Технология управления компетенциями как средство реализации стратегии управление персоналом организации
В последнее время при разработке и реализации стратегии управления персоналом организации стали использовать технологии управления компетенциями. Управление компетенциями представляет собой процесс сравнения потребности организации в кадрах с наличными трудовыми ресурсами и выбор форм воздействия для приведения их в соответствие с требованиями производства. См. таблицу 5.1. В данном случае под потребностью организации понимается необходимый количественный и качественный состав персонала, определяемый в соответствии со стратегией ее развития. Под ресурсами подразумеваются работники организации с достигнутыми уровнями компетенции, желаниями, мотивацией, устремлениями. Результатом сравнения потребностей и ресурсов становятся управленческие решения о ротации, продвижении, найме, развитии персонала.
Технология управления компетенциями интегрирует технологии управления по целям, определения требований производства и предусматривает приведение персонала организации в соответствие этим требованиям.Компетенции - это характеристики персонала, необходимые для успешной деятельности: совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения. Совокупность знаний предусматривает обладание информацией, требуемой для выполнения работы. Знания определяют интеллектуальный потенциал человека. Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенных задач. Навыки проявляются в широком диапазоне: от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.Способности обусловлены врожденной предрасположенностью выполнять определенный вид деятельности. Способность можно также рассматривать как приблизительный синоним одаренности. Компетенции можно охарактеризовать через уровни их выраженности. Компетенция имеет понятное для сотрудников организации детализированное описание, что существенно облегчает возможность ее диагностики.
Вопрос 2. Стратегия кадровой политики организации. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия. Условия разработки кадровой политики. Исходные документы для формирования кадровой политики организации. Структура кадровой службы. Компетентностный подход как метод реализации стратегии кадровой политики.
Любая организация должна иметь концепцию кадровой политики, которая разрабатывается собственниками, высшим руководством, кадровыми службами на основе анализа структуры персонала, прогнозов развития производства, состояния рынка труда.
Элементами концепции кадровой политики являются:
■ цели и основные направления работы с кадрами;
■ функции кадровых служб;
■ принципы оплаты труда и стимулирования;
■ система социальных гарантий;
■ механизм взаимодействия с профсоюзами и заключение коллективных договоров;
■ формулирование кадровой политики организации осуществляется под влиянием ряда факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние.
Внешний фактор:Национальное трудовое законодательство;Взаимоотношения с отраслевым профсоюзом ;Экономическая конъюнктура;Перспективы развития рынка труда.
Внутренний фактор:Структура и цели организации, применяемые технологии;Территориальное размещение фирмы;Отношения и морально-психологический климат в коллективе;Господствующая организационная культура.
Выделяют несколько подходов к формированию кадровой политики:
■ с позиции инструкций, технических регламентации и т. п. (в крупных фирмах);
■ с позиции трудового коллектива;
■ с позиции первого лица (эффективен на первых этапах развития организации);
■ с позиции компромисса между всеми участниками.
Этапами формирования кадровой политики являются:
■ согласование целей и принципов работы с персоналом с принципами и целями функционирования организации в целом;
■ анализ, оценка положения дел в сфере управления человеческими ресурсами; • формирование кадровых программ, процедур, мероприятий с учетом настоящей и прогнозируемой в будущем ситуации.
Считается, что письменное оформление кадровой политики позволяет:
■ четко и наглядно отразить взгляды администрации по этому вопросу;
■ убедить персонал в ее доброй воле;
■ внести единообразие и последовательность в процесс принятия кадровых решений;
■ информировать сотрудников о правилах внутренних взаимоотношений;
■ улучшить морально-психологический климат и т. п.
Основными функциями кадровой политики являются:
■ обоснование методологических принципов работы с персоналом;
■ определение общих требований к персоналу и расходам на него;
■ выработка позиций по отдельным направлениям работы с людьми (привлечение, перемещение, оценка, увольнение, разрешение трудовых конфликтов, стимулирование,и проч.);
■ информационная поддержка управления человеческими ресурсами;
■ контроль персонала.
При этом решаются следующие конкретные задачи:
■ выработка общей концепции управления персоналом;
■ формирование системы управления человеческими ресурсами, его процедур и механизмов;
■ формулирование концепции оплаты труда, материального и морального стимулирования работников;
■ определение основных требований к каждой категории персонала;
■ своевременное обеспечение организации работниками заданного качества и в необходимом количестве, соответствующими ее стратегическим задачам; реализация мер по ликвидации нехватки, избытка или иного несоответствия персонала потребностям фирмы в настоящий момент или в перспективе;
■ выбор путей сохранения или высвобождения кадров, помощи в трудоустройстве при массовых увольнениях, стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не соответствующих изменившимся требованиям и неспособных освоить новые направления и методы работы;
■ организация рационального использования трудового потенциала;
■ содействие наиболее полной реализации предусмотренных трудовым законодательством прав и обязанностей работников;
■ поддержание ключевых ценностей и имиджа фирмы;
■ обучение, переобучение, повышение квалификации или массовая переподготовка персонала в связи с переходом к новым технологиям;
■ развитие социального партнерства;
■ создание благоприятных условий труда и проч.
Принципами осуществления кадровой политики являются:
■ сохранение и увеличение кадрового потенциала;
■ эффективное стимулирование производительного труда;
■ достижение максимальной взаимозаменяемости кадров;
■ постоянное расширение сферы командной работы;
■ справедливость (одинаковый подход ко всем, независимо от должности);
■ последовательность;
■ инновационность (постоянное обучение, творческий подход к делу);
■ учет трудового законодательства;
■ исключение дискриминации по возрастному, национальному, половому признакам.
Составными частями кадровой работы являются:
■ текущее планирование потребности в персонале;
■ наем, профессиональная ориентация, адаптация;
■ аттестация, организация кадровых перемещений, работа с резервом;
■ помощь в организации карьеры;
■ разработка штатных расписаний;
■ внесение корректив в планы подготовки, распределения и использования кадров;
■ мотивация в повышении квалификации, обучении, развитии;
■ разрешение конфликтов;
■ обеспечение безопасности и проч.
Принципамиосуществления кадровой работы являются:
■ компенсация недостатков одних работников достоинствами других;
■ оптимальное сочетание своих и привлеченных кадров;
■ демократизм;
■ широкое использование информационных технологий;
■ учет позитивного опыта других фирм;
■ справедливость;
■ соревновательность;
■ постоянное обучение и совершенствование.
Система и методы кадровой работы должны периодически обновляться в связи с изменением внутренней и внешней среды организации, с тем, чтобы обеспечить в итоге необходимые условия формирования и функционирования дееспособного трудового коллектива.
Стратегия управления человеческими ресурсами (кадровая стратегия, персонал-стратегия) относится к разряду функциональных, подчиненных генеральной стратегии, вытекает из нее, развивает и детализирует. Если объект, на который направлена функциональная стратегия, представляет собой нечто целое, не разделенное на отдельные части, то говорят о концентрированной стратегии. Если разделение существует и стоит задача обеспечить независимое развитие частей при их взаимной поддержке, речь идет о диверсифицированной стратегии. В крупных многопрофильных фирмах, подразделения которых разбросаны по стране, а то и по миру, функционируют в различных природно-климатических зонах, с разной демографической ситуацией, состоянием рынка труда, культурными традициями и т, п., кадровая стратегия не может не быть диверсифицированной, учитывающей специфику конкретных условий. В локальных, узкоспециализированных организациях с однородным составом персонала она должна быть концентрированной.
С помощью персонал-стратегии решаются задачи:
■ своевременного обеспечения компании работниками заданной квалификации и в необходимом количестве;
■ оптимизации структуры персонала;
■ наращивания кадрового потенциала, его рационального использования для
реализации бизнес-стратегии;
■ формирования и совершенствования механизмов управления человеческими ресурсами;
■ изменения поведения сотрудников;
■ определения моделей оплаты труда, материального и морального стимулирования работников;
■ обучения, повышения квалификации, развития человеческих ресурсов, привития навыков стратегического мышления;
■ формирования корпоративной культуры, привязки человека к фирме;
■ создания условий для реализации прав и обязанностей персонала, предусмотренных трудовым законодательством;
■ преобразования служб управления человеческими ресурсами (превращения их из бюрократических в маркетинговые структуры);
■ создания благоприятных условий труда и проч.
К стратегическим направлениям работы с персоналом, по мнению английского профессора С. Лиза, можно отнести:
■ снижение удельного веса заработной платы в себестоимости, для чего предполагается разделять персонал на две группы: высококвалифицированное ядро с высокой оплатой и малоквалифицированная периферия — с низкой;
■ максимальную реализация возможностей работников как ресурса;
■ увязку стратегии управления персоналом с типом предприятия;
■ развитие культуры;
■ минимизацию числа уровней управления, введение гибкой формы организации труда.
Созданию стратегии предшествует анализ структуры персонала, технологий, рынков продукции и труда, общественных ценностей, трудовых отношений, демографической ситуации, общей стратегии, эффективности использования рабочего времени, данных прогноза развития производства и занятости.
Большинство из них носит ярко выраженный национальный оттенок, отражающий устоявшиеся традиции того или иного общества. Поэтому стратегия управления персоналом может быть эффективной в том случае, если соответствует параметрам среды, прежде всего — культурной.
Этапами формирования стратегии управления персоналом являются:
■ анализ внутренней и внешней среды организации;
■ постановка на основе миссии и организационных целей задач в области управления персоналом;
■ разработка стратегических альтернатив,
■ создание современной системы служб управления персоналом;
■ выработка критериев эффективности деятельности их и системы управления человеческими ресурсами в целом.
Механизм реализации стратегии представляет собой систему планов, программ, норм и нормативов, организационных, административных, социальных, экономических и иных мероприятий, нацеленных на решение кадровых проблем и удовлетворение потребностей организации в персонале. В результате применения этих инструментов изменяется поведение сотрудников, создаются условия для их эффективной работы, улучшается структура коллектива.
Типы кадровых стратегий
Рассмотрим некоторые виды кадровых стратегий, связанные с соответствующими предпринимательскими стратегиями. Начнем с так называемых конкурентных стратегий, с помощью которых фирма ведет борьбу за покупателя. По мнению американского исследователя М. Портера, можно выделить три варианта стратегий: лидерство в низких издержках, дифференциацию и фокусирование.
Стратегия лидерства в низких издержках сегодня встречается чаще всего. Она ориентирует фирму на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах. Такая экономия образуется в результате максимизации объемов продаж стандартных товаров массового спроса, что позволяет снижать цены и завоевывать на основе этого новые рынки. Соответствующая ей кадровая стратегия — привлечение и закрепление работников массовых профессий средней квалификации. Рыночная стратегия фокусирования предполагает выбор фирмой одного сегмента рынка и реализацию на нем одной из предыдущих стратегий. Соответствующая ей функциональная кадровая стратегия будет одной из описанных выше. Стратегии развития в качестве объекта имеют прежде всего потенциал и конкурентные преимущества фирмы. В настоящее время принято говорить о четырех видах: стратегий роста, умеренного роста, сокращения и комбинированной. Стратегия роста присуща прежде всего молодым компаниям независимо от сферы деятельности, стремящимся в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции, либо тем, кто находится на острие НТП. Им свойственны постоянные и высокие темпы увеличения масштабов деятельности. Эта стратегия обеспечивает наращивание конкурентных преимуществ фирмы, активное внедрение на новые рынки, диверсификацию производства, постоянные нововведения. В качестве примера здесь можно привести фирму Microsoft, занимающуюся разработкой и производством компьютерных программ.
Стратегия умеренного роста присуща организациям, твердо стоящим на ногах и действующим в традиционных сферах, например в автомобилестроении. Здесь также имеет место продвижение вперед по большинству направлений, но замедленными темпами — несколько процентов в год. Быстрый рост в данном случае уже не нужен и даже опасен, поскольку в случае наступления неожиданных сложных ситуаций значительная инерционность может затруднить преодоление кризиса. Ориентация персонал-стратегий в данном случае должна быть несколько иной по сравнению с предыдущей — не только привлечение, но и закрепление кадров, стабилизация персонала. Структура потребности в нем несколько иная — относительно меньше нужно лиц высшей квалификации, научных работников. Для такого рода фирм сравнительно большее значение приобретают:
■ внутреннее перемещение работников;
■ их переобучение;
■ усиление социальных гарантий;
■ организация ухода на пенсию (ибо в их составе уже работает значительное число лиц пожилого возраста).
Стратегия сокращения масштабов деятельности предполагает санацию фирмы, избавление от всего устаревшего. Основные направления кадровой стратегии в этом случае будут заключаться:
■ в организации массовых увольнений и помощи в трудоустройстве;
■ стимулировании досрочного выхода на пенсию при сохранении наиболее ценной части персонала, отвечающей будущим условиям работы;
■ переквалификации работников.
Вопросы набора персонала, повышения его квалификации и т. п. здесь практически не рассматриваются.
На практике чаще всего имеет место комбинированная, или селективная, стратегия, включающая в том или ином соотношении элементы предыдущих. В ее рамках одни подразделения или рыночные сегменты фирмы развиваются быстро, другие — умеренно, третьи — стабилизируются, четвертые — сокращают свою деятельность. По характеру осуществления можно выделить три вида стратегий: наступательную, наступательно-оборонительную (стратегию стабилизации) и оборонительную (стратегию выживания). Обычно наступательный характер имеют стратегии роста и умеренного роста, наступательно-оборонительный — комбинированная стратегия; чисто оборонительный — стратегия сокращения деятельности. Характер стратегии отражается на требованиях к управленческому персоналу. Для реализации первого типа стратегии требуются менеджеры предпринимательского типа, ищущие нетрадиционные пути работы. Для реализации стратегии второго типа предпочтительнее осмотрительные менеджеры-администраторы. Третий тип стратегии требует уникального сочетания предпринимательских и административных задатков, жесткости, позволяющих спасти фирму от краха.