Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него

Взгляды основных религий мира на прерывание беременности

Православие

  • продолжение человеческого рода – одна из основных целей установленного Богом брачного союза
  • контрацепция допустима только в случаях, если причины предохранения церковь посчитает уважительными
  • способы контрацепции разделены на абортивные и неабортивные
  • использование противозачаточных средств, обладающих абортивным действием (например, внутриматочная спираль), считается грехом
  • неабортивные средства контрацепции, не связанные с пресечением уже зачавшейся жизни, греховными не считаются
  • намерение и совершение аборта – это грех

Католичество

  • католическая церковь разделяет контрацепцию на естественную и искусственную. К естественной относятся методы, не требующие применения каких-либо медицинских средств (например, календарный метод)
  • искусственная – с использованием медицинских средств. Естественные методы, по мнению Папы, для католиков допустимы
  • аборт осуждается

Иудаизм

  • необратимая стерилизация запрещается, однако может быть допустима только в случае абсолютной медицинской необходимости. Запрещается также использование презерватива
  • применение колпачка, противозачаточных таблеток допустимы и считаются наиболее приемлемыми методами контрацепции
  • также допустим календарный метод предохранения. Однако раввины рассматривают каждый конкретный случай в зависимости от размера семьи, состоянии здоровья матери, норм морали и прочее
  • предотвращение рождаемости нежелательно. Вопрос об аборте рассматривается индивидуально в каждом конкретном случае. Однако, как правило, аборты запрещены. Исключение – аборты, производимые с целью спасения жизни матери

Ислам

  • в Исламе основная цель брака - воспроизводственная. Для того, чтобы дети выросли примерными мусульманами, если в семье очень много детей, этой цели очень сложно достичь. Поэтому Ислам разрешает планирование рождаемости, но только обратимыми методами (календарный метод, прерванный половой акт, презервативы, противозачаточные таблетки, внутриматочные спирали).
  • необратимые методы контрацепции запрещены (например, вазэктомия). Однако есть уважительные причины к применению данного метода контрацепции - физическая слабость, болезнь, расставание пары в ближайшем будущем, неблагоприятные политические условия, желание жены сохранить красоту, фигуру для мужа, если жена — распутная женщина.
  • страх и бедность – не относятся к уважительным причинам

Буддизм

  • использование контрацепции допустимо, так как не влияет на карму или влияние незначительно
  • аборт рассматривается как нарушение кармы, равносилен уничтожению жизни

Семинар

Психология умирания.

Динамика психологических реакций умирающих.

Пять фаз по Кюблер-Россу:

1. Фаза отрицания заболевания. Нет смысла менять эту установку, пока она не мешает лечению.

2. Фаза протеста или дисфорическая. Гнев, мысли: "Почему именно со мной это случилось?". Гнев по отношению к любому здоровому человеку. Необходимо дать человеку выговориться.

3. Фаза торга или аутосуггестивная. Резкое сужение жизненного горизонта человека. Человека выпрашивает себе поблажки. В течение этой фазы человек обращается к богу. Хороший эффект в этот период дают рассказы о спонтанном выздоровлении.

4. Фаза депрессии. Человек смиряется. Хоронит ту жизнь, которая могла бы быть. В этот период у родственников возникает чувство вины.

5. Фаза принятия смерти. Некоторое примирение с судьбой. При сильных болях человек испытывает смерть как избавление от мучений. Нужно дать человеку уверенность, что он не останется со смертью один на один. Можно вести разговоры о духовном аспекте. Помимо пациента переживают и родственники.

Три фазы переживания горя:

1. фаза - фаза отрицания

2. фаза - фаза гнева. Поиск виноватого.

3. фаза - фаза принятия ситуации.

Эти этапы должны пройти в течение года. Чаще бывает застревание на 2 фазе. В данном случае может возникнуть психосоматическое заболевание.

Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него

Под влиянием научно-технического прогресса в сфере биомедицины приходится переосмысливать не только определение и критерии смерти. Немало проблем порождается в силу того, что во многих случаях современные средства и процедуры позволяют продлевать жизнь человека. Но не всегда эта жизнь бывает действительно полноценной для того, кто ее проживает. Если в прошлом с обнаружением «знаков смерти» врач мог считать свою миссию законченной, то сегодня процесс умирания проходит при участии и под контролем медицинского персонала. Данная проблема биоэтики имеет несколько подходов ее разрешения.

Основной подход опирается на различие ординарных (привычное лечение) иэкстраординарных (необычное, отходящее от принятой практики лечение) методов лечения. Согласно этому подходу предполагается, что если для продления жизнеподдерживающего лечения достаточно ординарных мер, то оно должно быть продолжено. Если же приходится прибегать к чрезвычайным, экстраординарным мерам, то необходимости нет.

В 1973 г. съезд Американской медицинской ассоциации счел морально оправданным прекращение лечения в случае, если пациент или его ближайшие родственники, посоветовавшись с врачом, решают не начинать или прекратить использование экстраординарных средств продления жизни тела, когда существуют неопровержимые свидетельства того, что биологическая смерть близка.

Необходимо подчеркнуть, что во всех этих случаях речь идет о выборе, который осуществляется не врачом, а пациентом и его близкими.Аналогичная норма, позволяющая пациенту отказаться от лечения, в том числе и жизнеподдерживающего, содержится в законодательстве многих стран. Согласно закону, пациент в праве выбирать соглашаться ли ему на жизнеподдерживающее лечение либо отказаться от него.

3)Проблемы Констатация факта смерти

Тут две специальные ситуации: отделение интенсивной терапии и тело вне специализированного лечебного учреждения.

Первым врачебным действием при осмотре трупа является констатация факта смерти. В случае сомнений и подозрении на нахождении потерпевшего например в состоянии клинической (т.е. обратимой) смерти эксперт должен приложить все силы для оказания необходимой медицинской помощи.

При осмотре трупа вне условий медицинского стационара (обычное место происшествия) эксперт начинает осмотр трупа с поиска достоверных признаков смерти:

1.1 Наличие повреждений не совместимых с жизнью
1.2 Ранние трупные явления (Трупные пятна, Трупное окоченение)
1.3 Поздние трупные явления (Признаки гниения)

Наряду с наиболее явными и с практической точки зрения важными признаками можно обратить внимание и на целый ряд других признаков, которые хотя и свидетельствуют достоверно о факте наступления смерти, но на практике применяются редко. Это такие признаки, как охлаждение трупа, признак "Кошачьего глаза", пятна Лярше, целый ряд биохимических параметров различных биологических жидкостей и т.д.

При условии констатации смерти в условиях медицинского стационара, например в преддверии забора органов для трансплантации, эксперт концентрируется на клинических данных.

1.4 Нулевая линия Электроэнцефалограммы, запротоколированная в течении как минимум 2 часов. Отсутствие центральных рефлексов. Отсутствие спонтанного дыхания. Соответствие клинической документации по факту констатации смерти с подробным изложением её причины.

Установление факта смерти возможно путем подачи заявления в суд общей юрисдикции в случае, если ЗАГС отказал в регистрации смерти, например, ввиду несвоевременности обращения, отсутствия необходимых для регистрации медицинских документов. Для принятия Вашего заявления судом к производству Вам необходимо представить доказательства, подтверждающие:

а) отказ органов загса в регистрации факта смерти;

б) смерть лица в определенное время при определенных обстоятельствах (например, при пожаре).

Установление факта смерти следует отличать от факта регистрации смерти и объявления гражданина умершим.

Так, при установлении факта смерти имеются неопровержимые доказательства смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах (например, несколько свидетелей видели, как Петров Петр Петрович 2 августа 2013 г. в 13 часов дня вошел в горящий дом, который обрушился). Необходимость судебного установления данного факта вызвана исключительно отказом органов загса в регистрации факта по мотиву непредставления медицинского заключения (например, врач отказался констатировать смерть определенного лица ввиду невозможности идентифицировать личность).

При объявлении гражданина умершим имеется лишь предположение о гибели лица, основанное на наличии обстоятельств, угрожавших смертью (кораблекрушение, землетрясение, наводнение и пр.).

При установлении факта регистрации смерти факт был зарегистрирован органами записи актов гражданского состояния, но запись об этом или книга записей утрачена.

Юристы нашей организации помогут Вам решить Ваши проблемы при установлении факта смерти: составят заявление в суд, помогут собрать необходимые доказательства для суда, при необходимости будут представлять Ваши интересы в суде. Мы гарантируем Вам оказание качественной квалифицированной юридической услуги.

Наши рекомендации