Теоретический анализ деятельности профессионала
Исходной является схема «субъект-действие-объект-окружающий мир». Она выражает все связи: понятие «действие» неразрывно связано с понятиями «субъект», «объект», «окружающий мир». Субъект совершает действие в окружающем мире, среди окружающих его движущихся, изменяющихся предметов. В терминах пространства, времени говорят не только об объекте, но и о субъекте (принцип «Я-здесь-теперь»). Границы действия, допустимые отклонения от намеченного определяются в терминах пространства и времени. К базовым определениям действия (времени и пространству) необходимо добавить еще понятие энергии. Дальнейшее развитие теории должно привести к представлению о действии как о динамической системе.
Жизненный и трудовой процессы легче рассматривать и моделировать, если они разделены на части. Деление на ситуации - один из способов такого квантования. Понятие ситуации используется повсеместно. Ситуация характеризуется пространством и временем. Однако ее характеристика часто остается статичной - только в терминах пространства. Положение субъекта остается в тени, необходимо его выделить. Если особо не подчеркнуть присутствие субъекта, характеристика ситуации останется неполной, точнее, чисто внешней, поверхностной. В ситуацию необходимо ввести субъекта, решающего задачу, необходимо учесть напряжение, которое сопровождает субъекта до окончания действия. Понятие «действие» выражает исполнение - живое, происходящее в присутствии наблюдателя. В.П.Зинченко справедливо говорит о живом действии - именно такой способ рассмотрения позволяет исследовать действие феноменологически - как настоящее.
Деятельностный подход вводит целую связку единиц. В.Я.Дубровский и Л.П.Щедровицкий (1971) предложили рассматривать системы «человек-машина» как системы человеческих деятельностей, элементы которых принадлежат к разным уровням, поскольку обладают разными свойствами: субъект рефлексирует свои цели и цели системы, его действия социально нормированы, а не определяются законами физики, как процессы в машине.
Деятельностный подход содержит три компонента триады «субъект-деятельность-объект», но в нем в наибольшей степени разработана только средняя составляющая - деятельность, которая является одновременно и предметом анализа и объяснительным принципом. Для решения нашей задачи необходимо провести дальнейшую разработку триады, дав развернутое определение каждого ее члена, установить их свойства, провести необходимые границы между членами триады и определить связи между ними. Важнейшей особенностью триады является то, что она определяется вся целиком: сразу и тавтологически, т.е. каждый член определяется через целое и два других. Триада и функционирует соответствующим образом - всегда целиком присутствует в каждом шаге логического процесса: например, при реконструкции психологического содержания труда. Использование триады не позволяет выделить какой-нибудь один компонент - все члены важны в одинаковой степени.
Субъект - человек, действующий с объектом в конкретных обстоятельствах, определяется как «носитель» или «лежащий под». Это телесный носитель активности, инициативы, психики, сознания, отражения. Носитель целостный, единый. Носитель опыта, исполнитель действия. По отношению к психическим процессам субъект выступает как высшая интегрирующая инстанция (по Гальперину). Субъект действия свободен уже потому, что свободно само действие, потому, что он обладает сознанием. Для конкретного субъекта свобода неотделима от ответственности за выполнение задачи.
Будучи слит с действием, субъект поднимается над действиями и обстоятельствами. Субъект удерживает цель, он строит план исполнения действия и контролирует выполнение, фиксирует ошибки и подвергает анализу выполненные действия. В процессе их выполнения субъект анализирует ситуацию, оценивает ее и выбирает один из вариантов действия, продолжая выполнять движения. Интегрирующая функция обеспечивается рефлексивным планом сознания: он развертывается параллельно с бытийным слоем, который включен в ткань выполнения действия. Субъект является носителем схем и когнитивных карт - структур опыта, обеспечивающих быстрое и точное выполнение действия. Бытийный план сознания относится к ситуации, включен в нее; рефлексивный план внеситуативен - выходит за пределы выполняемого действия и наличной ситуации. В рефлексивном слое замыкаются связи между подготовкой, выполнением действия и анализом результатов. Благодаря рефлексивному плану сознания происходит формирование специалиста. При освоении операторской профессии, особенно на высоком уровне исполнения, специалисту приходится самостоятельно создавать собственную систему опыта путем обдумывания и анализа, путем практического опробования и закрепления, путем прямого заучивания. Так правила, требования и запреты, сформулированные в текстах, становятся руководством к действию. На этом уровне рассмотрения субъекта в игру вступают все свойства, относимые к личности, профессиональному и человеческому облику, индивидуальному стилю и профессиональному пути специалиста: ценности, потребности, смыслы, отношения в совместной деятельности и т.д.
Средним членом нашей схемы является не деятельность, а действие. Такое понимание несколько отличается от привычного. Понятие действия более пригодно, поскольку обладает пространственно-временной определенностью, что позволяет субъекту удержать его в сознании как целостный единый акт, как психологическое настоящее. Действие представляет собой своеобразный хронотоп (по В.П.Зинченко). Понятие хронотопа приобретает особую ценность при рассмотрении действия в связи с технологическим процессом, сопоставляемым с событиями окружающего мира. Здесь речь идет не просто о хронотопе профессионального действия, и не только о соответствии штурманского действия технологическому процессу полета, его требованиям, или о соответствии технологического процесса окружающему миру. Возникает вопрос о роли субъекта в приспособлении (посредством своего действия) характеристик движения управляемого объекта к особенностям окружающего мира. При этом субъект использует все возможности сознания и психики. Планируя память, антиципацию и восприятие, гибкое реагирование на окружающие обстоятельства, субъект координирует, ускоряя или задерживая, свои движения с событиями в окружающем мире.
Умственное или психологическое действие не может служить единицей анализа, поскольку оно не содержит отчетливо выраженных моторных составляющих. Чистые психологические действия представляют собой вырожденный, хотя и необходимый, случай. Их нужно рассматривать в ходе формирования, когда в них явно представлены двигательные составляющие, или при затруднениях, когда они деавтоматизируются и приобретают внешне выраженный характер. Чистые действия можно рассматривать как крайнюю точку, которая может стать пунктом отсчета при психологическом рассмотрении.
Понятие действия разрабатывали А. Бергсон и П. Жане. Оно играет ключевую роль в генетической психологии и физиологии активности. Работы К.Левина положили начало исследованиям мотивации человеческих действий. Исследуя локомоции в жизненном пространстве души, в психологическом поле, К.Левин имел дело с действиями. Для разработки понятия действия огромное значение имели работы Э.Толмена. Изучая поведение животных в лабиринте, Э.Толмен выделил целостные молярные двигательные акты, которые возникали после ознакомления животного с лабиринтом. При этом они характеризуются целенаправленностью и избирательностью. Структура пространства отражается в опыте животного - Толмен ввел понятие когнитивной карты для обозначения пространственного опыта животного. Структура пространства, в котором совершает свои действия субъект, задается различением в нем двух тел - субъекта и объекта, которые выделяются из множества объектов окружающего мира.
Но важно не подменить субъекта действием, которое он совершает. Видя целое, не терять отдельных частей, думая о каждой составляющей, видеть все целое в неразрывной связи. Все это позволяет применить четырехчленную схему, из которой мы исходим.
В теоретическом анализе возникает проблема различения субъекта, действия, объекта и окружающего мира. Поскольку взаимные переходы и границы между этими понятиями размыты, определить, отделить друг от друга, понять, где кончается одно и начинается другое, - не просто. Сравнивая понятия «действие» и «субъект», принимаем, что действие - это живое движение, за которым стоит субъект. Субъект - телесный носитель психического (восприятия, памяти, мыслей, переживаний, потребностей и чувств). Понятие субъекта необходимо и для разработки «психологии действия». На стороне субъекта - сознание и бессознательное. Однако, рассматривая трудовой процесс, необходимо использовать единицу, характеризующую сам процесс исполнения в наиболее существенных проявлениях. Действие как раз является такой единицей.
Почему возникает необходимость анализа в терминах действия? Какие другие термины можно было бы использовать? Бихевиоризм остановился на стимулах и реакциях, через анализ преобразований информации пытался найти мелкие операции и построить из них модели. Не будем здесь подвергать критике эти подходы. Действие - это единица, в которой соединены внешние исполнительские процессы (движения, речь) с когнитивными процессами. Действие позволяет сразу говорить о сознании и движении. Для понятия «действие» разработана теория мотивационных процессов.
Действие необходимо и для анализа группового процесса. Когда субъектом совместного действия является группа, выполнение трудовых функций требует пространственной координации движений индивидов при выполнении действия. Синхронизация движений в групповой деятельности достигается предварительным планированием и использованием речевых команд в ходе исполнения, ускорением и замедлением движений, ориентацией на ряды внешних событий, сроки. Антиципация группой действия индивида и реакция группы на точное или ошибочное действие индивида - все это достигается посредством языка, который наряду с пространством, временем и энергией становится важнейшим определением действия. Выполнение трудовых функций невозможно без общения и воздействия группы на индивида.
Вглядываясь в естественный язык, видим аналогию между предложением и действием. Предложение - единица языка, соответствует названной выше четырехчленной схеме: подлежащее-сказуемое-объект-обстоятельства. Языковая форма определения сути действия - глагол. Глагол - имя действия. Предложение в языке и действие в психологии совпадают по структуре. Субъект совершает действие в окружающем мире. Поток профессионального поведения, профессиональной речи - это ряд операций, фраз и пауз. За ними - память и ожидания, мысли, восприятия и переживания. К. Бюлер в своей «Теории языка», фундаментальной книге по психолингвистике, применил понятие действия и «кольцо общения Я»: в предметной ситуации говорящий посредством языка совершает речевые действия, а слушающий - акты понимания. Оба воспринимают происходящее вокруг. Бюлер говорил об «указательном поле языка».
Изучение языка - путь проникновения в глубины человеческой психики. Попробуем говорить о психике, прислушиваясь к словам и фразам, которые мы произносим. Обратим внимание на временные, пространственные формы высказываний, на слова, которые передают мышечные движения и состояния человека, выражают связь между дыханием, движениями и мыслями, раскрывают психические процессы, сообщают о переживаниях и общении. Изучая труд, нельзя не воспользоваться этим путем, прямым и ясным. Язык технологического описания фиксирует трудовые операции и позволяет выделять фрагменты производственного процесса.
Пространственную характеристику действия, топологию, предложил К.Левин: место (субъекта, цели, препятствия), границы, районы. Метрическая модель пространства действия возможна, но в пределах очень небольших расстояний от тела субъекта. К.Левин разрабатывал и теорию путей - годологию. Сравнение пути намеченного и пути, проходимого среди предметов, позволяет отделить субъекта от двигательного исполнения - действия. Совместное действие возможно только при координации действий субъекта с действиями других людей, расположенными вдали и рядом. Это показывает роль восприятия - симультанного схватывания окружения, планирования путей движения и обхода препятствий. Для преодоления препятствий без вреда и успешного продвижения к цели необходим контроль пространственной координации совместных движений по ходу выполнения. Человек совершает свое действие в перцептивном мире. Внимательное рассмотрение труда режиссера, тренера футбольной команды, командира команды спасателей показывает, сколь важное место занимает в них анализ траектории движения субъекта среди предметов. Путешествие по незнакомому городу становится особенно сложным действием: оно требует основательной подготовки, контроля при выполнении и последующего анализа. Воспоминание о том, как проходили поиски мест, объектов, встречи, сопровождается анализом пройденного пути. При этом особенно важно рассмотреть случай потери ориентировки и отыскания намеченного пути. Разбор летных происшествий включает изучение пути движения самолета среди препятствий. Известен не один случай такого типа: самолет разбился, отклонившись от курса и врезавшись в гору в условиях плохой видимости. Все они подвергались тщательному разбору.
Трудовая операция совершается посредством орудия. Она автоматизирована и доступна наблюдению, поскольку содержит двигательную компоненту. Пространство операции хорошо заучено. Оно не настолько сложное, что его нельзя запомнить или трудно удержать в памяти при усложнении условий. Участки пути прямолинейные, а движения - баллистические (ударные и другие), либо движения выполняются по шаблону, тогда проблема выдерживания пути, преодоления препятствий исчезает, а остается лишь необходимость удержания инструмента с постоянным усилием. Для контроля используются либо инструменты, либо надежные приемы «непосредственной» (без инструментов, например, с помощью глазомера) оценки. Временная характеристика операции строится на основе измерений с помощью секундомера либо на основе хорошо отработанного чувства времени. Энергетическая характеристика операции строится подобно пространственной и временной.
Временная характеристика действия содержит: начало, конец, последовательность движений, дление, настоящее, прошедшее, будущее, ритмы, повторения, циклы, сроки, скорости и ускорения движений субъекта и исполняемых им различных операций (планирующих, контролирующих и других) в разных районах пространства. Такая полная временная характеристика действий требует учета телесных ритмов субъекта, а также событий и процессов в окружающем мире. Она необходима для следующего шага описания (анализа): решения вопроса о синхронности действия событиям окружения. Прежде всего необходима временная координация действий членов команды или партнеров. Затем необходимо выполнение временного режима, предусмотренного технологией и кодексом о труде. В ходе исполнения специалист использует временные метки: следит за развитием событий (процессов) в окружающем мире. В качестве примера можно рассмотреть работу командира воздушного судна при встрече в полете с грозовым фронтом при подходе к аэродрому.
Для определения действия решающее значение имеет повторяемость, воспроизведение процессов. Действие профессионала воспроизводимо и доступно повторению. Циклически повторяющиеся действия менее сложны, чем одиночные, но не менее ответственны. Их необходимо отличать от одиночных и рассматривать совместно.
Дробление процесса на отдельные этапы можно провести разными способами: по используемым орудиям и приемам, по районам пространства, по энергетическим признакам.
Действие, происходящее в присутствии исследователя, действие профессионала невозможно наблюдать с достоверностью ни со стороны, ни изнутри. Но необходима такая точка отсчета, чтобы она сохраняла приметы временного описания: держания настоящего. Описание должно схватывать пульсацию живого действия. «Сейчас» должно стать началом отсчета в построении психологического описания.
Энергетическая характеристика действия учитывает: усилия субъекта, ускорения, массы, концентрацию внимания субъекта на отдельных моментах действия и утомление субъекта на разных этапах труда.
Границы действия как процесса исполнения проходят через те предметы, которые входят в действие: средства, препятствия, материал, продукт. Но возможны и «пустые» зоны. Допустимые отклонения определяются сходством предметов. Пределы действия и субъекта: так же как и субъект, действие выходит за свои пределы.
Действие, еще до его исполнения, получает определение временем (сроком и длительностью), пространством, энергией и смыслом задания, формулируемым вербально.
Пространство действия сопоставимо с пространством восприятия. Исполнение без знания, помимо знания, бессознательное исполнение нельзя назвать действием. Действие идет на фоне перцептивного мира. Следует ли утверждать, что существует пространство действия внутри пространства восприятия? Здесь мы оказываемся перед неожиданной ситуацией - действие расширяет пространство восприятия: воспринимаемым становится то, что ранее не воспринималось, - предметы, различия между ними, тонкости упорядочения. Пространство действия, выполняемого в пределах перцептивного пространства, шире его? Нет, действие - расширение перцептивного пространства, но текущее, происходящее, живое. Расширение перцептивного пространства происходит посредством действия.
По аналогии можно сопоставить время действия и время восприятия. Действие расширяет пространство восприятия: воспринимаемым становится то, что ранее не воспринималось, - изменения предметов, различия между процессами, тонкости временного упорядочения.
Нормальное выполнение действия предполагает узнавание пространства (мест, предметов) и времени (цепь событий следует в соответствии с ожиданиями). Это важно так же, как узнавание людей, участвующих в трудовом процессе. По внешним, пространственным и временным, признакам субъект оценивает настроение окружающих. Их нормальное настроение, соответствующее ситуации, сделает возможным точное выполнение действия. В противном случае - при неузнавании, либо, если обстоятельства оказались незнакомыми, - действие затягивается, начинается суета. Субъект отмечает пространственные и временные колебания в окружении.
В реальном трудовом потоке точно выделить и наблюдать действие невозможно. Действие можно выделить только после его окончания и только с помощью субъекта, если у него есть что сказать. Необходим рассказ субъекта о выполненном действии, адресованный квалифицированному слушателю, который наблюдал за действием. Присутствуя при обсуждении действия специалистами, психолог имеет возможность выделить уже исполненное действие из потока трудовых операций.
Откуда мы можем знать о том, насколько точно субъект сообщает о выполненном действии?
Отклонение от привычного рисунка исполнения служит самым первым внешним признаком действия.
Выделение и наблюдение действий возможно в процессе обучения. Действие субъекта изменяется по мере накопления опыта. Вместе с тем отмечается изменение внимания к исполнению.
Динамическая модель действия. Принцип: действие следует рассматривать как биполярную непрерывную структуру - от ошибочного до точного. Как можно представить динамическую связку между полюсами? Этот принцип важен для анализа профессиональной деятельности, потому что позволяет объяснить ошибки.
Набор терминов динамической модели. Напряжения. Давление. Процессы внутри структуры. Ритмы и синхронизации. Колебания усилий субъекта. Действие как система. Групповой субъект. Групповое действие. Координации и синергии. Динамика групповых процессов. Внешние события и внутренние процессы в системе. Вытеснение из сознания в бессознательное. Давление на индивида со стороны группы. Действие как процесс. Свободное действие. Действие как настоящее. Адаптивные элементы в системе действия. Поддержание навыков в форме. Распад навыка.
Динамическая теория заставляет рассматривать действие как систему. Элементами системы становятся не только субъект, но объекты и события окружающего мира. Между элементами системы, структуры действия возникают динамические отношения. Динамические - значит силовые, такие, которые приводят к движениям, т.е. - энергетические. Динамика действия связана со стремлением довести действие до конца. Динамическая характеристика действия - в направленности на результат. Преодоление препятствия - волевой акт. Но часто такое преодоление требует большого расхода энергии, ведет к потере сил. Запас сил, резерв энергии, заряд, потенциал - все это термины, подталкивающие к размышлению о динамическом аспекте действия. Действие как система содержит множество компонентов, связанных разнообразными отношениями, в том числе и силовыми. Мотивы - предметы, влияющие на действие, - притягивают, направляют действия субъекта. Вспомним об отношениях в группе: безразличие, притяжение, симпатия, отвращение, ненависть. Субъект в группе испытывает давление - это силовое воздействие.
Мотивы-предметы, это внешние составляющие действия. К внутренним относятся направленность, воля, цели. Действие - это живой процесс исполнения. Оно требует усилия. Усилие невозможно удержать неизменным. Оно колеблется - то возрастает, то ослабевает. Чтобы преодолеть инерцию предыдущего состояния, необходимо отбросить все влияния и сосредоточиться на цели. «Отбросить» и «сосредоточиться» - это термины, фиксирующие динамический аспект действия. «Мотивация» - термин энергетического типа. Действия выполняются в условиях множественного побуждения. На субъекта одновременно воздействует множество тенденций. Действие требует сосредоточенности. Неопределенность так велика, что даже после многократного успешного исполнения в привычных условиях можно что-то упустить. Сосредоточившись на результате, человек может отвлечься от контроля за безопасностью. Человек сам по себе является сложной системой, состояние которой может отклониться и стать неблагоприятным, если не для результата, то для самого человека как исполнителя. И чем дольше он трудится, чем он старше, тем сильнее его отрицательное влияние на результат. С каждым успешным исполнением необходимая, позитивная тревога за результат становится все меньше, контроль за безопасностью все слабее. Значит, требуется особое усилие для контроля за исполнением, за влиянием опасных факторов. Здесь не должно быть привыкания. Профессионал, специалист с большим стажем, не должен полагаться на опыт, на автоматизмы. Все должно быть, как в первый раз. Постоянным усилием воли специалист должен сосредоточиваться на привычных правилах безопасности. Особенно в групповой деятельности, где расхолаживающее влияние опыта становится еще сильнее, поскольку система еще сложнее. И сложность состоит именно в неопределенности, которую опыт, ставший системой автоматизмов, стремится покрыть оболочкой автоматизмов, установкой - «я везучий». Эта установка иррациональна, она превращается в разрушительный фактор, который суммируется с внешними и внутренними факторами, образуя новые неожиданные сочетания. Воля лидера - вот что должно быть противопоставлено этой разрушительной убежденности каждого члена команды. Это усилие делает всякое действие новым, уникальным. Действие - это акт борьбы человеческой воли с инерцией лени и спокойствия, успокоенности, которое становится разрушительным безразличием. Особые усилия нужны для сохранения ритма и координации группового действия.
Существуют ограничения концепции «действие как единица психологического анализа»: трудно выделить начало действия в трудовом потоке операций, нельзя установить сам факт действия, не обращаясь к субъекту. Действие более пригодно для анализа учебной деятельности и моделирования, чем для изучения трудового процесса специалиста высокого класса.
В анализ текущего действия необходимо включить отдаленное прошедшее и перспективное будущее.
Необходимость использовать идеи формирования и постепенной деградации, адаптации и дезадаптации, контекста деятельности и общения требует выхода за рамки ситуации, настоящего, за рамки действия. Такое преодоление рамок концепции действия требует построения нового аппарата, в котором объединены действие и контекст деятельности (внеситуативный), действие и структуры опыта, действие и процессы адаптации.
В теории деятельности разрабатывалось представление о сокращенном и развернутом действиях. Основополагающей является идея принципиального сходства между ними. Однако временной анализ показывает, что понятия «формирование», «сформированное», «свернутое» (в свернутом виде) требуют введения другого времени, которое отличается от времени исполнительного процесса. Необходимо и пространственное определение сформированного, свернутого, сокращенного действия. Без четкого пространственного и временного определений свертывание означает лишь то, что действие уходит в «потаенное», становится тайной.
Уровневая организация действия предполагает соподчиненность. Какой уровень считать более высоким? Насколько устойчиво сохраняется отношение между уровнями? Уровни меняются местами. Верхние становятся нижними, а нижние начинают всем управлять. Ориентировочные и практические части действия неотделимы - и это принципиально.
Практическое действие, а не только ориентировочное, представляет интерес для психологии. Практическое действие является предметом психологии труда.
Методологические и психологические построения С.Л.Рубинштейна подтвердили справедливость критики и необходимость более глубокой проработки понятий субъекта и объекта в совокупности с понятиями деятельностного подхода. Трехчленная схема изучалась многими авторами (например, А.В.Брушлинским - о недизъюнктивности мышления, О.К.Тихомировым - о смыслах и мотивах ), однако сами по себе эти исследования не содержат средств, позволяющих схватить пространственно-временную динамику трудовых действий и подойти к постановке задачи синхронизации действия субъекта с процессами окружающего мира. В работах Н.А.Бернштейна, С.Г.Геллерштейна, И.М.Сеченова имеются указания на то, что для решения сложной задачи синхронизации необходимо развернутое описание восприятия как непосредственной данности окружающего мира субъекту. Поэтому нам придется обратиться к подходам, теориям и моделям, в которых имеются средства для фиксации перцептивного феноменального поля. Многие представители деятельностного подхода почти одновременно пришли к необходимости решения ряда проблем восприятия. П.Я.Гальперин выделил пространственный аспект восприятия и связал его с понятием целостного субъекта. В.П.Зинченко акцентировал образ ситуации, связанный с предметным действием. В.В.Столин, А. А. Пузырей, А.Д.Логвиненко, В.К.Вилюнас анализировали смысловую сторону перцептивного образа. Однако для анализа операторского труда нужна более дифференцированная модель окружающего мира, схватывающая быстрые процессы и позволяющая субъекту подстроиться под них посредством своих действий.
Дополним базовую схему «субъект-деятельность-объект» четвертым членом: понятием «окружающий мир». Окружающий мир - совокупность движущихся, меняющихся объектов. Окружающий мир характеризуется множеством знакомых предметов, расположенных известным образом, но вместе с тем и новизной, неопределенностью, неожиданностью. Субъект воспринимает окружение и строит свои действия, сообразуясь со скоростями движения и изменениями предметов, учитывая неожиданность, неопределенность, новизну предметов и событий в окружающем мире. Совокупность движущихся, меняющихся предметов окружающего мира, данных субъекту в восприятии, - «перцептивный мир». В перцептивном мире субъекту прежде всего дано его собственное тело и управляемый объект, дано собственное действие, которое он совершает, двигаясь среди предметов. Совокупность предметов и событий окружающего мира, влияющих на выполнение действия, вместе с пространственными и временными характеристиками действия образуют пространство и время действия. Очевидно, что оно не совпадает с перцептивным миром. Границы двух типов, внешние и внутренние, различны. Границы перцептивного мира определяются возможностями восприятия - порогами различения, обнаружения и проч.
Перцептивный мир и действие субъекта - это формы его опыта, который сохраняется в когнитивных структурах и в формах известных предметов. Пространство и время действия - это форма профессионального опыта субъекта, так же как пространство и время восприятия. Пространство и время действия штурмана неоднородны и различаются по плотности. Они определяются предметами и событиями окружающего мира, их плотностью, скоростью движения и характером их воздействия на движение управляемого объекта и на само действие, исполняемое субъектом. Время определяется плотностью движений субъекта, его усилиями при выполнении действия. Пространство и время восприятия и действия имеют смысловой характер, поскольку они определяются целью и опытом субъекта. Тезис о смысловой структуре времени разрабатывал А.Бергсон, на неоднородность пространства указывал В.И.Вернадский, идею смыслового характера пространства защищал в своих ранних работах А.Ф.Лосев. Психологам хорошо знакомы понятие валентностей объектов в поле и топологическая теория жизненного пространства. Согласно К.Левину, динамические процессы в психологическом поле тоже получают пространственное описание. Понятие перцептивного мира необходимо, чтобы привести триаду «субъект-действие-объект» в рабочее состояние: значительная часть пространства и времени действия даны субъекту в перцептивном мире. Через перцептивный мир замыкаются многие связи, необходимые для управления действием. В перцептивном мире субъекту даны движения предметов, которые он сопоставляет с собственными движениями. Благодаря этому возможна синхронизация действий субъекта с процессами окружающего мира. Тело и свое действие даны субъекту иначе, чем предметы окружающего мира.
Для анализа труда важно ввести понятия «индивидуальный и групповой субъект», «индивидуальное и групповое действие» и различать их. Пространства и времена действий и восприятий отдельных специалистов даже в одной кабине не совпадают. Поскольку подлинным субъектом труда является экипаж, возникает вопрос о координации и синхронизации действий. Феноменологический метод требует рассмотрения сознания во временной перспективе: исполняемое действие и перцептивный мир являются формами настоящего. Прошлое и будущее вводятся вместе с понятиями опыта и памяти, потребностей, планов, смыслов, ожиданий, антиципации. Строгость рассмотрения возникает оттого, что исходной точкой анализа является непосредственная данность сознания. Таким образом, четырехчленная схема, вместе с соответствующими различениями и доработками, становится рабочим инструментом, пригодным для реконструкции психологического содержания труда летчиков.
Модели элементарного акта
Среди множества теорий, моделей и подходов к изучению операторского труда мы выделили те, которые наиболее близки к основным линиям нашей разработки: имитационные, информационные, информационно-процессуальные и корреляционные модели операторского труда.
Имитационные модели
Эти модели служат хорошим началом инженерно-психологического анализа. Примером является модель, разработанная А.Зигелем и Дж. Вольфом. Разделив относительно небольшой, но важный участок трудового процесса на отдельные задачи, определив приоритеты между ними и установив время выполнения каждой - все это делается с помощью опытных специалистов-операторов, задавшись функцией, определяющей зависимость точности и скорости выполнения задачи от индивидуальных особенностей оператора, авторы сумели с достаточно высокой точностью предсказать статистические результаты реальных испытаний, таких как посадка самолета на авианосец, дозаправка в воздухе, воздушный перехват. Модель учитывает гибкость, характерную для опытного специалиста: темп труда зависит от обстоятельств - в сложной обстановке время, которое тратит оператор на одну задачу, может быть сокращено вдвое по сравнению с периодом спокойного, нормального труда. Вместе с тем возрастает и испытываемое напряжение, однако до некоторого предела, после которого скорость выполнения работы резко снижается. Модель позволяет учесть возможность оператора сократить время на одну задачу за счет резервов групповой деятельности: сплоченности и проч. Таким образом моделируется синхронизация, которая типична для любого труда, - замедляя или ускоряя действия, оператор добивается совпадения во времени различных событий трудового процесса. К сожалению, попытки воплотить идеи модели на отечественной почве пока не привели к успеху.