— Так ты не поедешь? — еще раз спросил Чечевицын.

— По... поеду.

— Так одевайся!

И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры.

И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев.

А.П. Чехов «Мальчики»

Анализ ситуации общения:

1) В этом фрагменте коммуникативным лидером или адресантом является Чечевицын, а его адресат – Володя. Тема общения – «поездка» в Америку, цель адресанта – уговорить передумавшего ехать друга.

2) Я считаю, что в данном фрагменте дружеского общения нет взаимопонимания между двумя мальчиками. Чечевицын настойчиво настаивает на том, чтобы Володя поехал с ним. У него нет желания понять, какие чувства испытывает его друг, почему он так нерешительно дает свое согласие на поездку в Америку. Я не заметила между ними нотки доверия друг к другу. Как мне кажется, Володя не дал четкого ответа сразу, потому что он, возможно, просто не смог открыть всей правды своему товарищу. По моему мнению, искренности и доброжелательности между ними нет. Это обусловлено тем, что Чечевицын, фактически, подкупает своего товарища, чтобы он только поехал вместе с ним. Так же стоит обратить внимание на то, что столь убедительный и настойчивый Чечевицын даже не попытался узнать истинной причины отказа своего товарища.

3) Здесь я увидела упрек («Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот струсил») и требование («Когда так, отдай же мои пистоны!»). Эти жанры являются деструктивными.

Вывод: я считаю, что это общение можно назвать дружеским, ведь ребят объединяет общий интерес. А несогласие Володи ехать объясняется тем, что он еще совсем юн (ученик второго класса) и просто боится. Чечевицын ведет себя очень властно и настойчиво, но это связано с тем, что он тоже очень мал и не понимает, что их поездка в Америку – это что – то из области фантастики, поэтому его поведение – это всего лишь капризы ребенка.

(Буянова Дарья)

Образец 4

О ч к а р и к (обиженно). Ну, я не понимаю...

Д и н а. Ну а что, в самом деле? Кричим, кричим, а толку? Слушать, что ли, как Карандаш мораль читает? (Карандашову.) Когда у тебя будет жена, ты ее по полочкам разложишь?

К а р а н д а ш о в. Я сначала заведу полочки.

О ч к а р и к. Перестаньте! Не хватало еще всем переругаться!

В а л е н т и н (Бухову). Потопаем?

Б у х о в. Сейчас... Эх, братцы, братцы! Что же деется-то, а? Вспомните, какая была стая!.. Мы были беспечные, веселые, мы ржали и дурачились с самого утра, все уроки подряд! Мы никогда не расставались, мы на самом деле держались как стая! Я всегда мчался в школу, как Валька теперь на свои свидания. А ты, Валька? Ты же был веселый, легкий человек! От любви, как говорил товарищ Маяковский, надо мосты строить и детей рожать, а ты тоже! Эх, стая! Не успели вылететь на волю, а уже холодно, уже неуютно нам? Ветер и дождь? А что ж дальше будет? Будем сидеть в тапочках у телевизора и ругать своих детей за двойки? Будем приходить в школу по одному, по два, как приходят теперь бывшие десятиклассники через десять лет?.. И не будем детьми, не будем жить чувствами, как призывает нас к тому Карандаш?.. А чем мы будем жить, пищеварением? Но оно, между прочим, тоже зависит от чувств!.. Мне скучно на вас смотреть. Человек влюбился, а мы устраиваем панихиду. И он сам сидит как покойничек. Вместо того чтобы петь! Вместо того чтобы устроить свадьбу! Ромео и Джульетта! Дафнис и Хлоя! Да неужели мы хуже этих средневековых пацанов, неужели мы не заслуживаем поэм и трагедий о нашей любви? Разве не так же стучат наши сердца, разве не тридцать шесть и шесть в нашей крови? Прокаженные мы, что ли, или уроды? Если бы я влюбился и меня запустили бы в космос, то я (откидывается, как космонавт, в кресле) ...то я бы сказал: "Земля! Земля, ты слышишь меня? Земля, я так люблю эту женщину!"

Д и н а. Бухов! Солнышко! Правильно!..

Очкарик. Вот…Действительно!

М.Рощин «Валентин и Валентина»

Анализ ситуации общения:

1) В этом тексте коммуникативный лидер (адресант) – это Бухов, адресаты – Очкарик, Дина, Карандашов и Валентин. Цель сообщения заключается в том, чтобы убедить друзей в том, что они ведут себя не правильно и не правильно реагируют на события, происходящие в их жизни.

2) В этом фрагменте определенно присутствует взаимопонимание между героями, видно, что они давно знают друг друга, поэтому их разговор открыт и откровенен. Все пытаются помочь влюбленному другу, дать ему совет. Речь Бухова искренняя, идет от души.

3) Я считаю, что в данном фрагменте используется такой жанр как разговор по душам. Так же я могу назвать пример требования: «Перестаньте! Н хватало еще всем переругаться!».

Вывод: конечно, это общение является дружеским, потому что видно, что ребята давно знают друг друга, переживают и заботятся друг о друге. Правда в данном фрагменте присутствует некоторое разногласие между друзьями, но это не повод думать, что их общение не дружеское.


Тема и основное со­держание занятий Опорные поня­тия Формируемые поня­тия Формируемые комму­никативные умения Методы и приёмы обучения Средства обучения
Занятие 1 «Общение».     Общение. Адресант. Адресат. Речевая стратегия. Речевая тактика. Общение как процесс. Функции общения. Официальное, полуофициальное, неофициальное общение. Коммуникативный лидер.   1. Анализировать ситуацию общения. 2. Определять адресанта, адресата, тему и цель высказывания. 3. Определять вид речевой стратегии. Слово учителя (ведущее, инструктирующее, обобщающее, педагогическое требование). Беседа (репродуктивная). Анализ видеофрагментов из экранизации драмы А.Н. Островского «Гроза». Видеофрагменты из экранизации драмы А.Н. Островского «Гроза». Слайд - презентация.
Занятие 2   «Дружеское общение» Дружба. Кодекс дружбы. Виды дружбы. Конструктивные жанры. Деструктивные жанры.   Дружба с точки зрения лингвистики и с точки зрения психологии. Дружеское общение. Неискренняя дружба. Дружеская беседа. Анекдот на школьную тему. Разговор по душам. 1. Сопоставлять различные толкования понятия «дружба» и выявлять сходства. 2. Анализировать ситуации дружеского общения на предмет выявления пантомимических особенностей.   3. Сопоставлять значения слов «дружба» и «симпатия», «дружелюбие», «любовь», «приятельство» и выявлять сходства и различия. Слово учителя (ведущее, инструктирующее, обобщающее, педагогическое требование). Беседа (репродуктивная). Анализ видеофрагментов из сериала «Простые истины». Видеофрагменты из сериала «Простые истины». Слайд – презентация. Таблица «Конструктивные и деструктивные жанры общения».  

Приложение 3.

3.1. Стенограмма видеофрагмента фильма – спектакля « Гроза» (СССР, 1977 год)

Разговор между супругами, Тихоном и Катериной. Муж собирается уехать на несколько недель, жена пытается его отговорить от поездки.

- Ну, прощай, Катя.

- Тиша, не уезжай! Ради Бога, голубчик, прошу, не уезжай!

- Ну нельзя, Кать, коль маменька посылает. Как же это я не поеду?

- Ну бери меня с собой! Бери!

- Да нельзя…

- Господи, Тиша! Ну отчего же это нельзя?

- Куда как весело – то с тобой ехать! Вы уж заездили меня совсем, я не чаю как вырваться, а ты еще навязываешься со мной!

- Да неужто ты разлюбил меня?

- Да не разлюбил! А с этакой неволи от какой хочешь красавицы – жены убежишь. Ну ты подумай то, какой ни на есть, а я все – таки мужчина! Всю жизнь вот этак жить как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?

- И как же мне любить – то тебя, когда ты мне такие слова говоришь?

- Да слова как слова! Какие еще мне слова тебе говорить? Кто тебя знает, что ты там боишься? Ты не одна, ты с маменькой останешься!

- Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя, беда! Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!

- Да полно ты!

-Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого!

- Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь.

- Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде!

- Ну, да ведь нельзя, так уж нечего делать.

- Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную...

- Какую клятву?

- Вот какую: чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя.

- Да на что ж это?

- Успокой ты мою душу, сделай такую милость для меня!

- Как можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти.

- Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я...

- Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!

3.2. Стенограмма видеофрагмента из сериала «Простые истины» (серия 33)

Школьная перемена. Старшеклассница расстроена поведением своего молодого человека и плачет, подруга пытается её утешить.

- Алис, ну не плачь! Слышишь, заяц?

- Ты слышала, что он сказал? У меня не те параметры…

- Господи, ну и что?! Подумаешь, реветь из-за таких пустяков.

-Это не пустяки! Просто я ему не нравлюсь, он меня разлюбил…

- Да ты что? Он же за тобой с седьмого класса бегает, Алис!

- Вот он меня и разлюбил – надоела я ему. Теперь ему нравится Королькова…

-Королькова? Эта воображала?

- Ты слышала, как он о ней отзывался? Беззащитная, нежная, хрупкая…

- Хрупкая?! Это Королькова – то беззащитная? Извините…

- А у меня, видите ли, не те параметры…

3.3. Стенограмма видеофрагмента из сериала «Простые истины» (серия 39)

Школьная перемена. Две подружки – ученицы средних классов сидят в холле школы, одна рисует героиню фильма «Титаник», а другая за ней наблюдает.

- Слушай, а тебе эта девка из «Титаника» нравится?

- Не очень…

- Мне тоже, у Дангулова подружка такая же позорная!

- У Дангулова? Это который жених?

- Да какой из него жених? Он страшный какой – то, а ты что, не слышала, как про него говорили? На своего Ди – Бурундукио засмотрелась, да?

- Не называй его Ди – Бурундукио, ладно?

- Простите – простите… Лёшенька.

- А хочешь, я тебе одно стихотворение прочитаю?

- Давай.

- Мы с тобою роднее не станем.

В глубине твоих ласковых глаз,

Как «Титаник» мечты мои тают.

Утону я с тобой в этот раз.

- Это ты Лёше посвятила, да?

Слайд – презентация к уроку № 1

Приложение 2. Образцы работ по анализу ситуаций дружеского общения - student2.ru

Приложение 2. Образцы работ по анализу ситуаций дружеского общения - student2.ru

Приложение 2. Образцы работ по анализу ситуаций дружеского общения - student2.ru

Приложение 2. Образцы работ по анализу ситуаций дружеского общения - student2.ru

Слайд – презентация к уроку № 2

Приложение 2. Образцы работ по анализу ситуаций дружеского общения - student2.ru

Приложение 2. Образцы работ по анализу ситуаций дружеского общения - student2.ru

Приложение 2. Образцы работ по анализу ситуаций дружеского общения - student2.ru

Приложение 2. Образцы работ по анализу ситуаций дружеского общения - student2.ru

Приложение 2. Образцы работ по анализу ситуаций дружеского общения - student2.ru

Приложение 2. Образцы работ по анализу ситуаций дружеского общения - student2.ru

Наши рекомендации