Вопрос 2. основные функции управленческой деятельности

Управленческая деятельность — принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленчес­кой деятельностиможно свести к следующим:

*большое разнообразие видов деятельности на раз­ных уровнях управленческой иерархии;

*неалгоритмический, творческий характер дея­тельности, осуществляемый при недостатке инфор­мации и в условиях часто меняющейся, нередко про­тиворечивой обстановки;

* ярко выраженная прогностическая природа ре­шаемых управленческих задач;

* значительная роль коммуникативной функции;

* высокая психическая напряженность, вызывае­мая большой ответственностью за принимаемые ре­шения.

Управленческая деятельность требует осуществле­ния (совершения, исполнения) руководителями мно­жества разнообразных управленческих работ. Специ­ализированные виды этих работ именуются функциями управления. Все содержание процесса управления рас­членяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определенными исполнителями и этим са­мым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Функции — основная категория управления, по­скольку в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание уп­равленческой деятель­ности. Общие или уни­версальные функции присущи управлению любой сферой, любой деятельностью. Они расчленяют содержа­ние управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ, клас­сифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения определенного резуль­тата.

К таким общим функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование (или регулирование), стимулирование и контроль. Функ­ция целеполагания заключается в выработке основ­ных, текущих и перспективных целей деятельности. Жизнь не стоит на месте, поэтому в каждый данный момент руководитель должен сверять свою деятель­ность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, у «сосе­дей», с решениями вы­шестоящих руководите­лей. Но сверять мало. Надо уметь корректиро­вать текущие действия и стратегию, то есть пересмат­ривать цели, менять их положение в системе целей. Функция планированиязаключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реа­лизации целей деятельности организации. О важнос­ти этой функции говорит поговорка «Хорошо спла­нировано — наполовину сделано». Предпосылкой планирования как специализированного вида управ­ленческой деятельности является прогнозирование — выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации в буду­щем.

Несколько слов о функции организации. Понятие «организация» обычно используется в двух значени­ях.

Во-первых, под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаи­модействия людей, идей, процессов.

Во-вторых, под организацией понимается форма проявления совме­стной деятельности.

Когда мы говорим о функции организации, то, по нашему мнению, она заключается, прежде всего, в объединении элементов или частей (людей, идей, процессов и др.) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устой­чивая система. Другими словами, это процесс целе­направленного взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях и в определенные сроки поставленных целей.

Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надежной, эко­номичной и самокорректирующейся. Последователь­ность реализации функции организации обычно сле­дующая:

* определение целей, задач и особенностей совме­стной деятельности членов организации;

* выявление потребности в ресурсах для осуще­ствления целей и обеспечение бесперебойного снаб­жения этими ресурсами. Поэтому иногда говорят, что организовать — это сначала оценить возможности, а уже потом ставить задачу;

* установление последовательности действий ис­полнителей, продолжительности и контрольных сро­ков их выполнения;

* выбор способов осуществления необходимых дей­ствий и взаимодействий людей для достижения це­лей;

* установление между членами организации не­обходимых организационных отношений (соподчиненности, координации и др.);

* создание соответствующей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей.

Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействиямежду подчиненными. В числе принципов эффективной орга­низации взаимодействия следующие:

* специализация исполнителей;

* количественная и качественная пропорциональ­ность частей, образующих систему;

* параллельность действий;

* ритмичность деятельности.

После осуществления функции организации мо­гут возникнуть некоторые несоответствия между все­ми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необхо­димость, во-первых, уточнить характер действий ис­полнителей, сделать их более согласованными, гар­моничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией ре­жима функционирования системы. Такая «тонкая на­стройка» системы получила название функции ко­ординирования и регулирования совместной деятельности.

Функция стимулированиявключает в себя разра­ботку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

* зависимость величины стимула от конкретного вклада подчиненного в общее дело;

* связь стимулов с целями деятельности органи­зации;

* единство интересов подчиненного, организации и общества в целом;

* разумное сочетание моральных и материальных стимулов;

* сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.

Контроль— это та профессиональная услуга, которую управляющий должен оказывать своим сотрудникам.

В. Зигерт, Л. Ланг, немецкие специалисты

В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учета и анализа дея­тельности. Содержание этой функции включает комп­лексное изучение деятельности и предполагает:

* наблюдение за ходом, динамикой и закономер­ностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;

* сравнение ее параметров с заданной програм­мой функционирования;

* количественную и качественную оценка эффек­тивности деятельности;

* выявление отклонений, узких мест в развитии системы;

* выявление причин сложившегося состояния;

* определение наиболее целесообразных путей вос­становления работоспособности системы.

Важной психологической проблемой является воп­рос о расхождении между функциями, которые дол­жен исполнять руководитель, и реально выполняе­мыми функциями. Полного соответ­ствия между ними нет, так как на практике первые функ­ции преломляются через реально сло­жившуюся ситуацию, в которой находится руководи­тель, личность конкретного руководителя, состояние руководимой организации, особенности взаимоотно­шений с вышестоящим руководством и др.

Как правило, объем этих функций превышает объем реально выполняемых, в которых наблюдает­ся определенная избирательность, предпочтение од­них функций по сравнению с другими. В реально вы­полняемых функциях проявляется «рисунок» или стиль деятельности руководителя.

По направленности руководителя на решение раз­личных функциональных задач А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин, В.Г. Шорин (1976) выделяют следующие стили:

* ориентированный на решение в основном про­изводственных задач;

* ориентированный на решение преимуществен­но социально-психологических и социальных задач;

* ориентированный на оптимальное решение за­дач, стоящих перед организацией и руководителем.

Наши рекомендации