Б. Общие рекомендации по организации
Готовясь к перспективному контакту следует учитывать, что:
- в холодные и сухие дни человек лучше работает, тогда как
слишком жаркая или влажная погода заметно притупляет интеллект;
- встречи "на море" ввиду особого воздействия свежего "морского"
воздуха (чуть соли и чуть йода...) весьма благоприятны для проведения
деловых переговоров;
- в районе 19 часов нервно-психическое состояние людей становится
довольно неустойчивым, что может проявиться в излишней
раздражительности и вспыльчивости;
- там, где нет толпы и музыка звучит не очень громко, легче
придать беседе интимно-доверительный характер;
- любая радость увеличивает альтруизм, обида или разочарование -
уменьшает его;
- нас всегда притягивают знающие и опытные люди;
- человек любит тех, кто любит симпатичных ему людей;
- чем чаще мы видим партнера по общению, тем больше вероятность
того, что он нам понравится, но чрезмерные контакты, однако, снижают
его привлекательность;
- люди часто ценятся лишь в той степени, в какой они могут помочь
в реализации личных целей партнера;
- чем больше кто-либо обладает властью, тем меньше этот индивид
стремится к дружеским контактам;
- человек чаще всего придерживается принципа: "пусть друзьям во
всем сопутствует успех, но в том, что важно для меня - не более, чем
мне".
*Вступая в разговор и устраняя внутреннее напряжение у партнера,
помните, что*:
- твердое уверенное рукопожатие, сопровождаемое взглядом в глаза
нравится обычно почти всем;
- дипломатичное поведение предполагает осторожность, тактичность
и элементарную учтивость;
- банальное начало ориентирует на банальность всей беседы;
- субъекта более всего оскорбляет, когда сообщают, что не помнят
его имени, ведь этим ему как бы намекают, что он не имеет совершенно
никакого значения для партнера;
- люди познавшие эмоциональные потрясения нередко ищут в
собеседнике лишь "резонатора", а не советчика (неплохо выражает
понимание и сочувствие, к примеру, обычное прикосновение руки...);
- начав беседу, попытайтесь организовать благожелательную
атмосферу такими вопросами, на которые человек ответит "да" с заметным
удовольствием; тем самым завоевывается доверие партнера;
- доброжелательная установка (а попросту - готовность слушать
человека) рождает состояние свободы и непринужденности; чем менее мы
судим говорящего, тем более самокритичным он проявится, выказывая свои
мысли и чувства гораздо откровеннее, чем в ситуациях с осознанным
контролем;
- люди обычно любят говорить о собственной персоне и подчеркивать
свою значительность;
- беседовать с субъектом желательно лишь на его привычном
"языке", не злоупотребляя незнакомыми словами (что раздражает) и не
высказываясь чрезмерно упрощенно (Вас могут заподозрить в низком
уровне интеллекта);
- на первый план в ходе общения необходимо выдвигать суждения и
устремления собеседника (вместо "я бы хотел..." - "Вы хотите..."),
поскольку он охотнее поддерживает разговор о собственных проблемах и
желаниях;
- приятно беседовать с людьми имеющими оживленное лицо и
экспрессивные жесты, а также с теми, кто спонтанно принимает
непринужденную позу (с субъектами, которые при разговоре откидываются
назад или разваливаются в кресле обычно чувствуют себя не очень
уютно);
- чтобы наладить полное взаимопонимание и породить
непринужденность при контакте, желательно копировать как позу, так и
жесты собеседника; такое "отзеркаливание" сообщает визави, что Вы
поддерживаете его мнения и взгляды, и предрасполагает человека к Вам;
- не лишне иной раз отображать эмоциональные переживания
партнера, показывая, что отлично понимаете его психическое состояние;
это очень приятно и улучшает доверительные отношения;
- когда человек эмоционально возбужден, он часто выражается
излишне экспрессивно и как бы нападает на собеседника, хотя это совсем
не так;
- устойчивый контакт глазами с говорящим выказывает
заинтересованность и вдохновляет визави на продолжение монолога;
- простейшие нейтральные слова ("конечно", "разумеется"...) с
сочувственным наклоном головы, подбадривают собеседника и вызывают у
него желание продолжать общение;
- ничто так не нравится безмолвствующему партнеру, как
предложение высказать свое суждение, которое, конечно же, надо
внимательно выслушать;
- когда человек видит, что его слушают, он с симпатией
настраивается на собеседника и, в свою очередь, старается
прислушиваться к нему;
- любому человеку нравится, когда ему сообщают приятные вещи, в
особенности это ценят женщины;
- немалое значение для приведения объекта в доброжелательное
состояние всегда имеет умно сказанный комплимент;
- лесть не воспринимается болезненно, когда она не выглядит как
слишком явная ложь;
- нельзя рассчитывать на дружескую откровенность в ответ на
фальшь, пусть даже замаскированную;
- не стоит задавать излишнее количество вопросов, поскольку это
может помешать Вам обрести необходимое доверие;
- безудержная очевидная хвастливость, как правило, неэффективна,
и прибегать к ней есть какой-то смысл только тогда, когда доверие
партнера уже обретено;
- красивый энергичный жест, подчеркивающий главенствующую мысль -
обычно не помеха, но избегайте прибегать к рукам для привлечения
внимания;
- для вызывания враждебности вполне хватает сухости и
сдержанности в обмене информацией;
- для обретения дружественности нужна непринужденность и
избыточность в сообщении разных сведений.
*Ведя разговор не забывайте, что людей обыкновенно раздражают*:
- негативный эгоцентризм (речь о своих сугубо личных и интимных
делах, будь то болезни или неприятности на работе);
- банальность (треп об известных всем вещах, повторение избитых
шуток и афоризмов);
- пассивность (поддакивание собеседнику и нежелание высказывать
обдуманное мнение);
- самоуглубленность (сосредоточенность лишь на своих успехах и
проблемах);
- низкая эмоциональность (неизменяемое выражение лица,
однообразный голос, стремление не смотреть партнеру в глаза...);
- угрюмость (подчеркнутое нежелание поддерживать беседу, когда
нужно "клещами тащить каждое слово"...);
- серьезность (полное отсутствие улыбки и принимание всего
всерьез);
- льстивость (заискивающий тон, искусственная веселость и
показное дружелюбие...);
- отсутствие тактичности и скоропалительные выводы (излишние
перебивания собеседника и субъективные оценки по первому же
впечатлению; все это заставляет визави принять оборонительную позицию,
препятствующую нормальному общению);
- повышенная отвлекаемость (увиливание от рассматриваемой
проблемы по любому поводу, использование в разговоре сленга...);
- притворство (разыгрывание заинтересованности или сопереживания;
отсутствие какого-либо интереса и скука отлично вычисляются по
выражению лица, как бы его владелец ни изощрялся, а это иной раз
воспринимается как оскорбление);
- высокомерие (надменность и пренебрежение к собеседнику,
"процеживание" слов сквозь зубы...);
- грубость (отчетливое и достаточно неучтивое противоречие...);
- болтливость ("владение разговором как личной вотчиной");
- непрошенные советы (дача советов, когда об этом совершенно не
просят, особенно если советующий не очень-то разбирается в
затрагиваемом вопросе);
- решительность утверждений (безаппеляционные замечания с
небрежным отметанием чужого мнения; такое отношение вызывает
подсознательный протест и может привести к ссоре);
- закрытые вопросы (т.е. вопросы, требующие однозначного - "да"
или "нет" - ответа; они ведут к созданию напряженности в беседе,
поскольку ограничивают у партнера пространство для маневра, и он может
почувствовать себя как на допросе).
*Реализуя целевую установку, нелишне знать, что*:
- первым чаще всего вынужден говорить более слабый;
- для поддержания интереса к себе можно интриговать партнера
своей осведомленностью;
- тон собственного голоса полезно вымерять по тону собеседника:
когда последний повышает тон, говорите тише, что вынудит и визави
понизить силу голоса; при этом он будет сожалеть о собственной
горячности, оставив таким образом победу в этом эпизоде за Вами;
- в конфликтных ситуациях накал эмоций зачастую удается снять,
дав человеку просто высказаться;
- чтобы с успехом что-либо внушить, надо уметь заставить себя
слушать;
- обман целесообразен, лишь если он наверняка не может быть
разоблачен;
- малюсенькая ложь способна породить большое недоверие;
- "вернейший способ быть обманутым, - это считать себя хитрее
всех других";
- нечетко сформулированный вопрос нередко настораживает
собеседника;
- опасно игнорировать предубеждения визави;
- полезно давать партнеру шанс продемонстрировать свои познания в
любой области;
- люди болезненно относятся к напоминаниям о тех ошибках, которые
они уже не совершают;
- критические замечания принимаются, если объект осознает, что
критикующий сочувствует ему, или критика выражается в тактичной форме;
- одно и то же критикующее замечание произнесенное спокойным
ровным тоном, способно вызвать: возбуждение у холерика, прилив энергии
у сангвиника, потерю настроения у меланхолика и совершенно не
воздействовать на хладнокровного флегматика;
- не следует воспринимать молчание как внимание; нередко это
может быть лишь погруженность человека в свои мысли.
*Заканчивая диалог, учитывайте, что*:
- нечеткий и невыразительный конец беседы способен развеять
благоприятное впечатление от всех ваших высказываний;
- последние фрагменты разговора запоминаются прочнее всего;
- необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность
проведенного контакта значительно понизится.